Кафедра политического поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра политического поведения



Факультет прикладной политологии

Кафедра политического поведения

 

Курсовая работа

На тему:

Образ страны в советских и российских детских и юношеских фильмах

 

 

Студент группы № 244

Кравцова Екатерина Юрьевна

 

Руководитель курсовой работы

преподаватель, аспирант Сорокина Анна Андреевна

 

 

Москва – 2014

Содержание

 

Введение

 

 

Глава 1. Теоретические разработки исследований, посвященных тематике «образ» страны

 

 

Глава2. Анализ кинотекста советского и российского кинематографа

 

Заключение

 

Список использованной литературы и источники

 

Приложение 1.

 

Приложение2.

 

Приложение 3.

 

Приложение 4.

 

Приложение 5.

 

Приложение 6.

 

Введение

 

На страницах современных СМИ часто можно увидеть статьи, посвященные проблематике современного российского киноискусства, от представителей государственных комитетов, деятелей культуры, чиновников услышать заявления о том, что на сегодняшний день российский кинематограф переживает не самые лучшие времена.

Высказывания о том, что нашей стране необходимо возрождать детское и юношеское кино становятся все более и более популярными.

Стоит отметить, что кинематографу принадлежит первостепенное значение в воспитании нового поколения, в политической социализации и просвещении современной молодежи. Особенно важную роль кино играет в XIX веке.

Детское кино как особая отрасль киноискусства впервые было создано в СССР, где оно являлось основным средством коммунистического воспитания подрастающего поколения, так как дети обладают и сегодня повышенной чувствительностью и способностью живо и глубоко впитывать в себя идеи, предлагаемые в кино.

В партийных документах по идеологическим вопросам четко определена роль искусства в формировании у молодого поколения Советского Союза марксистского мировоззрения, гражданственности, нравственности, патриотизма.

В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и юношества» от 27.10.1981 г. кино отводится важнейшая роль в воспитании детей и подростков:

«Кинофильмы должны помогать детям и подросткам познавать окружающий мир, готовить их к вступлению в большую жизнь, к плодотворному участию в созидательной деятельности, учить добру и справедливости, прививать юным гражданам качества борцов за коммунистические идеалы, патриотов и интернационалистов, стойких и мужественных защитников Родины». [1]

Для советского детского и юношеского кино характерен широкий тематический охват с самого начала его истории. В различные периоды разные проблемы фильма для детей интересовали советских теоретиков и художников.

Эти проблемы зависели и от менявшихся требований педагогики, от состояния науки в целом, и от того, какие фильмы выходили на экраны в тот или иной момент.

Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью влияния современного кино в вопросах просвещения и социализации молодежи, на восприятие ими тех или иных идей, образов, сконструированных в фильмах.

Кино играет важную роль в воспитание и просвещении молодежи, оказывает на молодое поколение разноплановое влияние. В фильмах содержатся «политические сообщения», которые играют идеологическую роль.

То есть кино является инструментом государственной пропаганды, попыткой навязать определенные стереотипы мышления и образы восприятия у детей и подростков как будущих граждан своей страны.

В современных исследованиях советская массовая культура, представленная главным образом в кино, представляет собой не только одностороннее идеологическое манипулирование власти над кинематографом, но и как попытка взаимодействия государственной идеологии и зрителя.

Таким образом, проблема данного курсового исследования заключается в попытке анализа и сравнения «политических сообщений», которые формировали советские фильмы и тех «сообщений», которые современный российский кинематограф сегодня пытается донести до молодежи.

Таким образом, объект данного исследования: советские и российские детские и юношеские фильмы.

Предмет: образ страны в советских и российских детских и юношеских фильмах.

Исходя из поставленного объекта и предмета, исследовательский вопрос звучит следующим образом: в чем особенность образа страны в советских и российских детских и юношеских фильмах?

Цель исследования: выявить особые, специфические характеристики образа страны в кинематографе, диагностика состояния российского кинематографа.

