Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защиты и действий населения в чрезвычайных ситуациях

Поиск

Кафедра

Защиты и действий населения в чрезвычайных ситуациях

Учебно-методический комплекс

 

 

Москва – 2012

 

 

«Раздел 3 программы БЖД» «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» Калинкин Н.А. Учебно-методический комплекс. -М.:МГУ, 2012

 

 

Учебно-методический комплекс содержит программу курса третьего раздела «БЖД» «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», организационно-методические рекомендации по изучению дисциплины, вопросы для промежуточного контроля, списки основной и дополнительной литературы, тематику рефератов по курсу, вопросы к зачету. Предназначен в помощь для освоения курса «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» студентам, обучающимся на юридическом факультете.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно методические рекомендации……………………………. 2 - 4

2. Учебно-методические планы……………………………………………….. 4 - 7

3. Содержание учебной дисциплины…………………………………………. 7 - 13

4. Учебно-методическое обеспечение

4.1. Планы практических занятий…………………………………………….. 13 – 16

4.2. Темы рефератов……………………………………………………………. 16 - 17

5. Оценочные средства для текущего контроля……………………………….18 - 19

5.1. Вопросы для промежуточного контроля………………………………… 19 - 21

5.2. Вопросы к зачету………………………………………………………….. 20 - 24

6. Краткий словарь понятий и терминов, изучаемых на данном курсе….. 25 -26

 

I. Организационно-методические рекомендации

Цель курса. Формирование у студентов современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Задачи курса. Основная задача дисциплины - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- понимания физических основ явлений, приводящих к чрезвычайной ситуации, их влияний на человека и окружающую среду;

- понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

- понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

- понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды и созданных обществом ценностей для полноценной жизни человека;

- умения владеть базовыми способами и технологиями защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях;

- ознакомления студентов с комплексом мероприятий по защите населения и территорий и основами организации их выполнения.

 

Компетенции обучающегося. В процессе изучения данной дисциплины студенты должны освоить выше обозначенные знания и навыки, способствующие приобретению следующих ключевых компетенций:

- поддерживать единство эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, организации, государства;

- идентифицировать опасности природного и техногенного, а также в системе «человек – социальная среда»;

- применять полученные знания при выборе способов защиты в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

Место дисциплины в ООП.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обязательная дисциплина федеральных образовательных стандартов всех направлений высшего профессионального образования. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса.

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные техногенные, природные и социальные опасности, их свойства, характеристики и характер воздействия на человека и природную среду:

- основы защиты населения и территорий в ЧС;

- специфику мероприятий по защите населения и территорий в ЧС различного характера.

- социальные аспекты безопасности

уметь:

- идентифицировать основные опасности техногенной и природной среды оценивать риск их реализации;

- определять способы защиты населения и территорий применительно к сфере своей деятельности

владеть:

- законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «Защита населения и территорий в ЧС» имеет объем 1 зачетную единицу – 36 академических часов. Лекции (ЛК) –16 часов, практические занятия (ПЗ) –12 часов, контрольная самостоятельная работа студентов (КСР) – 4 часа, промежуточный тестовой контроль – 2 часа, зачет – 2 часа.

2. Учебно-методические планы

Распределения часов по разделам, темам и видам

№ п/п Тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Всего ЛК ПЗ КСР СРС
                   
  Тема 1. Чрезвычайные ситуации и их классификация         - - - Темы Рефератов: 1, 2, 3
  Тема 2.Единая государственнаясистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО РФ).         - - -   Темы рефератов: 4, 5
                   
  Тема 3.Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Нормативно-правовые акты МЧС РФ по «Защите населения и действиям в чрезвычайных ситуациях». ФЗ-116 от 2000 г. Ст. 18, 19 Занятие 1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Занятие 2. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях   3,4   - -   - - - - - - - - Темы рефератов: 6 - 10
  Тема 4. Защита населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду Занятие 1. Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах и радиоактивное загрязнение окружающей среды. Контроль радиоактивной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах (АС) Занятие 2. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах (АС)   5,6 - - -     -     -   -     - - - - - - Темы рефератов: 11 -15
                   
