ТОП 10:

их формирование и использование



Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной госу­дарством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации» обяза­тельное медицинское страхование— это составная часть государ­ственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основное назначение территориальных фондов обязательно­го медицинского страхования — финансовое обеспечение прог­рамм обязательного медицинского страхования в субъектах Рос­сийской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицин­ского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий фи­нансирования территориальных программ и для финансирова­ния отдельных мероприятий в области обязательного медицин­ского страхования.

В бюджетном законодательстве фонды обязательного меди­цинского страхования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» Федеральный и территориальные фон­ды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреж­дения. Деятельность Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования как учреждения осуществляется в соответ­ствии с его Уставом[248], территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными ор­ганами субъектов Российской Федерации[249].

К правовым актам, регулирующим формирование и исполь­зование фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подза­конные акты в области здравоохранения и медицинского страхо­вания, законы о бюджетах соответствующих фондов и их испол­нении.

Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицин­ского страхования.

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицин­ского страхования с 2001 г. формируется за счет:

• отчислений от единого социального налога;

• отчислений от единого налога при упрощенной системе на­логообложения;

• отчислений от сельхозналога;

• отчислений от единого налога на вмененный доход;

• доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;

• добровольных взносов юридических и физических лиц.

Поступление единого социального налога является основным видом доходов Федерального фонда обязательного медицинско­го страхования (например, в 2004 г. - 96,8% общей суммы дохо­дов). Порядок расчета сумм единого социального налога, зачис­ляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации. С 2005 г. основная ставка единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%.

Относительно небольшой удельный вес в доходах Федераль­ного фонда обязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса[250]. В соответствии с Ус­тавом этого Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные цен­ные бумаги.

В качестве возможного источника доходов предусмотрены также средства федерального бюджета на выполнение федераль­ных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования. Вместе с тем отчетные данные об исполнении бюд­жетов Фонда с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такие средства в бюджет Фонда не поступали.

Структура расходов Федерального фонда обязательного ме­дицинского страхования представлена на рис. 15.6.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Решение о предоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комис­сия Фонда по выравниванию условий деятельности территори­альных фондов обязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.

Рис. 15.6. Структура расходов Федерального фонда

обязательного медицинского страхования в 2004 г.

 

За счет средств Федерального фонда обязательного медицин­ского страхования финансируются также целевые программы ока­зания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхо­ванию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компью­теризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конфе­ренций, международное сотрудничество, информационно-пуб­лицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы и расходы территориальных фондов обязательного ме­дицинского страхования.

Доходы территориальных фондов формируются за счет:

• отчислений от единого социального налога (основная став­ка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);

• отчисления от единого налога по специальным режимам на­логообложения;

• поступлений из территориальных бюджетов в качестве стра­ховых взносов за неработающее население;

• доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;

• поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых усло­вий деятельности территориальных фондов;

• поступлений из Пенсионного фонда Российской Федера­ции на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).

Структура доходов территориальных фондов дифференциру­ется по различным субъектам Российской Федерации, в том чис­ле в зависимости от того, получает ли территориальный фонд

средства из Федерального фонда или нет. В городе Москве стра­ховые взносы на неработающее население не отражаются в бюд­жете Московского городского фонда обязательного медицинско­го страхования, не поступают на счета этого фонда, а непосред­ственно перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования преобладают поступления единого социального налога, уплачиваемого работодателями за ра­ботающих граждан, над поступлением взносов на обязательное ме­дицинское страхование неработающего населения. Соотношение между поступлениями от единого социального налога и взносами за неработающее население в последние четыре года в среднем по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегда соответствуя числу работающих и неработающих в отдельных ре­гионах. По оценкам некоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов за неработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит в проб­лемных регионах до 70%[251].

Территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования так же, как и Федеральный фонд, размещают временно, свободные средства и средства нормированного страхового запаса в банковские депозиты и государственные ценные бумаги.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием территориальной прог­раммы обязательного медицинского страхования, включая рас­ходы на ведение дела страховых медицинских организаций, вы­полнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового за­паса; а также на финансирование отдельных мероприятий в об­ласти здравоохранения.

Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного меди­цинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Террито­риальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством Российской Федерации в составе Прог­раммы государственных гарантий обеспечения граждан бесплат­ной медицинской помощью. Предоставление средств из террито­риальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на осно­ве дифференцированных подушевых нормативов.

Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции стра­ховщиков.

В состав расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование от­дельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистов высказывает мнение, что финансирование отдель­ных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает ос­новной принцип медицинского страхования — «Деньги следуют за пациентом»[252].