Для достижения данной цели необходимо выполнить целый комплекс задач:

1) Концептуализация понятия образа страны.

2) Выявление основных содержательных компонентов образа страны в советских и российских юношеских фильмах

3) Сопоставление образа страны в советских и российских фильмах

Рабочая гипотеза 1: в советских фильмах особую роль играла идеологическая составляющая.

Рабочая гипотеза 2: современный российский кинематограф отстает по идеологическим наработкам от советского кинематографа.

Методология: проведение интервью с экспертами (режиссер, сценарист Борис Гуц, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Дашкова Татьяна Юрьевна), тематический анализ кинотекста, опросы Фонда Общественного Мнения.

1) Составление списка из 10 фильмов: 5 советских и 5 российских фильмов (наиболее значимых) на основе экспертной оценки.

2) Составление таблицы, на основе которой будет происходить концептуализация понятия «образ страны».

3) На основе анализа содержательной структуры таблицы предложить собственное понимание понятия «образ страны» и его содержательных компонентов.

Методы исследования:

Качественные:

1. Анализ исследований, связанных с образом, имиджем и брендом страны.

2. Систематизация существующих работ по анализу кинотексту.

3. Интерпретация полученных данных.

Количественные:

1. Создание таблицы и выработка содержательных компонентов «образа страны».

2. Сравнительный метод анализа компонентов «образа страны» в советских и российских фильмах.

Степень разработанности проблемы: в настоящее время популярность исследований, связанных с образом страны достаточно высока. Существует множество разнородных исследований и наработок в сфере образа/имиджа страны, однако, отсутствуют не только четкие определения понятий «образ», «имидж» страны, но и консенсус относительно содержания понятий.

Прежде всего, особое внимание стоит уделить работе кандидата социологических наук, доцента Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта М.Б. Берендеева «Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов», посвященная анализу категорий «образ», «имидж», «бренд», «идентичность» и их соотношению между собой.

М.Б. Берендеев акцентирует внимание на отсутствии точных определений «образ страны» и «образ государства» в политической науке.

«Образ страны» представлен как многогранная и перегруженная категория, зависящая от большого количества факторов, привязана к определенным условиям, событиям.

Любой образ страны или государства - некоторая версия событий, представленная в определенных оценках и контекстах.

М.Б. Берендеев говорит о необходимости разработки категории «образ» в политической науке для дальнейшего использования этого понятия как инструмента политического познания реальности.

Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-diskurs-k-voprosu-o-diskursivnom-haraktere-formirovaniya-politicheskih-obrazov (Дата обращения:13.02.2014).

В качестве главного источника, на который будет опираться данное курсовое исследование, является статья аспиранта кафедры политологии философского факультета Томского государственного университетаА.А. Гравера «Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования». В ней автор делает попытку не только систематизировать существующие русскоязычные исследования в сфере страновой имиджеологии, но и дать собственное понимание исследуемых категорий.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, где указаны основные выводы относительно рабочих гипотез курсового исследования, предложено собственное понимание «образа страны» на основе тематического анализа кинотекста советского и российского детского и юношеского кинематографа.

Первая глава посвящена теоретическим исследованиям в области страновой имиджеологии, концептуализации понятия «образ страны». В рамках этой главы перечисляются существующие отечественные и зарубежные исследования, связанные с тематикой «образ страны», «имидж государства».

Во второй главе анализируется содержательная структура сконструированной таблицы кинотекста советского и российского кинематографа, проводится сравнительный анализ между содержательными характеристиками кинотекста советского и российского кинематографа, дается собственное определение понятия «образа страны» через характеристики, отраженные в кинотексте.


Советский кинематограф

В рассмотренных 5 фильмах, тема дружбы раскрывается не только через взаимоотношения детей, но и взрослых.

