Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: медицинская арахноэнтомология.

Поиск

I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Представители типа Членистоногие имеют для медицины большое значение. Это обусловлено тем, что многие виды их являются постоянными или временными паразитами человека, промежуточными хозяевами или переносчиками возбудителей инвазий или инфекций, их природным резервуаром. Наибольший интерес в связи со сказанным имеют представители классов Паукообразных и Насекомых. Знание строения, жизненных циклов некоторых представителей этих классов необходимы для профилактики целого ряда заболеваний.

 

Систематическое положение:

Царство: Животные (Zoa)

Подцарство: Многоклеточные (Eumetozoa)

Тип: Членистоногие (Arthropoda)

Подтип: Хелицеровые (Chelicerata)

Класс: Паукообразные (Arachnoidea)

Отряд: Клещи (Acarina)

Семейство: Акариформные (Akariformes)

Вид: Чесоточный зудень (Sarcoptes scabiei)

Семейство: Иксодовые (Ixodidae)

Вид: Собачий клещ (Ixodes ricinus)

Подтип: Трахейнодышащие (Tracheata)

Класс: Насекомые (Insekta)

Отряд: Вши (Anoplura)

Вид: Вошь головная (Pediculus humanus capitis)

Отряд: Блохи (Aphaniptera)

Вид: Блоха человеческая (Pulex irritans)

Отряд: Двукрылые (Diptera)

Род: Комар малярийный (Anopheles)

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, циклы развития, эпидемиологическое значение клещей,

вшей, блох, комаров.

2. Уметь идентифицировать виды клещей, вшей, блох, комаров.

 

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать основы учения о природной очаговости.

2. Знать циклы развития членистоногих.

 


IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Общая характеристика и классификация членистоногих.

2. Характеристика и классификация класса паукообразных.

3. Строение и цикл развития чесоточного клеща.

4. Профилактика чесотки.

5. Характеристика класса насекомых, классификация.

6. Строение и цикл развития вшей.

7. Эпидемиологическое значение вшей.

8. Строение и цикл развития блохи.

9. Эпидемиологическое значение блох.

10. Строение и цикл развития комаров.

11. Отличие малярийных комаров от не малярийных.

12. Эпидемиологическое значение комаров. Меры борьбы с ними.

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по медицинской арахноэнтомологии.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 488-517.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Ред.

Ю.К.Богоявленский. М.1988, с.184-211.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие признаки характерны для типа Членистоногих?

2. Как классифицируются членистоногие?

3. Какие признаки характерны для паукообразных?

4. Характерные признаки отряда Клещей.

5. Особенности строения и цикл развития чесоточного и таежного клещей, профилактика чесотки.

6. Какие признаки характерны для класса насекомых?

7. Строение и цикл развития головной вши.

8. Эпидемиологическое значение вшей.

9. Механизмы заражения сыпным и возвратным тифом.

10. Характерные признаки отряда двукрылых.

11. Строение и цикл развития комаров.

12. Отличия малярийных и не малярийных комаров.

13. Меры борьбы с комарами.

14. Блохи, строение, цикл развития.

15. Эпидемиологическое значение блох.

 


VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

 

Заполните таблицу.

характеристики Чесоточный клещ Собачий клещ Вошь головная Блоха человеческая Малярийный комар
Систематическое положение          
Географическое положение          
Локализация          
Морфология          
Окончательный хозяин          
Промежуточный Хозяин          
Стадии жизненного цикла          
Инвазионная форма для человека          
Название заболевания          
Пути заражения          
Источник заражения          
Диагностика          
Профилактика          

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ:

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ САМКИ СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА
       

1. На тотальном микропрепарате самки иксодового клеща обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение самки клеща и зарисовать её в альбом. 3. На рисунке отметить: 1- ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – стигмы; 5 – анальное отверстие.  
         
II. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ САМЦА СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА

1. На тотальном микропрепарате самца иксодового клеща обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение самца клеща и зарисовать его в альбом. 3. На рисунке отметить: 1- ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – анальное отверстие.
III. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЧЕСОТОЧНОГО КЛЕЩА 1. На тотальном микропрепарате самки чесоточного клеща при малом увеличении микроскопа обратить внимание на размер, положение ротовых органов, размеры конечностей. 2. Зарисовать в альбом самку клеща.   3. На рисунке отметить: 1- ротовой аппарат; 2 – конечности; 3 – шипики; 4 –щетинки.  
IV. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ САМКИ И САМЦА ГОЛОВНОЙ ВШИ САМЕЦ
1 2 3
 
 
 

 
 
1 2 3

  1. Положить тотальный препарат самки вши на предметный столик лупы и рассмотреть общий вид паразита. 2. При малом увеличении микроскопа изучить детали строения вши. 3. Зарисовать препарат в альбом. На рисунке отметить: 1 – голова; 2 – грудь; 3 – брюшко; 4 – конечности.   1.Положить тотальный препарат самца вши на предметный столик лупы и рассмотреть общий вид паразита. 2. При малом увеличении микроскопа изучить детали строения вши. 3. Зарисовать препарат в альбом. На рисунке отметить: 1 – голова; 2 – грудь; 3 – брюшко; 4 – конечности.  
  V. ИзучИТЬ строениЕ БЛОХИ
1 2 3 4

 

  1. Положить тотальный препарат блохи на предметный столик лупы и рассмотреть общий вид паразита. 2. При малом увеличении микроскопа изучить детали строения блохи. 3. Зарисовать препарат в альбом. На рисунке отметить: 1 – голова; 2 – грудь; 3 – брюшко; 4 - конечности.  
VI. ИзучИТЬ строении МАЛЯРИЙНОГО комара ГОЛОВКА
 
 
1 2 3 4

 

  1. Под лупой рассмотреть строение головки самки малярийного комара. 2. Найти на препарате ротовые органы, усики, нижнечелюстные щупики, сопоставить их длину относительно друг друга. 3. Зарисовать препарат в альбом и отметить: 1- хоботок; 2 – нижнечелюстные щупики; 3 – усики (сяжки); 4 – глаза.
ЯЙЦО
1 2

 

 

  1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение яиц малярийного комара 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, форму яиц, наличие воздушных камер. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – оболочка; 2 – воздушные камеры.
ЛИЧИНКА     1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение личинки малярийного комара. 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, сегменты тела личинки, расположение стигм.   3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – голова; 2 – грудь; 3 – брюшко; 4 – стигмы.  
КУКОЛКИ     1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. При малом увеличении изучить строение куколки малярийного комара. 2. При изучении препарата обратить внимание на размер, сегменты тела, расположение и форму дыхательных сифонов. 3. Зарисовать препарат в альбом, на рисунке отметить: 1 – головогрудь; 2 – брюшко; 3 – сифоны.  

 

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ

- характеристику основных паразитических представителей подцарства многоклеточные;

-жизненные циклы;

-значение для медицины;

-меры профилактики заболеваний.

- работать с бинокулярной лупой;

- определять биологические объекты.

 

 

Занятие №20

Итоговое занятие №2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.008 с.)