Движение средств в системе обязательного медицинского стра­хования представлено на рис. 15.7. Суммы единого социального налога или заменяющих его налоговых платежей при специаль­ных режимах налогообложения зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства, для последующего распределения средств между федеральным бюджетом и государ­ственными внебюджетными фондами. Управление федерального казначейства платежными поручениями часть средств, поступив­ших от единого социального налога, перечисляет на счета Феде­рального и территориальных фондов обязательного медицинско­го страхования. Средства территориальных фондов обязательно­го медицинского страхования формируются также за счет поступлений из территориальных бюджетов и Пенсионного фон­да Российской Федерации, а также субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застра­хованным.

Контрольные вопросы

 

1. Укажите финансовые механизмы, соответствующие двум моделям социальной защиты.

2. Что такое социальное страхование? Перечислите принци­пы социального страхования.

3. Перечислите, какие государственные внебюджетные фон­ды функционируют в настоящее время в Российской Федерации?

4. Какие правовые акты регулируют деятельность государ­ственных внебюджетных фондов в Российской Федерации?

5. Назовите основные виды доходов государственных соци­альных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

6. Какие изменения произошли в 2001 г. в механизме функци­онирования Пенсионного фонда Российской Федерации?

 

 
 


Администрации субъектов РФ и муниципальных образований – страхователи неработающих граждан
Работодатели – страхователи работающего населения

 

 

Рис. 15.7. Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

 

7. Каковы основные направления использования Фонда со­циального страхования Российской Федерации?

8. Каковы особенности управления средствами Фонда соци­ального страхования Российской Федерации по сравнению с дру­гими государственными внебюджетными фондами?

9. Назовите основные доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

10. Как обеспечивается финансовая устойчивость системы обязательного медицинского страхования в Российской Феде­рации?

Задания для самостоятельной работы

 

1. На основе правовых актов Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации приведите примеры социальных выплат, относящихся к социальному страхованию и социальной помощи.

2. Нарисуйте схему распределения сумм единого социального налога между федеральным бюджетом и государственными соци­альными внебюджетными фондами.

3. Покажите алгоритм действий организации-страхователя при выплате пособий по временной нетрудоспособности за счет: 1) начисленных сумм единого социального налога или страховых взносов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) субсидии из Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Сравните состав и структуру доходов и расходов территори­альных фондов обязательного медицинского страхования (на примере 4—5 субъектов Российской Федерации).

 

 

Глоссарий

А

Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостове­ряющих обязательственные права участников общества (акционе­ров) по отношению к обществу.

Акция — ценная бумага, закрепляющая право ее владельца (акци­онера) на получение части чистой прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на долевое участие в управлении им и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Амортизация — отчисления на основе установленных законода­тельством методов, отражающих перенос части стоимости аморти­зируемого имущества, используемого при производстве товаров и услуг на стоимость вновь созданной продукции (услуги).

Аудиторский контроль — деятельность, осуществляемая аудитор­скими организациями либо аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности орга­низаций и индивидуальных предпринимателей.

 

 

Б

Баланс финансовых ресурсов — прогноз формирования и исполь­зования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования в рамках конк­ретной административно-территориальной единицы страны, регио­на, муниципального образования.

Банкротство (несостоятельность) организации — признанная су­дом или объявленная должником неспособность организации-должника (за исключением казенных предприятий) в полном объе­ме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных

платежей.

Бевериджская модель социальной защиты - модель, в основе фи­нансового механизма которой лежит бюджетное финансирование

социальной помощи, ориентированная на обеспечение граждан до­ходами на уровне прожиточного минимума.

Бисмарковская модель социальной защиты — модель, в основе фи­нансового механизма которой лежит социальное страхование, ори­ентированная на полную или частичную компенсацию утраченных заработков (в результате старости, временной или постоянной поте­ри трудоспособности, безработицы).

Бюджет — совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправле­ния, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу перераспределения валового внутренне­го продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и час­ти национального богатства с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления и используемых ими на удовлетворение обществен­ных потребностей в рамках возложенных на данные органы функ­ций и задач.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финан­совый год, предназначенных для исполнения расходных обяза­тельств соответствующего муниципального образования.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обя­зательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Бюджетирование - процедура составления финансовых планов. Бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает распределение бюджетных средств между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в пря­мой зависимости от достижения конкретных результатов предостав­ления услуг в соответствии со среднесрочными приоритетами соци­ально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Бюджетная инициатива - право законодательных органов и дру­гих субъектов права законодательной инициативы вносить измене­ния в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касаю­щихся бюджетной сферы.

