Теория «социальных дефиниций» (М.Вебер.Германия). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория «социальных дефиниций» (М.Вебер.Германия).



 

Дефиниция— определение.

Основным элементом парадигмы социальных дефиниций являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям, которые отражаются в результатах действия. В отличие от бихевиористской концепции "стимул — реакция" социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности.

Основная категория символического интеракционизма -"значение", которым обладает все, к чему прикасается человек, т.е. вся действительность, весь практический мир человека.

Парадигма социальных дефиниций имеет различные направления. В частности, она выражена в символическом интеракционизме, соц. действии, феноменологической теории. Наиболее авторитетной в парадигме социальных дефиниций является теория социального действия.

А) теория соц. действия (Парсонс, Мак Айвер, Вебер)
Соц. действие (по Веберу) – такое действие, которое по смыслу, подразумеваемому действующим и действующими, отнесено к поведению других и, тем самым, ориентировано в своем протекании на окружающих.

Б) теория символического интеракционизма(Д.Мид, Ч.Кули, У.Томас, Блумер)

Символический интеракционизм—теоретико-методологическое направление и социологии и социальной психологии, сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Большое влияние оказала книга Дж. Мида «Разум, Я и общество»(1934)

Интеракц. парадигма видела основной источник конфликта во взаимодействии, при котором индивиды или группы в ходе коммуникации могут влиять на другие группы, тем самым вызывая реакцию.

В) феноменологическая теория

Представители: А.Шютс(шутс), Г.Гарфинкель, также огромное влияние оказала методология Гуссерля; книга Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности»

Феноменология — теоретико-методологическое направление в современной западной социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов.

Парадигма соц. дефиниций сводит соц.реальность к следующей теории: если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по своим последствиям.

Соц.реальность в данной парадигме выступает как совокупность значений, символов и т.д., в рамках которых действующие личности оценивают свое окружение, поэтому все соц.действия индивидов детерминизированы этой реальностью.

 

13. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ

Теории:

-структурно-фунциональная

-конфликтная

1 – осн Парсонс и Мертон. Методология – разделение на явные и латентные функции.

2 – осн Дарьендорф и Козор. Соц конфликты – нормальное явление, явные и латентные.

Итак пара дигма социальных фактов сводит соц реальностьк:

1) соц. структура

2) соц. институт

главное внимание – на раскрытие сущности структура взаимодействия.

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) Объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования.

2) Способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные. К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп). Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление.Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется в том, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.018 с.)