Тема: введение биологию. Устройство световых микроскопов и техника микроскопии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: введение биологию. Устройство световых микроскопов и техника микроскопии.



ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

№ п/п Тема лекции Кол-во часов
  Биология - наука о жизни как специфичной форме движения материи. Фундаментальные свойства живого. Уровни организации жизни. Клетка - элементарная живая система. Клеточная теория. Типы организации. Теории происхождения эукариот. Химический состав.  
  Организация наследственного аппарата про- и эукариот. Хромосомы. Кариотип. Наследственный аппарат клеток человека. Реализация биологической информации в клетке. Принципы регуляции экспрессии генов у про- и эукариот.  
  Обмен веществ и энергии - основа жизнедеятельности клеток. Типы обмена. Этапы энергетического обмена. Митохондрии. Окислительное фосфорилирование. Фотосинтез. Существование клеток во времени. Митоз. Размножение. Биологическое значение. Эволюция. Мейоз. Гаметогенез. Его характеристика у человека. Оплодотворение. Проблемы репродукции человека. Бесплодие.  
  Индивидуальное развитие организмов. Типы онтогенеза. Периодизация онтогенеза. Эмбриогенез. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков. Постнатальный онтогенез человека. Старение, его механизмы. Вопросы тератогенеза.  
  Генетика - наука о наследственности. Закономерности наследования моногенных признаков. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Изменчивость. Типы изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Комбинативная изменчивость. Мутации. Репарация генетического материала.  
  Генетика человека. Человек – специфический объект генетического анализа. Методы изучения генетики человека. Основы медицинской генетики. Основы фармакогенетики. Генетические причины аномальных реакций на лекарственные препараты.  
  Медицинская паразитология. Предмет и задачи. Формы биотических связей. Простейшие - паразиты человека. Морфология, биология, диагностика и профилактика возбудителей заболеваний.  
  Медицинская гельминтология её предмет и задачи. Био- и геогельминты. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Морфология, биология, диагностика и профилактика возбудителей заболеваний.  
  Медицинская арахноэнтомология. Членистоногие – их медицинское значение. Паукообразные. Клещи - возбудители и переносчики заболеваний человека. Насекомые, их биология, эпидемиологическое значение и медицинское значение.  
Итого    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тема занятия Кол-во часов
  Биология как наука. Свойства живого. Уровни организации жизни. Устройство световых микроскопов и техника микроскопии.  
  Клетка - элементарная единица живого.  
  Химический состав клеток.  
  Наследственный аппарат про- и эукариотических организмов. Наследственный аппарат человека.  
  Реализация биологической информации в клетках про- и эукариот. Её регуляция.  
  Организация потока веществ и энергии в клетках.  
  Закономерности существования клеток во времени.  
  Биологические основы размножения. Вопросы репродукции человека.  
  Закономерности эмбрионального развития. Закономерности постэмбрионального развития.  
  Итог 1  
  Закономерности наследования моногенных и полигенных признаков. Хромосомная и нехромосомная наследственность. Интерактивная форма обучения  
  Закономерности изменчивости  
  Человек как объект генетического анализа. Интерактивная форма обучения  
  Основы медицинской генетики человека. Интерактивная форма обучения.  
  Введение в паразитологию. Медицинская протозоология.  
  Медицинская протозоология.  
  Медицинская гельминтология. Тип плоские черви.  
  Медицинская гельминтология. Тип круглые черви.  
  Медицинская арахноэнтомология.  
  Итог 2. Зачет  
Итого    

Занятие № 1

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК КРОВИ ЛЯГУШКИ.   1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить препарат на предметный столик 3. Найти в препарате при малом увеличении эритроциты. Выбрать участок, где эритроциты расположены разреженно. 4. Используя большое увеличение, изучить строение эритроцита. 5. Зарисовать в альбом 5-6 клеток. На рисунке обозначить: 1 - эритроцит; 2 - оболочка, 3 - ядро, 4 – цитоплазма. 6. Убрать препарат.
II. ИЗУЧЕНИЕ АППАРАТА ГОЛЬДЖИ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ).  
 
