Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная российская политическая элита

Поиск

Своеобразие современной российской политической элиты состоит в том, что она переживает переходный период. В своей значительной части она формировалась за счет выходцев из старой советской партийной номенклатуры, которые привнесли с собой в новую власть прежние стиль и методы управления, свойственные советской партийной системе (75 % окружения российского президента составляли выходцы из советской номенклатуры [3]).

Наряду со старой номенклатурой нынешняя российская политическая элита пополнилась и за счет новых людей, весьма амбициозных и активных. Этот новый слой политической элиты рекрутировался через два основных канала: из бизнеса и путем присоединения к общедемократическому движению и выдвижения в его рядах на заметные позиции. Причем представители данной группы очень легко освоили номенклатурные традиции, что не позволяет описывать кризис власти через конфликт различных поколений руководителей.

Для нынешней российской элиты характерно наличие консенсуса относительно отрицания прошлого, но в ее рядах нет согласия относительно новых идей. Правящая элита оторвана от народа и, по существу, не болеет за его интересы. Однако региональная элита находится ближе к населению региона и более подвержена давлению с его стороны. Но она заинтересована в лояльности и прежде всего в поддержке местного предпринимательского корпуса.

Особенности положения региональных политических элит (на уровне республик, краев и областей) в постсоветской России обусловлены действием как объективных тенденций, так и субъективных факторов, специфичных для нынешнего этапа развития российского общества. Одни из них способствовали значительному укреплению позиций местных элит, другие, напротив, ограничивали свободу их действий и влияние.

К первой группе факторов прежде всего следует отнести: действие сопутствующей созданию рыночной экономики тенденции к децентрализации власти, которое увеличило число независимых субъектов хозяйственной деятельности; перманентные конфликты в высших эшелонах власти, которые способствовали укреплению позиций местных элит; рост этнического самосознания в республиканских центрах.

К факторам, ограничивающим свободу местной элиты прежде всего следует отнести объективную тенденцию к централизации, необходимой для преодоления кризиса, и склонность широких слоев российского общества к авторитарной политической культуре.

 

Темы для рефератов

1. Взаимодействие политической элиты с обществом.

2. Подходы к природе политической элиты.

3. Особенности политического лидерства в России.

 

Тема № 7. Политическая культура. Политическое сознание. Политическая идеология

Библиографический список

1. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1984.

2. Гаджиев К.С. Политическая культура. М., 1994.

3. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996.

4. Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997.

5. Основы политологии. Краткий словарь. М., 1993.

6. Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.

7. Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996.

8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.

9. Щегорцов В.А. Политическая культура. М., 1990.

 

1. Политическая культура: содержание и сущностные характеристики

Рассмотрение первого вопроса следует начать с того, что по­литическая культура является неотъемлемой составной частью обще­национальной культуры. Уровень ее развития свидетельствует о ка­честве политической системы общества. Сферой политической культу­ры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и эко­номики, политики и нравственности.

Многое из того, что в настоящее время относится к политичес­кой культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Пла­тон, Аристотель). Сам же термин "политическая культура" введен в научный оборот немецким философом-просветителем XVIII века Иоганном Гердером. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 - начале 60-х годов нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята в статье известного американского политолога Г. Алмонда "Сравнительные политические системы", опубликованной в 1956 г. Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г. Алмонда и С. Вербы "Гражданская культура", вышедшей в 1963 г. Важным этапом в формировании и утверждении концепции политической культуры стало появление в 1965 г. книги "Политическая культура и политическое развитие", в которой была предпринята попытка определения и сравнения поли­тических культур 13 стран.

Во второй половине 60-х и в 70-е годы концепция политической культуры была взята на вооружение такими известными американски­ми социологами и политологами, как В.Ки, Р.Маркридис, В.Нойман, Д.Марвик и др.

Политико-культурный подход представляет собой попытку прео­долеть формально-юридический подход к политике и выйти за рамки ценностно-нормативного описания политических процессов. Традици­онный подход к политике в терминах исследования государственно-правовых институтов и т.д. не в состоянии определить, почему оди­наковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемле­мыми для других стран. Сторонники концепции ставили своей целью разработать комплексный подход, базирующийся на органическом сое­динении эмпирического и теоретического, микроуровнего и макро­уровнего аспектов исследования. С этой точки зрения политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать со­циологию, культурантропологию, социальную психологию в единую по­литологическую дисциплину.

В целом большинство сторонников концепции политической куль­туры сходятся в признании существования в каждой общественно-поли­тической системе и стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление. Однако разные авторы вкладывают в данное понятие разное содержание. Так, например, Г. Алмонд и С. Верба дают следую­щее определение: "Политическая культура - это специфические поли­тические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей". Эти ориентации включают:

1) "когнитивную ориентацию", или знание и убеждение о политической системе, ее роли и тех, кто выполняет эти роли, ее входах и выходах;

2) "аффективную ориентацию", или чувства относительно поли­тической системы, ее роли, должностных лиц и функционирования;

3) "оценочную ориентацию", или убеждения и мнения о полити­ческих объектах, которые, как правило, включают комбинацию ценностных стандартов и критериев с информацией и чувствами.

Весьма широкую трактовку понятия "политическая культура" дает Л. Пай, который включает в него все то, что охватывается та­кими категориями, как «политическая идеология, национальный харак­тер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа».

Польский политолог Е. Вятр считает, что политическая культура -это совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касаю­щихся взаимных отношений между властью и гражданами.