Так в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» маленький мальчик помогает совершенно незнакомым людям: приезжей бабушке и ее внучке, жертвуя своим временем и составленным «расписанием», организует для них прогулки по Москве с целью показать, насколько красив город и переубедить их в том, что «москвичи-доброжелательные и гостеприимные люди».

Прогуливаясь по Москве, Алеша вместе бабушкой и внучкой встречают группу школьников, а во главе них - школьного учителя Алеши. Он собирается вместе с детьми подняться на башню и посмотреть на Москву.

Алеша видит насколько Саше (внучке) не терпится увидеть Москву, и уступает ей свое место, прося учителя выполнить его просьбу и взять Сашу с собой.

«Пустите Сашу на башню! Пусть она увидит столицу всего Советского Союза!»

Учитель, видя способность Алеши к альтруизму, берет с собой всех.

В ходе прогулки Алеша покупает бабушке (Серафиме) мороженое.

На этот жест она отвечает следующими словами: «Если бы ты знал, как этим мороженым, ты согрел мое сердце!».

Бабушка Алеши, ожидая приезда подруги Серафимы, помогает гражданам найти нужную платформу, поезд.

В фильме «Акваланге на дне» мальчики обращают внимание на подозрительного гражданина, одевающего на пляже чужие вещи, сообщают взрослым, и оповещенные жители поселка совместными усилиями бросаются на поиски загадочного незнакомца, находят акваланги и баллоны на дне. На протяжении всего фильма жители действуют сообща: мальчики контролируют пляж, взрослые организуют дежурные посты для поиска подозрительного гражданина.

При общении между взрослыми и между собой дети употребляют фразы, которые придают правдивость их словам:

«Честное пионерское».

«Честное комсомольское».

Вспоминая фильм «Приключения Электроника» нельзя не упомянуть показательный случай похищения робота бандитом Урри, когда объединяются школьники, профессора, для того, чтобы вернуть Электроника целого и невредимого.

Когда Электроник пропал, Сереже (мальчику, с чьей фотографии был воссоздан робот) пришлось самому зарабатывать оценки. Вся школа, начиная от учителей и учеников, объединяется ради того, чтобы Сережа остался учиться в школе и все успешно сдал.

Каждая полученная пятерка записывается на специальную доску «Внимание, Сыроежкин!» и сопровождается аплодисментами.

В фильме «Цирк» американский режиссер - постановщик угрожает и шантажирует Мэрион Диксон - цирковую актрису. Он грозится рассказать всем о ее чернокожем ребенке, по его словам, свидетельстве ошибок ее прошлого. Но в конце фильма, когда советские люди об этом узнают, у них возникает положительная реакция, никто не осуждает ее, и она хочет остаться в России, неслучайно в фильме звучит песня «Широка моя страна родная» и ключевые фразы: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

В фильме-сказке «Старик Хоттабыч» показателен кадр, когда Волька думает, что джин умирает. Он произносит следующие слова: «У него совершенно нет представления о современной жизни, он не так исполняет желания. Но его можно научить. Но он хороший, главное, чтобы он не умер». Этим вызывает слезы на глазах старого джина и заставляет его пересмотреть свое поведение и совершенные до этого момента фокусы.

Тема дружбы в советских фильмах проявлена не только на конкретных жизненных примерах, но и отражена в репликах самих героев.

В фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» Бабушка Алеши, вспоминая свою подругу: «Наши деды дружили когда-то, и их дружба к нам перешла».

Подруга бабушки Алеши (Серафима): «Дружба - великая вещь!»

В советских детских и юношеских фильмах люди стараются заботиться друг о друге в различных жизненных ситуациях.

Фильм «Старик Хоттабыч»

«Я обыкновенный советский человек!»

«Не будем срамиться перед людьми!»

«Зачем мне столько пряностей? Грамм 100, пожалуй, я бы себе взял и Женьке тоже! А остальное, нужно раздать населению!»

