Тема № 5. Личность как субъект политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 5. Личность как субъект политики



Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека. М., 1990.

2. Гринстайн В.И. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. № 10.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1993. № 4.

4. Каннеги Э. Власть и личность // Социологические исследования. 1984. № 4.

5. Комарова Э. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политические науки. 1992. № 4,5.

6. Политология: учеб. пособие / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1995.

7. Политологический словарь / Под ред. В.Ф. Халпова. М., 1995.

8. Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элита, лидерство. М., 1991.

9. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988.

 

Человек и политика

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают­ся индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или ме­нее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различ­ной. Известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике раз­личает три группы ее субъектов.

1 ) субъекты персональные, движимые заботой о ре­ализации своих непосредственных, местных, повседнев­ных интересов и не осознающие политических последст­вий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политиче­скую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осозна­ющие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движе­ния и т.п.).

Классификация субъектов политики достаточно раз­нообразна. Наиболее широко распространено их деление на три уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этниче­ские, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

3) функциональный уровень, включающий социальные институты, предназна­ченные для выполнения преимущественно неполитиче­ских задач, хотя в действительности оказывающие за­метное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортив­ные ассоциации и т.п.

Первичным субъектом политики является личность. Личность (по И. Канту) – это способность человека “быть господином самому себе” благодаря добровольно выработанным моральным принципам. Эти качества должны быть выработаны добровольно при условии доброго желания самого человека. Личностью каждый делает сам себя и сам за это отвечает.

Структура личности показывает срез личности в трех аспектах:

1. Психологический (потребностно–мотивационный): мотивы, потребности.

2. Социально–психологический (ценностно-нормативный): ценность и норма.

3. Социологический (статусно-ролевой): социальные статусы, роли.

Личности свойственны:

1) общее – черты, характерные для данного общества, формации, эпохи;

2) особенное – черты, присущие определенной социальной общности;

3) единичное – индивидуальные, неповторимые черты.

Критерии политической субъективности:

1. Наличие системы политических ценностей и норм.

2. Способность ставить политические цели и добиваться их реализации.

3. Активное участие в политической жизни.

4. Уважение к другим взглядам и позициям.

5. Стабильность политических мотивов.

6. Адекватность поведения политическим целям и установкам.

7. Способность включить других в политическую деятельность.

8. Общий уровень политической культуры.

Типология политических личностей:

1. Тоталитарная личность: а) любовь к власти, вера в ее непогрешимость; б) влечение к власти без желания награды; в) строгое соблюдение законов; г) слепой, радостный энтузиазм, уверенность в близком светлом будущем; д) конформизм (отсутствие собственных позиций, некритицизм); е) убежденность в справедливости приоритета общества над личностью.

2. Авторитарная личность: а) карьеризм; б) двоемыслие, лицемерие как форма существования; в) отчуждение от власти; г) признание ценностей профессионализма.

3. Либеральная личность: а) активность; б) критичность; в) ощущение гражданственности; г) осознание себя субъектом политики;

4. Зрелый демократический тип личности: а) гражданская идентичность; б) чувство политической ответственности; в) чувство сотрудничества с властью; г) высокий рационализм; д) высокий уровень правосознания; е) ставит политические цели и добивается их; ж) наличие ценностей.

Политическая социализация

Включение личности в политику происходит в результате политической социализации. Политическая социализация – процесс усвоения индивидами или их группами ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.

Важнейшими функциями политической социализации являются:

1) достижение личностью умения ориентироваться в политическом пространстве;

2) выполнение специализированных функций по управлению делами общества и государства.

Процесс политической социализации начинается с младенчества и заканчивается с глубокой старостью. В нём выделяют следующие этапы, совпадающие с важнейшими периодами жизни человека, т. н. жизненными циклами: младенчество, детство, юность, зрелость, старость. Для каждого из этих периодов характерны свои формы усвоения и переработки социальных норм (см. табл.). Процессу политической социализации способствуют агенты социализации (люди, ответственные за обучение политическим нормам и освоение политических ролей) и институты социализации (учреждения, влияющие на процесс политической социализации и направляющие его).

Фазы социализации

1. Социальная адаптация – это приспособление личности к условиям окружающей политической среды.

2. Интериоризация – это превращение внешних политических норм во внутренние установки личности в форме определенных нормативных ценностей, ролевых ожиданий и т. д. и демонстрация того, как личность избирательно осваивает эти традиции и воззрения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Политическая социализация является процессом одновременного обретения (ресоциализация) и утрачивания (десоциализация) тех или иных оценок, суждений и реальных качеств личности как политического субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.026 с.)