Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для практических занятий по нормальной физиологии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ ЕКАТЕРИНБУРГ 2011
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии УГМА.
Рекомендовано к изданию Центральным Методическим Советом УГМА Уральская государственная медицинская академия (УГМА)
ОГЛАВЛЕНИЕ Вводное занятие…………………………………………………………………………….4 ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ………………………………………………5 ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)…….…….………....19 ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ………….……..……………….……………..36 ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД)…….……………….44 ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ…………………………….……………………………………..52 ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ…………………………………………………..65 ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА……………………...84 ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ…………………….……………………….………..100
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Ответьте на вопросы: 1. Что такое организм? _____________________________________________________________________________
2.Гомеостаз-это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как называется специфическая деятельность системы или органа?
4. Для чего необходима регуляция физиологических функций? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сравните нервный и гуморальный механизмы регуляции.
6. Что такое физиологические системы? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое функциональная система (по П.К.Анохину)? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какова основная причина формирования функциональных систем? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани». ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ. ЗАКОНЫ РАЗДРАЖЕНИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ. Выполните задания по теме занятия: 1. Назовите функции белков клеточных мембран? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Из каких функциональных частей состоит ионоселективный канал? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие вещества могут избирательно блокировать? - калиевые ионоселективные каналы _____________________________________________ - натриевые ионоселективные каналы _____________________________________________ - кальциевые ионоселективные каналы ____________________________________________
4. Что такое возбудимость?
5. Какие факторы обусловливают формирование и поддержание потенциала покоя? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Нарисуйте и подпишите фазы потенциала действия.
7.Чему равны амплитуда и длительность потенциала действия в разных клетках? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.Что характерно для местного, а что для распространяющегося возбуждения? Сравните.
9. В каком соотношении находятся сила и время раздражения?
10. В чём причина аккомодации возбудимых тканей при малой крутизне нарастания раздражающего стимула? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Какие изменения наблюдаются под катодом и анодом в моменты замыкания и размыкания электрической цепи? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Сформулируйте закон «всё или ничего». Какая ткань подчиняется этому закону? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Какие показатели характеризуют проводимость и лабильность возбудимых тканей? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практические работы. Приготовление нервно-мышечного препарата (НМП) и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки. ЦЕЛЬ: ознакомиться с методикой приготовления НМП и икроножной мышцы лягушки. Подпишите рисунки.
Подпишите этапы приготовления нервно-мышечного препарата и изолированной мышцы. а – б – в – г – д – е – ж – з – и – Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы. ЦЕЛЬ: сравнить возбудимость нервной и мышечной тканей. ОСНАЩЕНИЕ: стимулятор, электроды, универсальный штатив со столиком Энгельмана, раствор Рингера, нервно-мышечный препарат. ХОД РАБОТЫ: определяется пороговая сила раздражителя, вызывающая возбуждение нерва и мышцы.
Ответьте на вопросы: 14. У какой структуры выше возбудимость у нерва или у мышцы? _______________________________
15. В какой зависимости находятся порог раздражения и возбудимость?________________
Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения. ХОД РАБОТЫ: подберите пороговую силу тока, нанесите раздражение и зарегистрируйте одиночное сокращение мышцы длинного сгибателя большого пальца кисти. С шагом 1 – 2 мА увеличивайте силу раздражения и наблюдайте рост амплитуды сокращения мышцы.
Ответьте на вопросы. 16. Подчиняется ли закону «всё или ничего» скелетная мышца?______________________
17. Подчиняется ли закону «всё или ничего» отдельное волокно скелетной мышцы?______
18. Чем объясняется явление «лестницы Боудича» при увеличении силы раздражения скелетной мышцы? ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани». Практические работы. Работы на комплексе BIOPAC. ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ Дайте определения: Электромиография (ЭМГ) - Двигательная единица (ДЕ) –
Динамометрия –
Утомление – _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ 1 ЦЕЛИ РАБОТЫ: 1) Зарегистрировать скелетно-мышечный тонус, отражённый в базовом уровне электрической активности, при покоящемся состоянии мышцы. 2) Зарегистрировать максимальную силу сжатия для правой и левой рук. 3) Зарегистрировать и пронаблюдать пополнение ДЕ с увеличением мощности сокращения скелетной мышцы. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, набор электродов для ЭМГ, электродный гель и липкие фиксаторы, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи.
ХОД РАБОТЫ: смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Сведения о пациенте: Имя Возраст Рост - Вес - Пол: Мужской / Женский Доминирующая рука: Правая/Левая
Измерения ЭМГ
Измерения Тонуса
Ответьте на ВОПРОСЫ 1. Используя средние значения (mean), подсчитайте процентное возрастание ЭМГ активности, зарегистрированной между самым слабым и самым сильным сжатиями на доминирующем предплечье (сегмент Forearm 1). Вычисления: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сравните средние значения для правого и левого предплечий для кластера максимального сжатия. Одинаковые они или разные? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое из них демонстрирует большую силу сжатия? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие факторы влияют на наблюдаемую разницу в силах сжатия? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ II ЦЕЛИ: 1) Зарегистрировать максимальную силу сжатия для правой и левой рук. 2) Зарегистрировать ЭМГ во время утомления скелетной мышцы. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, набор электродов для ЭМГ, электродный гель и липкие фиксаторы, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, динамометр. ХОД РАБОТЫ: смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата: Сведения об испытуемом: Имя Возраст Рост - Вес - Пол: Мужской / Женский Доминирующая рука: Правая/Левая
Утомление Данные сегмента 2
Ответьте на вопросы 1. Различаются ли сила правой и левой рук? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Остаётся ли неизменным число двигательных единиц, задействованных при сжатии предмета в руке? _____________________________________________________________________________
3.Какими физиологическими процессами объясняется уменьшение силы при утомлении? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ. 1. Перечислите свойства сердечной мышцы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите элементы проводящей системы сердца и их роль. Отметьте на рисунке. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Нарисуйте потенциал действия рабочего кардиомиоцита левого желудочка, отметьте его фазы.