Как мы видим из реплик, герои дружелюбны по отношению друг к другу, способны к альтруизму и взаимопомощи, живут с уверенностью в сегодняшнем дне, любят свою страну и верят в ее светлое будущее.

На мой взгляд, особое внимание следует обратить на способ визуализации страны. Неслучайно советские режиссеры уделяли внимание именно подборке кадров природы: показаны широкие и просторные территории нашей страны.

После просмотра советских юношеских фильмов складывается образ процветающей страны, в которой существует много равных возможностей для развития многосторонней человеческой личности (особое внимание этому уделяется в школе). Характерен достаток в товарах, доброжелательная атмосфера, доверительные человеческие отношения между героями фильмов, готовность прийти на помощь, высокая степень удовлетворенности жизнью, любовь к своей стране, вера в ее светлое и стабильное будущее.

 

Российский кинематограф

Социальные проблемы

Фильмы «Девочки», «Все умрут, а я останусь», «Дети-404» нацелены на привлечение внимания зрителя на существующие социальные проблемы в российском обществе.

Фильм «Дети-404»

«Лишь бы жизнь была хорошая!».

Фильм «Зима, уходи!»

«Нам нужна достойная жизнь!»

Политические проблемы

Особенно широко данная тема рассмотрена в фильме «Зима, уходи!», в котором звучат фразы разных представителей российского общества, начиная от обычных граждан, подростков и заканчивая общественными деятелями, представителями оппозиции.

 

«Россия без Путина!»

«Долой Путина!»

«Путин, уходи!»

«У нас так и не сформировалась нормальная политическая система с партиями и элитами»

«Демократия стала неуправляемой»

«Тюрьма для тех, кто ворует!»

«Когда Кремль будет брать?»

«Мы русские, мы москвичи, это наша страна! Мы граждане России!»

«Нам нужна достойная жизнь!»

«Остановим диктатуру!»

«Россия будет свободна!»

«Власть миллионам - а не миллионерам!»

Фигурируют фрагменты выступления Владимира Владимировича Путина:

«Битва за Россию продолжается, победа будет за нами!»

«Спасем Россию!»

Недружелюбная, нестабильная атмосфера в обществе

Фигурирует во всех просмотренных российских фильмах, недопонимание между людьми разного социального статусы, низкая степень удовлетворенности жизнью.

Современный российский человек использует нецензурную лексику, на протяжении фильма испытывает отрицательные эмоции: плач, агрессия, гнев.

 

Таким образом, после просмотра российских фильмов складывается противоположный образ страны, которая имеет проблемы в социальной сфере (родители не всегда имеют представление, как воспитывать собственных детей, недоброжелательные отношения между людьми), образовательной и политической сферах.

 

 

Заключение

Таким образом, проанализировав кинотексты советского периода и современного российского можно сделать ряд выводов, полученных в ходе проведенного исследования.

Основные теоретические выводы:

1. В советских кинофильмах внимание акцентируется на звуковом фоне, речи героев, посредством которой передается отношение и восприятия себя как граждан страны. Идеологическая составляющая проявлена в высокой степени.

2. В современных российских кинофильмах внимание на речи героев акцентировано в меньшей степени, первостепенной задачей российского режиссера является показ картины, идеологическая составляющая практически не проявлена. Все предложенные российские фильмы сняты в документальном жанре, больше похожем на любительскую съемку.

Таким образом, рабочая гипотеза 1 подтверждается.

Официальной датой рождения советского кинематографа считается 27 августа 1919 года (в современной России – День российского кино).

В 1920 – е годы советский зритель был ориентирован на зарубежные сериалы, поэтому Совет народных комиссаров РСФСР подписал декрет «О национализации кинодела».

В 1928 году советский режиссер Сергей Михайлович Эзенштейн был отправлен в Голливуд со съемочной группой с целью изучения западного опыта съемок кино.

