Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая тетрадь по микробиологии↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ)
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МИКРОБИОЛОГИИ Часть 3 Частная микробиология Н.Н. Митрофанова В.Л. Мельников
Методическое пособие «Рабочая тетрадь по микробиологии» составлено в соответствии с программой для студентов 3 курса по микробиологии, вирусологии, иммунологии 2002 г. Подготовлено на кафедре микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней медицинского института ПГУ. В пособии представлена методика проведения практических работ по частной микробиологии для студентов медицинских вузов. Пособие рекомендовано для работы студентов на практических занятиях.
Занятие № 1 Дата______________ Тема: МЕТОДЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ЭТИОЛОГИИ. ЭШЕРИХИОЗЫ. ШИГЕЛЛЕЗЫ. ИЕРСИНИОЗЫ. Цель: Изучить принципы и методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний бактериальной этиологии, основных биологических свойств энтеробактерий. Изучить биологические свойства эшерихий, патогенез, клинику и лабораторную диагностику эшерихиозов; биологические свойства шигелл, особенности патогенеза, клиники и лабораторной диагностики шигеллезов; биологические свойства иерсиний, особенности патогенеза, клиники и лабораторной диагностики иерсиниозов. Основные вопросы, разбираемые на занятии: 1. Общая схема лабораторной диагностики инфекционных заболеваний бактериальной этиологии. 2. Основные биологические свойства энтеробактерий 3. Основные биохимические тесты, применямые для идентификации энтеробактерий. 4. Биологические свойства эшерихий, классификация эшерихиозов и их патогенез. 5. Лабораторная диагностика эшерихиозов. 6. Биологические свойства шигелл. 7. Патогенез шигеллезов. 8. Лабораторная диагностика шигеллезов. 9. Биологические свойства иерсиний. 10. Патогенез иерсиниозов. 11. Лабораторная диагностика иерсиниозов.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Методы, основанные на выявлении инфекционных агентов (бактерий, грибов, вирусов, простейших и др.) а) микроскопические методы (в том числе, бактериоскопический, цитоскопический). Основаны на прямом наблюдении возбудителя в патологическом материале с помощью различных приемов микроскопии (например, бактериоскопическая диагностика гонореи, туберкулеза, цитомегаловирусной инфекции и др); б) культуральные методы (в том числе, бактериологический, вирусологический и т.п.). Включают культивирование возбудителя на питательных средах, в организме лабораторных животных или на культурах клеток с целью выделения его в чистой культуре с последующей идентификацией. Являются основными методами диагностики большинства инфекционных заболеваний; в) методы, позволяющие обнаружить в исследуемом материале продукты, синтезированные микроорганизмами: - токсины (например, обнаружение ботулотоксина в рвотных массах и промывных зодах); - ферменты (например, выявление уреазы Helicobacter pylori в биоптатах слизистой желудка); - продукты метаболизма (например, обнаружение летучих жирных г) иммунологические методы поиска антигенов возбудителей в исследуемом материале (например, диагностика вирусных гепатитов с помощью ИФА); д) генетические методы, основанные на обнаружении нуклеиновых кислот возбудителя в пробе (например, диагностика хламидиаза, уреаплазмоза в ПЦР). ТРЕХСАХАРНЫЙ АГАР С МОЧЕВИНОЙ Состав среды: МПА + глюкоза + лактоза + сахароза + мочевина + индикатор рН + индикатор на сероводород. Учет результатов
Принцип действия среды: ферментация глюкозы происходит только в анаэробных условиях в глубине среды из-за ее малой концентрации. Ферментация сахарозы и лактозы происходит в аэробных услозиях на поверхности среды. При этом цвет индикатора меняется на желтый. Расщепление мочевины сопровождается защелачиванием среды и цвет индикатора меняется на малиновый. О продукции сероводорода узнаем по почернению среды. ... ЭШЕРИХИИ Бактериологический метод
Исследуемый материал: ______________________________________________ День Посев испражнений на среду Эндо.., - День Откол подозрительных на патогенные кишечные палочки колоний. Так как патогенные и условнопатогенные кишечные палочки неотличимы по биохимическим свойствам и образуют на среде Эндо колонии______ _____________ цвета, отбор колоний производят с помощью реакции агглютинации с адсорбированной поливалентной ОКА сывороткой.
Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
Колония, материал из которой дает положительную реакцию агглютинации откалывается на скошенный МПА. Если ни одна из 10 исследованных колоний не дает положительного результата - выдают отрицательный ответ. День 1. Серотипирование выделенной культуры. а) Постановка повторной РА с ОКА сывороткой, в случае положительной реакции - испытание культуры в РА с адсорбированными поливалентными сыворотками ОКВ, ОКС, ОКД более узкого спектра действия.
Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
б) в случае положительной реакции с одной из указанных сывороток, проведение РА с моновалентными адсорбированными ОК-сыворотками, входящими в состав поливалентной, с живой культурой и прогретой 30 мин при температуре 100 °С. Нативная культура микроорганизмов - для обнаружения К-АГ; прогретая культура микроорганизмов - для обнаружения О-АГ;
Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
При отсутствии адсорбированных О-сывороток, подтверждают принадлежность культуры к ОК-группе в развернутой пробирочной РА с живой и прогретой культурами. Аналогично, и в те же сроки, проводится серотипирование по Н-антигену. По совокупности определенных разновидностей О-, К-, Н-антигенов установливают серовар штамма эшерихий. 2. Определение спектра антибиотикорезистентности и внутривидовое типирование. День. Учет результатов: а) Определение антибиотикорезистентности.
Название метода _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ б) Колицинотипирование.
Название метода _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Заключение: ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
ШИГЕЛЛЫ КЛАССИФИКАЦИЯ ШИГЕЛЛ
Наиболее тяжелую клиническую форму дизентерии вызывают_____________ От других шигелл они отличаются_____________________________________ Наибольшая степень адапации к пребыванию в окружающей среде присуща __________________________________________________________________ Патологический процесс при бактериальной дизентерии локализуется __________________________________________________________________ Основные клинические проявления дизентерии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ I. Бактериологический метод
Исследуемый материал: ______________________________________________ День Посев испражнений на среды __________________________________________., - День
Откол ___________________ колоний на ______________________________ День. 1. Учет биохимических свойств по трехсахарному агару. Результат: глюкоза - ________________________ лактоза и сахароза - ________________ сероводород - ______________________ Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Серотипирование выделенной культуры. Название метода _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Определение спектра антибиотикорезистентности и внутривидовое типирование. День. Учет результатов: а) Определение антибиотикорезистентности.
Название метода _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) Определение биоваров (для S.sonnei)
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) Колицинотипирование.
Название метода _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Заключение: ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
I. Бактериологический метод
Исследуемый материал: ______________________________________________
ОБОГАЩЕНИЕ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ а) по биохимическим свойствам
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) по антигенным свойствам
Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________
в) Определение антибиотикорезистентности и внутривидовое типирование (по антигенным свойствам).
Серодиагностика
Название реакции _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
Диагностический титр - 1/200. Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Занятие № 2 Дата______________
Тема: ПРИНЦИПЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПАТОГЕНЕЗА ЗАБОЛЕВАНИЙ. БРЮШНОЙ ТИФ И ПАРАТИФЫ.
Цель: Изучить биологические свойства сальмонелл, сравнительный патогенез, клинику и лабораторную диагностику сальмонеллезов; брюшного тифа и паратифов.
Основные вопросы, разбираемые на занятии: 2. Биологические свойства сальмонелл и принципы их классификации. 3. Патогенез тифо-паратифозных заболеваний. 3. Выбор материала для исследования и лабораторная диагностика тифо-паратифозных заболеваний. 4. Патогенез сальмонеллезов. 5. Лабораторная диагностика сальмонеллезов. 6. Получение и применение монорецепторных агглютинирующих сальмонеллезных сывороток.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЕМОКУЛЬТУРЫ I этап. Посев крови на среду Рапопорт в соотношении 1/10.
II этап. 1. Учет роста на среде Рапопорт. S.typhi S.paratyphi A / S.paratyphi В
2. Высев со среды Рапопорт на трехсахарный агар и среду Эндо. Высев на трехсахарный агар проводится для сокращения сроков исследоваия, так как мы предполагаем, что на среде Рапопорт уже имеем дело с чистой культурой. Высев на среду Эндо проводится для контроля чистоты выделенной культуры.
