Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В реализации финансовой политики

Поиск

 

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения [44].

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды фи­нансовых ресурсов, каждый из которых является результатом расп­ределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муници­пальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1) финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 16—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необ­ходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью на­логов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финан­совых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и на­селения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных эко­номических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Методы практического осуществления операций, непосред­ственно связанных с формированием и использованием финан­совых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функцио­нальных элементов управления финансами (методы финансово­го планирования и прогнозирования, методы оперативного уп­равления финансами, методы финансового контроля) (см. гл. 3, 4, 6 учебника).

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость

их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма. Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязан­ных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый меха­низм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйство­вания (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организа­ций и финансовый механизм предпринимателей индивидуаль­ных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функ­ционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового ме­ханизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; меха­низм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: фи­нансовый механизм Российской Федерации, финансовый меха­низм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентиру­емой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе фи­нансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ре­сурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общест­венного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов использу­ются различные источники формирования и методы мобилиза­ции финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы органи­зации финансово-хозяйственной деятельности и построения фи­нансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регули­ровать воздействие отдельных элементов финансового механиз­ма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге ре­ализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового меха­низма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количест­венного и качественного воздействия на экономику и социаль­ную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выража­ется через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяй­ствования и органами власти финансовых ресурсов и их распреде­ления между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансо­вых ресурсов на централизованном и децентрализованном уров­нях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствую­щего уровня, размера государственных закупок, объемов финан­сирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культур­ное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финан­совых отношений, которые позволяют их рассматривать в каче­стве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового меха­низма можно отнести снижение налоговых ставок, условия пре­доставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия пре­доставления бюджетных кредитов организациям различных орга­низационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового механизма оп­ределяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма яв­ляются:

• объективная обоснованность финансового механизма, ко­торый должен быть сформирован с учетом объективных законо­мерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма мо­жет обеспечить экономическую стабильность, сбалансирован­ность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, соци­альную защиту и благосостояние населения;

• соответствие условиям развития экономики и методам хо­зяйствования. В условиях централизованной плановой экономи­ки использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распре­деление и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм ор­ганизации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регули­рования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдель­ных видов деятельности и отраслей экономики; механизм соци­ального страхования способствует смягчению негативного воз­действия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально но­вых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирова­ния, методов осуществления финансового контроля;

• связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно спо­собствовать удовлетворению потребностей всех участников об­щественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достиже­нию их устойчивого развития и реального экономического эф­фекта от проводимых финансовых операций;

• взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определя­ет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организа­ции на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организа­ции и функционированию финансового механизма является за­логом его успешного использования в ходе управления финанса­ми на централизованном и децентрализованном уровнях.

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под финансовой политикой?

2. В каких структурных элементах финансовой политики раскрывается ее содержание?

3. В чем заключается научный подход к выработке финансо­вой политики?

4. По каким критериям можно классифицировать финансо­вую политику?

5. Какие факторы оказывают влияние на результативность финансовой политики?

6. Назовите стратегические и тактические мероприятия, про­водимые в рамках современной бюджетной политики, налоговой политики, политики в области государственного социального страхования.

7. Что понимается под финансовым механизмом?

8. Что понимается под видами, формами и методами органи­зации финансовых отношений?

9. Что понимается под количественным и качественным воз­действием финансового механизма на экономику и социальную сферу?

10. Каковы условия эффективности функционирования фи­нансового механизма?

Задания для самостоятельной работы

 

1. Используя публикации в периодической печати, характе­ризующие особенности финансовой политики РФ за последние 10 лет, выделите основные этапы финансовой политики, дайте оценку ее эффективности и обоснованности.

2. Составьте таблицу, характеризующую соответствие целей и задач современной финансовой политики инструментам действующего финансового механизма ее реализации. Оцените возможности осуществления мероприятий финансовой полити­ки на практике.

 

 

Глава 3

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

3.1. Необходимость и содержание управления финансами

Экономическое развитие общества представляет собой мно­гофакторный и противоречивый процесс, в основе которого за­ложена эволюция производительных сил и производственных отношений, происходящая, как правило, на основе расширен­ного воспроизводства. На процесс общественного воспроизвод­ства, с одной стороны, влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса, степень развития рыночных отношений и другие факторы. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного ха­рактера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, на­рушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на фи­нансовые показатели их деятельности и обуславливает необхо­димость регулирования финансовых отношений между ними. В целях поддержания стабильности финансового положения госу­дарства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансо­во-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной систе­мы государства.

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­водственного процесса органы государственной власти и местно­го самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и раз­личные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности фи­нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Поскольку в финансовой сфере объек­тами управления являются разнообразные виды финансовых от­ношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

В ходе управления финансами они выступают как объект уп­равления. Рассматривая их в таком качестве, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэ­тому управлять ими необходимо через познание, изучение специ­фических свойств и возможностей этой категории. В то же время без управления финансовыми отношениями, конкретными фор­мами проявления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается сово­купность организационных структур, непосредственно осущест­вляющих управление (рис. 3.1).

