Содержание труда менеджера
Если исходить изприведенногов разделе 2.2.1.1. определения менеджмента,то субъектами менеджмента являются те субъекты, которые формируют цели социальной системы и обеспечивают ее достижение путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности. В формальных организациях такой статус закреплен соответствующими документами (приказ о назначении, должностная инструкция и т.п.). В неформальных организациях закрепление статуса менеджера (лидера) происходит по очевидности, то есть признается в той или иной мере всеми участниками организации.
Менеджер – это и должность, и профессия. Синонимы термина «менеджер»: администратор, начальник, руководитель.
Термин «менеджер» употребляется применительно:
· К руководителю организации или его подразделения
· К организатору конкретных видов работ
· К администратору любого уровня управления, организующему работу
· К руководителю по отношению к подчиненным
В организации менеджер выполняет множество ролей. По результатам исследований канадского специалиста Г.Минцберга [31], менеджер выполняет 10 ролей, которые по признаку однородности сгруппированы в три группы:
· Межличностные роли (символический глава организации, лидер, связующее звено)
· Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель во внешней среде)
· Роли по принятию решений (предприниматель, устраняющий помехи, распределитель ресурсов, ведущий переговоры)
Менеджер, используя свои полномочия, организует деятельность в конкретном направлении. Для этого он получает (находит сам или получает от кого-либо) исходную информацию, обрабатывает ее определенным образом, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение.
Необходимость принятия и выполнения решений диктуется наличием проблем или задач в сфере деятельности менеджера.
В контексте менеджмента проблема представляет собой ситуацию, либо уже имеющую очевидные негативные последствия для объекта менеджмента, либо порождающую такие последствия в ближайшее время.
Проблема возникает, когда объект управления не достигает желаемого субъектом управления состояния.
Под задачей понимается ситуация, итогом которой является формирование желаемого результата, иными словами задача ориентирована на возможность что-то улучшить или изменить.
Если в организации в основном решаются проблемы, то это означает, что менеджмент не в состоянии предвидеть возникновение проблем, а решения принимаются уже после их возникновения. Такой менеджмент называется реактивным (реакция, реагировать).
Если в организации в основном решаются задачи, то это означает, что менеджмент эффективен, в состоянии предвидеть возникновение проблем и принять упреждающие меры в виде решения задач. Такой менеджмент называется опережающим.
Таким образом, в процессе своей деятельности менеджер разрешает проблемы (ликвидирует негативные последствия отклонений желаемого состояния объекта от действительного, «разруливает ситуации») и решает задачи (реализует возможности избежать негативных последствий или отклонений желаемого состояния от действительного, придумывает, как жить дальше, чтобы все было хорошо).
Типология менеджеров
По иерархическим уровням в соответствии с вертикальным разделением труда менеджеры делятся на три категории:
1. Менеджеры высшего уровня (топ-менеджмент) осуществляют управление организацией в целом. Они принимают решения по изменениям во внешней среде организации (стратегические решения) и по изменениям во внутренней среде (условия работы подчиненных).
К этому уровню можно отнести также заместителей директора по функциональным областям менеджмента: заместитель по производству, заместитель по маркетингу, заместитель по научной работе, главный инженер, главный бухгалтер и т.п. Таким образом, к топ-менеджменту относится не один-единственный руководитель (генеральный директор, президент и т.п.), а вся команда высших управленцев организации (заместители генерального директора, вице-президенты и т.п.)
2. Менеджеры среднего уровня (миддл-менеджмент) координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают как связующее звено между ними и высшим руководством. Принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации. К миддл-менеджменту относятся руководители (и их заместители) производств, департаментов, дивизионов, цехов, отделов, лабораторий, служб, управлений, секторов, участков, то есть всех подразделений, как правило, имеющих в своем составе большее или меньшее количество структурных подразделений меньшего размера. «Как правило», поскольку в числе упомянутых подразделений может и не быть внутренних структурных подразделений. Например, лаборатория может и не иметь формально входящих в нее подразделений (групп), но потенциально она может быть таким образом структурирована. Поэтому руководитель лаборатории относится к миддл-менеджменту.
3. Менеджеры нижнего уровня (менеджеры первой линии, супервайзеры) организуют работу исполнителей, занятых производством продукции или услуг. Менеджеры этого уровня принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта. К таким менеджерам относятся руководители групп, бригадиры, заведующие секторами. Иными словами, это те менеджеры, которые непосредственно контактируют с рядовыми исполнителями.
