Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Понятийный аппарат менеджмента

Поиск

Раздел 2. Понятийный аппарат менеджмента

Общая теория управления

2.1.1. Основные понятия теории управления

 

Зарождение теоретических основ управления относят к середине 50-х годов ХХ века. Императивом развития общей теории управления как научной дисциплины стало развитие сложной техники, управление которой должно было осуществляться без участия или с минимальным участием человека, то есть автоматически. Впоследствии законы и закономерности общей теории управления стали применяться и к организациям как субъектам управленческой, экономической и производственной деятельности. Сначала эти применения общей теории управления к организациям были не вполне корректными, но затем удалось добиться определенной адекватности и понимания особенностей организаций как объектов управления.

Прежде всего, общая теория управления предполагает наличие субъекта управления (того, что управляет), объекта управления (того, чем управляют) и цели управления.

Субъект управления (блок управления, мозг, менеджер) осуществляет по отношению к объекту управления (механизму, организму, организации) определенную деятельность, направленную на достижение цели управления. Например, «умная бомба» имеет блок управления, который генерирует управленческие воздействия, добиваясь движения в определенном направлении и с определенной скоростью, огибания преград и достижения точности попадания в цель. Леопард имеет мозг, который отдает команды (генерирует управленческие воздействия) мышцам и другим органам, и животное гонит жертву и совершает прыжок, который позволяет добиться цели – схватить добычу и потенциальную еду. Менеджер, используя приобретенные знания, опыт или врожденные способности к лидерству, генерирует управленческие воздействия на других людей (участников организации), что позволяет выполнить в срок определенные действия и добиться результатов, которые описывают достижение целей управления.

Деятельность управляющего субъекта по достижению управляемым объектом цели управления предполагает:

· Знания возможностей объекта управления (блок управления «знает» программу, которую в состоянии выполнить механизм, мозг животного формирует условные рефлексы, в него заложены инстинкты и безусловные рефлексы, менеджер знает структуру организации, производственную базу, технологические возможности и возможности сотрудников)

· Исследование внешних условий, способствующих или препятствующих достижению объектом управления цели (на механизм могут воздействовать климатические условия: холод-жара, ветер, осадки, разгильдяйство оператора; на организм воздействует рельеф местности, количество потенциальной добычи, наличие конкурентов в ареале и т.п.; менеджер исследует состояние рынка, капризы спроса потребителей, конкурентную среду, возможности продвижения товара и т.п.)

· Принятие субъектом управления решений по достижению цели управления на основе анализа возможностей ее достижения у объекта управления и анализа внешней среды (блок управления принимает решение на основе заложенной в него программы, мозг хищника анализирует ситуацию и решает прекратить преследование добычи, поскольку она бегает быстрее или появился более крупный хищник, претендующий на нее; менеджер принимает решение о расширении производства на основе анализа конъюнктуры рынка и производственных возможностей бизнеса).

Объекты управления имеют встроенные исполнительные механизмы. Для механизма это рычаги, шатуны, зубчатые и другие передачи, сенсорные механизмы, гидро- и пневмоприводы, электронные блоки и т.п. Для организма это мышцы, внутренние органы, органы чувств. Для организации это службы и структурные подразделения, системы передачи информации, системы мотивации деятельности, традиции и ценности.

И объект, субъект управления могут действовать рационально и нерационально, добиваясь цели управления. Поэтому в общей теории управления очень важным моментом является нахождение программы оптимальных управляющих воздействий, чтобы достичь цели с минимальными затратами. Ракета должна долететь до цели по кратчайшей траектории и гарантированно вывести цель из строя. Хищник должен настичь жертву с минимальной затратой сил. Менеджер должен добиваться снижения производственных затрат на единицу продукции, роста фондоотдачи, рентабельности и т.п.

Управляющие воздействия прикладываются к объекту управления и вызывают изменения либо в нем самом, либо в его поведении. Причем с позиций общей теории управления, управляющие воздействия это не сами энергетические воздействия, а сигналы о требуемых воздействиях. Когда водитель автомобиля нажимает на педаль газа, он посылает сигнал двигателю внутреннего сгорания (в виде подачи топлива), который уже осуществляет (как исполнительный механизм) энергетическое воздействие на объект управления – автомобиль. Изменение состояния автомобиля (он пришел в движение) при этом происходит не за счет энергии водителя (субъекта управления), а за счет возможностей объекта управления.

