СОРОКИН: задача социологии – изучение общества с 3 сторон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОРОКИН: задача социологии – изучение общества с 3 сторон



СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА(ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ)

Социология – это наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и общественных группах.

Основоположником социологии (от лат. societas — общество и греч. logos - учение) считается французский ученый Огюст Конт(1798 — 1857), который ввел термин " социология", а также определил предмет и метод этой науки.

Предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить закономерности разви тия и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность (вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных). Предмет науки (предметная область) - это результат теоретического исследования. Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

В целом существует три точки зрения на проблему определения предмета социологии:

  • социология — совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений;
  • социология — наука о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками;
  • социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов.

В истории социологии взгляды:

1. Рання теоретическая классика(20-70 гг 19 в)

Конт: предмет социологии – общество в его целостности основу которого составляет всеобщее согласие

Спенсер: ПС – общество как социальный организм в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его инст-ов

Маркс: ПС – общ-во как органическая система которая равзивается в направлении целостности через классовую бороьбу революцию

Различалось понимание стр-ры общества.

2. Ранняя теоретико-методологическая классика(80-е и до 1 мировой)

Теннис: ПС – все виды социологии, общности и общество, основа – сознат.действия людей, движимых волей.

Дюркгейм: ПС – общество как объективная совокупность опр. Тип солидарности кот следует на основе соц. афктов, выявленных с помощью объективных методов

Вебер: ПС – целостная совокупность смыслов социальных действий, значений соц. отношений и их структур для субъетов действий

3. Зрелая теоретико-методологическая классика

На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии.

Сорокин: ПС – общесто как реальная совокупность взаимодействующих людей в кот статус субъекта зависит от его дейтельности в инстах соц мобильности

Парсонс: Пс – системы соц. действия, спцифические для кажд. Общества и выявленные с помощью структ. – функц. Подхода.

 

 

Предмет социологии имеет специфические признаки:

  • статическая сторона предмета изучает структуры общества, их элементы и условия существования;
  • динамическая сторона предмета исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры;
  • социология познает социальные процессы и объясняет их природу путем анализа фактов, формулирования гипотезы и построения теории.

3. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Структура социологического знания — упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

Множественность подходов в определении социологии приводит к тому, что ее структураскладывается как многоуровневая. Система научного знания может быть структурирована по различным основаниям.

1. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

- макросоциология изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого. На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов.

 

-микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

Исследования этого уровня дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Помогают выявить существующие противоречия, а также тенденции развития социальных явлений.

 

По масштабу

-общесоциальные

-ср. ур-ня

-конкретные соц. исследования

социология среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

ü исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);

ü исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);

ü исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Цель исследований данного уровня: на основе статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить оптимальное решение проблем повышения эффективности управления социально-экономическими проблемами.

3.В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:

ü теоретическую;

ü эмпирическую.

Для теоретической социологии — решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.

Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.

В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

4.В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:

ü фундаментальные;

ü прикладные.

Фундаментальные исследования — ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов, обобщение методологии социологической науки.

Прикладные исследования — имеют цели, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.

Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.

Поскольку каждый социолог - это своеобразный творческий мир или, как минимум, “лаборатория”, то и трактовки структуры социологического знания достаточно разнообразные. Некоторые исследователи, к примеру, включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, специальные теории, прикладная социология, практическая социология. Все это говорит о том, что представление о структуре постоянно эволюционирует.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА(ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ)

Социология – это наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и общественных группах.

Основоположником социологии (от лат. societas — общество и греч. logos - учение) считается французский ученый Огюст Конт(1798 — 1857), который ввел термин " социология", а также определил предмет и метод этой науки.

Предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить закономерности разви тия и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность (вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных). Предмет науки (предметная область) - это результат теоретического исследования. Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

В целом существует три точки зрения на проблему определения предмета социологии:

  • социология — совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений;
  • социология — наука о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками;
  • социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов.

В истории социологии взгляды:

1. Рання теоретическая классика(20-70 гг 19 в)

Конт: предмет социологии – общество в его целостности основу которого составляет всеобщее согласие

Спенсер: ПС – общество как социальный организм в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его инст-ов

Маркс: ПС – общ-во как органическая система которая равзивается в направлении целостности через классовую бороьбу революцию

Различалось понимание стр-ры общества.