 
 

1. Изучить строение нервных клеток в ганглии кошки, обратив внимание на форму клеток, наличие ядра, расположение в цитоплазме комплекса Гольджи. 2. Зарисовать в альбом участок нервной ткани из 3-4 клеток. На рисунке обозначить: 1 - нервная клетка; 2 - комплекс Гольджи; 3 – ядро; 4 – цитоплазма.  
III. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК
   
КОЖИЦЫ ЛУКА.

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении клетки кожицы лука. Установить в центре поля зрения характерный участок. 3. Рассмотреть препарат при большом увеличении. Обратить внимание на клеточную оболочку и форму ядра, количество ядрышек. 4. Зарисовать 3-4 клетки. На рисунке отметить: 1 - оболочка; 2 – цитоплаз-ма; 3 – ядро. 5. Убрать препарат.
   
IV. ИЗУЧЕНИЕ ПИГМЕНТНЫХ КЛЕТОК.

 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении пигментные клетки. 3. Изучить строение клеток, обратить внимание на форму и расположение включений. 4. Зарисовать 3-4 клетки. На рисунке отметить: 1 – ядро; 2 – включения пигмента. 5. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное положение.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать основные положения клеточной теории;

- характеристики прокариотических и эукариотических клеток;

- знать строение и функции органоидов эукариотических клеток;

- знать устройство микроскопов и правила работы с ними;

- овладеть навыками определения структур животных и растительных клеток.

Занятие № 3

VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯИЧНИКА КОШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. На малом увеличении рассмотреть строение яичника. Обратить внимание на строение фолликулов, степень их зрелости. 3. Найти зрелый фолликул. Зарисовать в альбом, на рисунке отметить: 1 – фолликул; 2 - полость фолликула; 3 - яйцеклетка.  
II. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.  
 

 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти яйцеклетку лягушки. 3. При большом увеличении изучить строение яйцеклетки и зарисовать. 4. На рисунке обозначить: 1 – яйцеклетка; 2 – студенистая оболочка; 3 – цитоплазма яйцеклетки; 4 – гранулы желтка.  
III. ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ СПЕРМАТОЗОИДОВ МОРСКОЙ СВИНКИ.   . 1. Положить препарат на предметный столик. 2. При малом увеличении найти сперматозоиды. 3. Установить сперматозоиды в центр поля зрения. 4. Перейти на большое увеличение. 5. Изучить строение сперматозоида, зарисовать и обозначить: 1 – головка; 2 – шейка; 3 – жгутик. 6. Убрать препарат с предметного столика.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В ЯЙЦЕ АСКАРИДЫ. 1. Установить препарат на предметном столике и при малом увеличении найти скопления яйцеклеток. 2. На большом увеличении и найти спермии, проникающие в яйцеклетку. Зарисовать, обозначив: 1 – яйцеклетка; 2 – пронуклеус яйцеклетки; 3 – пронуклеус сперматозоида; 4 – цитоплазма яйцеклетки.    

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать типы размножения и их биологические механизмы;

- знать формы бесполого и полового размножения у одно- и многоклеточных организмов;

- знать цитологические механизмы и биологическое значение мейоза;

- знать морфофункциональную организацию сперматозоидов и яйцеклеток;

- знать стадии и их цитогенетическую характеристику сперматогенеза и овогенеза;

- проводить микроскопические исследования яйцеклеток и сперматозоидов;

- усвоить биологические основы репродукции человека.

 

Занятие N8

VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ. .
 

 

1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат.
II. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат.
 