  Тема 5.Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах с выбросом (проливом) аварийно химически опасных веществ в окружающую среду Занятие 1. Аварии на химически опасных объектах и химическое заражение окружающей среды. Контроль химической обстановки. Определение мер по защите населения при авариях на химически опасных объектах Занятие 2. Специфика мероприятий по защите населения и территорий при авариях на химически опасных объектах.   7,8       - - - - - - - - Темы рефератов: 16 - 20
  Самостоятельная работа       - -      
  Промежуточная аттестация       - - - - Тестирование
  Тема 6.Терроризм. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленными террористическими актами (обычными и биологическими средствами)         - - - Темы рефератов: 24,26
  Тема 7.Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры. Общие сведения о пожарах и взрывах. Общие сведения о пожарах и взрывах. Специфика мероприятий по защите населения и         -   - - Темы рефератов: 19,20
                   
  территорий при пожарах на объектах.                
  Тема 8.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера Занятие 1. Защита населения и территорий в условиях землетрясений Занятие 2. Защита населения и территорий в условиях наводнений и природных пожаров     13,         - - -     - - - - - - Темы рефератов: 19,20
  Тема 9. Медицинская помощь населению в чрезвычайных ситуациях         - - -  
  Тема 10.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера. Возможный характер современных войн. Современные средства поражения. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.           - - - Темы рефератов: 27 - 30
  Самостоятельная работа       - -   -  
  Итоговая аттестация       - - - - Зачет
  Всего                

3. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

Понятия «чрезвычайная ситуация», «авария», «катастрофа», «стихийное бедствие». Критерии техногенных и природных явлений, критерии чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций.

 

В высшие степени готовности

Проведение первоочередных мероприятий ГО 1-ой группы - при возникновении угрозы начала боевых действий.

Проведение первоочередных мероприятий ГО 2-ой группы- при нарастании внешней или внутренней угрозы боевых действий.

Проведение массовых мероприятий общей готовности ГО – при непосредственной угрозе начала боевых действий.

 

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Планы практических занятий.

Занятие 1. Семинар – развернутая беседа по теме « Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Планирование защиты населения и территорий, на основе чего проводится

планирование, что представляет собой основной документ планирования.

2. Что понимается под эвакуацией, классификация эвакуации по масштабам,

срокам проведения и охвату населения. Предназначение эвакуационной комиссии, состав и решаемые задачи.

3. Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), их

назначение и особенности использования.

4. Системы оповещения и информации населения (централизованная, локальная,

«ОКСИОН». Где используются и как организуется оповещения населения о ЧС.

5. Инженерные средства коллективной защиты. Предназначение, защитные

свойства, общее устройство, особенности оборудования и использования.

6. Санитарно-защитная зона. Цель создания СЗЗ, особенности размещения

объектов инфраструктуры в СЗЗ.

Литература основная: 1,3

Литература дополнительная: 1,4,8

Занятие 2. Семинар - развернутая беседа по теме « Защита населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Виды ионизирующих излучений. Характер их воздействия на человека.

2. Что такое активность. Единицы измерения. Объемная (удельная) активность.

Поверхностная активность и плотность потока ИИ.

3. Чем определяется период полураспада. Классификация радионуклидов по

живучести. Соотношение активности и периода полураспада.

4. Дозовые критерии. Единицы измерения

5. Мощность дозы. Единицы измерения. Мощность дозы, соответствующая нормальному радиационному фону. Предельно допустимые дозы облучения: для персонала РОО, для населения.

6. Поражающие факторы и особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на АС.

7. Средства индивидуальной защиты, применяемые в условиях радиоактивных загрязнений.

8. Цель йодная профилактика и порядок ее проведения.

9. Особенности эвакуации из зон радиоактивного загрязнения.

10.Зонирование на восстановительной стадии развития аварии

 

Литература основная: 1,3

Литература дополнительная: 3.

Занятие 3. Семинар - развернутая беседа по теме « Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Что понимается под токсичностью. Чем характеризуется токсичность аварийных химически опасных веществ (АХОВ). Дозовые критерии АХОВ (пороговая, выводящая из строя, смертельная токсодоза).

2. Критерии степени загрязнения окружающей среды (ПДК, пороговая, выводящая из строя и смертельная концентрация).

3. Классы опасности АХОВ: критерии. Определяющие класс опасности АХОВ.

4. Критерии определения категории химической опасности ХОО. Классификация ХОО по степени опасности.

5. Пути поступления АХОВ в организм, основное поражающее состояние АХОВ. Классификация АХОВ по действию на организм.

6. Характер протекания аварии на объекте со сжиженным газом. Образование первичного и вторичного облака. Показать схемой зону химического заражения.

7. Особенности использования СИЗОД в условиях химического заражения (АХОВ): противогазы различных типов, самоспасателей, респираторов, простейших средств защиты.