III этап. 1. Контроль чистоты выделенной культуры по среде Эндо. Вывод:____________________________________________________________
Если на среде Рапопорт росла чистая культура - проводится учет биохимических свойств по трехсахарному агару. Если культура смешанная - проводят откол лактозонегативых колоний со среды Эндо на трехсахарный агар.
2. Учет биохимических свойств по трехсахарному агару. Результат: глюкоза - ________________________ лактоза и сахароза - ________________ сероводород - ______________________ Вывод: ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Серотипирование выделенной культуры.
Название реакции _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 4. Определение спектра антибиотикорезистентности и внутривидовое типирование. IV этап. Учет результатов: а) Определение антибиотикорезистентности.
Название реакции _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) Фаготипирование.
Название реакции _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Заключение: ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
БРЮШНОТИФОЗНОЕ НОСИТЕЛЬСТВО Диагностика Основной метод Бактериологическое исследование испражнений, мочи и желчи. Вспомогательный метод РНГА с Vi-эритроцитарным диагностикумом - отбор лиц, подлежащих бактериологическому обследованию Название реакции _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат реакции:
Диагностический титр - 1/200. Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ХОЛЕРА
Этиология - _______________________________________________________ Источник инфекции -_______________________________________________ Механизм передачи -______________________________________________ Наиболее частый фактор передачи - ______________________________ Основное звено патогенеза - _______________________________________ Бактериологический метод Исследуемый материал: ______________________________________________
(+)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
а) принадлежность к биохимической группе Хайберга
б) чувствительность к холерным диагностическим бактериофагам в) развернутая реакция агглютинации с холерными сыворотками О1, Огава, Инаба
Серовар испытуемого штамма _______________________________________
Культура микроорганизмов, имеющая характерные для вибрионов морфологические и культуральные свойства, относящаяся к I биохимической группе Хайберга, агглютинирующаяся групповой (О1) и вариантспецифическими холерными сыворотками (Огава, Инаба), лизирующаяся холерным диагностическим фагом идентифицируется как Vibrio cholerae, сразу же проводится определение биовара.
Классификация 1. Пищевые токсикозы (интоксикации) Этиология ________________________________________________________ Основное звено патогенеза _________________________________________ Длительность инкубационного периода _______________________________
2. Пищевые токсикоинфекции.
Этиология
Основное звено патогенеза _________________________________________ Длительность инкубационного периода _______________________________
ВАЖНЕЙШИЕ ВОЗБУДИТЕЛИ ГСИ
СТАФИЛОКОККИ Морфологические свойства.
Культуральные свойства.
СТРЕПТОКОККИ Морфологические свойства.
Культуральные свойства.
Исследование крови. День. Посев крови. Кровь в количестве 5-10 мл засевают на жидкие питательные среды в соотношении 1/10. Желательно проводить посев крови у постели больного. Одновременно используют питательные среды для аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов. Питательные среды для посева крови: А) Среды для аэробных и факультативно-анаэробных бактерий.
Б) Среда для облигатно-анаэробных бактерий.
Дни. Посевы инкубируют до 6 недель с ежедневным просмотром посевов первые 8 дней. При появлении видимого роста делают мазки, окрашивают их по Граму и, в зависимости от результатов, делают высевы на соответствующие плотные питательные среды для выделения чистой культуры и ее дальнейшей идентификации. При отсутствии роста на 3 и 5 дни делают высев на кровяной агар. При отрицательном результате на 6 день выдается предварительный отрицательный ответ. Этап а) Микроскопия мазка по Граму. б) Посев на питательные среды:
Инкубация посевов в термостате 5 суток с ежедневным просмотром. При отсутствии роста - отрицательный ответ. Этап Выделение чистой культуры и ее идентификация.
Этап Определение антибиотикорезистентности и, при необходимости, внутривидовое типирование.
День. а) Микроскопия мазка по Граму.