III. ИЗУЧЕНИЕ ГАСТРУЛЫ ЛЯГУШКИ.

 
44
 

 
 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать периодизацию и закономерности индивидуального развития;

- знать закономерности эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза;

- знать механизмы гисто - и органогенеза;

- знать возрастные периоды постнатального онтогенеза человека и их морфофизиологические особенности;

- проводить микроскопические исследования микропрепаратов по онтогенезу многоклеточных организмов;

- уметь определять стадии эмбриогенеза.

Занятие №10

Итоговое занятие 1

 

Занятие №11

Решите генетические задачи.

А) Какие типы гамет образует организм с генотипом РР, Кк, ААНН, ПпВв.

Б) Какой имеет генотип организм, если у него возможно образование одного, двух, четырех типов гамет?

В) Ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Какое потомство можно ожидать от брака голубоглазого мужчины с кареглазой женщиной, отец которой имел голубые глаза, а мать карие?

Г) Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и детей.

 

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

 

Вид деятельности Система действий
I. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. 1. Изучить условие задачи. 2. Представить условие задачи в соответствии с существующими требованиями. 3. Решить задачу и дать генетическое обоснование полученному результату.
II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПОЛИТЕННЫХ ХРОМОСОМ ДРОЗОФИЛЫ ИЛИ ХИРОНОМУСА
 

1. Найти в препарате при малом увеличении политенную хромосому и установить ее в центре поля зрения. 2. Под объективом 40-кратного увеличения рассмотреть политенную хромосому, обратить особое внимание на наличие в ней дисков (хромомер). 3. 3арисовать в альбом одну из политенных хромосом, обозначив в ней участки: 1 - хромомеры.

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Сколько типов гамет и какие именно образуют следующие организмы:

а) моногибрид Аа?

б) дигибрид АаВЬ?

в) тригибрид АаВЬСс?

2. У человека карие глаза доминируют над голубыми:

а) Сколько типов яйцеклеток, различающихся по данной паре генов, производит гетерозиготная кареглазая женщина?

б) Сколько типов сперматозоидов производит голубоглазый мужчина?

3. У человека полидактилия (шестипалость) детерминирована доминантным геном - Р.

а) От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строением кисти, родились два ребенка: пятипалый и шестипалый, каков генотип этих детей?

б) Гомозиготный шестипалый мужчина женился на пятипалой женщине. От этого брака родился один ребенок. Каков его фенотип и генотип?

4. Муж и жена гетерозиготны по гену брахидактилии (короткопалость), который наследуется как доминантный признак. Определить расщепление по генотипу и фенотипу у их детей.

5. У человека система АВО групп крови обусловлена тремя аллелями гена I. Рецессивный аллель I0 детерминирует I группу крови. Аллели IA и IB, обусловливающие II и III группы крови, доминируют над аллелем I0, а по отношению друг к другу кодоминантны; генотип IAIB обусловливает IV группу крови.

а) Женщина I группы крови вышла замуж за гомозиготного мужчину II группы крови. У них родился один ребенок. Какую группу крови и какой генотип он имеет?

6) Женщина I группы крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину III группы крови. Какие группы крови могут иметь их дети?

в) Мать гомозиготна по гену IA, а отец по гену IB. Какую группу крови и генотип имеет их ребенок?

г) Женщина I группы крови вышла замуж за мужчину IV группы крови. Унаследуют ли их дети группу крови матери или отца?

д) Гетерозиготная женщина II группы крови вышла замуж за мужчину I группы крови. Какие группы крови у их детей возможны и какие исключаются?

е) Гетерозиготная женщина II группы крови вышла замуж за гетерозигоного мужчину III группы крови. Какую группу крови и генотип могут иметь их дети?

6. У человека доминантный ген-А детерминирует ахондролазию (карликовость, резкое укорочение скелета конечностей). Его рецессивный аллель - ген- а -обусловливает нормальное строение скелета.

Женщина, имеющая нормальное строение скелета, вышла замуж за мужчину гетерозиготного по ахондроплазии. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с ахондроплазией?