Просмотрев динамику выпуска художественных фильмов (см. Приложение 2), можно говорить о том, что выпуск советских фильмов имел положительный рост до 1970-х годов, последующие годы динамика роста была положительной, однако, достигнув пика в 1990-м году, все последующие годы существенно выпуск художественных фильмов сократился в разы.

Создание новых рабочих мест

Факультет прикладной политологии

Кафедра политического поведения

 

Курсовая работа

На тему:

Образ страны в советских и российских детских и юношеских фильмах

 

 

Студент группы № 244

Кравцова Екатерина Юрьевна

 

Руководитель курсовой работы

преподаватель, аспирант Сорокина Анна Андреевна

 

 

Москва – 2014

Содержание

 

Введение

 

 

Глава 1. Теоретические разработки исследований, посвященных тематике «образ» страны

 

 

Глава2. Анализ кинотекста советского и российского кинематографа

 

Заключение

 

Список использованной литературы и источники

 

Приложение 1.

 

Приложение2.

 

Приложение 3.

 

Приложение 4.

 

Приложение 5.

 

Приложение 6.

 

Введение

 

На страницах современных СМИ часто можно увидеть статьи, посвященные проблематике современного российского киноискусства, от представителей государственных комитетов, деятелей культуры, чиновников услышать заявления о том, что на сегодняшний день российский кинематограф переживает не самые лучшие времена.

Высказывания о том, что нашей стране необходимо возрождать детское и юношеское кино становятся все более и более популярными.

Стоит отметить, что кинематографу принадлежит первостепенное значение в воспитании нового поколения, в политической социализации и просвещении современной молодежи. Особенно важную роль кино играет в XIX веке.

Детское кино как особая отрасль киноискусства впервые было создано в СССР, где оно являлось основным средством коммунистического воспитания подрастающего поколения, так как дети обладают и сегодня повышенной чувствительностью и способностью живо и глубоко впитывать в себя идеи, предлагаемые в кино.

В партийных документах по идеологическим вопросам четко определена роль искусства в формировании у молодого поколения Советского Союза марксистского мировоззрения, гражданственности, нравственности, патриотизма.

В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и юношества» от 27.10.1981 г. кино отводится важнейшая роль в воспитании детей и подростков:

«Кинофильмы должны помогать детям и подросткам познавать окружающий мир, готовить их к вступлению в большую жизнь, к плодотворному участию в созидательной деятельности, учить добру и справедливости, прививать юным гражданам качества борцов за коммунистические идеалы, патриотов и интернационалистов, стойких и мужественных защитников Родины». [1]

Для советского детского и юношеского кино характерен широкий тематический охват с самого начала его истории. В различные периоды разные проблемы фильма для детей интересовали советских теоретиков и художников.

Эти проблемы зависели и от менявшихся требований педагогики, от состояния науки в целом, и от того, какие фильмы выходили на экраны в тот или иной момент.

Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью влияния современного кино в вопросах просвещения и социализации молодежи, на восприятие ими тех или иных идей, образов, сконструированных в фильмах.

Кино играет важную роль в воспитание и просвещении молодежи, оказывает на молодое поколение разноплановое влияние. В фильмах содержатся «политические сообщения», которые играют идеологическую роль.

То есть кино является инструментом государственной пропаганды, попыткой навязать определенные стереотипы мышления и образы восприятия у детей и подростков как будущих граждан своей страны.

В современных исследованиях советская массовая культура, представленная главным образом в кино, представляет собой не только одностороннее идеологическое манипулирование власти над кинематографом, но и как попытка взаимодействия государственной идеологии и зрителя.

Таким образом, проблема данного курсового исследования заключается в попытке анализа и сравнения «политических сообщений», которые формировали советские фильмы и тех «сообщений», которые современный российский кинематограф сегодня пытается донести до молодежи.

Таким образом, объект данного исследования: советские и российские детские и юношеские фильмы.

Предмет: образ страны в советских и российских детских и юношеских фильмах.