Если в качестве примера управляемого объекта взять организацию, то эта закономерность также проявляется в полной мере: ничтожное по энергетическим затратам (в масштабах организации) воздействие менеджера (произнесенная фраза, росчерк пера по бумаге, движение бровей, даже «разнос» непосредственно подчиненного с применением ненормативной лексики) приводит к огромным последствиям: организация приходит в движение, сотрудники начинаю выполнять распоряжения, звонят телефоны, пищит факс, грохает огромный ковочный молот, двигаются фуры с товаром, строятся циклопические объекты и т.п.

Кроме управляющих воздействий на объект управления могут быть направлены и воздействия возмущающего характера. Эти воздействия нарушают заданные зависимости поведения управляемого объекта. Возмущающие воздействия могут быть направлены как изнутри объекта, так и извне.

Для механизмов внешними возмущающими воздействиями являются, например, колебания питающего напряжения, радиопомехи, сильный ветер, компьютерные вирусы, а внутренними – износ, коррозия, перегрев, старение.

Для организмов внешними возмущающими воздействиями являются резкие изменения погодных условий, среды обитания, стихийные катаклизмы, а внутренними – нарушение работы внутренних органов, интоксикация, болезни.

Для организаций внешними возмущающими воздействиями могут быть изменения рыночной конъюнктуры, правительственные решения, обстоятельства непреодолимой силы – стихийные бедствия, боевые действия, действия преступных группировок и т.п. К внутренним возмущающим воздействиям для этого класса объектов управления относятся плохой социальный климат, низкое качество исполнительской дисциплины, аварии и т.п.

Менеджер при разработке управляющих воздействий должен максимально учесть внешние возмущающие воздействия. Что касается внутренних возмущающих воздействий, то их также надо учитывать, но следует иметь в виду, что они чаще всего являются результатом плохого менеджмента.

Субъект управления должен иметь возможность корректировки управляющих воздействий, если он не учел в достаточной степени возмущающие воздействия и процесс достижения цели управления пошел не так, как надо. Для этого существует механизм обратной связи, который представляет собой возможность передачи субъекту управления информации о состояниях объекта управления как результатах управляющих воздействий.

Не все объекты управления имеют обратную связь. Когда обратной связи нет, говорят о разомкнутых системах управления. Управляемые объекты с обратной связью являются замкнутыми, и с точки зрения общей теории управления являются более предпочтительными и эффективными.

Действительно, прямая связь означает движение управляющих воздействий от субъекта управления к объекту. Обратная связь, имея обратное направление движения, позволяет субъекту управления лучше понять, что происходит с объектом и принять меры по корректировке управляющих воздействий. В организации хороший менеджер всегда интересуется, как идет выполнение его распоряжений и что мешает их выполнять. Например, если сотрудники не выполняют распоряжение, значит, они нуждаются либо в стимулировании, либо в наказании. И то, и другое будет означать корректировку управляющего воздействия и позволит добиться достижения цели управления.

Менеджмент является «разделом» общей теории управления.

 

Контрольные вопросы

1. Когда и почему сформировалась общая теория управления?

2. Как взаимосвязаны субъект, объект и цель управления?

3. Что предполагает деятельность субъекта управления?

4. Что такое исполнительные механизмы?

5. Что такое оптимальное управляющее воздействие?

6. Какое управление более эффективно и почему:

· Управление кораблем с помощью рулевого весла

· Управление кораблем с помощью штурвала?

7. Что такое возмущающие воздействия?

8. Что такое обратная связь и как она влияет на эффективность управления?

 

 

Моделей к организациям

Примером использования детерминированной (механистической) модели к менеджменту организации могут служить заводы Генри Форда. Производство было массовым, господствовало жесткое разделение труда, когда каждый сотрудник был частью единого механизма, имя которому – фабрика. В течение некоторого времени механистическая модель производства имела феноменальный успех.