7. У человека голубые глаза (b) рецессивны по отношению к карим (В), а близорукость (М) доминирует над нормальным зрением (m).

а) Какие типы яйцеклеток образует голубоглазая женщина с нормальным зрением?

б) Какие типы сперматозоидов образует кареглазый близорукий мужчина, гетерозиготный по обоим генам?

8. У человека наличие в эритроцитах антигена «резус-фактор» - фенотип Rh+, обусловлено доминантным геном - D. Его аллель- d детерминирует отсутствие этого антигена (фенотип Rh-). Ген первой (0) группы крови (I0) рецессивен в отношении гена II группы (IA) и третьей группы (IB). Два последние аллеля кодоминантны и их сочетание (IAIB) обусловливает IV группу крови.

а) Генотип мужа ddIAI0, жены -DdIBIB. Какова вероятность рождения резус положительного ребенка IV группы?

б) Резус положительная женщина II группы, отец которой имел резус отрицательную кровь I группы, вышла замуж за резус -отрицательного мужчину I группы. Какова вероятность того, что ребенок унаследует оба признака отца?

в) Мужчина, имеющий резус отрицательную кровь IV группы, женился на женщине, имеющей резус положительную кровь III группы. Отец жены имел резус отрицательную кровь I группы. В семье родились два ребенка. Первый имеет резус отрицательную кровь III группы, второй – резус положительную кровь I группы. Судебно-медицинская экспертиза установила, что один из этих детей внебрачный. По какой из двух пар аллелей исключается отцовство?

9. У дрозофилы, млекопитающих и человека гомогаметен женский пол, а гетерогаметен мужской. У птиц - гомогаметен мужской пол, а гетерогаметен - женский. Какие половые хромосомы содержатся в клетках тела:

а) у самки дрозофилы? б) у самца дрозофилы?

в) у курицы? г) у петуха?

д) у женщины? е) у мужчины?

10. Сколько типов гамет, различающихся по половым хромосомам, образуется при гаметогенезе:

а) у самки дрозофилы? б) у самца дрозофилы?

в) у курицы? г) у петуха?

д) у женщины? е) у мужчины?

11. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (с), а нормальное цветовое зрение его доминантной аллелью (С). Ген цветовой слепоты локализован в Х-хромосоме.

а) Женщина, страдающая цветовой слепотой вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?

б) В браке родителей с нормальным зрением родился сын, страдающий цветовой слепотой. Установить генотипы родителей.

в) Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал цветовой слепотой, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Установить вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.

12. У человека гемофилия-А (кровоточивость) детерминирована сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный сын страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребенку ген гемофилии?

13. Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какова вероятность рождения кареглазых детей, страдающих цветовой слепотой, в их семье. Карий цвет глаз обусловлен доминантным аутосомным геном, а цветовая слепота рецессивным сцепленным с Х-хромосомой геном.

14. Дальтонизм наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак, а глухота как аутосомный рецессивный признак. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, вступил в брак с женщиной нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь – дальтоник, но с нормальным слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями.

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ

- законы генетики и их значение для медицины,

- основные закономерности наследственности;

- хромосомный механизм определения пола организмов;

- записывать гаметы для моно- и дигибридного скрещивания;

- решать генетические задачи;

- работать с микроскопом;

- определять биологические объекты.

Занятие №12

Заполните таблицу.

признаки Наследственная Ненаследственная
Генотип    
Фенотип    
Объект изменения    
Изменения в ДНК    
Норма реакции    
Наследуемость изменений    
Значение для организма    
Значение для вида    
Эволюционное значение    

 

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОТИПИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ МУТАЦИЙ а) Норма. б) Вырезка на крыле. 1. При малом увеличении микроскопа найти в препарате мушку дрозофилу. 2. Проанализировать её внешнее строение в норме и зарисовать исследуемый объект в альбом. Аналогичную систему действий применить при анализе наблюдаемых фенотипических мутаций дрозофилы:     в) Изогнутые щетинки
г) Желтое тело. д) Бескрылая форма. .