Исходя из поставленного объекта и предмета, исследовательский вопрос звучит следующим образом: в чем особенность образа страны в советских и российских детских и юношеских фильмах?

Цель исследования: выявить особые, специфические характеристики образа страны в кинематографе, диагностика состояния российского кинематографа.

Для достижения данной цели необходимо выполнить целый комплекс задач:

1) Концептуализация понятия образа страны.

2) Выявление основных содержательных компонентов образа страны в советских и российских юношеских фильмах

3) Сопоставление образа страны в советских и российских фильмах

Рабочая гипотеза 1: в советских фильмах особую роль играла идеологическая составляющая.

Рабочая гипотеза 2: современный российский кинематограф отстает по идеологическим наработкам от советского кинематографа.

Методология: проведение интервью с экспертами (режиссер, сценарист Борис Гуц, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Дашкова Татьяна Юрьевна), тематический анализ кинотекста, опросы Фонда Общественного Мнения.

1) Составление списка из 10 фильмов: 5 советских и 5 российских фильмов (наиболее значимых) на основе экспертной оценки.

2) Составление таблицы, на основе которой будет происходить концептуализация понятия «образ страны».

3) На основе анализа содержательной структуры таблицы предложить собственное понимание понятия «образ страны» и его содержательных компонентов.

Методы исследования:

Качественные:

1. Анализ исследований, связанных с образом, имиджем и брендом страны.

2. Систематизация существующих работ по анализу кинотексту.

3. Интерпретация полученных данных.

Количественные:

1. Создание таблицы и выработка содержательных компонентов «образа страны».

2. Сравнительный метод анализа компонентов «образа страны» в советских и российских фильмах.

Степень разработанности проблемы: в настоящее время популярность исследований, связанных с образом страны достаточно высока. Существует множество разнородных исследований и наработок в сфере образа/имиджа страны, однако, отсутствуют не только четкие определения понятий «образ», «имидж» страны, но и консенсус относительно содержания понятий.

Прежде всего, особое внимание стоит уделить работе кандидата социологических наук, доцента Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта М.Б. Берендеева «Образ и дискурс: к вопросу о дискурсивном характере формирования политических образов», посвященная анализу категорий «образ», «имидж», «бренд», «идентичность» и их соотношению между собой.

М.Б. Берендеев акцентирует внимание на отсутствии точных определений «образ страны» и «образ государства» в политической науке.

«Образ страны» представлен как многогранная и перегруженная категория, зависящая от большого количества факторов, привязана к определенным условиям, событиям.

Любой образ страны или государства - некоторая версия событий, представленная в определенных оценках и контекстах.

М.Б. Берендеев говорит о необходимости разработки категории «образ» в политической науке для дальнейшего использования этого понятия как инструмента политического познания реальности.

Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-diskurs-k-voprosu-o-diskursivnom-haraktere-formirovaniya-politicheskih-obrazov (Дата обращения:13.02.2014).

В качестве главного источника, на который будет опираться данное курсовое исследование, является статья аспиранта кафедры политологии философского факультета Томского государственного университетаА.А. Гравера «Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования». В ней автор делает попытку не только систематизировать существующие русскоязычные исследования в сфере страновой имиджеологии, но и дать собственное понимание исследуемых категорий.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, где указаны основные выводы относительно рабочих гипотез курсового исследования, предложено собственное понимание «образа страны» на основе тематического анализа кинотекста советского и российского детского и юношеского кинематографа.

Первая глава посвящена теоретическим исследованиям в области страновой имиджеологии, концептуализации понятия «образ страны». В рамках этой главы перечисляются существующие отечественные и зарубежные исследования, связанные с тематикой «образ страны», «имидж государства».

Во второй главе анализируется содержательная структура сконструированной таблицы кинотекста советского и российского кинематографа, проводится сравнительный анализ между содержательными характеристиками кинотекста советского и российского кинематографа, дается собственное определение понятия «образа страны» через характеристики, отраженные в кинотексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.15 с.)