Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и категории менеджментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.2.1.1. Понятие и содержание менеджмента Существует множество определений менеджмента, но нормативное определение, то есть обязательное для использования в науке и практической деятельности, отсутствует. Поэтому ниже приводится определение менеджмента, сформулированное исследователями научной школы кафедры менеджмента организации Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, к которой относится и автор данного учебника. Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов. Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с ХVI века, которое образовано от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать) [47] Отсюда, возможно, происходит слово «менажница» - блюдо с отделениями, на котором кушанья не смешиваются, а пребывают в «упорядоченном состоянии». Эта версия происхождения термина наилучшим образом объясняет массовость профессии менеджера и массовость подготовки специалистов в этой области. Действительно, менеджер – это, прежде всего, специалист, умело подготавливающий ход различных процессов, тщательно упорядочивающий деятельность других людей. В любом деле нужен человек, который умеет эффективно организовывать, упорядочивать, подготавливать различные действия, увязывать воедино усилия других людей, придавать этим усилиям направление, обеспечивающее выполнение цели. Таким образом, менеджер – это не обязательно «большой начальник», величаво поводящий дланью перед подчиненными, которые сразу бросаются выполнять его руководящие указания. Такое представление о менеджере, бытующее в обществе, приводит к многочисленным конфликтам в коллективах. Менеджер – это и миловидная молодая женщина, подготавливающая презентацию компании или встречу руководителей различных фирм, и очкарик в джинсах, управляющий салоном мобильной связи, и суровый армейский старшина, упорядочивающий до мелочей продуманный армейский быт, и старшая жена в гареме восточного феодала, регулирующая отношения и устанавливающая иерархию, и обремененный увесистой золотой цепью новый русский – владелец сети коммерческих ларьков, и элегантный «яппи», управляющий банком… В целом можно сказать, что менеджер – это «человек упорядочивающий, организующий и подготавливающий». При этом упорядочивание, организацию и подготовку следует понимать достаточно широко. Например, постановка целей – одна из важнейших задач главы фирмы и его заместителей - «мозгового центра» есть не что иное, как упорядочивание направления деятельности фирмы. Разработка программы реализации инвестиционного проекта – не что иное, как подготовка масштабных изменений в деятельности фирмы. Формирование организационной структуры фирмы – это организация взаимодействий различных структурных подразделений для достижения общей цели. В контексте содержания менеджмента интересно установить соотношение между понятиями «управление», «менеджмент», «руководство» в социальных системах. Управление социальными системами является более широким понятием, чем менеджмент. Существует научная позиция, согласно которой термин «управление» или «социальное управление» [51] относится к таким социальным системам как отрасли национальной экономики, регионы страны, города и муниципальные образования, государство или нация, общество в целом. Сферой приложения менеджмента являются социальные системы уровня организации. Это, прежде всего, промышленные предприятия, предприятия сферы услуг и социальной сферы, организации государственного управления. При этом не имеет значения величина организации. Осуществлять менеджмент можно также по отношению к какому-либо проекту или операции (подробнее об этом в разделе 2.3.1). Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальной системой некоторой цели или состояния. Например, менеджер – руководитель фирмы – сформулировал цель: достижение среднеотраслевой рентабельности производства. Он планирует необходимые мероприятия, организует их выполнение подчиненными, иногда преодолевая их сопротивление, контролирует выполнение необходимых действий и вносит необходимые коррективы в процесс. Менеджер осуществляет руководство, то есть оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях (власть) и способностях (умение) менеджера влиять на людей. Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент. Иными словами, соотношение между понятиями «управление», «менеджмент», «руководство» выглядит следующим образом: УПРАВЛЕНИЕ > МЕНЕДЖМЕНТ > РУКОВОДСТВО Значит ли это, что по отношению к организации не следует употреблять термин «управлять», «управленческий персонал», «управляющие воздействия» «управленческие решения»? Для организаций любого уровня использование этих терминов вполне допустимо. Не вполне корректно использовать термин «менеджмент» по отношению к социальным системам более высокого уровня, чем организация.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение менеджмента. 2. Что общего у менеджмента с таким предметом сервировки стола как менажница? 3. Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент» и «руководство» применительно к социальным системам? 4. Когда речь идет о регионе, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»? 5. Когда речь идет о предприятии, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»? 6. Когда речь идет об обществе с ограниченной ответственностью, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»? 7. Когда речь идет о поликлинике, какой термин уместнее применить: «управление», «менеджмент» или «руководство»? 8. На чем основано руководство? 9. Является ли менеджером командир стрелковой роты? 10. В чем разница между менеджментом и руководством?
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.006 с.) |