8. Рекомендации по действиям в условиях химического заражения (в помещениях и вне помещений, особенности защиты при заражении хлором и аммиаком).

9. Способы ограничения распространения АХОВ (растекания и испарения жидкой фазы) и дегазация местности.

10.Порядок организации спасательных работ на территории, зараженной АХОВ.

Литература основная: 1. 2. 3.

Литература дополнительная:

 

 

Занятие 4. Семинар - развернутая беседа по теме « Защита населения и

территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

 

1. физико-химические основы горения веществ:

- условия и виды горения;

- самовозгорание веществ;

- горение горючих жидкостей;

- горение и взрывы пылевоздушных смесей

2. Классификация пожаров и опасных факторов пожара

3. Индивидуальные средства защиты от оксида углерода (угарного газа).

4.Классификация взрывов по происхождению выделившейся энергии. Виды взрывов, их причины. Поражающие факторы взрыва.

5. Воздействие взрыва на человеческий организм и объекты инфраструктуры.

Особенности объемного взрыва (причины, характер, поражения)

6. Рекомендации населению по действиям при возникновении пожара в помещении.

 

Литература основная: 1. 2.

Литература дополнительная: 5. 11.

 

Занятие 5. Семинар - развернутая беседа по теме « Защита населения и

территорий в условиях землетрясений»

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Причины землетрясений и критерии их характеризующие, единицы измерений и величины критериев.

2. Сущность измерений энергии землетрясения по шкале Рихтера и силы толчка по 12-ти бальной системе (MSK-64). Для чего применяется каждый из указанных видов измерений.

3. Поражающие (разрушительные) факторы землетрясения. Охарактеризовать наиболее опасные из них, приводящие к самостоятельным ЧС.

4. Организация обучения населения действиям при землетрясении. Рекомендации по поведению во время толчков (в помещении, на улице, в автотранспорте) и по окончанию толчков.

1. Мероприятия, проводимые при угрозе землетрясения (приведение в готовность органов управления и спасательных формирований, подготовка жилых помещений, особенности эвакуации населения).

2. Порядок организации спасательных работ после землетрясения. Задачи спасательных формирований. Розыск и извлечение пострадавших.

Литература основная: 1. 2. 3.

Литература дополнительная: 7.

 

Занятие 6. Семинар - развернутая беседа по теме « Защита населения и

территорий в условиях наводнений и природных пожаров.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

1. Особенности наводнений, возникающих при прорыве гидротехнических

сооружений (высота и скорость движения волны прорыва, время прохождения потока, характер распластывания волны).

2. Особенности эвакуации из зон возможного затопления: до начала затопления, с

началом затопления. Порядок вывода пострадавших по бродам (предельная глубина брода и скорости потока).

3. Цунами. Характеристика и поражающие факторы цунами. Рекомендации

населению при получении предупреждения о цунами.

 

4. Рекомендации населению по поведению при быстром подъеме воды или подходе волны прорыва.

5. Источники возникновения лесных пожаров. Виды лесных пожаров. Приемы и средства ликвидации лесных пожаров.

Литература основная: 1. 2. 3.

Литература дополнительная: 7.

 

Темы рефератов

1. Техногенные ЧС и их характеристики

2. ЧС социального характера и причины их возникновения

3. Основные системы критериев, определяющие наличие ЧС.

4. Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Предназначения, задачи и структура РСЧС.

6. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях,

их обоснование на основе концепции приемлемого риска.

7. Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

8. Классификация средств коллективной защиты.

10. Фильтрующие средства защиты органов дыхания, особенности их применения в различных ЧС.

11. Ионизирующие излучения, их свойства и воздействие на население и

окружающую среду.

12. Характер и особенности радиоактивного загрязнения окружающей среды при

авариях на атомных станциях и при ядерных взрывах.

13. Принципы действия приборов радиационного контроля. Особенности

использования индивидуальных приборов дозиметрического контроля населения.

14. Современные методики прогнозирования радиационной обстановки при

авариях на АС с выбросом радиоактивных веществ.

15. Меры по защите населения при аварии на АС с выбросом радиоактивных

веществ.

16. Современные методы снижения масштабов химического заражения и

детализации местности.

17. Современные средства индивидуальной защиты и особенности их

использования в условиях химического заражения.

18. Меры по защите населения при аварии на химически опасном объекте.

19. Характеристика взрывчатых веществ. Их поражающее действие, возможности

по применению в террористических актах.

