Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы деятельности человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Деятельность человека в техносферной среде - это совокупность действий и поступков, направленных на достижение определенных целей. Трудовая деятельность человека имеет самый разнообразные формы, но в то же время можно выделить три основных вида по характеру выполняемых функций (рис.3.1.).
Рис. 3.1. Основные формы деятельности человека.
Физический труд сводится к выполнению человеком энергетических функций. Физическая работа требует значительной мышечной активности. Обычно физическую работу подразделяют на два вида: статическую и динамическую. Статическая работа связана с воздействием нагрузок на верхние и нижние конечности, мышцы корпуса человека при удержании груза. А также при выполнении работ сидя или стоя. Динамическая физическая работа связана с перемещением самого человека, или перемещением рук ног человека в пространстве, что может привести к одному из стрессовых состояний - гипердинамии, т.е. резкому увеличению мышечных усилий, затрачиваемых на перемещение тела в пространстве. Тяжесть физической работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и в соответствии с этим работы подразделяются на: легкие, средне тяжести и тяжелые физические работы (табл. 3.1.).
Таблица 3.1. Разграничение работ по тяжести на основе общих энергозатрат организма (по ГОСТ 12.1.005).
Чрезмерные физические нагрузки могут вызывать стрессовые реакции, приводить к изменению метаболических процессов, и как следствие к повреждению клеточных мембран, язвенному поражению слизистой желудка и др. Характер реагирования на физическую нагрузку в значительной степени определяется психо- функциональными особенностями человека. Формы физического труда, связанные с механизацией и автоматизацией производственных процессов, требуют выполнения человеком не только физических, но и значительных интеллектуальных функций. В этом случае деятельность человека может развиваться по одному из сценариев: - детерминированному, когда заранее известны правила и алгоритмы действий; - недетерминированному, когда возможны неожиданные события в выполняемом виде деятельности. Первый случай приводит к нарастающей монотонности труда, утрате творческого начала, быстро развивающемуся утомлению. Во втором случае повышается ответственность оператора за безопасность производственного процесса и возрастает психо- эмоциональное напряжение. Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с постоянным приемом и переработкой информации: управленческий труд, труд диспетчера, преподавателя, врача и т.д. Эта деятельность требует напряжения психологических характеристик человека: внимания; сенсорного аппарата; мышления; памяти и др. Часто эта форма деятельности выполняется в положении сидя, что приводит к одному из опасных стрессовых состояний - гиподинамии, т.е. резкому уменьшению мышечных усилий, затрачиваемых на перемещение тела в пространстве. Гиподинамия сопровождается существенным ограничением процессов стимуляции структур головного мозга, что приводит к преобладанию в них тормозных процессов и снижению работоспособности, при этом формируются также явления астении (нервно- психической слабости), снижения умственной деятельности, ослабление памяти, логического мышления, утомляемости и пр. Снижаются также физическая выносливость, возрастает расход кислорода на единицу работы, снижается общая резистентность (сопротивляемость) организма к стрессовым ситуациям*. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20% от общего объема. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Например, при чтении вслух расход энергии повышается до 48%, у операторов вычислительных машин – на 60-100%. При напряженной интеллектуальной работе могут иметь место изменения в вегетативных функциях человека (повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции, повышение температуры тела и др.).
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.008 с.) |