Движимое и недвижимое имущество: понятие, правовой статус, особенности управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движимое и недвижимое имущество: понятие, правовой статус, особенности управления.



Недвижимость – это земля и все, что неразрывно связано с нею по своей сущности, естественной или созданной человеком.

Пунктом 2 ст. 130 ГК РФ к движимому имуществу отнесены все вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не являются недвижимостью.

ГК РФ ст. 130: К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. А также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Ст. 132: Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Именно предприятия выступают первоочередными после природных запасов объектами собственности.

Основным, интересующим нас вопросом, является состав собственников и организационно-правовые формы предприятий.

ГК предусматривает строго определенный ряд хозяйственных организаций, т.е. организационно-правовых форм, в рамках которых можно осуществлять хозяйственную деятельность в России.

1) ОАО (т.к. другие с государственным участием встречаются редко)

2) Государственные унитарные предприятия. Это особая организационно-правовая форма, доставшаяся от социалистической экономики. Возникновение этой формы обусловлено необходимостью, с одной стороны, сохранить государственную собственность на средства производства, а с другой – обеспечить более эффективное управление этим имуществом.

3) Имущество ГУПа. По общему правилу ГУП осуществляет в отношении принадлежащего ему имущества все правомочия собственника (владение, пользование и распоряжение) с ограничениями, установленными законом. Сделки по распоряжению имуществом ГУПа в нарушение этих ограничений ничтожны.

12. Имущество, запрещенное к обороту, ограниченное в обороте и свободное в обороте: понятие, правовой статус, особенности управления.

Оборотоспособность объектов гражданских прав означает допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений.
В зависимости от этого все объекты разделены на три группы: свободные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться (продаваться, дариться, обмениваться и т.п.) либо переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства без каких-либо запретов или ограничений или иным способом. Исключения из этого правила могут устанавливаться законом в отношении полного изъятия объектов из оборота или в установленном им порядке - для ограничения их оборота.

Ограничение оборотоспособности в соответствии с п. 2 ст.129 ГК РФ заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускаются только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Это означает, что в законе должны предусматриваться исходные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды. Примером первого ограничения может служить ст. 12 Закона о недрах, закрепляющая исключительную государственную собственность на все недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года; в противном случае оно подлежит принудительной продаже по решению суда с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (пп. 1, 2 ст. 238 ГК).

Примером второго ограничения служит Постановление Правительства РФ от 10.12.92 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (СА РФ, 1992, N 25, ст. 2217), которым утвержден Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации. К такой продукции относятся вооружение и боеприпасы к нему, ракетно-космические комплексы, шифровальная техника, радиоактивные вещества, яды и наркотические средства и т.д.

Изъятыми из гражданского оборота считаются объекты, которые не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданско-правовых отношений. Эти объекты должны быть прямо указаны в законе. Так, в соответствии со ст. 151 ГК нематериальные блага, а также личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, не допускается переход к другому лицу имущественных прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. На основании ст. 2 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (СЗ РФ, 1998, N 2, ст. 219) Правительство РФ в составе Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвердило 30 июня 1998 г. Список наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации запрещен (СЗ РФ, 1998, N 27, ст. 3198). В этот Список включены марихуана, гашиш, героин, ЛСД, маковая солома, опий и др.

Специальные правила оборотоспособности п. 3 ст. 129 устанавливает для таких объектов, как земля и иные природные ресурсы. Их оборот допускается в той мере, которая предусмотрена законами о земле и других природных ресурсах.

Так, Земельный кодекс содержит ст. 27, определяющую оборотоспособность земельных участков. В соответствии с этой статьей из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены постоянно действующие Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в т.ч. военные суды; объектами организаций федеральных органов государственной охраны и службы безопасности; объектами атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; исправительно-трудовыми учреждениями Минюста России и лечебно-трудовыми профилакториями МВД России; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничиваются в обороте не отнесенные к изъятым земельные участки особо охраняемых природных территорий, закрытых административно-территориальных образований, а также предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд; земельные участки в пределах лесного фонда, занятые водными объектами государственной или муниципальной собственности, особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земли, предоставленные для нужд связи и организаций транспорта, производства ядовитых веществ и наркотических средств, занятые объектами космической инфраструктуры и гидротехнических сооружений, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и иные подвергшиеся деградации земли.
Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных законодательством. Земельные же участки, ограниченные в обороте, могут предоставляться в частную собственность, но только в случаях, установленных федеральными законами.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

13. Проблемы управления государственной и муниципальной недвижимостью.

К числу наиболее острых проблем, относятся:

· Незначительная доля налоговых и неналоговых поступлений в бюджет от использования недвижимого имущества.