       
 
 
   
Рис. 3.1. Элементы системы управления финансами

 


На макроуровне к таким структурам относятся органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.). вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятель­ность и др.), а в ряде случаев и от организационно-правовой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предпри­ятие). Совокупность всех организационных структур, осуществля­ющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают финансовые отношения и соответствую­щие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся фи­нансовое планирование и прогнозирование, оперативное управ­ление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития эко­номики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее от­дельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают не­обходимый предварительный контроль за образованием и ис­пользованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновывают­ся показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использова­ния. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяй­ствования, поскольку широко используется на макро- и микро­уровнях как инструмент научного предвидения, вариантного

анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются эко­номические модели, с определенной степенью вероятности опи­сывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляет­ся финансовое планирование с целью научного обоснования дви­жения финансовых ресурсов и изменения соответствующих фи­нансовых отношений на определенный период. Финансовое пла­нирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельно­го субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государствен­ной власти и местного самоуправления оценивают свое финансо­вое состояние, выявляют возможности увеличения объема фи­нансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного ис­пользования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, ста­тистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Оперативное управление представляет собой процесс разра­ботки комплекса мер, направленных на достижение максималь­ного эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обус­ловлена текущими изменениями условий осуществления финан­сово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнооб­разными причинами, к которым относятся:

• существование границы возможностей научного предвиде­ния развития финансовой системы, зависящей от уровня разви­тия финансовой науки, методики планирования и прогнозирова­ния, применения экономико-математических методов и прочих факторов;

• субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов за­конодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потоками организации, распределению и исполь­зованию финансовых ресурсов на макроуровне;

• непредвиденные обстоятельства (т. е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение по­рядка осуществления налоговых платежей), возникшие при вы­полнении финансового плана, нарушающие заданный темп раз­вития или ритм производства как на отдельных предприятиях, так и в экономике в целом;

• новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность;

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера, нарушающие ритм производства и уничтожающие создан­ные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополни­тельных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприят­ных последствий;

• непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнитель­ных финансовых ресурсов с использованием финансового рынка;

• непредвиденные ситуации, вызванные переходом эконо­мики страны к рыночным условиям хозяйствования, когда труд­но прогнозировать некоторые условия, тенденции функциони­рования экономики из-за определенной стихийности в ее разви­тии. В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономи­ческой жизни общества особенно возрастает вследствие высо­кой степени стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут решать определенные задачи обществен­ного развития только будучи уверенными, что средства производ­ства, предметы труда, население материально защищены от лю­бых случайностей.

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансо­во-хозяйственной деятельности и ликвидируются их послед­ствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы в складывающихся условиях.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного са­моуправления и финансовых служб организаций по сбору и ана­лизу информации о действительном финансовом состоянии уп­равляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопос­тавление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосред­ственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления. Таким образом, с перехо­дом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля — от контроля за выполнением плана в условиях цент­рализованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства. Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового планирования и прогнозирования, когда при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осу­ществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предуп­реждения различного рода нарушений.

Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми раз­личают стратегическое (общее) управление финансами и опера­тивное управление финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляется выс­шими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собрани­ем РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогно­зов развития экономики государства, государственного и муни­ципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источни­ки и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в со­ответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуп­равления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эф­фективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министер­ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых пла­нов на централизованном и децентрализованном уровнях.

При осуществлении стратегического и оперативного управле­ния финансами важно соблюдать системность в принятии управ­ленческих решений, в основе которой лежит научный подход обоснования методики финансового прогнозирования и плани­рования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки приемов и методов финансового контро­ля, соответствующих современным рыночным условиям хозяй­ствования, что позволяет выработать новые инструменты регули­рования финансовых потоков, выявить преимущества одних направлений развития финансов и бесперспективность других, создает дополнительные предпосылки к развитию финансового механизма, непосредственно участвующего в процессе управле­ния финансами. Создание научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер в области управ­ления финансами особенно важно в условиях рыночной эконо­мики, когда деятельность экономических субъектов находится под влиянием жесткой конкуренции и функционирование эко­номики характеризуется проявлением многих элементов стихий­ности. Научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населе­ния, позволяет предотвратить или сгладить последствия небла­гоприятных событий в ходе финансово-хозяйственной деятель­ности организаций и в совокупности обеспечить стабильное раз­витие экономики государства.

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходи­мость пересмотра действовавшего в советское время механизма управления финансами на макро- и микроуровнях, разработки принципиально новых методов управления финансами, которые должны обеспечить финансовую самостоятельность администра­тивно-территориальных образований на территории РФ, финан­совую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвестицион­ную активность и создать другие необходимые условия для устой­чивого и стабильного развития экономики и ее дальнейшего роста. Для реализации на практике этих задач в современных ус­ловиях в первую очередь необходимо четко разграничить функ­ции органов законодательной и исполнительной власти, прини­мающих участие в управлении государственными и муниципаль­ными финансами, распределить финансовые полномочия между федеральным центром, регионами и муниципальными образова­ниями, что требует серьезного совершенствования правовой ба­зы их деятельности.

 

Правовые основы

Управления финансами в РФ

 

Для успешного проведения финансовой политики, эффек­тивной реализации финансового механизма и механизма управ­ления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управ­ления к рыночной. Кроме того, кардинальное изменение государ­ственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав фи­нансовой системы нашего государства, что диктует необходи­мость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйствен­ной деятельности норм финансового права, означающих установ­ление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

Обращаясь к историческому аспекту возникновения финан­сового права как самостоятельной науки, следует отметить, что ее основы были заложены в существовавшей с XVI в. камералисти­ке, изучавшей главные закономерности, влияющие на эффектив­ное ведение дворцового хозяйства, и исследовавшей вопросы государственного управления, государственных финансов, эко­номики, аграрного дела, торговли и другие. Во второй половине XIX в. стали появляться научные работы, в которых большое вни­мание уделялось правовым вопросам, а к концу того же столетия в России появились самостоятельные научные исследования по финансовому праву[45]. В то же время в России до 1917 г. финансо­вая и финансово-правовая наука не были разграничены и состав­ляли единое целое. В большинстве университетов Российской империи они рассматривались в рамках единого курса, который в зависимости от учебного заведения назывался либо «финансовое право», либо «финансовая наука», а ученые того времени в боль­шинстве своем рассматривали термины «финансовое право» и «финансовая наука» как тождественные[46]. Однако необходимость упорядочения процесса управления финансовыми отношениями в государстве с помощью введения единых правил и приемов и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.168 (0.01 с.)