Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

Поиск

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях различного характера будут проводиться в сложной обстановке, в условиях полных и сильных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и местности, возможного затопления.

Вначале напомним отдельные понятия и положения, рассмотренные в предыдущих разделах лекции.

В системе общегосударственных оборонных мероприятий РФ важная роль принадлежит ГО, целью которой является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение АСДНР в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

Руководство ГО и РСЧС, исходя из современных требований, предъявляемых к их подготовке, должно уметь в короткие сроки организовать АСДНР и управлять подчиненными силами в сложной и экстремальной ситуации.

Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г.№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил, что в числе основных задач в области ГО являются: проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; ведение разведки, организация и проведение санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 февраля 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» под ликвидацией ЧС понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, предотвращение действия характерных для них опасных факторов.

Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ раздельно:

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных, оказания им первой помощи и эвакуации в безопасные районы.

Они включают:

· разведку маршрутов выдвижения и участков (объектов) работ;

· локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ;

· розыск и извлечение пострадавших из-под завалов и других опасных мест;

· вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

· подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденными фильтрационными системами;

· оказание первой помощи пораженным и их доставка в лечебные учреждения;

· эвакуацию населения из опасных зон (районов);

· санитарную обработку людей, специальную обработку техники, территорий, сооружений и др.

Спасательные работы организуются в сжатые сроки и проводятся непрерывно.

Они считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им необходимой помощи и ликвидации угрозы новых ЧС.

Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Неотложные работы при ликвидации ЧС имеют целью создать условия для проведения спасательных работ, обеспечения жизнедеятельности населения.

Они включают:

· прокладывание колонных путей, устройство проездов (проходов) в завалах;

· локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

· ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей с целью обеспечения аварийно-спасательных работ;

· укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ;

· ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

· первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

· поиск, опознание и социальная защита пострадавших.

В законе даны и другие понятия:

Аварийно-спасательные формирования – это структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные средства – это техническая продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, имущество и материалы, методические видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в планах ГО по защите населения предусматривается создание группировки сил и средств для ликвидации ЧС, а также при ведении военных действий.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности общего назначения, а также специальные формирования для обеспечения АСДНР.

Основу группировки сил составляют аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, специально предназначенные для решения задач в области ГО и ЧС (рассматривались в предыдущих разделах лекции).

Командир формирования и его штаб заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается:

· порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;

· место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и других средств;

· порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;

· порядок управления формированием в период сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;

· организация комендантской службы;

· порядок материального и технического обеспечения.

Обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении АСДНР – это комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых с целью создания условий для успешного выполнения поставленных задач.

Основными видами обеспечения являются: разведка, радиационная и химическая защита; инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение; комендантская служба и охрана общественного порядка.

Разведка – комплекс мероприятий проводимый органами управления ГО и РСЧС по сбору, обобщению и изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Радиационно-химическая защита организуется с целью максимального снижения потерь населения и обеспечения безопасного выполнения задач силами ГО и РСЧС в условиях радиационного и химического заражения.

Инженерное обеспечение – это комплекс инженерных мероприятий, направленных на предотвращение разрушений, защиту населения и обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении ими спасательных и других неотложных работ.

Противопожарное обеспечение действий сил организуется и осуществляется с целью создания условий для выполнения спасательных и других неотложных работ сопровождаемых пожарами.

Дорожное обеспечение организуется с целью создания условий для беспрепятственного маневра силами и средствами при ликвидации аварий, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавшего населения.

Гидрометеорологическое обеспечение организуется с целью всесторонней оценки элементов погоды, оценки их возможного влияния на действия сил ГО и РСЧС и проведению мероприятий по защите населения.

Техническое обеспечение организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС.

Метрологическое обеспечение проводится с целью поддержания в постоянной готовности техники и различных видов аппаратуры и приборов состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС.

Материальное обеспечение действия сил ГО и РСЧС организуется с целью бесперебойного снабжения их материальными средствами, необходимыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечения личного состава, пострадавшего и эвакуируемого населения.

Транспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил и средств ГО и РСЧС к местам работы и размещения, вывоза из районов материальных ценностей.

Медицинское обеспечение организуется с целью своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава аварийно-спасательных подразделений и населения инфекционных заболеваний.

Задачи медицинского обеспечения

• Организация медицинской разведки, лабораторного контроля за зараженностью радиоактивными отравляющими веществами, бактериальными средствами объектов внешней среды, продовольствия, воды.

• Проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава сил ГО и РСЧС и населения в районах ЧС.

• Выявление и изоляция инфекционных больных, организация карантина в очагах бактериального заражения и эпидемий.

• Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

• Подготовка формирований лечебных учреждений к действиям в ЧС.

• Снабжение аварийно-спасательных подразделений и населения медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

Организация комендантской службы. Комендантская служба организуется с целью обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО и РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Организация охраны общественного порядка. Охрана общественного порядка организуется начальниками ГО и РСЧС с целью поддержания дисциплины и организованности при возникновении ЧС. Непосредственным организатором охраны общественного порядка является начальник службы охраны общественного порядка.

По всем видам обеспечения разрабатываются планы, которые согласовываются с начальниками органов управления ГОЧС, служб ГО и другими начальниками. При ведении АСДНР в планы вносятся необходимые изменения, уточняются задачи, которые своевременно доводятся до исполнителей.

Подводя итог по данному вопросу, следует отметить, что организация и ведение АСДНР в очагах поражения и районах ЧС является одной из основных и трудных задач, особенно в условиях внезапности. Сложность мероприятий ГО и РСЧС, необходимость их планирования и осуществления еще в мирное время требует повседневного внимания со стороны руководителей ГО, органов управления ГОЧС всех уровней по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО и РСЧС к проведению АСДНР, принятию своевременных и обоснованных решений на их проведение (применение), а также всестороннего обеспечения и управления их действиями в очагах поражения и районах ЧС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны.

Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейшего совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является дальнейшее развитие гражданской обороны и РСЧС, их интеграция в единую государственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени – Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов.

Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и гражданской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Создание Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершенствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) будет носить, в основном, организационный характер.

В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты.

Российская система гражданской защиты должна представлять действительно единую государственную систему, которая будет решать задачи, как гражданской обороны, так и РСЧС и которой не потребуется время для перехода с мирного на военное время.

ЛИТЕРАТУРА:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон РФот 28 декабря 2010 г.№ 390-ФЗ«О безопасности».

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

(ГОСТ Р 22.3 03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Госстандарт России).

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.

Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 2002.

Чумаков Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф. Учебник для вузов. СПб.: НП Стратегия Будущего, 2006. – 247 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1. Какие основные нормативно-правовые документы определяют принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера?

2. Какие основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций?

3. Каково предназначение гражданской обороны?

4. Какие основные задачи гражданской обороны?

5. Что собой представляет структура и органы управления гражданской обороны?

6. Какие основные направления деятельности в области гражданской обороны?

7. Какие основные задачи медицинского обеспечения предусмотрены во время организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов

1. ДЛЯ РОССИИ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ АКТУАЛЬНА ПО РЯДУ ПРИЧИН:

1) возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса

2) увеличение плотности населения

3) снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

4) урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТОЯНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ОТ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ДАНО В:

1) Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

2) Федеральном законе РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

3) Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей»

4) Федеральном законе РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»

 

3. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЭТО:

1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

2) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

4) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации

 

4. СИСТЕМУ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СОСТАВЛЯЮТ:

1) органы повседневного управления по обеспечению защиты населения

2) силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны

3) фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации

4) системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения

 

5. ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций

2) Правительство Российской Федерации

3) главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

4) руководители объектов экономики, учреждений и организаций

 

6. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ВКЛЮЧАЮТ:

1) спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

2) подразделения федеральной противопожарной службы

3) аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

4) создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования

 

7. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПОВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ ВКЛЮЧАЮТ:

1) строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороныи их технических систем

2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации

3) приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения

4) установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

 

8. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ЭТО:

1) создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий

2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

3) восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны

4) организация взаимодействия сил гражданской обороны с вооруженными силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время

 

9. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЭТО:

1) действия по спасению людей

2) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей

3) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов

4) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций

 

10. ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (АСДНР) ЯВЛЯЮТСЯ:

1) разведка

2) радиационная и химическая защита

3) инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение

4) комендантская служба и охрана общественного порядка

 

Правильные ответы:

1) 1, 2, 3, 4 6) 1, 2, 3, 4
2) 4 7) 2, 4
3) 3 8) 1, 2, 4
4) 1, 2, 3, 4 9) 3
5) 2 10) 1, 2, 3, 4

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.134 (0.012 с.)