б) Посев на кровяной агар и сахарный бульон. День. а) Учет роста на кровяном агаре и микроскопия мазка по Граму:
Результат ________________________________________________________ __________________________________________________________________
Откол колоний.
б) Высев с сахарного бульона на кровяной агар. Дальнейший ход исследования совпадает с таковым при прямом посеве на кровяной агар.
День. а)Выбор и постановка тестов, необходимых для идентификации выделенной культуры. Перечислите необходимые тесты с учетом характеристики выделенной культуры: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) Определение антибиотикорезистентности и внутривидовое типирование.
День Учет результатов. а) результаты тестов для идентификации культуры: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
б) Определение антибиотикорезистентности.
Название метода _________________________________________________ Исследуемый материал ____________________________________________ Диагностический препарат _________________________________________ Результат
Вывод: ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
в) Учет результатов внутривидового типирования ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Заключение: ________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Занятие № 5 Дата______________ Тема: ГНОЙНОСЕПТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. ВОЗБУДИТЕЛИ АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ. ПРОФИЛАКТИКА ГСИ.
Цель: Изучить особенности возбудителей анаэробных инфекций и вызываемых ими заболеваний. Ознакомиться с принципами профилактики ГСИ.
Основные вопросы, разбираемые на занятии: 1. Биологические свойства клостридий. 2. Газовая гангрена: этиология, патогенез, особенности клиники и эпидемиологии; лабораторная диагностика, принципы лечения и профилактики. 3. Столбняк: этиология, патогенез, особенности клиники и эпидемиологии; лабораторная диагностика, принципы лечения и профилактики. 4. Принципы профилактики ГСИ. При подготовке к занятию повторить тему "Методы культивирования анаэробов".
ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА
1. Этиология: Cl.perfringens, Cl.novii, Cl.septicum, Cl.hystoliticum, Cl.oedematiens и др.
Морфологические свойства.
Культуральные свойства. Рост Cl.perfringens на:
4. Факторы вирулентности Cl.perfringens: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
5. Источник инфекции - _____________________________________________
6. Механизм передачи - ______________________________________________
7. Факторы, способствующие развитию заболевания: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Механизм действия экзотоксина Cl.perfringens -____________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
9. Основные клинические проявления: ______________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 10. Препараты для специфической терапии: Противогангренозная сыворотка - ____________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 11. Препараты для специфической профилактики: Гангренозные анатоксины - содержат - _______________________________; получены ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________ входят в состав комплескного препарата – секстанатоксин.
СТОЛБНЯК
1. Этиология: Cl.tetani
Морфологические свойства.
3. Факторы вирулентности Cl.tetani: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
4. Источник инфекции - _____________________________________________
5. Механизм передачи - ______________________________________________
6. Факторы, способствующие развитию заболевания: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 7. Механизм действия экзотоксина Cl.perfringens -____________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
8. Основные клинические проявления: ______________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 9. Препараты для специфической терапии: Противостолбнячная сыворотка - _____________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 10. Препараты для специфической профилактики: Заблаговременная профилактика: Столбнячный анатоксин - содержит - _________________________________; получен _ ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________ входит в состав комплескных препаратов - секстанатоксин, АДС, АКДС, TABte.
Экстренная профилактика: а) столбнячный анатоксин; б) противостолбнячная сыворотка.
Объясните, почему для экстренной профилактики столбняка одновременно применяют анатоксин и антитоксическую сыворотку? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Бактериоскопический метод Исследуемый материал: ______________________________________________
Метод окраски препарата: ______________________________________________
Бактериологический метод Исследуемый материал: ________________________________________________
Этап. Обогащение. Посев исследуемого материала на ________________________________________ Этап. Выделение чистой культуры. Высев со среды _______________________ на среду _________________________
Инкубация посевов в _______________________________________________ Этап. Изученние культуральных, морфологических свойств.
Учет кульуральных свойств на среде _________________________________ Микроскопия мазка по _____________________________________________ Этап. Изучение свойств, необходимых для идентификации культуры (биохимические свойства, токсигенность).
Этап. Идентификация выделенной культуры. День. Посев исследуемого материала на ____________________________________ День. Учет результатов. Откол колоний на МПА для выделения чистой
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.011 с.) |