20. Организация защиты населения и имущества от пожаров на объекте.

Особенности ликвидации внутренних пожаров и спасения пострадавших.

21. Сейсмическое районирование на основе современных методов

прогнозирования землетрясений. Строительство в сейсмоопасных зонах.

22. Особенности наводнений, возникающих при прорыве гидротехнических

сооружений. Возможные меры по защите населения и территорий.

23. Наиболее распространенные эпидемические заболевания. Распространение

эпидемий и противоэпидемические мероприятия.

24. Ядерный терроризм, его последствия и их ликвидация.

25. Биотерроризм, возможные способы проведения терактов и ликвидация их

последствий.

26. Силы и современные средства предупреждения террористических актов. Их

использование для защиты населения.

27. Современные средства поражения, применяемые при боевых действиях с

обычными средствами, их воздействие на население и территории. Защита населения.

28. Ядерное оружие, его поражающие свойства. Развитие современного ядерного

оружия и средств его доставки.

29. Перспективные средства поражения. Их применение в современных войнах.

Меры защиты от них.

30. Введение режимов гражданской обороны на территории РФ, очередность их

проведения и мероприятия в каждом из режимов.

 

4.2. учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:

  1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы/В.М. Емельянов, В.Н. Коханов. П.А. Некрасов. Под ред. В.В.Тарасова. М. Академический проект, 2003.
  2. Катастрофы и безопасность. МЧС России/Акимов В.А., Владимиров В.А., Измалков В.И. –М.: Деловой экспресс, 2006.
  3. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях./ Под общ. Ред, Ю.Л. Воробьева; МЧС России. –М.: Деловой экспресс, 2006.
  4. Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ М.,2002.
  5. Закон о противодействии терроризму N 35-ФЗ. 2006
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 21.12.1994.

Дополнительная литература:

  1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. М., 1999.
  2. Гражданская защита – понятийно-терминологический словарь /под общ. ред.Ю.Л. Воробьева. МЧС РФ. М., 2001.
  3. «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)».. М. 2009. СанПин 2.6.1.2523-09.
  4. Постановление Правительства РФ "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" № 178 от 01.03.1993.
  5. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, взрывами, пожарами: Методическое пособие / МЧС. Институт риска и безопасности. М., 2001.

6.Постановление Правительства РФот 21 мая 2007 г. N 304 о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  1. Фалеев М.И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. МЧС РФ. 2001.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.1998.
  3. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  4. Указ Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны». М., 1999.

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Шкала оценки

Сумма баллов Неуд      
  F FX E D C B A
    2+   3+     5+
  Менее 37            

Пояснения оценок

А Выдающийся ответ

В Очень хороший ответ

С Хороший ответ

D Достаточно удовлетворительный ответ

FX Оценка означает, что студент может добрать баллы до минимального удовлетворительного ответа

F Неудовлетворительный ответ.

Вопросы для промежуточного тестового контроля

1. Источником ЧС может быть (указать неверный ответ);

а) опасное природное явление;

б) опасное техногенное происшествие;

в) эпидемии, эпизоотии, эпифитотии;

г) вредные и опасные факторы в системе «человек – производственная среда».

2. Классификация ЧС по сфере возникновения (указать неверный ответ):

а) природного и техногенного характера;

б) биолого – социального и социального характера;

в) гидрологического и метеорологического характера;

г) экологического характера;

3. Терроризм следует отнести к ЧС (указать верный ответ):

а) социального характера;

б) биолого – социального характера;

в) военного характера;

г) техногенного характера.

4. Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30 м/сек (по Бофорта шкале 12 - 15 баллов) (указать верный ответ):

а) буря;

б) ураган;

в) смерч;

г) шквал.

5. Основной закон РФ, регламентирующий действия по предупреждению и ликвидации ЧС (указать верный ответ):

а) «О гражданской обороне (1998г)»:

б) «О противодействии терроризму (2006г.)»;

в) «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (1994г.)»;

г) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей (1995г)»;

6. По частоте возникновения в РФ первое место занимают ЧС (указать верный ответ):

а) природного характера;

б) техногенного характера;

в) экологического характера;

г) социального характера.

7. На время эвакуации создаются (указать неверный ответ):

а) сборные эвакуационные пункты;

б) пересыльные пункты эвакуации

в) приемные эвакуационные пункты;

г) промежуточные пункты эвакуации.

