Основные положения законодательства о защите в чрезвычайных ситуациях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения законодательства о защите в чрезвычайных ситуациях.



Регулирование правовых основ чрезвычайного положения во многих странах носит конституционный характер. Регламентация на уровне конституционных требований является одной из правовых гарантий предотвращения или нейтрализации кризисных социальных явлений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Правовое регулирование в области защиты от ЧС осуществляется на основе законов и нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ (ст.72 Конституции РФ). Основными законами являются Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ, Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20.06.97 г. №116-ФЗ, Федеральный закон «О гражданской обороне» от.12.02.98 № 28-ФЗ и др. В соответствии с принятыми Законами территориальные органы исполнительной власти осуществляют комплекс мероприятий в двух направлениях. Первое – идентификация и сравнительная оценка рисков источников ЧС, основанная на данных, содержащихся в декларациях о промышленной безопасности, и данных о природных рисках; управление риском от опасных производственных объектов с целью его снижения до уровня, определяемого социальными требованиями и экономическими возможностями; визуальный и инструментальный мониторинг опасных производственных объектов. Второе-информирование населения о рисках ЧС и мерах по их снижению; использование данных экспертизы, надзора и контроля для установления соответствия нормам, стандартам и правилам безопасности; разработка мероприятий, направленных на смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера.

Законодательно определены следующие основы правового регулирования предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций (ФЗ № 68):

- создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (ст. 4);

- установлены основные принципы защиты от ЧС (ст. 7);

- закреплены обязанности предприятий по предупреждению и защите от ЧС.

Это - проводить необходимые меры в области защиты от ЧС по повышению устойчивости функционирования обеспечения жизнедеятельности; создавать силы и средства по предупреждены и ликвидации ЧС; проводить аварийно-спасательные работы; финансировать мероприятия по защите от ЧС; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, предоставлять информацию в области защиты от ЧС;

- введены государственная экспертиза, надзор и контроль в области защита от ЧС (ст. 26, 27).

Постановлением Правительства РФ от 05.11.95. № 1113 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Эта система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Каждая территориальная подсистема РСЧС выполняет задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях. Федеральные органы исполнительной власти формируют свои подсистемы РСЧС (например, подсистема предупреждения и ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса; подсистема транспортного обеспечения ликвидаций аварий; подсистема экологической безопасности и экологического мониторинга и др.). Структура многоуровневого процесса управления безопасностью и риском при техногенных воздействиях представлена на рис. 2.5., распределение полномочий органов государственной власти при решении задач по снижению рисков и смягчению последствий аварий и катастроф показано на рис. 2.6.

Основные задачи этой системы в укрупненном виде можно сформулировать следующим образом:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение готовности всех структур государства к защите населения и территорий в случае их возникновения;

- непосредственная защита, спасение и жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.

На современном этапе развития системы РСЧС является снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, прогнозирование их возникновения и своевременного предупреждения людей о грозящей опасности. По расчетам международных экспертов затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям примерно в 15 раз меньше по сравнению с величиной предотвращенного ущерба.

 

 
 

Рис. 2.5. Структура многоуровневого процесса управления безопасностью и риском при техногенных воздействиях.

 
 

Рис. 2.6 Блок-схема распределение полномочий органов государственной власти при решении задач по снижению рисков и смягчению последствий аварий и катастроф.

 

 

 
 

Основная схема реагирования на развитие чрезвычайных ситуаций представлена на рис. 2.7.

 

 

Рис.2.7. Схема реагирования на крупномасштабную чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера.

 

Основными задачами РСЧС в области защиты от чрезвычайных ситуаций, решение которых затрагивает вопросы безопасности предприятий, являются:

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования пред- приятий (учреждений, организаций) независимо от их организационно- правовых форм;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС; ведомственные комиссии в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ,

- региональные центры;

- на территориальном уровне (субъекта РФ) — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне (района, города) — комиссии по ЧС органов МСУ; на - объектовом уровне (предприятия) — объектовые комиссии по ЧС (в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).

Основные задачи объектовых комиссий по ЧС: разработка и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС; поддержание в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, органов управления, сил и средств к действиям при ЧС; руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов; подготовка к действиям в ЧС.

Органами управления по защите от ЧС на объектовом уровне (предприятия) являются отделы (секторы) или специально назначенные лица.

Органами повседневного управления РСЧС являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно-дежурные службы органов управления; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Одним из видов деятельности предприятий по организации защиты от опасностей является работа в области гражданской обороны.

Гражданская оборона -система мероприятий по подготовке к защите от опасностей, возникающих при ведениивоенных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному признаку. Определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны и контроля за ее состоянием. Предприятия имеющие объекты повышенной опасности и эксплуатирующие их, а также предприятия, имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, создают гражданские организации гражданской обороны (Положение. Утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.06.99г. №620).

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные, городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.009 с.)