Причины успеха механистической модели:

1. Рабочие хорошо справлялись с поручаемыми им простыми, повторяющимися операциями (как механизмы)

2. Рабочие были согласны на условия труда, пригодные для машин

3. Рабочих можно было заменять, как детали у машины

4. Фирмой управляли сами владельцы, обладавшие неограниченным контролем над ней.

По мере того, как размеры и сложность организаций возрастали, эффективность управления ими, как если бы они были машинами, сокращалась.

Детерминированные модели могут хорошо работать применительно к частям или аспектам социальной системы, если рассматривать их изолированно.

 

 

Примеры

1. Военные организации. Организации, в которых все основано на жесткой исполнительской дисциплине. Роль мозга выполняет командование, штаб, а роль тела - операционного отдела - военнослужащие, беспрекословно выполняющие команды. Беспрекословность выполнения команд является залогом эффективности функционирования такой системы. Многие беды современной российской армии связаны с тем, что делом чести военнослужащего стало не беспрекословное выполнение команды, а наоборот, ее невыполнение.

2. Учреждения правительственной бюрократии. Эти организации очень напоминают по своей управленческой природе военные, хотя команды часто принимают вид советов, просьб, пожеланий начальника. Команда заменяется учитываются в ничтожной степени.

3. Деспотические корпорации. Это фирмы, которые управляются менеджерами – приверженцами «военного порядка», «дисциплины» и т.п. стереотипов. Все должно быть «как в армии»: командиры-начальники отдают приказы, а солдаты-подчиненные их беспрекословно выполняют. В подчиненных ценится, прежде всего, исполнительность. Инициатива приветствуется только тогда, когда она развивает предложения начальства и совпадает с общим заданным направлением деятельности.

Пример. Сотрудник получил задание: «Обработать 40 печатных листов документации». Он «проявил инициативу» и обработал 50 листов. Это – полезная инициатива. Если же он предложил новый способ обработки документации, позволяющий довести «производительность труда» до 80 листов, то такая инициатива, скорее всего, не будет одобрена начальством, поскольку вносит диссонанс в плавный ход отрегулированного процесса. В данном случае сотрудник берет на себя функции «мозга», что недопустимо.

Работа в таких организациях напоминает поведение роботов и не приветствуется большей частью сотрудников.

Вместе с тем большинство современных организаций являются автократиями, то есть анимационными или организматическими моделями, примененными к социальным системам. В этих условиях менеджеры, понимая ущербность модели, делают попытки смягчить жесткие схемы взаимоотношений с помощью улучшения коммуникаций, внедрения информационных технологий, делегированиея полномочий, внедрения весьма хитроумных систем мотивации сотрудников, демократизации принятия решений и другими подобными инновациями. Иногда такие меры бывают эффективными, но они не устраняют главного противоречия: несоответствие модели менеджмента сущности социальной системы как объекта менеджмента.

Порочность автократии становится все более явной в процессе роста образовательного уровня членов социальной системы. Когда те, кем правили и управляли, узнают, что они могут работать лучше, чем те, кто ими правит и управляет, автократическое правление или менеджмент становится все менее эффективным.

Неизбежным направлением развития менеджмента становится переход к применению социально-системных моделей.

Органические структуры управления. Метафора «организм» по отношению к организации рядом авторов используется в несколько ином, чем у Акоффа контексте. Речь идет об органических структурах управления (см. раздел 3.4.2.1), когда уподобление организации организму означает, что эта организация обладает такими полезными качествами, как способность реагировать на изменения окружающей среды и приспосабливаться к ним, в известной мере изменяясь (по аналогии с эволюцией живых организмов)

К социальным системам

Развитие социальных отношений вызывает изменение производственных условий. Требования к квалификации рабочей силы продолжали расти. Необходимо было вкладывать большие средства в подготовку персонала. С персоналом следовало обращатьсякак с частями системы, имеющими собственные интересы и цели.