8. Локальные системы оповещения создаются на (Постановление Правительства РФ №178 от 01. 03.1993г.) (указать неверный ответ):

а) пожаровзрывоопасных объектах;

б) химических опасных объектах;

в) радиационно опасных объектах;

г) гидросооружениях с напорной плотиной.

9. Зона ответственности локального оповещения 5км установлена для (указать верный ответ):

а) гидросооружений с напорной плотиной;

б) пожаровзрывоопасных объектов;

б) химических опасных объектов;

в) радиационно опасных объектов.

10. Для своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в РФ созданы (указать неверный ответ):

а) система централизованного оповещения;

б) системы объектового оповещения;

в) локальная система оповещения;

г) общероссийская комплексная система информирования и оповещение населения в местах массового пребывания людей.

11. Режимы воздухоснабжения убежищ (указать неверный ответ):

а) чистой вентиляции (защита от радиоактивной пыли);

б) фильтровентиляции (защита от ОХВ);

г) регенерация воздуха (при полной изоляции убежища)

д) комплексной вентиляции (защита от радиации и от ОХВ)

12. Цель йодной профилактики (указать верный ответ):

а) защита щитовидной железы;

б) защита кожного покрова;

в) защита внутренних органов;

б) защита кроветворной системы.

13. Радионуклид, вызывающий облучение щитовидной железы (указать верный ответ):

а) цезий-137;

б) йод-131;

в) ксенон-133;

г) уран-235.

14. Дозировка 5% раствора йода на стакан воды при проведении йодной профилактики взрослых (указать верный ответ):

а) 1-2 капли;

б) 3-5 капель;

в) 5-7 капель;

г) 8-10 капель;

15. Поражающие факторы вне объекта при аварии на АС (указать верный ответ):

а) радиоактивное загрязнение местности;

б) световое излучение;

в) ударная волна;

г) электромагнитный импульс.

16. Категория степени опасности ХОО, если при аварии в зону возможного химического заражения попадает от 40 до 75 тысяч человек (указать верный ответ):

а)1степень;
б) 2 степень;

в) 3 степень;

г) 4 степень.

17. Первые признаки воздействия АХОВ на организм человек ощущает на внешней границе зоны (указать верный ответ):

а) смертельной концентрации;

б) концентрации предела переносимости;

в) предела допустимой концентрации;

г) пороговой концентрации.

18. Основной способ защиты населения, проживающего в 2км от предприятия, использующего аммиак (указать верный ответ):

а) эвакуация;

б) использование средств индивидуальной защиты;

в) укрытие и использование средств индивидуальной защиты;

г) эвакуация и использование средств индивидуальной защиты.

19. Самым распространенным АХОВ, используемым на ХОО в РФ является (указать верный ответ):

а) сероводород;

б) хлор;

в) аммиак;

г) синильная кислота.

20. При разгерметизации емкости со сжиженным хлором в начале образуется (указать верный ответ);

а) первичное облако радиусом более 0,5км;

б) газовое облако радиусом более 0,5км;

в) химическое облако радиусом более 0,5км;

г) высокотоксическое облако радиусом более 0,5км.

21. Для защиты органов дыхания при опасности отравления аммиаком использовать (указать неверный ответ);

а) противогаз ГП 7 с дополнительным патроном ДПГ - 1;

б) ватно-марлевую повязку, смоченную 2,5% раствором питьевой соды;

в) ватно-марлевую повязку, смоченную 2,5% раствором лимонной кислоты;

г) противогаз ГП 7 с дополнительным патроном ДПГ- 3;

22. Дополнительные патроны к ГП-7, обеспечивающие защиту органов дыхания от оксида углерода (указать неверный ответ):

а) ДПГ-1;

б) ДПГ-3;

в) Гопкалитовый патрон;

г) ПЗУК.

 

Вопросы к зачету

1. Назначение координирующих органов управления РСЧС. Состав и порядок работы КЧС.

2. Назначение органов постоянного и повседневного управления на разных уровнях РСЧС. Виды органов постоянного управления на разных уровнях РСЧС.

3. Режим работы РСЧС. Какие задачи решаются на каждом из режимов?

4. Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Принцип и особенности применения. Виды фильтрующих средств защиты. Назначение и использование.

5. Изолирующие СИЗОД. Принцип действия изолирующего противогаза. Особенности предназначения и применения.

6. Средства и порядок общего оповещения населения о ЧС.

7. Локальное оповещение. Средства локального оповещения. Где используется и как организуется локальное оповещение.

8. Убежища6 предназначение, защитные свойства, общее устройство.

