Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология постмодерна» Зигмунда Баумана.

Поиск

Продолжая традицию критики академической социологии, З.Бауман предлагает заменить академическую социологию «социологией постмодерна».

Постмодерн – это множество разнообразных точек зрения по поводу ценностей, интересов, культуры человеческого общества. Другими словами постмодерн характеризуется: двусмысленностью; неопределенностью; амбивалентностью.

Исходя из этого «социология постмодерна» «должна решать задачу, которую не смогла решить академическая социология. А именно, сделать социальные различия менее угрожающими, воспитать у народов терпимость к разнообразию, дать право голоса подавленным или маргинальным формам опыта.

Таким образом, на первый план «социология постмодерна» выдвигает многообразный и изменчивый характер социальных реалий ситуативный характер, социальных институтов. Индивид в рамках данной концепции – это, прежде всего, порожденная социумом личность.

19. «Феминистская социология» Дороти Смит.

Дороти Смит (основатель «феминисткой социологии») как и З.Бауман резко критикует «академическую социологию». С ее точки зрения вся социология делится на мужскую (вся предшествующая социология) и женскую (собственно «феминистская социология»). Основная задача «новой» социологии, по Д.Смит, заключается в изучении женщин, так как «они реально существуют в конкретных обстановках, социальных отношениях и повседневной деятельности».

Однако главный акцент в «феминистской социологии» сделан, прежде всего, на необходимости выработки целостной социологической концепции, дающей возможность женщинам изменить социальные условия, в которых они живут.

 

20. Методологическая ориентация макро-социологического анализа.

Макро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,- это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как целостный социальный организм.

С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).

21. Методологическая ориентация микро-социологического анализа.

 

В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследование поведения индивидов, их поступков, мотивов, которые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены. Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Джордж Хоманс), теории этно-методологии (Гарольд Гарфинкель) и символического интеракционизма.

 

22. Развитие Отечественной социологии в 19 веке: основные фазы.

Выделяют фазы:

-синтетическая 1

-аналитическая 2

-синтетическо-аналитическая 3

1. Осн. Направления синтетической фазы:

· Органицизм

· Экономический или географический детерминизм

Характерная черта исследований- оптимизм,утверждающий возможность глобального познания общества и его законов на основе синтеза естественнонвучных и социальных знаний.Господствующий тип исследований –позитивистские модели общества,дополняемые в той или иной форме элементами натурализма.В онтологическом плане общество трактовалось либо в духе холизма как надындивидуальный организм (органицизм,географический или экономический детерминизм),либо в духе монадологии,исходящей из первичности индивидуального субъекта (личности) и сочетания естественных социальных законов с моральной санкцией,реальности и идеала(психологическое направление).

Осн. Принципы:

1)эволюционизм

2)детерминизм

3)редукционизм(особенно натуралистический) Редукционизм (в психологии) — осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к физиологическому, биохимическому, биофизическому).

Осн. Проблематика:

1) Индивид-социальный организм

2) Индивид и группа

3) Механизм взаимодействия сознания индивида и группового сознания

2. Аналитическая фаза

К концу XIX века в российской социологии усиливается критика натуралистических и позитивистских моделей,жесткого редукционизма,не позволяющих выявить специфику социального.На передний план выходит антипозитивистская ориентация,лидером которой становится неокантианство.Весьма близко к неокантианству начинается обоснование социологических идей в рамках русской религиозной философии.Выдвигается лозунг восстановления идеализма.

В целом аналитическую фазу можно назвать стадией теоретико-методологической критики. Господствующий тип исследований- ценностные модели общества,социокультурный анализ. Неокантианство рассматривает общество не как организм,а как организацию духовно- нормативного типа,закономерности которой носят характер целевой необходимости.Реализация последней зависит от основанного на определенных ценностях выбора людей.Различного рода социальные структуры и институты есть только типы поведения людей.В гносеологическом плане подчеркивалась специфичность социального познания и наличие границ рационализации социальности.Утверждаются принципы индетерминизм,интроспеции,нормативизма.Основные проблемы: индивид-норма- культура,реальное и едеальное в социуме,мотивация действия.

 

Проблематика:

1) Индивид – норма – культура

2) Мотивация социального действия

Направления: -неокантианство(осн. Проблемы – взаимосвязь индивида и нормы культуры.реальное и идеальное.мотивация соц. действий.

-нормативизм

Методологические принципы:

· Нормативизм

· Индетерминизм (в природе – беспричинная случайность)

· Интроспекция (самонаблюдение в процессе восприятия явления)

3. Аналитико-синтетическая

Уже на предыдущей фазе конкретные школы явно ощущали необходимость взаимодополне-ния.Лидирующими являются две ориентации-неопозитивизм и «христианская социология»,которые
,внешне не принимая друг друга,идут фактически к одной цели.

СИНТЕЗ.

-неопозитивизм

-христианская социология

Миф – сказания о фантаст.сущ-вах. Многие мифы, посвященные развитию космоса,появл(космогонические), об окружающем мире(ответы). С помощью мифов связь прош наст будущ. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соотв поведение. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ опирается же четко на интеллект.

СОЛОВЬЕВ(соц.христианство)

Оправдание добра: рост нравственного сознания чел-ка

Формальная идея добра, что после переходит в науку, о нравственности и нрав. Философии.

В нравственной философии изучается отношение нас к действительности.

Первичные данные нравственности: чувство стыда(естеств корень чел нравственности); жалость или симпатия(интеллект-душевный корень чел-ка); чувство благочестия(индивид-душ корень религии)

По соловьеву все три выражают солидарность с живыми существами. Совесть - форма стыда.

Нравстввенное самоутверждение человека возводится в принцип аскетизма.

Добродетель.

 

23. Предреволюционные направления Отечественной социологической мысли.

 

Некоторые концепции дореволюционного периода развития Отечественной социологии.

Этико-субъективная школа ( развивалась в рамкахсинтетической фазы Отечественной социологии).

Ее возникновение приходится на 60-е гг. 19 в. и связано с т. называемым «пропагандистским» направлением в народничестве, которое соперничало и взаимодействовало на протяжении всей своей истории с «бунтарским» и «заговорщицким» (П.Н. Ткачев) течениями в русской революционной и научной мысли.

Основатели э. – с. шк. – П.Л.Лавров и Н.К.Михайловкский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.007 с.)