Социальные изменения приводили к изменениям в сознании людей. «Послевоенные дети» (50-60-е годы ХХ века в промышленно развитых странах, исключая СССР: в Советском Союзе «благодаря» пионерской и комсомольской организациям, а также обязательной военной повинности надолго было законсервировано отношение к детерминированной и организматической моделям как единственно правильным и возможным) стали поколением вседозволенности, с которым нельзя было обращаться иначе, как с людьми, имеющими собственные интересы. Бэби-бумеры (люди, рожденные сразу после второй мировой войны) ожидали, что их интересы будут учитываться работодателями и там где их интересы игнорировали, производительность труда снижалась.

К концу 60-х годов стало очевидно, что Запад столкнулся с проблемой постоянно возрастающих темпов перемен. Произошла дестабилизация социоэкономической среды, возможности прогнозирования будущего значительно уменьшились, а единственным равновесием, которого можно было достигнуть, стало динамическое равновесие авиалайнера, летящего через грозу.

Эти перемены полностью подорвали эффективность, достигнутую применением организматических моделей. Централизованный контроль и обращение с подчиненными как с деталями механизма уже не позволяли получить высоких результатов.

Наемные работники все чаще оказывались способными выполнять свою работу лучше, чем их начальники, но только тогда, когда им давали свободу делать это.

Функции управления стали заключаться в том, чтобы дать подчиненным возможность работать в полную силу и поощрять их в этом, совершенствовать их знания, управлять их взаимодействиями, а не действиями. Все это можно сделать только в рамках модели общественной системы.

Организация с целенаправленными частями почти неизбежно генерирует внутренние конфликты. Бесконфликтная организация может быть создана только на основе превращения ее членов в роботов.

Актуальной является задача создания организации, способной непрерывно «рассасывать» конфликты, одновременно увеличивая возможность выбора. Такая организация несовместима ни с детерминированной, ни с анимационной моделями.

Социально-системная модель организации должна обладать следующими характеристиками:

1. Это - демократическая организация, в которой каждый сотрудник заинтересован в конечной цели, имеет свой голос при решении вопросов, любой менеджер подчиняется коллективной власти.

2. Организация основывается на внутренних принципах рыночной экономики, когда каждая часть организации может покупать и продавать по своему усмотрению необходимые продукты и услуги. Высшая власть может вмешиваться в решения, но должна компенсировать потерю дохода или увеличение издержек.

3. Непрерывное слежение за окружающей средой для обнаружения произошедших изменений, которые могут произойти и которые потребуют адаптации организации.

Такой подход к построению организации выглядит в достаточной степени революционным и в настоящее время не является превалирующим. Переход на такую схему потребует от топ-менеджмента отказаться от значительной части своих полномочий, а в ряде случаев занимать позицию стороннего наблюдателя за процессами, происходящими между подразделениями организации, цели и интересы которых теперь не ограничиваются вмешательством топ-менеджмента. Большинство топ-менеджеров не в состоянии отказаться от контроля и распорядительства денежными потоками организации в целом: они не представляют себе, как можно наделить подразделения собственными бюджетами.

Для перехода к такому менеджменту требуется очередная ментальная революция: должны радикальным образом измениться взгляды большинства менеджеров на управляемую ими организацию.

Закрытые и открытые системы. По другому важному признаку системы делятся на закрытые и открытые. Закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Примерами закрытых детерминированных систем в какой-то степени могут служить автономные механизмы, например пылевлагонепроницаемые и противоударные часы. Строго говоря, закрытые системы – это теоретическая модель, то чего в реальности не существует Можно говорить лишь о степени закрытости системы.

Открытые системы характеризуются взаимодействием с внешней средой. Такая система зависит от энергии, материалов и информации, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к изменениям внешней среды. Примерами открытых систем могут служить организматические системы (живые организмы) и социальные системы (организации).

Менеджмент имеет дело исключительно с открытыми социальными системами. Разновидностью социальной системы является социально-экономическая система, в которой собственные цели элементов характеризуются в основном экономическими интересами.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте детерминированную систему с точки зрения соотношения интересов самой системы и входящих в нее элементов.