Бюджетная классификация — законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования егодефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопостави­мость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная политика— составная часть финансовой политики государства, определяющая условия и принципы организации фи­нансовых отношений при формировании доходов бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджет­ных отношений.

Бюджетная роспись главных распорядителей бюджетных средств— документ, в котором на основе показателей утвержденного бюджета производится распределение бюджетных ассигнований по распоря­дителям и получателям бюджетных средств в соответствии с показа­телями бюджетной классификации.

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов госу­дарственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся вопределенной взаимосвязи друг с дру­гом на основе принципов, установленных законодательством.

Бюджетная система Российской Федерации— основанная на эко­номических отношениях и государственном устройстве РФ, регули­руемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюдже­тов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное законодательство— совокупность законодательных идругих нормативных правовых актов, принятых на федеральном, ре­гиональном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения.

Бюджетное планирование- совокупность процессов, связанных с формированием бюджетных фондов, включающая составление, рассмотрение и утверждение бюджетов, а также вопросы теории и методологии их осуществления.

Бюджетное право— совокупность юридических норм, определя­ющих основы бюджетного устройства страны и бюджетного процес­са на всех уровнях бюджетной системы.

Бюджетное устройство— организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить вее составе структур­ные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними.

Бюджетное учреждение- организация, созданная органами госу­дарственной власти РФ, органами государственной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государ­ственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и рас­ходов.

Бюджетные ассигнования— бюджетные средства, предусмотрен­ные сводной бюджетной росписью распорядителю или получателю бюджетных средств.

Бюджетные компенсации— суммы, утверждаемые и передавае­мые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возме­щения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Бюджетные полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления)— установленные законодательством Рос­сийской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюд­жетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетно­го процесса.

Бюджетные резервы- обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, предназначенных для обеспечения беспере­бойного финансирования как предусмотренных ранее, так и непред­виденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Бюджетный кредит— форма финансирования бюджетных расхо­дов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный механизм- совокупность методов мобилизации до­ходов, форм предоставления бюджетных средств и межбюджетного распределения и перераспределения средств.

Бюджетный период— срок, втечение которого действует утверж­денный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период сос­тавляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс— регламентируемая нормами права деятель­ность органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по конт­ролю за их исполнением.

Бюджетный федерализм— форма организации бюджетных отно­шений, позволяющая органично сочетать фискальные интересы фе­дерации, субъектов федерации и муниципальных образований в ус­ловиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Бюджетный фонд- обособленная часть стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятель­ности и части национального богатства, концентрируемая в распо­ряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемая для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции.

В

Взаимные расчеты— расчеты, возникающие между бюджетами в ходе их исполнения, в случае внесения изменений в бюджетное и на­логовое законодательство, перераспределения полномочий между органами власти разных уровней, передачи объектов из подчинения органа власти одного уровня другому, а также принятия других реше­ний, влекущих увеличение бюджетных расходов или снижение бюд­жетных доходов и не учтенных при утверждении соответствующих

бюджетов.

Вид бюджета- форма образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Вмененный доход— потенциально возможный доход налогопла­тельщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на по­лучение указанного дохода, и используемый для расчета величины данного налога по установленной ставке.

Внебюджетные фонды- обособленная от бюджетных часть фи­нансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государ­ственной власти и местного самоуправления, имеющих самостоя­тельные источники формирования и использующихся в соответ­ствии с целевым назначением.

Внутрихозяйственный контроль— контроль, осуществляемый подразделениями и отдельными специалистами субъектов хозяй­ствования, выполняющими контрольные функции.

Г

Главный распорядитель бюджетных средств— орган государствен­ной власти, орган местного самоуправления, имеющий право распре­делять средства бюджета по подведомственным распорядителям и по­лучателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, которое наделено указанным правом.

Государственные (муниципальные) гарантии— способ обеспече­ния гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ, субъ­ект РФ или муниципальное образование как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается госу­дарственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Государственные доходы— денежные средства, зачисляемые в со­ответствии с действующим законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней и государственные внебюд­жетные фонды.

Государственные и муниципальные заимствования— отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных госу­дарств и международных финансовых организаций в виде государ­ственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа власти (органа местного самоуправления)-заемщика форми­руются дополнительные финансовые ресурсы.

Государственные и муниципальные займы— передача в распоряже­ние заемщика средств путем приобретения заимодателями государ­ственных и муниципальных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные финансы— денежные отноше­ния, возникающие у органов государственной власти и местного са­моуправления в связи с формированием и использованием денеж­ных средств на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной оборо­ны и правоохранительной деятельности, управления и других расхо­дов государства и муниципальных образований.

