Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная российская политическая элитаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Своеобразие современной российской политической элиты состоит в том, что она переживает переходный период. В своей значительной части она формировалась за счет выходцев из старой советской партийной номенклатуры, которые привнесли с собой в новую власть прежние стиль и методы управления, свойственные советской партийной системе (75 % окружения российского президента составляли выходцы из советской номенклатуры [3]). Наряду со старой номенклатурой нынешняя российская политическая элита пополнилась и за счет новых людей, весьма амбициозных и активных. Этот новый слой политической элиты рекрутировался через два основных канала: из бизнеса и путем присоединения к общедемократическому движению и выдвижения в его рядах на заметные позиции. Причем представители данной группы очень легко освоили номенклатурные традиции, что не позволяет описывать кризис власти через конфликт различных поколений руководителей. Для нынешней российской элиты характерно наличие консенсуса относительно отрицания прошлого, но в ее рядах нет согласия относительно новых идей. Правящая элита оторвана от народа и, по существу, не болеет за его интересы. Однако региональная элита находится ближе к населению региона и более подвержена давлению с его стороны. Но она заинтересована в лояльности и прежде всего в поддержке местного предпринимательского корпуса. Особенности положения региональных политических элит (на уровне республик, краев и областей) в постсоветской России обусловлены действием как объективных тенденций, так и субъективных факторов, специфичных для нынешнего этапа развития российского общества. Одни из них способствовали значительному укреплению позиций местных элит, другие, напротив, ограничивали свободу их действий и влияние. К первой группе факторов прежде всего следует отнести: действие сопутствующей созданию рыночной экономики тенденции к децентрализации власти, которое увеличило число независимых субъектов хозяйственной деятельности; перманентные конфликты в высших эшелонах власти, которые способствовали укреплению позиций местных элит; рост этнического самосознания в республиканских центрах. К факторам, ограничивающим свободу местной элиты прежде всего следует отнести объективную тенденцию к централизации, необходимой для преодоления кризиса, и склонность широких слоев российского общества к авторитарной политической культуре.
Темы для рефератов 1. Взаимодействие политической элиты с обществом. 2. Подходы к природе политической элиты. 3. Особенности политического лидерства в России.
Тема № 7. Политическая культура. Политическое сознание. Политическая идеология Библиографический список 1. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1984. 2. Гаджиев К.С. Политическая культура. М., 1994. 3. Ирхин Ю.В. Политология. М., 1996. 4. Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. 5. Основы политологии. Краткий словарь. М., 1993. 6. Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994. 7. Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. 8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. 9. Щегорцов В.А. Политическая культура. М., 1990.
1. Политическая культура: содержание и сущностные характеристики Рассмотрение первого вопроса следует начать с того, что политическая культура является неотъемлемой составной частью общенациональной культуры. Уровень ее развития свидетельствует о качестве политической системы общества. Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Сам же термин "политическая культура" введен в научный оборот немецким философом-просветителем XVIII века Иоганном Гердером. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 - начале 60-х годов нынешнего столетия в русле западной политологической традиции. Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята в статье известного американского политолога Г. Алмонда "Сравнительные политические системы", опубликованной в 1956 г. Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г. Алмонда и С. Вербы "Гражданская культура", вышедшей в 1963 г. Важным этапом в формировании и утверждении концепции политической культуры стало появление в 1965 г. книги "Политическая культура и политическое развитие", в которой была предпринята попытка определения и сравнения политических культур 13 стран. Во второй половине 60-х и в 70-е годы концепция политической культуры была взята на вооружение такими известными американскими социологами и политологами, как В.Ки, Р.Маркридис, В.Нойман, Д.Марвик и др. Политико-культурный подход представляет собой попытку преодолеть формально-юридический подход к политике и выйти за рамки ценностно-нормативного описания политических процессов. Традиционный подход к политике в терминах исследования государственно-правовых институтов и т.д. не в состоянии определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемыми для других стран. Сторонники концепции ставили своей целью разработать комплексный подход, базирующийся на органическом соединении эмпирического и теоретического, микроуровнего и макроуровнего аспектов исследования. С этой точки зрения политико-культурный подход представляет собой попытку интегрировать социологию, культурантропологию, социальную психологию в единую политологическую дисциплину. В целом большинство сторонников концепции политической культуры сходятся в признании существования в каждой общественно-политической системе и стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление. Однако разные авторы вкладывают в данное понятие разное содержание. Так, например, Г. Алмонд и С. Верба дают следующее определение: "Политическая культура - это специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей". Эти ориентации включают: 1) "когнитивную ориентацию", или знание и убеждение о политической системе, ее роли и тех, кто выполняет эти роли, ее входах и выходах; 2) "аффективную ориентацию", или чувства относительно политической системы, ее роли, должностных лиц и функционирования; 3) "оценочную ориентацию", или убеждения и мнения о политических объектах, которые, как правило, включают комбинацию ценностных стандартов и критериев с информацией и чувствами. Весьма широкую трактовку понятия "политическая культура" дает Л. Пай, который включает в него все то, что охватывается такими категориями, как «политическая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа». Польский политолог Е. Вятр считает, что политическая культура -это совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами. Обобщая все выше сказанное, можно дать следующее определение: "Политическая культура - это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осуществляются взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность". Политическая культура включает в себя те элементы и феномены духовной культуры той или иной страны, которые связаны с политическими институтами и процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности. В качестве составных элементов она включает в себя политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами, а также ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших правил игры, принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства; принятые в обществе образцы и стереотипы политического поведения. Политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными. Цементирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Немаловажную роль в формировании и функционировании политической культуры играет религия, которая, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, пронизывает его культурное наследие и соответственно не может не отразиться и на характере его политической культуры. Значительную роль в детерминации содержания и направленности общественных процессов и политического поведения различных категорий людей играют такие категории, как патриотизм, семейная и общинная или иные формы лояльности, мифы, обычаи и традиции. Неотъемлемой частью формирования, фиксации, воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы. Учитывая это, ряд авторов, например Л. Дитмер, даже предлагают рассматривать политическую культуру как "символическую систему". С его точки зрения политическая культура - это система политических символов, входящая в более широкую систему, которую можно обозначить термином "политическая коммуникация". Следуя традиции Т. Арнольда, ряд авторов считает символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Более того, для них "институционализация приверженности общим политическим символам "является необходимой предпосылкой образования национального государства. Символами власти и государства являются флаг, герб, гимн, а также дворцы, правительственные здания, документы, те или иные города. Та или иная совокупность национально-государственных и политических символов характерна для большинства стран и соответствующих политических культур. Одно из центральных мест среди этих институтов занимают аудиовизуальные средства массовой информации: вся печатная продукция, радио, телевидение, кинематограф, видео. В данном случае речь идет о влиянии, оказываемом не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т.д., но и на формы и пути их распространения среди различных социальных групп, на проявления их в деятельности и поведении последних. Значимость всего этого станет особенно очевидна, если учесть, что инструменты коммунизации и знания как таковые являются одновременно и инструментами власти. При выявлении и определении политической культуры возникает естественный вопрос о ее соотношении с другими компонентами политички, прежде всего с политической системой. Политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Поэтому естественно, что между политическим поведением и политической культурой существует тесная взаимосвязь, которая, как отмечают Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин, проявляется в том, что: 1) политическое поведение может быть объяснено только с учетом феномена политической культуры; 2) политическая культура реализуется лишь через политическое поведение; 3) формы политического поведения при соответствующей аналитической обработке могут быть использованы как индикаторы политической культуры для характеристики ее содержания, структуры и т.д. Политическая система и политическая культура взаимно дополняют друг друга, взаимопереплетаются друг с другом, не могут существовать друг без друга. Вместе с тем необходимо отметить, что не всегда прослеживается прямая зависимость между политической культурой и конкретными политическими институтами. Политическая культура, наряду с конкретными нормами, установками и ориентациями, которые, как правило, соблюдаются большинством ее носителей, содержит определенный комплекс идеальных или желаемых образцов таких норм, установок и ориентаций, которым не всегда реально следует. Отсюда - наблюдающиеся нередко несоответствие и конфликт между ценностями и идеалами, с одной стороны, и конкретными политическими институтами и политическим поведением, - с другой. Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависят от степени соответствия ее ценностей ценностям политической культуры. Политическая культура, как правило, характеризуется гетерогенностью составных элементов. Причем разные социально-политические силы и группировки сами могут придерживаться различных сочетаний этих элементов. Этим во многом определяется, по-видимому, то, что в единой политической культуре могут сосуществовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывают ситуации, когда идеология стремится полностью подмять под себя политическую культуру. Но все же важно отметить, что в рамках одной и той же политической культуры могут быть довольно существенные различия в политических установках и ориентациях ее носителей. Поэтому в их рамках можно выделить некие массивы, пласты и обозначить их понятием "субкультура". Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные. Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, тяготением к политической самостоятельности. Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль. Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. В стабильных же системах возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей. Подводя итог сказанному, можно сказать, что политическая культура представляет собой весьма сложный и многослойный феномен, который невозможно свести к какому-либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся элементу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.012 с.) |