Обобщая все выше сказанное, можно дать следующее определе­ние: "Политическая культура - это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осу­ществляются взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность".

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены духовной культуры той или иной страны, которые связаны с политичес­кими институтами и процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление поли­тическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности.

В качестве составных элементов она включает в себя политичес­кие традиции, действующие нормы политической практики, идеи, кон­цепции и убеждения о взаимоотношениях между различными обществен­но-политическими институтами, а также ориентации и установки лю­дей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее ин­ститутов и важнейших правил игры, принципов взаимоотношений отдель­ного человека, общества и государства; принятые в обществе образ­цы и стереотипы политического поведения.

Политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность сущест­вующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными. Цементирующим элементом политической культуры следует считать по­литическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общнос­ти.

Немаловажную роль в формировании и функционировании полити­ческой культуры играет религия, которая, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, пронизывает его культурное наследие и соответственно не может не отразиться и на характере его политической культуры.

Значительную роль в детерминации содержания и направленнос­ти общественных процессов и политического поведения различных ка­тегорий людей играют такие категории, как патриотизм, семейная и общинная или иные формы лояльности, мифы, обычаи и традиции.

Неотъемлемой частью формирования, фиксации, воспроизвод­ства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы. Учитывая это, ряд авторов, например Л. Дитмер, даже предлагают рассматривать политическую культуру как "симво­лическую систему". С его точки зрения политическая культура - это система политических символов, входящая в более широкую сис­тему, которую можно обозначить термином "политическая коммуника­ция". Следуя традиции Т. Арнольда, ряд авторов считает символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Более того, для них "институцио­нализация приверженности общим политическим символам "является необходимой предпосылкой образования национального государства.

Символами власти и государства являются флаг, герб, гимн, а также дворцы, правительственные здания, документы, те или иные города. Та или иная совокупность национально-государственных и политических символов характерна для большинства стран и соот­ветствующих политических культур. Одно из центральных мест среди этих институтов занимают аудиовизуальные средства массовой инфор­мации: вся печатная продукция, радио, телевидение, кинематограф, видео.

В данном случае речь идет о влиянии, оказываемом не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ори­ентации и т.д., но и на формы и пути их распространения среди различных социальных групп, на проявления их в деятельности и поведении последних. Значимость всего этого станет особенно оче­видна, если учесть, что инструменты коммунизации и знания как таковые являются одновременно и инструментами власти.

При выявлении и определении политической культуры возника­ет естественный вопрос о ее соотношении с другими компонентами политички, прежде всего с политической системой.

Политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Поэтому естественно, что между политическим поведением и политической культурой существует тес­ная взаимосвязь, которая, как отмечают Ф.М. Бурлацкий и А.А. Гал­кин, проявляется в том, что:

1) политическое поведение может быть объяснено только с учетом феномена политической культуры;

2) политическая культура реализуется лишь через политическое поведение;

3) формы политического поведения при соответствующей аналитической обработке могут быть использованы как индикаторы политической культуры для характеристики ее содержания, структу­ры и т.д.

Политическая система и политическая культура взаимно допол­няют друг друга, взаимопереплетаются друг с другом, не могут су­ществовать друг без друга. Вместе с тем необходимо отметить, что не всегда прослеживается прямая зависимость между политичес­кой культурой и конкретными политическими институтами. Политичес­кая культура, наряду с конкретными нормами, установками и ориен­тациями, которые, как правило, соблюдаются большинством ее носи­телей, содержит определенный комплекс идеальных или желаемых об­разцов таких норм, установок и ориентаций, которым не всегда ре­ально следует.

Отсюда - наблюдающиеся нередко несоответствие и конфликт между ценностями и идеалами, с одной стороны, и конкретными поли­тическими институтами и политическим поведением, - с другой.

Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависят от степени соответствия ее ценностей ценностям политичес­кой культуры. Политическая культура, как правило, характеризуется гетерогенностью составных элементов. Причем разные социально-по­литические силы и группировки сами могут придерживаться различ­ных сочетаний этих элементов. Этим во многом определяется, по-видимому, то, что в единой политической культуре могут сосущест­вовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тота­литаризме, бывают ситуации, когда идеология стремится полностью подмять под себя политическую культуру. Но все же важно отметить, что в рамках одной и той же политической культуры могут быть до­вольно существенные различия в политических установках и ориента­циях ее носителей. Поэтому в их рамках можно выделить некие масси­вы, пласты и обозначить их понятием "субкультура".

Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвисти­ческие, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие опреде­ленных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздей­ствие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Центральные регионы по уровню развития политической культуры от­личаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет нахо­дящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и со­циального благосостояния, характеризуются непротиворечивой поли­тической культурой, лояльностью по отношению к существующему ре­жиму, тяготением к политической самостоятельности.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми этничес­кими особенностями соответствующих социальных групп. На полити­ческую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный харак­тер. Политические ценности, предпочтения и установки, как пра­вило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда ре­лигия является основным всепронизывающим элементом общей куль­туры определенной группы людей.

Возрастные субкультуры отражают различные системы полити­ческих ценностей у представителей разных поколений. Данные суб­культуры существуют в основном в политически реформируемых об­ществах. В стабильных же системах возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что поли­тическая культура представляет собой весьма сложный и многослой­ный феномен, который невозможно свести к какому-либо четко очер­ченному, раз и навсегда установившемуся элементу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.012 с.)