Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плоские черви – паразиты человека.

Поиск

 

 

I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

 

Медицинская гельминтология изучает червей, паразитирующих в организме человека. Они принадлежат преимущественно к двум типам: Плоских червей и Круглых червей, являются возбудителями различных гельминтозов. В настоящее время известно более 250 видов гельминтов, паразитирующих у человека.

Многие плоские черви ведут паразитический образ жизни. Ряд из них обитают в организме человека, причиняя ему большой вред. Знание строения и жизнедеятельности трематод необходимо для установления диагноза и профилактики вызванных ими заболеваний. Особенности заражения трематодозами и цестодозами состоят в несоблюдении правил личной гигиены при приготовлении пищи.

Систематическое положение:

Царство: Животные (Zoa)

Подцарство: Многоклеточные (Eumetozoa)

Тип: Плоские черви (Plathelmithes)

Класс: Сосальщики (Trematoda )

Вид: Сосальщик печеночный (Fasciola hepatica)

Вид: Ланцетовидный сосальщик (Dikrocoelium lanceatum)

Вид: Кошачий (сибирский) сосальщик (Opisthorchis felineus)

Класс: Ленточные черви (Cestoda)

Вид: Свиной цепень(Taenia solium)

Вид: Лентец широкий (Diphyllobothrium latum)

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, циклы развития некоторых гельминтов человека.

2. Уметь диагностировать наиболее распространенные гельминтозы методом овогельминтоскопии.

 

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать теории происхождения многоклеточных.

2. Знать пути распространения паразитов.

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Понятие о гельминтах. Био- и геогельминты.

2. Характеристика типа Плоские черви, классификация.

3. Характеристика класса сосальщики.

4. Характеристика класса ленточные черви.

5. Локализация паразита в организме хозяина.

6. Географическое распространение.

7. Морфологические особенности.

8. Жизненный цикл.

9. Патогенное действие.

10. Диагностика.

11. Профилактика.

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по гельминтологии.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 435-456.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Ред.Ю.К.Богоявленский. М.,1988, с.138-143; 149-156; 165-167; 170-176.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Кто называется гельминтами?

2. Какие гельминты относятся к гео- и биогельминтам?

3. Какие признаки характерны для плоских червей?

4. На какие классы делятся плоские черви?

5. Какие признаки характерны для сосальщиков?

6. Морфология сосальщиков.

7. Источники, пути заражения и диагностика трематодозов.

8. Какие признаки характерны для ленточных червей?

9. Какие особенности строения характерны цестод?

10. Циклы развития цестод.

11. Диагностика, пути и источники заражения цестодоз.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

 

Заполните таблицу.

характеристики Печеночный сосальщик Кошачий сосальщик Ланцетовидный сосальщик Свиной цепень Лентец широкий
Систематическое положение          
Географическое положение          
Локализация          
Морфология          
Окончательный хозяин          
Промежуточный Хозяин          
Стадии жизненного цикла          
Инвазионная форма для человека          
Название заболевания          
Пути заражения          
Источник заражения          
Диагностика          
Профилактика          

 

 

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ:

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧИТЬ строениЕ ПЕЧЕНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА
5 4 3 2 1

1. Рассмотреть невооруженным глазом, а затем с помощью препаровальной лупы, тотальный препарат печеночного сосальщика. 2. Определить размер, обратить внимание на форму тела, расположение присосок, выделительной поры, кишечника, половой системы. 3. Сравнить со схемой, представленной в таблице. 4. Зарисовать в альбоме общий вид со­сальщика, обозначив: 1-присоска ротовая; 2-матка; 3 – семенник; 4 – желточники; 5 – выделительный канал.
 
II. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ КОШАЧЬЕГО СОСАЛЬЩИКА

 

5 4 3 2

 

1. Рассмотреть кошачьего (сибирского) сосальщика невоору-женным глазом, определить размеры, форму тела. 2. С помощью препаровальной лупы изучить внутреннее строение. 3. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 – ротовая присоска, 2 – ветви кишечника; 3 – матка; 4 – желточники; 5 - семенники.
III. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЛАНЦЕТОВИДНОГО СОСАЛЬЩИКА
4 6 3
5 2 1

 

1. Рассмотреть невооруженным глазом, а затем с помощью препаровальной лупы ланцетовидного сосальщика. 2. Определить форму тела, размеры. 3. Обратить внимание на расположение внутренних органов, в частности, половой системы, в сравнении с кошачьим сосальщиком. 4. Зарисовать в альбоме и обозначить: 1 - ротовая присоски, 2 – брюшная присоска; 3- ветви кишечника; 4 – желточники; 5 – матка; 6 – семенники.
IV. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ СКОЛЕКСА СВИНОГО ЦЕПНЯ
 
       

1.Препарат головки свиного цепня рассмотреть под препаровальной лупой. 2. Обратить внимание на просматривающи­еся присоски и шейку, от которой отпочковываются членики. 3. Положить препарат на предметный сто­лик микроскопа и под малым увеличе­нием рассмотреть на головке крючья. 4. Зрисовать в альбом и обозначить: 1 - присоски, 2 -крючья, 3 – шейка.
V. ИЗУЧИТЬ ЗРЕЛЫЙ ЧЛЕНИК СВИНОГО ЦЕПНЯ
 
 
1 3 2

 

1. Рассмотреть микропрепарат зрелого членика свиного цепня невооруженным глазом и при помощи препаровальной лупы. 2. Обратить внимание на размер, форму, внутреннее строение. 3. Найти центральный ствол матки, сосчитать отходящие от него боковые ветви. 4. Зарисовать препарат и обозначить: 1 - матка (центральный ствол), 2 – боковые ветви матки (в скобках укажите их число); 3 – половая клоака.
VI. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЗРЕЛОГО ЧЛЕНИКА ЛЕНТЕЦА ШИРОКОГО
       

1. Рассмотреть невооруженным глазом зрелый членик лентеца широкого. 2. Обратите внимание на форму членика, соотношение его длины и ширины. 3. Изучите внутреннее строение членика с помощью препаровальной лупы. 4. Зарисовать и обозначить: 1 - матка, 2 - половая клоака, 3 - семенники

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ

- характеристику основных паразитических представителей подцарства многоклеточные;

-жизненные циклы;

-значение для медицины;

-меры профилактики заболеваний.

- работать с бинокулярной лупой;

- определять биологические объекты.

 

 

Занятие № 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.006 с.)