Государственные расходы— денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Государственный внебюджетный фонд РФ— фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицин­скую помощь.

Государственный и муниципальный долг— долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния перед физическими и юридическими лицами (резидентами инерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, вклю­чая обязательства по предоставленным государственным и муници­пальным гарантиям.

Государственный финансовый контроль— совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эф­фективности образования, распределения и использования финан­совых ресурсов государства.

Д

Денежныедоходы коммерческой организации- прибыль от реали­зации товаров (работ, услуг), прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.

Денежные накопления коммерческой организации— амортизация, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли

прошлых лет.

Денежные поступления коммерческой организации — бюджетные средства; средства, привлеченные за счет операций на финансовом рынке; средства, поступающие в порядке перераспределения от ос­новной (материнской) компании, вышестоящей организации, засчет внутри- и межотраслевого перераспределения.

Дефицит бюджета— превышение расходов бюджета над его дохо­дами.

Дивиденд — часть общей суммы прибыли акционерного общест­ва, распределяемая между акционерами в соответствии с количест­вом, стоимостью и видом принадлежащих им акций (обыкновен­ных, привилегированных, учредительских идр.).

Договор страхования— соглашение, в силу которого одна сторо­на (страховщик) обязуется за обусловленную договором денежную сумму (страховой взнос), уплачиваемую другой стороной (страхова­телем), при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) произвести страховую выплату страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю).

Дотация— бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвоз­мездной и безвозвратной основе.

Доходы бюджета— часть бюджетных отношений, связанных сформированием фондов денежных средств, находящихся в распоря­жении органов государственной власти и местного самоуправления. По своему материальному воплощению — денежные средства, пос­тупающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления.

Е

Единство кассы- принцип исполнения бюджетов, предусматри­вающий зачисление доходов и средств из источников финансирова­ния дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление с него всех предусмотренных расходов.

З

Звенья финансовой системы— группы финансовых отношений внутри сфер финансовой системы, классифицируемые в соответ­ствии сцелью деятельности субъектов хозяйствования или формой организации государственных и муниципальных финансов.

И

Индивидуальный предприниматель— гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридическо­го лица.

Исполнение бюджета— стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утверж­денными бюджетными назначениями, а также учет исполнения

бюджета.

Исполнение бюджета по доходам — процесс распределения в соот­ветствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; зачис­ления доходов на счета соответствующих бюджетов; возврат излиш­не уплаченных сумм доходов, а также учет доходов бюджета и сос­тавление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Исполнение бюджета по расходам — процесс осуществления рас­ходов в пределах фактического наличия бюджетных средств на еди­ном счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкцио­нирования и финансирования расходов.

К

Капитализированные платежи — обязательные взносы юридичес­ких лиц-страхователей по обязательному страхованию от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при их ликвидации.

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (ос­новные средства), затраты на новое строительство, расширение, ре­конструкцию и техническое перевооружение действующих предпри­ятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря; проектно-изыскательские работы и др.

Капитальный государственный или муниципальный долг — сумма выпущенных и непогашенных органом государственной власти или органом местного самоуправления долговых обязательств и гаранти­рованных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Коммерческая организация - организация, преследующая извле­чение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Ком­мерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий.

Конверсия государственного внешнего долга — реализация всех ме­ханизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими ви­дами обязательств, менее обременительными для экономики стра­ны-должника.

Конверсия государственного или муниципального займа — измене­ние доходности государственного или муниципального займа.

Консолидация государственного или муниципального займа — уве­личение срока функционирования выпущенного государственного или муниципального займа.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Л

Ликвидность организации — способность организации обеспечить полное и своевременное выполнение своих обязательств в денежной форме.

Лимит бюджетных обязательств — предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета.

М

Медицинское страхование — составная часть социального страхо­вания, обеспечивающая финансирование медицинской помощи пу­тем формирования специальных фондов за счет взносов организа­ций, органов государственной власти и органов местного само­управления, а также средств граждан.

Межбюджетное регулирование — распределение и перераспреде­ление бюджетных средств между бюджетами разных уровней с целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов федерации и муниципальных образований.

Межбюджетные отношения — это совокупность отношений внут­ри бюджетной системы государства, включающая в качестве основ­ных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы и перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджет­ной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной сис­темы РФ.

Методы финансового контроля — конкретные способы осуще­ствления контрольных действий и операций.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в со­ответствии с законодательством органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муници­пальных образований.

Муниципальные расходы — денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Н

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного веде­ния и оперативного управления денежных средств в целях финансо­вого обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных

образований.

Налоговая система - совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и примене­ния мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.042 с.)