Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы деятельности человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Деятельность человека в техносферной среде - это совокупность действий и поступков, направленных на достижение определенных целей. Трудовая деятельность человека имеет самый разнообразные формы, но в то же время можно выделить три основных вида по характеру выполняемых функций (рис.3.1.).
Рис. 3.1. Основные формы деятельности человека.
Физический труд сводится к выполнению человеком энергетических функций. Физическая работа требует значительной мышечной активности. Обычно физическую работу подразделяют на два вида: статическую и динамическую. Статическая работа связана с воздействием нагрузок на верхние и нижние конечности, мышцы корпуса человека при удержании груза. А также при выполнении работ сидя или стоя. Динамическая физическая работа связана с перемещением самого человека, или перемещением рук ног человека в пространстве, что может привести к одному из стрессовых состояний - гипердинамии, т.е. резкому увеличению мышечных усилий, затрачиваемых на перемещение тела в пространстве. Тяжесть физической работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и в соответствии с этим работы подразделяются на: легкие, средне тяжести и тяжелые физические работы (табл. 3.1.).
Таблица 3.1. Разграничение работ по тяжести на основе общих энергозатрат организма (по ГОСТ 12.1.005).
Чрезмерные физические нагрузки могут вызывать стрессовые реакции, приводить к изменению метаболических процессов, и как следствие к повреждению клеточных мембран, язвенному поражению слизистой желудка и др. Характер реагирования на физическую нагрузку в значительной степени определяется психо- функциональными особенностями человека. Формы физического труда, связанные с механизацией и автоматизацией производственных процессов, требуют выполнения человеком не только физических, но и значительных интеллектуальных функций. В этом случае деятельность человека может развиваться по одному из сценариев: - детерминированному, когда заранее известны правила и алгоритмы действий; - недетерминированному, когда возможны неожиданные события в выполняемом виде деятельности. Первый случай приводит к нарастающей монотонности труда, утрате творческого начала, быстро развивающемуся утомлению. Во втором случае повышается ответственность оператора за безопасность производственного процесса и возрастает психо- эмоциональное напряжение. Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с постоянным приемом и переработкой информации: управленческий труд, труд диспетчера, преподавателя, врача и т.д. Эта деятельность требует напряжения психологических характеристик человека: внимания; сенсорного аппарата; мышления; памяти и др. Часто эта форма деятельности выполняется в положении сидя, что приводит к одному из опасных стрессовых состояний - гиподинамии, т.е. резкому уменьшению мышечных усилий, затрачиваемых на перемещение тела в пространстве. Гиподинамия сопровождается существенным ограничением процессов стимуляции структур головного мозга, что приводит к преобладанию в них тормозных процессов и снижению работоспособности, при этом формируются также явления астении (нервно- психической слабости), снижения умственной деятельности, ослабление памяти, логического мышления, утомляемости и пр. Снижаются также физическая выносливость, возрастает расход кислорода на единицу работы, снижается общая резистентность (сопротивляемость) организма к стрессовым ситуациям*. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20% от общего объема. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Например, при чтении вслух расход энергии повышается до 48%, у операторов вычислительных машин – на 60-100%. При напряженной интеллектуальной работе могут иметь место изменения в вегетативных функциях человека (повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции, повышение температуры тела и др.).
|
||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.008 с.) |