2. Приведите примеры механистических ситсем

3. Охарактеризуйте анимационную систему с точки зрения соотношения интересов самой системы и входящих в нее элементов

4. Приведите примеры организматической системы

5. Охарактеризуйте социальную систему с точки зрения соотношения интересов самой системы и входящих в нее элементов

6. Приведите примеры общественной системы

7. Охарактеризуйте экологическую систему с точки зрения соотношения интересов самой системы и входящих в нее элементов

8. Приведите примеры экологической системы.

9. Приведите примеры закрытой и открытой системы.

10. С какими системами имеет дело менеджмент?


Объекты менеджмента

Виды организаций

 

Организации бывают формальными или неформальными.

Формальная организация официально учреждена. Цели формальной организации закреплены в учредительных документах (устав, учредительный договор). Функционирование формальной организации регулируется нормативными актами (законами, указами и т.п.), права и обязанности участников формальной организации регламентируются нормативными документами (инструкциями, положениями).

В Российской Федерации формальные организации систематизируются в Гражданском Кодексе РФ.

Согласно ГК РФ формальная организация может быть коммерческой и некоммерческой.

Коммерческая формальная организацияосновной целью деятельности имеет извлечение прибыли. Прибыль распределяется между участниками организации в соответствии с уставом.

Некоммерческая формальная организациясоздается не для извлечения прибыли, а для деятельности, имеющей другие цели. Некоммерческая организация может получать прибыль, но она идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации.

Гражданский Кодекс РФ нормативно определяет следующие организационно-правовые формы формальных организаций.

Коммерческие организации:

 

1. Хозяйственные товарищества и общества (7 видов по параграфу 2 главы 4 ГК РФ):

· Товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное)

· Общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью – ООО и ОДО; закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО); дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества;

2. Производственные кооперативы (параграф 3 главы 4 ГК РФ)

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления (параграф 4 главы 4 ГК РФ).

Некоммерческие организации (параграф 5 главы 4 ГК РФ):

1. Потребительские кооперативы

2. Общественные и религиозные организации

3. Фонды

4. Учреждения

5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

К неформальным организациям относятся спонтанно (самопроизвольно) возникающие группы людей, попадающие под определение организации (сознательная координация деятельности по достижению цели). Может быть легальной и нелегальной. Это разделение по характеру деятельности: не запрещенная или запрещенная законом. Примеры: временная группа для выполнения определенной работы; клуб генераторов идей; кружки качества; группа изобретателей-самодельщиков; объединение единомышленников (кружок по изучению, кружок по обмену опытом); хошар (в азиатских странах совместный труд соседей на добровольной основе: строительство дома, рытье канала и т.п.); бригада соседей по ремонту дороги, посадке сада и т.п. Нелегальные неформальные организации: преступные сообщества, экстремистские организации.

Следует иметь в виду, что в формальной организации происходят достаточно интенсивные процессы по формированию неформальных организаций (групп). Задача менеджера заключается в том, чтобы как можно раньше заметить эти неформальные группы и учесть их наличие в своей работе. Закономерности формирования неформальных групп внутри формальных организаций будут рассмотрены в разделе 4.1.

Неформальные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе, поскольку они не зарегистрированы и не могут заниматься коммерческой деятельностью законно.

Контрольные вопросы

1. Что такое организация?

2. Как соотносятся организация и проект?

3. Для чего создается организация?

4. Что такое формальная организация? Приведите примеры.

5. Что такое неформальная организация? Приведите примеры.

6. Приведите примеры коммерческих организаций.

7. Приведите примеры некоммерческих организаций.

8. Может ли некоммерческая организация получать прибыль?

9. В каких отношениях с законом находится неформальная коммерческая организация?

10. Каким документом систематизируются формальные организации?

 

Элементы организаций

 

К элементам организации относятся функциональные области деятельности, структурные подразделения, производственный процесс.

1. Функциональные области деятельности. Это сравнительно обособленные сферы деятельности и ответственности, такие как:

· производство,

· маркетинг,

· финансы,

· персонал,

· исследования и разработки

· прочие

Состав функциональных областей динамичен, поэтому выше перечислены функциональные области «постоянного состава», которые существуют в настоящее время и еще долго будут существовать в будущем.

