Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология А.И. Стронина и П.Ф. Лилиенфельда.

Поиск

А.И. Стронин: считал необходимым строить социальное знание по образу и подобию естественных наук, в первую очередь – биологии. Он считал, что общество в реальности являет собой единый организм, а общественные институты – это отдельные фрагменты.

Он представлял общество в виде пирамиды. Политика – удел высших общественных структур, создающих нравственные и IQ ценности. Каждый социум, как и биологический организм, ограничен в собственном существовании точно определенным запасом сил, которые могут иссякнуть. Он считал, что «революционные семена» Западной Европы пагубны и чужды России.

П.Ф. Лилиенфельд: общество – «реальный»организм. Поэтому социальные законы могут быть выводимы лишь путем аналогии между действием социальных сил и органических сил природы.

По мнению Лилиенфельда, общество состоит из клеток – человеческих индивидов, подобно тому, как из клеток состоит любой организм. Он считал, что существует полная аналогия между обществом и биологическим организмом. Экономическая, политическая, юридическая деятельность приравнивалась у ученого к физиологической, морфологической и целостной ипостасям организма. Насильственная трансформация общественных институтов – это патология с точки зрения Лилиенфельда.

24 и 25 КАК Я ПОНЯЛА - 24 первая часть 23-его вопроса, а 25 – вторая его часть. J

 

 

26.Социально-философская концепция соловьева.

 

СОЛОВЬЕВ(соц.христианство)

Оправдание добра: рост нравственного сознания чел-ка

Формальная идея добра, что после переходит в науку, о нравственности и нрав. Философии.

В нравственной философии изучается отношение нас к действительности.

КНИГА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОБРА

Первичные данные нравственности:

-чувство стыда(естеств корень чел нравственности);нет стыда нет нравственности

-жалость или симпатия(интеллект-душевный корень чел-ка);этическое отношение человека к подобным ему живым существам

- чувство благочестия(индивид-душ корень религии)

По соловьеву все три выражают солидарность с живыми существами, внутреннее подчинение сверх-чел.

Совесть - форма стыда.

АСЕТИЧЕСКОЕ начало нравственности.

Нравстввенное самоутверждение человека возводится в принцип аскетизма.задача – способность управление дыханием и сном

Аскетизм есть несомненный элемент добра.сам аскеитзм выражает добро только в том случае, если соед. С принципом альтруизма.

Добродетель.:::

Соловьев выделяет 3 общих момента нравственности: добродетель (в тесном смысле - как хорошее естественное качество), норма, или правило, добрых поступков и нравственное благо, как их следствие.

 

27. Этико – психологическая (субъективная) социология П.Л.Лаврова.

 

Уделяя огромное внимание разработке концепции личности, Лавров считал человека центром социального развития общества, рассматривал личность в "ее психологических данных". Именно этот подход придавал социологии П.Л. Лаврова психологическую направленность. Лавров стремился выяснить, от чего зависит поступок человека, понять глубинное содержание фактора социального прогресса. В свете этого он выделяет четыре побудительных причины деятельности личности: обычаи, аффекты, интересы и убеждения.

Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей. Предмет первой — формы проявления солидарности в обществе, предмет второй — прогресс смены неповторяющихся явлений.

Социологическому наблюдению подлежат:

1) животные общества, в которых выработалось индивидуальное сознание;

2) существующие формы человеческого общежития;

3) общест­венные идеалы как основа солидарности и справедливого общества;

4) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы.

Социолог должен практиковать субъек­тивный метод, т.е. уметь стать на место страждущих членов общества, а не бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма. Понимание общества воплощено в теории прогресса. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникнове­нием критических личностей начинается историческая жизнь человечества.

Лавров намечает следующие фазы борьбы за прогресс в обществе:

появление отдельных провозвестников новых идей;

открытое выступление героических одиночек против царящего зла — эпоха мученичества и жертв; организация партии, позво­ляющей одиноким критически мыслящим личностям превратить­ся в реальную силу путем завоевания на свою сторону «неизбеж­ного союзника», «реальной почвы партии», широких народных масс.