· Недостаточный объем инвестиций в недвижимое имущество.

· Неразвитость системы делегирования функций управления от органов государственной власти специализированным (коммерческим и некоммерческим) управляющим организациям.

· Отсутствие полной и достоверной информации о масштабах, структуре, состоянии и использовании имущества, находящегося в собственности регионов.

· Необходимость формирования системы мониторинга сферы недвижимости регионов

· Отсутствие системы оценки эффективности управления имуществом.

14. Нормативно-правовое регулирование процесса безвозмездной передачи федерального имущества в муниципальную собственность, порядок указанной передачи.

Процесс безвозмездной передачи федерального имущества в муниципальную собственность регулируется законами, постановлениями и распоряжения правительства РФ, а также нормативно-правовоыми документами муниципального образования.

Основаниями передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность являются:

а) соответствие объекта функциональному назначению и видам объектов, имеющим местное значение;

б) соответствие объекта функциональному назначению и видам объектов, необходимых для осуществления комплексного социально - экономического развития муниципального образования;

в) нахождение объекта федеральной собственности в границах территории муниципального образования;

г) отнесение объектов к имуществу, предназначенному для реализации полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти Российской Федерации;

д) содержание и финансирование объектов федеральной собственности за счет средств местного бюджета;

е) решение федеральных органов власти в связи с освобождением федеральных государственных органов от несвойственных им функций в хозяйственно - экономической сфере.

Инициатива передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность принадлежит как федеральным органам власти, так и населению муниципального образования или органам местного самоуправления муниципального образования.

15. Нормативно-правовое регулирование процесса безвозмездной передачи федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации, порядок указанной передачи.

Органы государственной власти области в пределах своей компетенции вправе передавать объекты государственной собственности области в государственную собственность субъектов Российской Федерации на безвозмездной основе.

Безвозмездная передача объектов государственной собственности области в государственную собственность субъектов Российской Федерации производится по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов государственной власти области.

Безвозмездная передача объектов государственной собственности области в государственную собственность субъектов Российской Федерации осуществляется по акту приема-передачи имущества.

От имени субъекта акт приема-передачи подписывается руководителем органа исполнительной власти области по управлению имуществом области.

 

16. Порядок передачи в муниципальную собственность государственного имущества, оставшегося в пользовании приватизированных предприятий и предприятий, не подлежащих приватизации.

 

17. Состав имущественного комплекса, подлежащего передаче в муниципальную собственность и его характеристика.

Имущественный комплекс муниципальных образований, являющийся одной из составляющих экономической основы местного самоуправления (МСУ), представляет собой главный фактор устойчивого социально-экономического развития территории. Современная рыночная система хозяйствования качественно изменила имущественные отношения, что обусловило необходимость анализа происходящих процессов функционирования имущества с позиции его эффективной эксплуатации и управления.

Сфера управления муниципальной собственностью связана с деятельностью органов МСУ в отношении предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципальных образований (МО). Согласно Гражданскому кодексу (ст. 215), имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, разделено на две части: закрепленное за муниципальными предприятиями, учреждениями, и имущество, не закрепленное за ними, составляющее муниципальную казну.

 

18. Изменения в составе имущественного комплекса муниципальных образований, предусмотренные федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» 2003 г.

 

19. Проблемы оформления прав собственности на передаваемое в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований федерального недвижимого имущества.

 

20. Реестр государственного и муниципального имущества: понятие, правовой статус, порядок ведения.

Реестры государственного и муниципального имущества – информационные системы, представляющие собой совокупность построенных на единых методологических и программно – технических принципах баз данных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Ведение реестров государственного или муниципального имущества осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в соответствии со следующими принципами: единство правил ведения составных частей реестров; непрерывность внесения в реестр сведений об объектах учета; открытость сведений реестров, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение информационного взаимодействия и сопоставимость сведений, содержащихся в реестрах государственного или муниципального имущества, со сведениями, содержащимися в других информационных системах учета и контроля.

Поступление имущества в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, изменение его правового положения и иных характеристик, выбытие имущества из собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований подлежат обязательному отражению в соответствующих реестрах имущества.

Порядок ведения реестра федерального имущества определяется Правительством РФ.

Порядок ведения реестров имущества субъектов РФ и муниципальных образований определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Реестр федерального имущества, реестры имущества субъектов РФ, реестры муниципального имущества находятся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

 

21. Проблемы формирования достоверных реестров государственного и муниципального имущества. Порядок финансирования учета и содержания государственного и муниципального имущества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.024 с.)