2. Структурные подразделения организации. Организация имеет структурную иерархию, в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются производственные и непроизводственные подразделения. К производственным подразделениям относятся:

· Производство (совокупность цехов: заготовительное производство, сборочное производство и т.п.);

· Дивизион (совокупность подразделений - цехов, отделов - для производства определенного вида продукции или ориентации на определенного потребителя, определенный регион);

· Цех (совокупность участков)

· Участок (совокупность бригад)

· Бригада (совокупность рабочих мест)

Иногда выделяют такую единицу как центр прибыли. Этоне структурное подразделение, а статус структурного подразделения, обладающего определенной хозяйственной независимостью (степень независимости – по усмотрению топ-менеджмента), как правило ориентированного на производство определенной продукции или оказания определенной услуги. Центром прибыли может быть и дивизион, и производство, и цех, и даже участок.

К непроизводственным подразделениям относятся:

· Департамент, управление, центр (совокупность отделови/или служб)

· Отдел, служба (совокупность секторов и/или лабораторий)

· Сектор, лаборатория (совокупность групп)

· Группа (совокупность исполнителей)

Приведенная группировка структурных подразделений организации отражает сложившиеся в отечественной практике представления о соотношении различных структурных единиц внутри организаций. Так, в цехе не может быть другого цеха, а должны быть участки, в состав отдела не могут входить другие отделы, а только секторы или группы, то есть подразделения более мелкие. Однако, нормативного документа, который устанавливал бы эти соотношения в масштабах страны, не существует. На практике менеджеры просто знают иерархию подразделений. Топ-менеджер конкретной организации вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать ее структуру, определять соотношение между различными видами структурных единиц.

3. Производственный процесс. Под производственным процессом следует пониматьсовокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье, материалы, энергия, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги.

Элементами производственного процесса являются:

· Предметы труда. На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе. Материальные предметы труда представляют собой сырье и комплектующие изделия для рассматриваемого производственного процесса. Например, производятся сиденья для автомобиля. Предметами труда будет пенополиуретан, искусственная или натуральная кожа и т.п. Готовые сиденья будут комплектующими изделиями для автомобильного производства. То есть для разных производств материальными предметами труда могут быть как собственно материалы, так и комплектующие изделия.

Нематериальные предметы труда являются элементом производственного процесса, как правило, в сфере услуг. Например, фирма оказывает юридические услуги. Предметом труда будет информация, которую юрист получает от клиента и на которую направлен труд этого юриста. В сфере услуг могут также быть своеобразные «комплектующие изделия». Например, туроператор производит услугу, организуя путешествие клиента. В состав этой услуги он включает услуги гостиниц, транспортных компаний, экскурсионных бюро, которые выглядят как «комплектующие изделия».

· Средства труда – это то, чем человек воздействует на предмет труда.

Материальные средства труда представляют собой вещь или совокупность вещей, с помощью которых человек воздействует на исходные материалы или информацию. В автомобильном производстве к средствам труда будет относиться штамповочное и металлорежущее оборудование, сборочный конвейер, инструменты, оснастка, транспортные средства и т.п. орудия труда. Кроме того, к средствам труда относятся также материальные условия труда: производственные и торговые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, отопительные и охлаждающие устройства и т.п.

К нематериальным средствам трудаследует относитьприемы, знания, технологии, при помощи которых создается новая информация (компьютерные технологии и программное обеспечение) или оказываются услуги (методика обучения, навыки мануальной терапии и т.п.)

· Труд – целенаправленная деятельность людей (производственных рабочих, сотрудников организаций, работников сферы услуг и т.п.), связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги. Труд в данном случае следует трактовать как приложение физических и умственных усилий. Профессиональная подготовка работника является лишь потенциальной возможностью для труда: ее надо реализовать в действиях. Например, для того, чтобы изготовить документ, сотрудник должен не только знать, как это делается, но и выполнить некоторые действия: сесть за компьютер, набрать текст, откорректировать его, взять лист бумаги, вставить его в принтер, распечатать документ.

Производственный процесс происходит в определенной последовательности, то есть имеет определенную временн у ю структуру: стадии, операции. Эта временн а я структура разрабатывается с учетом особенностей конкретных производственных процессов в различных сферах деятельности.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое функциональная область менеджмента?