4. Что характерно для потенциалов действия кардиомиоцитов? Чем отличается потенциалы действия в предсердиях и желудочках? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие причины обуславливают фазу плато потенциалов действия в сердце? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Каково функциональное значение рефрактерности клеток миокарда? _____________________________________________________________________________
7. Какие ионы обеспечивают электромеханическое сопряжение в миокарде? _____________________________________________________________________________ Практические работы. Лигатуры Станниуса. ЦЕЛЬ: исследовать градиент автоматии различных отделов сердца лягушки.
Заполните таблицу:
Практические работы. Ответьте на вопрос Почему повторная стимуляция нерва (после раствора кобальта) не вызывает сокращения мышцы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая физиология ЦНС.
Ответьте на вопросы 1. Нервный центр – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите особенности распространения возбуждения в нервных центрах? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Перечислите функции глиальных клеток в нервной системе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Какова основная роль процесса торможения в ЦНС? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что характерно для первичного торможения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что характерно для вторичного торможения?____________________________________ _____________________________________________________________________________
7. Что характерно для постсинаптического торможения_____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
8. Что характерно для пресинаптического торможения?______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какой вид торможения в ЦНС наиболее избирателен? ____________________________
10. Какой процесс развивается на постсинаптической мембране в нервных окончаниях клеток Реншоу?_______________________________________________________________
10. Чем характерен современный этап развития рефлекторной теории? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Функциональная система – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Что является главным системообразующим фактором функциональной системы по концепции П.К.Анохина? _____________________________________________________________________________
13. Какова функциональная роль акцептора результата действия в любой функциональной системе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ Дайте определение: Рефлекс – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Время реакции – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научение – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Средняя (арифметическая) – отношение суммы всех значений к их количеству.
Xср. = ∑Xi ∕ n Размах вариации – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака. Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признаков ряда от их средней (σ2).
σ2 = ∑(Xi-Xср.)2 ∕ (n-1) Стандартное (среднее квадратическое) отклонение – квадратный корень от дисперсии (σ).
ЦЕЛИ РАБОТЫ: 1. Пронаблюдать влияние научения и физиологических процессов на время реакции. 2. Сравнить время реакции в двух случаях: сигналы производятся с постоянными интервалами и с псевдослучайными интервалами. 3. Вычислить статистические показатели: среднюю, дисперсию, стандартное отклонение. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, кнопка-переключатель дистанционная SS10L, наушники OUT1.
ХОД РАБОТЫ: Смотри пособие для практических занятий.
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата:
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж
Сравнение величин времени реакции по мере научения (по ходу эксперимента)
Групповые значения
Ответьте на вопросы: 1.Как изменилось среднее время реакции между первым и десятым стимулами: Для Сегмента 1: Для Сегмента 2: _____________________________________________________________________________
2. В каком Сегменте наблюдалось большее изменение средней величины времени реакции? _____________________________________________________________________________
3. Определите минимальное время реакции (когда оно становится постоянным): _____________________________________________________________________________
4. Какие физиологические процессы происходят между подачей стимула и ответом (нажатием кнопки-переключателя)? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. При какой схеме подачи сигналов средняя для группы оказалась ниже? ____________________________________________________________________________
Частная физиология ЦНС.
Ответьте на вопросы 1. Какие функции регулируют нервные центры спинного мозга? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Какова роль альфа - и гамма-мотонейронов, тела которых расположены в передних рогах серого вещества спинного мозга? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Центры каких рефлексов находятся в продолговатом мозге? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. На каком уровне ЦНС находятся центры позно-тонических рефлексов? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие рефлексы осуществляются на уровне среднего мозга? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие рецепторные образования принимают участие в выпрямительных (установочных) рефлексах среднего мозга? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какова роль красных ядер среднего мозга? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какова роль чёрной субстанции среднего мозга?_________________________________ _____________________________________________________________________________
9. Какова роль передних и задних бугров четверохолмия среднего мозга?______________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
10. Какова роль ядра глазодвигательного нерва в среднем мозге?______________________ _____________________________________________________________________________
8. Какова роль таламуса промежуточного мозга? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какие функции осуществляются при участии гипоталамуса? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Каковы функции подкорковых ядер стриопаллидарной системы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие образования относятся к лимбической системе? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Перечислите основные функции лимбической системы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практические работы. Работы на комплексе BIOPAC. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ Заполните таблицу ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ 1 ЦЕЛИ: 1) Зарегистрировать ЭЭГ бодрствующего человека в состоянии покоя с открытыми и закрытыми глазами. 2) Распознать и исследовать α, β, δ, θ компоненты ЭЭГ. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, 3 электрода, электродный гель, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, шапочка для прижимания электродов к голове, кушетка. ХОД РАБОТЫ: (смотри пособие для практических занятий)
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Имя испытуемого - Возраст- Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен. Измерения амплитуд ