Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности

Поиск

В конце XX – начале XXI в. угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако она также активно участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла, поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны.

Целью ГО является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.

На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях.

Впервые необходимость организации защиты крупных промышленных городов возникла в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.), когда применение боевой авиации, способной наносить бомбовые удары по населённым пунктам противника, могло привести к дезорганизации тыла и массовым потерям мирного населения. Родоначальником гражданской обороны была местная противовоздушная оборона (МПВО), созданная в 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Местной противовоздушной обороне. Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тыс. зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тыс. крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения в военное время, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан. В послевоенное время, в связи с появлением оружия массового поражения, МПВО была подчинена Министерству Обороны СССР (1960 г.), а в 1961 г. была реорганизована в Гражданскую оборону СССР и с 1994 г. вошла в состав Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база,лежащая в основе организации и ведения гражданской обороны Российской Федерации.

Система гражданской обороны России имеет статус и свое представительство в международных организациях.

В 1931 г. французский хирург Жорж Сан-Пол основал в Париже Ассоциацию «Женевских зон», которая впоследствии переросла в Международную организацию гражданской обороны. С французского языка термин «Protection civil» («Женевские зоны») был переведен русскими специалистами как «гражданская оборона» или «гражданская защита». Под «Женевскими зонами» понимались нейтральные зоны или открытые города, где в период войны могло найти убежище гражданское население.
В 1958 г. международная ассоциация «Женевских зон» трансформируется в Международную организацию гражданской обороны. Сейчас организация включает в себя 50 стран мира, и ещё свыше 20 являются наблюдателями. Российская Федерация входит в её члены с 1993 г. Представляет нашу страну МЧС России. 1 марта 1972 г. вступил в силу Устав Международной организации гражданской обороны (МОГО) в качестве межправительственной организации. Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 г., 9-я сессия Генеральной Ассамблеи МОГО постановила ежегодно отмечать 1 марта, как Всемирный день гражданской обороны.

4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования Гражданской обороны России, которая за прошедшие годы прошла большой путь становления и развития и превратилась в важную составляющую общегосударственных оборонных мероприятий. Юбилейный год Министром МЧС России объявлен Годом Гражданской обороны.

Основные положения

(в соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 г.

№ 28-ФЗ «О гражданской обороне»)

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

• органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

• силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

• фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

• системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т.д.).

Предназначение и задачи гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники.

В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени и в условиях войны.

Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» впервые определил основные ее задачи:

• обучение населения в области гражданской обороны;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

• санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны

Как было отмечено ранее, гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

С учетом оснащения современными образами вооружения и техники возможности подразделений спасательных воинских формирований МЧС России выросли не менее, чем в два раза.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определены основные направления деятельности, осуществляемые в целях решения задач гражданской обороны:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.01 с.)