Линейные или общие менеджеры (general manager) – отвечают за процесс управления в целом, обеспечиваю целостность функционирования объекта управления (функциональной области, организации, структурного подразделения), за координацию деятельности в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Можно сказать, что линейные менеджеры выполняют как общие, так и фоновые функции менеджмента и именно это позволяет им обеспечить целостность функционирования объекта менеджмента. К линейным менеджерам можно отнести директоров организаций, начальников производств, дивизионов, цехов, отделов, а также супервайзеров или менеджеров первой линии.
Функциональные менеджеры возглавляют службы в иерархической структуре организации. Службы специализированы на выполнении определенных функций (бухгалтерский учет, контроль качества, маркетинг, управление персоналом, исследования и разработки и т.п.) и обеспечивают возможность принятия компетентного решения линейными руководителями определенного иерархического уровня.
Функциональные менеджеры являются линейными для сотрудников возглавляемых ими структурных подразделений или функциональных областей менеджмента. Так, главный бухгалтер по отношению к своему подчиненному, рядовому бухгалтеру будет линейным менеджером, а по отношению к начальнику цеха – функциональным.
Требования к менеджеру
|
Требования к менеджеруможно сформулировать по четырем группам качеств:
1. Мировоззренческая позиция: четкая управленческая концепция, желание обеспечить достижение экономических и социальных целей организации, умение позитивно воздействовать на людей
2. Деловая компетенция: профессиональные технологические знания, опыт работы, предприимчивость, желание и умение рисковать, культура профессионального общения
3.Административные способности: желание и умение контролировать подчиненных, умение интенсивно использовать свое рабочее время, умение правильно оценивать людей, умение эффективно использовать трудовые ресурсы, рациональность.
4. Личностные качества: предрасположенность к лидерству, любовь к людям, внутренняя свобода, обязательность, умение устанавливать межличностные отношения, чувство юмора.
Менеджер должен обладать высокими этическими качествами. Этику можно определить как совокупность моральных принципов и правил, управляющих поведением человека или группы людей. Этика определяет положительные и отрицательные оценки их действий.
Согласно морально правовому подходу к этике этически корректным является решение, которое соблюдает права людей наилучшим образом. Фундаментальные права человека включают:
· Право на свободу согласия. Воздействие на другого человека допустимо, только если он не возражает
· Право на частную жизнь. Вне организации человек может действовать так, как считает нужным и имеет право контролировать информацию, которая затрагивает его личную жизнь.
· Право на свободу совести. Человек может не исполнять любой приказ, который противоречит его моральным или религиозным убеждениям.
· Право на свободу слова. Человек может обоснованно высказывать свое мнение относительно этичности и законности действий других людей.
· Право на надлежащее обращение. Включает право быть беспристрастно выслушанным и право на честное обращение с ним.
· Право на жизнь и безопасность. Это право на защиту жизни, здоровья и безопасности.
Этически корректное управленческое решение не должно нарушать эти права.
Этически корректное решение должно основываться на равенстве, честности и справедливости.
С точки зрения менеджмента существуют три вида справедливости:
1. Распределительная справедливость. Если решение относится к подобным друг другу индивидам, то оно должно в одинаковой степени затрагивать того и другого.
2. Процедурная справедливость основывается на честном администрировании. Правила должны быть понятными всем и обязательно реализовываться.
3. Компесационная справедливость. Означает, что ответственная сторона (менеджмент) должна возмещать ущерб, который сотрудники получили из-за действий менеджмента или выполняя его решения. Сотрудники не должны нести ответственность за события, которые находятся вне сферы их контроля.
|
Контрольные вопросы
1. Кто такой менеджер?
2. Как закрепляется статус менеджера в формальной и неформальной организации?
3. Менеджер – это должность или профессия?
4. Чем отличается начальник от менеджера?
5. Какие роли по Г.Минцбергу выполняет менеджер?
6. Приведите примеры топ-менеджеров.
7. Приведите примеры миддл-менеджеров.
8. Приведите примеры супервайзеров.
9. Кто такие линейные менеджеры? Приведите примеры.
10. Кто такие функциональные менеджеры? Приведите примеры.
11. В каком случае функциональный менеджер является линейным?
12. По каким группам качеств формируются требования к менеджеру?
13. Какое решение менеджера является этически корректным?
14. Что такое распределительная справедливость? Придумайте примеры.
15. Что такое процедурная справедливость? Придумайте примеры.
16. Что такое компенсационная справедливость? Придумайте примеры.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.009 с.)