2. Как соотносятся производство и цех?

3. Как соотносятся отдел и сектор?

4. Как соотносятся цех и участок?

5. Что такое производственный процесс?

6. Назовите элементы производственного процесса и приведите примеры.

7. Что такое комплектующие изделия?

8. Приведите пример нематериального предмета труда.

9. Приведите пример нематериального средства труда.

10. Как соотносятся труд и профессиональная подготовка работника?

 

Субъекты менеджмента

J Надо же! Россияне стали зарабатывать больше, чем европейцы и американцы. Речь идет о руководителях достаточно высокого ранга. Русские уступают только туркам и индийцам. Hay Group (консалтинговая компания в сфере управления персоналом) составила отчет «Мировые зарплаты 2006». База данных: 5000 компаний в 65 странах мира в т.ч. 126 компаний из России. Уровень зарплат рассчитывался для руководителя (жителя финансовой столицы государства: для России – Москва, для Турции – Стамбул и т.д.) в ранге от директора департамента в компании с оборотом от $30 млн. до $60 млн., возглавляющего подразделение от 200 до 300 человек, имеющего в непосредственном подчинении до 15 сотрудников.   Среднегодовой доход крупного руководителя, $ в год  
№ поз. Страна Доход
  Турция  
  Индия  
  Россия  
  Швейцария  
  Бразилия  
  Польша  
  Испания  
  Германия  
  Япония  
  Австрия  
…..    
  США  
…..    
  Швеция  

Россия на третьем месте в основном из-за того, что у нас налоги меньше. В Турции налоги 35%, в Канаде 47%, а в Германии – 45%.

Содержание труда менеджера

Если исходить изприведенногов разделе 2.2.1.1. определения менеджмента,то субъектами менеджмента являются те субъекты, которые формируют цели социальной системы и обеспечивают ее достижение путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности. В формальных организациях такой статус закреплен соответствующими документами (приказ о назначении, должностная инструкция и т.п.). В неформальных организациях закрепление статуса менеджера (лидера) происходит по очевидности, то есть признается в той или иной мере всеми участниками организации.

Менеджер – это и должность, и профессия. Синонимы термина «менеджер»: администратор, начальник, руководитель.

Термин «менеджер» употребляется применительно:

· К руководителю организации или его подразделения

· К организатору конкретных видов работ

· К администратору любого уровня управления, организующему работу

· К руководителю по отношению к подчиненным

В организации менеджер выполняет множество ролей. По результатам исследований канадского специалиста Г.Минцберга [31], менеджер выполняет 10 ролей, которые по признаку однородности сгруппированы в три группы:

· Межличностные роли (символический глава организации, лидер, связующее звено)

· Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель во внешней среде)

· Роли по принятию решений (предприниматель, устраняющий помехи, распределитель ресурсов, ведущий переговоры)

Менеджер, используя свои полномочия, организует деятельность в конкретном направлении. Для этого он получает (находит сам или получает от кого-либо) исходную информацию, обрабатывает ее определенным образом, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение.

Необходимость принятия и выполнения решений диктуется наличием проблем или задач в сфере деятельности менеджера.

В контексте менеджмента проблема представляет собой ситуацию, либо уже имеющую очевидные негативные последствия для объекта менеджмента, либо порождающую такие последствия в ближайшее время.

Проблема возникает, когда объект управления не достигает желаемого субъектом управления состояния.

Под задачей понимается ситуация, итогом которой является формирование желаемого результата, иными словами задача ориентирована на возможность что-то улучшить или изменить.

Если в организации в основном решаются проблемы, то это означает, что менеджмент не в состоянии предвидеть возникновение проблем, а решения принимаются уже после их возникновения. Такой менеджмент называется реактивным (реакция, реагировать).

Если в организации в основном решаются задачи, то это означает, что менеджмент эффективен, в состоянии предвидеть возникновение проблем и принять упреждающие меры в виде решения задач. Такой менеджмент называется опережающим.

Таким образом, в процессе своей деятельности менеджер разрешает проблемы (ликвидирует негативные последствия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.02 с.)