Тема: закономерности индивидуального развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: закономерности индивидуального развития.



I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Все живые организмы представляют собой дискретные биологические системы, каждое поколение которых, с момента зарождения и до биологической смерти, осуществляет закономерный процесс развития - жизненный цикл. Совокупность детерминированных во времени и взаимосвязанных событий, происходящих в процессе осуществления организмом жизненного цикла называется онтогенезом или индиви-дуальным развитием. Основу его составляет процесс реализации в определенных условиях среды видоспецифической генетической информации. Знание закономерностей онтогенеза необходимо как для понимания механизмов нормального органогенеза, так и причин его нарушений.

Качественно новый этап индивидуального развития организма начинается в постнатальном периоде. Он включает в себя сложные и многообразные биологические процессы, лежащие в основе роста, созревания, старения и, наконец, биологической смерти. Особенно сложен постнатальный онтогенез человека, так как в основе его лежит реализация двух программ - генетической и социальной.

 

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить периодизацию и закономерности индивидуального развития.

2. Уметь определять стадии эмбриогенеза.

3. Изучить закономерности постэмбрионального онтогенеза.

4. Изучить особенности постнатального онтогенеза человека.

5. Знать возрастные периоды постнатального онтогенеза человека и их морфофизиологические особенности.

 

III. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать биологические закономерности полового размножения организмов.

2. Знать механизмы клеточной пролиферации.

3. Представлять роль наследственности и среды в формировании фенотипа.

 

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Определение онтогенеза.

2. Эволюция типов онтогенеза, их характеристика.

3. Периодизация онтогенеза.

4. Общая характеристика предэмбрионального периода.

5. Периодизация онтогенеза человека.

6. Эмбриогенез, его периодизация.

7. Дробление, его типы, их связь с морфологией яйцеклеток.

8. Образование бластулы, ее морфология.

9. Гаструляция, способы, значение.

10. Типы образования мезодермы, ее дифференцировка.

11. Гисто - и органогенез.

12. Молекулярно- генетические механизмы дифференцировки.

13. Роль наследственности и среды в эмбриогенезе.

14. Учение о критических периодах. Нарушения морфогенеза.

15. Характеристика периодов постнатального онтогенеза человека.

16. Взаимодействие биологического и социального в различные периоды онтогенеза человека.

17. Старение как этап онтогенеза.

18. Морфофизиологическая характеристика процессов старения.

19. Основные теории старения.

20. Роль социальных факторов в долголетии человека.

21. Гомеостатические механизмы в онтогенезе.

22. Регенерация как проявление гомеостаза на клеточном уровне.

23. Трансплантация как искусственный способ сохранения и поддержания гомеостаза. Виды трансплантаций.

24. Смерть как завершающий этап онтогенеза.

25. Клиническая и биологическая смерть. Проблемы реанимации.

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология. Н.В.Чебышев и соавт. – М.: ООО «Издательство «Мединфорагенство»», 2010.- С. 116-154.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое онтогенез?

2. Какие типы онтогенеза Вы знаете?

3. На какие периоды делится онтогенез?

4. Какие стадии выделяют в процессе эмбриогенеза?

5. На какие периоды делится внутриутробное развитие человека?

6. Что такое дробление? Его особенности.

7. Биологическое значение дробления, его типы.

8. Какие типы гаструляции Вам известны?

9. Что такое гисто- и органогенез?

10. Какие органы и системы органов развиваются из эктодермы, эндодермы и мезодермы?

11. В чем сущность молекулярно-генетических механизмов дифференцировки.

12. Что такое критические периоды, их значение в онтогенезе?

13. Врожденные пороки развития у человека.

14. Что такое постнатальный онтогенез?

15. Какие типы постнатального онтогенеза Вы знаете?

16. Назовите основные этапы постнатального онтогенеза человека.

17. Охарактеризуйте возрастные периоды постнатального развития человека.

18. Что лежит в основе управления процессами постнатального онтогенеза человека.

19. Какие морфофизиологические изменения характерны для старения?

20. Какие теории старения Вам известны?

21. Что такое гомеостаз? Его механизмы в онтогенезе.

22. Какие виды регенераций Вам известны?

23. Что такое трансплантация?

24. Какую роль играют социальные факторы в продолжительности жизни человека?

25. Смерть как завершение онтогенеза.

26. Клиническая и биологическая смерть.

27. Проблемы реанимации.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Составьте таблицу характеристик способов, механизмов дробления зиготы и групп организмов, для которых они характерны.

2. Составьте таблицу характеристик зародышевых листков и образующихся из них органов и систем.

3. Составьте таблицу возрастных периодов и социально-биологических характеристик постнатального онтогенеза человека.

 

VIII.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ. .
 

 

1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат.
II. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат.
 
III. ИЗУЧЕНИЕ ГАСТРУЛЫ ЛЯГУШКИ.

 
44
 

 
 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
 

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат.

IX. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ:

- знать периодизацию и закономерности индивидуального развития;

- знать закономерности эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза;

- знать механизмы гисто - и органогенеза;

- знать возрастные периоды постнатального онтогенеза человека и их морфофизиологические особенности;

- проводить микроскопические исследования микропрепаратов по онтогенезу многоклеточных организмов;

- уметь определять стадии эмбриогенеза.

Занятие №10

Итоговое занятие 1

 

Занятие №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.013 с.)