2. Ранняя теоретико-методологическая классика(80-е и до 1 мировой)

Теннис: ПС – все виды социологии, общности и общество, основа – сознат.действия людей, движимых волей.

Дюркгейм: ПС – общество как объективная совокупность опр. Тип солидарности кот следует на основе соц. афктов, выявленных с помощью объективных методов

Вебер: ПС – целостная совокупность смыслов социальных действий, значений соц. отношений и их структур для субъетов действий

3. Зрелая теоретико-методологическая классика

На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии.

Сорокин: ПС – общесто как реальная совокупность взаимодействующих людей в кот статус субъекта зависит от его дейтельности в инстах соц мобильности

Парсонс: Пс – системы соц. действия, спцифические для кажд. Общества и выявленные с помощью структ. – функц. Подхода.

 

 

Предмет социологии имеет специфические признаки:

  • статическая сторона предмета изучает структуры общества, их элементы и условия существования;
  • динамическая сторона предмета исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры;
  • социология познает социальные процессы и объясняет их природу путем анализа фактов, формулирования гипотезы и построения теории.

3. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Структура социологического знания — упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

Множественность подходов в определении социологии приводит к тому, что ее структураскладывается как многоуровневая. Система научного знания может быть структурирована по различным основаниям.

1. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

- макросоциология изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого. На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов.

 

-микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

Исследования этого уровня дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Помогают выявить существующие противоречия, а также тенденции развития социальных явлений.

 

По масштабу

-общесоциальные

-ср. ур-ня

-конкретные соц. исследования

социология среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

ü исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);

ü исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);

ü исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Цель исследований данного уровня: на основе статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить оптимальное решение проблем повышения эффективности управления социально-экономическими проблемами.

3.В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:

ü теоретическую;

ü эмпирическую.

Для теоретической социологии — решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.

Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.

В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

4.В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:

ü фундаментальные;

ü прикладные.

Фундаментальные исследования — ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов, обобщение методологии социологической науки.

Прикладные исследования — имеют цели, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.

Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.

Поскольку каждый социолог - это своеобразный творческий мир или, как минимум, “лаборатория”, то и трактовки структуры социологического знания достаточно разнообразные. Некоторые исследователи, к примеру, включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, специальные теории, прикладная социология, практическая социология. Все это говорит о том, что представление о структуре постоянно эволюционирует.

СОРОКИН: задача социологии – изучение общества с 3 сторон

-строения и состава

-данных в нем процессов и жизнедеятельности

-происхождения и развития общества и общ жизни

 

 

4. Функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

3. Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

5. Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

6. Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

5. Социология всегда взаимодействовала со многими науками. С естествознанием ее сближает общенаучный характер требований к методам исследования, широкое применение количественных методов, компьютерных технологий, склонность к эмпирическим методикам. Методология системного анализа, активно разрабатываемая, в прошлом веке является общей базой и для социологии, и для естественных наук.

Одним из объектов социологии является сама наука, при этом исследуются социальные детерминанты, функционирование и развитие науки, ее место и роль в различных социальных системах, социальные аспекты ее достижений, и др. Социологию с естественными и техническими науками сближают глобальные проблемы современности - демографические, экологические, коммуникативно-информационные и др.

Социология взаимодействует также с гуманитарными науками. Особенно с экономической теорией, исторической наукой, этнографией, философией, политологией, психологией, культурологией и др. В процессе этого взаимодействия рождаются новые научные дисциплины - экономическая социология, социолингвистика, социальная психология, политическая социология, социология географии, историческая социология и др.

Социология во многом опирается на экономическую теорию, особенно в исследованиях феномена труда, социальных проблем производства, условий, уровня и качества жизни. Вместе с тем, социология обогащает экономическую теорию, рассматривая социальные проблемы экономики, социальные факторы поведения, ценностные ориентации субъектов экономической деятельности, социальные последствия технологических совершенствований на производстве. Социология рассматривает рыночные отношения через призму своих категорий, выделяет различные социальные типы рынков и типы социальных отношений в них.