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ:

- законы генетики и их значение для медицины,

- основные закономерности изменчивости;

- факторы изменения наследственного материала;

- виды изменчивости;

- решать генетические задачи;

- работать с микроскопом;

- определять биологические объекты.

 

Занятие №13

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ОСВОЕНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА 1. Используя сведения о родственниках, составьте родословную своей семьи по любому выбранному вами признаку. 2. Постройте родословную своей семьи, включая родственников 2 и 3 степени генетического родства, применяя принятые обозначения. 3. Проведите анализ построенной родословной и на его основе сформулируйте заключение.
II. АНАЛИЗ ДЕРМАТО- ГЛИФИЧЕСКИХ КАРТ ЧЕЛОВЕКА 1.Используя лупу, проведите каче-ственный анализ папиллярных узоров пальцев левой и правой рук человека. 2.Полученные результаты занести в подготовленную таблицу.
ДУГА (А) ПЕТЛЯ(L)
 
 


ЗАВИТОК(W)

Таблица дерматоглифических данных
Узоры I II III IV V
на правой руке          
на левой руке          
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОН-НЫХ ЗДАЧ 1. Изучите условия задачи. 2. Представьте условие задачи в письменном виде в соответствии с требованиями. 3. Решите задачу и дайте биологическое обоснование полученному результату.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. Составьте родословную семьи со случаем сахарного диабета. Пробанд - больная женщина, ее брат, сестра и родители здоровы. Со стороны отца имеются следующие родственники: больной сахарным диабетом дядя и две здоровые тети. Одна из них имеет трех здоровых детей, вторая - здорового сына. Дедушка и бабушка со стороны отца - здоровы. Сестра бабушки болела сахарным диабетом. Мать пробанда, дядя дедушка и бабушка с материнской стороны здоровы. У дяди два здоровых ребенка. Определите характер наследования болезни и вычислите вероятность рождения больных детей в семье пробанда, если она выйдет замуж за здорового мужчину.

2. Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака и вероятность появления в семье дочери пробанда больных внуков, если она выйдет замуж за гетерозиготного по катаракте этого типа мужчину.

3. Пробанд страдает ночной слепотой. Его два брата также больны. По линии отца пробанда страдающих ночной слепотой не было. Мать пробанда больна. Две сестры и два брата матери пробанда здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии дальше известно: бабушка больна, дед здоров; прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны; прапрадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена пробанда, ее родители и родственники здоровы. Определите вероятность рождения больных детей в семье пробанда.

4. Молодожены нормально владеют правой рукой. В семье женщины было ещё две сестры, нормально владеющие правой рукой, и три брата - левши. Мать женщины – правша, отец – левша. У отца есть сестра и брат левши и сестра и брат правши. Дед по линии отца правша, бабка – левша. У матери женщины есть два брата и сестра – все правши. Мать мужа – правша, отец – левша. Бабки и деды со стороны матери и отца нормально владели правой рукой.

Определите вероятность рождения в этой семье детей, владеющих левой рукой.

5. Определите тип наследования признака и генотипы членов семьи, отмеченных цифрами.

6. Определите тип наследования признака и генотипы всех членов семьи третьего поколения.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ

- законы генетики и их значение для медицины,

- методы генетики человека;

- особенности генетического анализа у человека;

- решать генетические задачи на составление родословной;

- решать генетические задачи на определение типа наследования;

- работать с лупой;

- определять биологические объекты.

Занятие №14

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ

- законы генетики и их значение для медицины,

- методы генетики человека;

- особенности генетического анализа у человека;

- генные болезни человека;

- хромосомные болезни человека;

- мультифакториальные болезни человека;

- решать генетические задачи на составление родословной;

- решать генетические задачи на определение типа наследования;

- работать с лупой;

- определять биологические объекты.

Занятие №15

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТОЗООЛОГИЯ.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Одной из качественных особенностей живых организмов является их непрерывная связь с живой и неживой природой. Формы этих связей носят различный характер. Особое значение в эволюции органического мира играют биотические связи. Изучение их многообразия в живой природе, роли в индивидуальном и историческом развитии живых организмов, является важным элементом в формировании представлений о закономерностях существования живого.

Некоторые формы подцарства Простейшие, паразитируя у человека, оказывают патогенное влияние на различные системы органов. Для ранней диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых этими паразитами необходимо, знание их морфологии и особенности жизненного цикла.

 

Систематическое положение:

Царство: Животные (Zoa)

Подцарство: Простейшие (одноклеточные) (Protozoa)

Тип:Саркомастигофора (Sarcomastigophora)

Класс: Саркодовые (Sarkodina)

Вид: Дизентерийная амеба (Entamoeba histolytica)

Класс: Жгутиковые (Flagellata)

Вид: Лямблия человеческая (Lamblia intestinalis)

Вид: Трихомонада урогенитальная (Trichomonas vaginalis)

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить формы биологических связей в природе.

2. Изучить основы учения о природной очаговости болезней.

3. Изучить строение и жизненные циклы дизентерийной амебы, лямблии, трихомонада.

4. Уметь идентифицировать паразитов в микропрепаратах.

 

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать характеристику основных уровней организации живых систем.

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Основные формы биологических связей в природе.

2. Паразитизм, его происхождение, формы.

3. Принципы экологической классификации паразитов.

4. Биологическая сущность взаимоотношений в системе " паразит - хозяин " на уровне особей.

5. Морфофизиологические адаптации паразитов.

6. Понятие о природно-очаговых заболеваниях и природном очаге.

7. Биологические принципы классификации природных очагов.

8. Способы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями.

9. Медицинская протозоология, предмет и задачи.

10. Общая характеристика подцарства Простейшие.

11. Характеристика Класса - Саркодовые.

12. Строение, цикл развития дизентерийной амебы.

13. Характеристика Класса - Жгутиковые.

14. Строение, цикл развития лямблии.

15. Диагностика и профилактика амебиаза, лямблиоза, трихомоноза.

 

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по медицинской протозоологии.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 386-419.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие формы биологических связей Вы знаете?

2. Что такое паразитизм?

3. Происхождение паразитизма?

4. Какие принципы положены в основу классификации паразитов?

5. Что такое инвазия?

6. Кто называется хозяином паразита?

7. Каковы пути влияния паразитов на хозяев?

8. Морфофизиологические адаптации паразитов.

9. Пути попадания паразитов в организм хозяев.

10. Понятие о природном очаге.

11. Что такое природно-очаговые болезни?

12. Принципы классификации природных очагов.

13. В чем сущность ландшафтной эпидемиологии природноочаговых

заболеваний?

14. Что является предметом медицинской паразитологии? Какие задачи

она решает?

15. Какие признаки характерны для типа Простейших?

16. Какие классы простейших Вы знаете? Морфологическая характеристика класса?

17. Какие морфологические и биологические особенности характерны для дизентерийной амебы, лямблий, трихомонады?

18. Какие меры профилактики при данных паразитарных заболеваниях?

19. Принципы диагностики протозойных инвазий.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

 

Заполните таблицу.

характеристики Дизент. амеба лямблия трихомонада
Систематическое положение      
Географическое положение      
Локализация      
Морфология      
Окончательный хозяин      
Промежуточный Хозяин      
Стадии жизненного цикла      
Инвазионная форма для человека      
Название заболевания      
Пути заражения      
Источник заражения      
Диагностика      
Профилактика      

 


VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

 

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ДИЗЕНТЕРИЙНОЙ АМЕБЫ  
6 5 4 3 2 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.147 с.)