Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социофакторы и этика менеджмента

Поиск

 

Социофакторы или социальные факторы можно подразделить на две группы: способствующие и сдерживающие.

Способствующие социальные факторы характеризуются социальной фасилитацией – улучшением деятельности в присутствии других людей. Когда человек видит, что им восхищаются, он старается работать лучше. Когда имеет место «хороший коллектив», все друг другу помогают, доброжелательны друг с другом, то эффективность деятельности каждого отдельного работника повышается. В хоторнских экспериментах это выявилось и поэтому им придается такое большое значение. Иными словами, социум позитивно влияет на производительность конкретной личности или группы людей.

Сдерживающие социальные факторы характеризуются социальным торможением - ухудшением деятельности в присутствии других людей. Этот фактор проявляется, когда в коллективе плохой социально-психический климат, когда менеджер ведет себя грубо. У подчиненных возникает либо желание фрондировать, то есть делать назло менеджеру все не так как надо, либо они впадают в пассивное состояние и ничего не делают без распоряжения и подробной инструкции менеджера.

К сдерживающим социальным факторам относятся также социальные предубеждения: ксенофобия, антисемитизм, гендерные и возрастные факторы. На основе предубеждений у менеджера могут возникнуть социальные стереотипы в отношении членов каких-либо социальных групп.

Например:

· Выпускники Гарварда все умные, им надо платить за ту же работу больше, чем другим

· Отставные военные все дисциплинированные, но не инициативные, ждут приказа

· Гастарбайтеры – «понаехали тут», но им можно меньше платить за ту же работу

· Пожилые люди не могут работать столь же эффективно, как и молодые

· Молодые сотрудники еще мало знают и умеют, они малонадежны

· У женщин на уме не работа, а семья; они имеют наглость рожать, ухаживать за больными детьми и т.п.

 

J Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого как вежливость!   Мнение Юрия Барзова, основного владельца компании Е-xecutive.ru, которая занимается организацией и поддержкой интернет-сообщества менеджеров: «Когда я пришел в эту компанию, то понял, что других активов кроме людей и, может быть, брэнда компании у меня нет» Любые попытки надавить на людей и заставить их делать то, что не соответствует их интересам, очень дорого обходится компании. Цена невежливости руководителя – отсутствие в компании старожилов. Текучесть кадров сказывается на результатах компании. Вежливость – инструмент управления персоналом. Елена Шмидт, основатель и гендиректор фармацевтической компании «Оникс Фарм»: все менеджеры делятся на «правдорубов» и «арбитров изящества». К вежливости или «изяществу» подталкивает ситуация на рынке. Конкуренция становится все жестче. Лучшие российские менеджеры никогда не повышают голос на подчиненных, но всегда добиваются своих целей. Время хамов проходит. Но смягчение нравов относительно. В мае 2006 года британская исследовательская компания СНА опубликовала исследование: «Бизнес, который плохо себя ведет: влияние вежливости в компаниях на их успех». Было опрошено 1103 сотрудника британских компаний. Их нравы!   Вежливое отношение к сотрудникам все реже встречается даже в британских фирмах. Современные компании пока не могут отказаться от иерархических структур. Бизнес стремится к стабильности и вынужден давать гарантии менеджерам. Менеджеры, почувствовав себя неуязвимыми, начинают хамить подчиненным. Исследования показывают, что, постоянно сталкиваясь с хамством, более половины сотрудников (58%) начинают искать другую работу, а остальные начинают валять дурака.   Источник: Милов Г. Время любить людей. Ведомости от 18.05.06. с. А-7  

 


Из приведенной классификации социальных факторов видно, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на менеджмент и эффективность деятельности. Чтобы влияние было позитивным, менеджер должен следовать этическим нормам. Этические нормы не связаны с законами и нормативными актами, носящими императивный характер. Этические нормы – диспозитивны, но от этого не менее важны.

Этические проблемы интересовали человечество с глубокой древности. Все философы и мудрецы Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времен отдавали в своих философских построениях дань этике и этическим нормам. Эти нормы постепенно стали универсальными и признаются подавляющим большинством населения мира.

Эти нормы закладываются в основу этики поведения вообще и этики менеджмента в частности. Так, Восьмой Всемирный русский народный собор в 2004 г. сформировал Свод нравственных принципов и правил хозяйствования, который можно рассматривать как этику менеджмента:

1. Не забывая о хлебе насущном, следует помнить о духовности. Необходимо создать такой экономический уклад, который позволит гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества

2. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и общества

3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике. Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли. Деловая репутация долго зарабатывается, но быстро теряется.

4. Следует заботиться о развивающем досуге сотрудников и подчиненных.

5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни людей. Предпринимательство – социально ответственный вид деятельности.

6. Работа не должна убивать и калечить человека.

7. Политическая и экономическая власть должны быть разделены.

8. Нельзя присваивать чужое имущество, пренебрегать общим имуществом.

L Там где совесть была, там мох вырос!   Большинство российских менеджеров отмечают, что к успеху в их организациях приводят действия, которые на Западе считаются сомнительными с точки зрения этики. Если вести себя на 100% этично, то в крупной российской компании далеко не продвинешься. В 2000 году группа американских ученых (Сатиш Дешпанд, Элизабет Джордж, Джейкоб Джозеф) опубликовала статью «Этический климат и менеджерский успех в российских организациях» (Journal of bussines ethics, 2000). Было опрошено 136 человек в 1996 году в одном из российских регионов. В марте 2008 было опрошено 1000 менеджеров российских компаний с ежемесячным доходом от 75000 руб. Как изменился этический климат в крупных организациях с 1996 по 2008 год
Вопросы анкеты % от количества опрошенных
Конец 1996 Март 2008
Да Нет Да Нет
Приходилось ли Вам на работе поступаться этическими принципами?        
Сталкивались ли Вы на работе с тем, что успешные менеджеры скрывают информацию, выставляющую их в невыгодном свете?        
У Вас на работе успешные менеджеры уклоняются от ответственности за совершенные ими ошибки?        
У Вас на работе успешные менеджеры выставляют своих подчиненных или коллег в невыгодном свете?        
У Вас на работе успешные менеджеры присваивают идеи и результаты работы своих подчиненных или коллег?        

Источник: 1996 год - Journal of bussines ethics; 2008 год – Superjob.ru

Выводы:

1. В России честность и порядочность не считаются необходимыми качествами профессионального менеджера (так считают американцы, проводившие опрос)

2. В российских компаниях пока мало кто задумывается о долгосрочной перспективе

3. Объективно виноват «синдром выживания», возникающий от дикости капитализма. Цель (сохранение рабочего места, положения на рынке) оправдывает любые средства

4. Российские собственники не научились грамотно ставить задачи менеджерам. Менеджерам, чтобы соответствовать нелепым ожиданиям, приходится приукрашивать результаты и уклоняться от ответственности за допущенные ошибки

5. Хорошим менеджером у русских считается тот, кто умело манипулирует финансовыми показателями в интересах своего подразделения.

6. Не принято признавать ошибки. Никто не хочет рисковать карьерой, признавая ошибки. А это провоцирует ложь на всех уровнях, информация становится абсолютно недостоверной

7. Многие думают, что управлять другими людьми легче, если не отягощать себя соблюдением этических принципов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.01 с.)