9. ПРУ: предназначение, защитные свойства, особенности оборудования и использования.

10. Режимы воздухоснабжения убежищ и их использование.

11. Санитарно-защитная зона. Цель создания СЗЗ, особенности размещения объектов инфраструктуры в СЗЗ.

12. Порядок организации обучения населения на объекте инфраструктуры.

13. Что понимается под ликвидацией ЧС.

14. Назначение и содержание аварийно-спасательных работ.

15. Порядок извлечения пострадавшего из-под завала. Оказание первой помощи при синдроме длительного сдавливания.

16. Что понимается под неотложными работами, их предназначение, какие работы они включают.

17. Что такое активность? Единицы измерения. Объемная (удельная) и поверхностная активность. Плотность потока ионизирующего излучения.

18. Период полураспада. Определение. Классификация радионуклидов по живучести. Зависимость между активностью и периодом полураспада.

19. Поглощенная доза, единицы ее измерения. Экспозиционная доза, единицы ее измерения. Соотношение между единицами измерения поглощенной и экспозиционной дозы.

20. Эквивалентная доза. Предназначение. Единицы ее измерения. Коэффициент качества и расчет эквивалентной дозы.

21. Эффективная эквивалентная доза. Предназначение. Единицы ее измерения. Коэффициент риска для расчета эффективной эквивалентной дозы.

22. Мощность дозы. Единицы измерения. Мощность дозы, соответствующая нормальному фону (оптимальный и повышенный радиационный фон).

23. За счет чего создается природный техногенно-измененный радиационный фон? Годовая доза нормального фона. Загрязнение какими радионуклидами вносит наибольший вклад в создание природного фона?

24. Дозовые пределы облучения: для персонала РОО и для населения. Потенциально опасная доза. Максимальная доза планируемого повышенного облучения. Для кого допускается планируемое повышенное облучение.

25. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на ядерно-опасных объектах (атомных станциях - АС).

26. Что нарабатывается в ядерном реакторе за время его работы? Как это влияет на состав и дисперсность радиоактивного облака при аварийном выбросе?

27. Начертить зоны проведения мер защиты населения, планируемые в районе АС в режиме повседневной деятельности.

28. Начертить зоны проведения мер защиты населения при аварии на АС (от чего зависит величина угла сектора зоны загрязнения и глубины зон различных мер защиты населения?)

29. Йодная профилактика: цель, средства и порядок проведения.

30. Особенности эвакуации из зон радиоактивного загрязнения.

31. Режим воздухоснабжения в убежищах в условиях радиоактивного загрязнения. Порядок «проветривания» убежища и ПРУ.

32. Особенности размещения защитных сооружений в 30-ти километровой зоне вокруг атомных станций.

33. Приборы индивидуального дозиметрического контроля. Предназначение и особенности использования прямопоказывающих и «слепых» дозиметров.

34. Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО). Какие технические средства включает АСКРО? Решаемые задачи. Где используется.

35. Зоны проведения плановых мер защиты населения в средней фазе аварии.

36. Зоны проведения плановых мер защиты населения в поздней фазе аварии

37. Что понимается под токсичность? Чем характеризуется токсичность АХОВ? Дозовые критерии АХОВ (пороговая, выводящая, смертельная токсодоза).

38. Что понимается под локализацией и ликвидацией радиоактивных загрязнений. Способы проведения локализации и ликвидации.

39. Критерии степени химического заражения окружающей среды (ПДК, пороговая, выводящая и строя и смертельная концентрация).

40. Классы опасности АХОВ; критерии. Определяющие класс опасности АХОВ.

41. Критерии определения категории химической опасности объекта. Классификация ХОО по степени опасности.

42. Пути поступления АХОВ в организм, основное поражающее состояние АХОВ. Классификация АХОВ по степени воздействия на организм человека.

43. Зоны планирования защитных мер вокруг ХОО, определяемые заблаговременно (вид и размеры зон показать схемой).

44. Характер протекания аварии на объекте со сжиженным газом. Образование первичного и вторичного облака. Показать схемой зону химического заражения.

45. Особенности использования СИЗОД в условиях химического заражения АХОВ: противогазов различных типов, самоспасателей, респираторов, простейших средств защиты.

46. Рекомендации по действиям населения в условиях химического заражения (в помещениях и вне помещений); особенности использования средств индивидуальной защиты при заражении хлором и аммиаком.

47. Способы ограничения распространения АХОВ (растекания и испарения жидкой фазы) и дегаз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.017 с.)