Социология тесно связана с философией. Прежде всего, она выделилась из философии. Философские концепции, методологические идеи, так или иначе, вплетены в социологические теории, в практику социальных исследований, в интерпретацию социальных фактов. Социология обогащается философскими идеями, но и сама дает социальную интерпретацию для философских размышлений. Наиболее тесно связана социология с социальной философией.

Также существует взаимодействие социологии и исторической науки, социологии и политологии. Анализ исторического опыта выявляет социальные закономерности исторического развития, дает возможность сравнивать, сопоставлять социальные системы прошлого, настоящего, что методологически важно для социального прогнозирования будущего. Принцип историзма является одним из важнейших методологических требований в социологии. Политическая наука также способствует социальному прогнозированию будущего благодаря исследованиям политического участия людей в социальной жизни общества, изучения феномена власти, анализа деятельности правительства, президента, системы судов, политических партий и общественных организаций, специфики поведения избирателей.

Социология взаимодействует и с антропологией. В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропология изучает главным образом небольшие племенные общества традиционного общества, в то время как социология исследует в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки.

6. Научные методы эмпирического познания социологии.

В социологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации. Они делятся на опросные и неопросные.

1.Социометрия – изучает скрытые межличностные отношения между людьми. Морено изобрел социограмму(отслеживание динамики отношений)

2.тестирование- осуществляется по стандартизированным вопросам с шкалами и значениями для определения личности индивилы. Иметт НЕ свободный характер. Более индивидуально.

 

3.Опрос - обращение с вопросами к респондентам - может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;

Беседа исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Основное – тщательно продуманные вопросы. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы побудить мысли респондента. Избегать стоит вопросов подталкивающих или угадывающих ответ. К общим правилам беседы относятся: 1. Выбор компетентных респондентов, 2. Обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, 3. Формулировка вариантов вопросов, включающая вопросы в “лоб”, со скрытым смыслом, а так же проверяющие искренность респондентов.

Интервью. При использовании этого метода следует задавать тему для выяснения точек зрения испытуемого по изучаемому вопросу. Правило интервью включает создание условий, располагающих к искренности испытуемого.

Анкетирование. Читает впоросы фикс ответы.Как письменный опрос наиболее продуктивен, документален и гибок по возможностям обработки информации. Существует несколько видов: 1. Контактное – осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователя при непосредственном его общении с испытуемым; 2. Заочное – организуется по средствам корреспондентских связей; 3. Прессовое – реализуется через анкету, размещенную в газете.

Типы анкет: 1. Открытый – анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов; 2. Закрытый – на каждый вопрос дается готовый ответ; 3. Смешанный – содержат элементы двух первых анкет.

Пилотаж – это пробное анкетирование на нескольких испытуемых с целю уточнения задач и гипотез исследования, а так же проверки основных вопросов.

4. Наблюдение – это непосредственное или опосредованное восприятие исследователя, изучаемых социальных явлений или процессов. опосредованным является наблюдение в том случае если реальный процесс скрыт, а его реальная картина фиксируется по каким-либо косвенным показателям. Исследовательское наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации; сплошное и дискретное; открытое и конспиративное; продольное (на протяжении долго времени отслеж) и ретроспективное(изучение в обра.сторону)

МЕТОДЫ статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;

§ математические методы, которые открывают возможность для моделирования социальных процессов;

§ метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества.

Эмпирические методы разделяются следующим образом:

1. Опрос (анкетирование, интервьюирование)

2. Метод работы с документами: а) исторический классический традиционный метод; б) контент - анализ, который позволяет выделить единицы смысла и единицы счёта. Единицы смысла формируются в зависимости от целей и задач исследования.

3. Наблюдение (включённое, стандартизированное, лабораторное, полевое)

4. Эксперимент (в социологии всегда над людьми) – это один из основных методов исследования, определяемый как опытная проверка гипотезы.

По масштабу эксперименты бывают: глобальные, локальные и микро-эксперименты.

Различают два вида эксперимента: мысленный и стендовый.

Две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

 

+ БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.071 с.)