Функции и типология политической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и типология политической культуры



При рассмотрении второго вопроса важно уяснить, что в це­лом политическая культура способна оказывать тройственное влия­ние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться тра­диционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и ха­рактера правящего режима.

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.

В-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Важнейшими из них являются следующие: идентификации; ориентации; адаптации; социализации; интеграции; коммуникации.

Данные функции политической культуры показывают, что приме­нительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер, пронизывая всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определен­ных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

Дифференциация политических культур осуществляется в соответст­вии с тем или иным критерием. Особую известность в науке получила классификация по характеру поведения людей в той или иной полити­ческой системе, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Граж­данская культура" (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя ос­новные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три "чистых" типа политической культуры:

- патриархальный - отсутствие интереса граждан к политической жизни;

- подданнический - сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан;

- активистский - заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими активности в этом.

Понимая, что в "чистом виде" эти модели в реальной жизни встречаются достаточно редко, Г. Алмонд и С. Верба вычленяли три типа смешанных политических культур на основе предложенной выше методологии:

- патриархально-подданническая, характеризующаяся тем, что значительная часть населения отвергает исключительные притязания племенной, деревенской или феодальной власти и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализиро­ванными центральными правительственными структурами;

- подданнически-активистская, характеризующаяся тем, что значительная часть населения продолжает ориентироваться на авторитарную правительственную структуру, придерживаясь пассивной системы самоориентации;

- патриархально-активистская, характеризующаяся тем, что политичес­кая система патриархально фрагментарна, и проблема состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.

Особый тип смешанной культуры составляет гражданская культура, наиболее характерная для США. Особенностью этой культуры яв­ляется то, что в ней в основном существует консенсус относитель­но легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики и т.п., а также чувство компетентности и взаимной веры в граждан. Многие граждане могут быть активными в политике, другие - пассивные подданные. Роль участника просто добав­ляется к таким двум ролям.

С точки зрения отношения к преобразованиям можно выделить два типа культур:

- замкнутый, нацеленный на воссоздание по образцу, установленному традициями;

- открытый, ориентированный на изменения, легко усваивающие новые элементы.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют:

- интегрированную (однородную), которая характеризуется тенденци­ей к единству в представлениях граждан относительно функциониро­вания и возможностей политической системы; низким уровнем конфликтности и политического насилия; лояльностью по отношению к сущест­вующему политическому режиму; особенно сказывается влияние экономи­ческих факторов;

- фрагментарную (разнородную), характеризующуюся отсутствием сог­ласия граждан относительно политического устройства общества; социальной разобщенностью; высоким уровнем конфликтности, приме­нением насилия, нестабильностью правительств.

Другим критерием являются базовые ценности, на которые ори­ентируется та или иная общность в политической деятельности. В соответствии с этим выделяются:

- культура высокой гражданственности: базовая ценность – человек с его потребностями и интересами, демократический характер полити­ческой системы и ее элементов, высокая политическая активность участников политического процесса;

- элитарная политическая культура: базовая ценность - власть или властные структуры; человек - средство для достижения целей; отстраненность основной части общества от решения политических проблем, низкий уровень активности;

- архаическая политическая культура: главная ценность – интересы этноса, к которому принадлежат индивиды. Индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

По ориентации общества на те или иные регулятивные механиз­мы в рамках политической системы выделяются:

- рыночная культура - тип культуры, ориентирующийна подход к политическим процессам и явлениям как актам свободного обмена про­дуктами политической деятельности. Она ориентирована на конкурент­ную борьбу как универсальный принцип функционирования и развития общества;

- этатистская культура - тип культуры, обусловливающий течение и развитие политических процессов и отношений в условиях жесткого государственного регулирования.

В заключение необходимо отметить, что в чистом виде назван­ные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобла­дании того или иного типа в смешанной политической культуре.

 

Политическое сознание

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с определения политического сознания. Политическое сознание - это элемент структуры политической культуры, система политических знаний, цен­ностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориен­тации иустановки людей в отношении политической системы и их места в данной системе.

Возникнув вместе с появлением политических институтов, преж­де всего государства, политическое сознание носит общественный характер, служит выражением воли и интересов тех или иных клас­сов и социальных слоев.

Политическое сознание имеет сложную многомерную структуру. В зависимости от специфики процессов и форм отражения полити­ческого сознания в нем выделяются различные уровни, сферы, фор­мы, виды. По уровням отражения политической реальности полити­ческое сознание является теоретическим и обыденным. По своей на­правленности оно бывает:

- демократическим;

- авторитарным;

- традиционным;

- бюрократическим;

- верноподданническим;

- лояльным;

- бунтарским.

Его основными видами являются массовое и специализирован­ное политические сознания.

Массовое политическое сознание - со­вокупность идей, представлений, чувств, иллюзий, настроений, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы. Оно формируется в процессе массовизации политической деятельности, который и порождает одинаковые, схожие устремления, потребности, оценки социальных групп и индивидов. Структура массового полити­ческого сознания характеризуется противоречивостью, многообрази­ем типов общественно-политических позиций и ориентаций, не всег­да совпадающим с существующей социальной структурой общества. В структуре массового политического сознания, наряду с конкрет­но-групповыми элементами, возникают и некоторые общие, межгруп­повые взгляды, представления, связанные с отражением основных условий политической жизни.

Специализированное политическое сознание - сознание, при­сущее специалистам той или иной отрасли политического знания, теоретизированно, имеет научный характер. Оно способно вносить элемен­ты динамизма в массовое политическое сознание, приходящее в ак­тивное движение главным образом в кризисные, переломные моменты истории.

По субъектам политического сознания выделяют классовое, групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, индивидуальное, корпоративное и т.п.

Сферы политического сознания:

- политическая наука (теории, концепции, гипотезы);

- политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги);

- политическая психология (политические чаяния, стремления, чувства, мнения, предрассудки).

Структура политического сознания:

- идеологический компонент, который составляют политические знания, политические ценности, политические убеждения.

- эмоционально-психологический компонент, который составляют ориентации и установки на политические институты и структуры, нормативную систему, политические события, отдельные политические роли и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.008 с.)