С 80-х гг XIX в., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим меняется и трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни — экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности — «единственная возможная цель прогресса».
Основные труды «Исторические письмл» (1870), «Задачи попим.шия истории» (СПб, 1903), «Философия и социология. Игранные произведения и 2 tom.ix» (M, 1965), «Избранные сочинения на социально-политические темы» Т. 1—4 (М, 1934—1935, не «вершен)

 

28. Социология А.И. Стронина и П.Ф. Лилиенфельда.

СТРОНИН,.

 

Натуралистический подход к обществу был характерен для социологи на раннем этапе её формирования.

В России органистическое течение в социологии возникло в конце 60-х гг. XIX века. Представители органицизма в России – Стронин и Лилиенфельд. А также Новиков.Органицизм – это попытки связать общественную жизнь с природной средой и понять её с помощью естественных сил.

СТРОНИН.

В социологии русского органициста можно выделить три проблемы:

1) метод исследования общества
2) социальная структура
3) законы функционирования и развития «социального тела»

В исследовании общества и истории Стронина – главная идея – общественные науки должны сблизиться с естествознанием и перенять его приемы и методы познания. Достижение такого состояния возможно методу аналогии.

Теоретический смысл данного подхода – перенесение в общественные науки готовых законов и аксиом, признанных в естествознании. (Предусматривающее единство природного и социального миров).

Тождество общества с организмом пытался доказать, сопоставляя сходство их закономерностей и функционирования. Понимая, что в обществе невозможно полностью отделить тот или иной элемент от социальной среды, он предлагает при исследовании общественных явлений применять метод «диалектического изолирования».

Суть данного метода заключается в абсолютизировании тех или иных сторон действительности и их анализе в различных аспектах.

Данная процедура – не что иное как формировании идеальных типов. А это то, чем занимался Макс Вебер.

Анализируя проблему социальной структуры общества и основ его существования, русский социолог исходил из жестких принципов физического механицизма и органицизма, где целое всегда представляется более предпочтительным, чем элементы, его составляющие.

По своему строению общество представлялось Стронину в виде пирамиды. Её вершина – привилегированное меньшинство в лице законодателей, судей и администрации. Затем следует класс «капиталистов». В основании пирамиды – землевладельцы и ремесленники. (Это вытекает из законов физики и самой природы вещей).

Такой социальный слой как интеллигенция, представляет нервную сеть, пронизывающую все клетки общества.

В этих и многих других аналогиях имеются зачатки современных подходов, в частности структурно – функционального анализа, прообраз теории социальной стратификации.

В данном направлении социологической мысли важна идея биологической трактовки развития общества, условий его жизни и смерти.

В этом контексте Стронин выделяет три главных периода истории общества:

1) прогресс (рост и усложнение организма)
2) застой (усложнение и разложение уравновешиваются)
3) регресс (верх берет разложение)

Переход от прогресса к застою вызывается отсутствием новых идеалов.

Проблем общественного идеала и его разработка – одна из центральных в субъективной школе. Таким образом наблюдается эволюция русского органицизма к психологизму.

В книге «Политика как наука» Стронин выделил три основных закона функционирования «социального тела»:

1) общий биологический закон
2) общий социологический закон
3) общий политический закон

2) Первый определяет условия жизни и смерти всякого общества. Он связан с выявлением периодов существования, развития, застоя, вырождения и смерти всякого общества. Все эти состояния определяются соотношением сил организма - общества и его среды. Вопрос в том, что перевешивает, выглядит явно сильнее: если организм - он оказывается в состоянии развития, если среда, то он деградирует.

Общий социологический закон выступает у Стронина как закон соединения и разделения труда. Его действие определяет социальную иерархию в обществе, соотношение классов и групп. Интерес здесь представляет попытка мыслителя доказать, что процесс изменения и развития состоит из движения не вперед и назад (либо вправо и влево), а в глубину и в высоту. Третий - общий политический - закон (закон "впечатления и рефлексии") направлен на характеристику реального социального взаимодействия между людьми и определение его "продуктов". Речь идет о выявлении последствий политических процессов, связанных с развитием права, нравов, гражданских возможностей. Рассматривая действие этого закона, Стронин обращает особое внимание на формирование среднего класса (вспомним среднее звено его пирамиды) и связывает действие закона, прежде всего с ним.

Социологическая теория Стронина представляет собой сочетание прямолинейного органицизма, механицизма и некоторых элементов психологизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.009 с.)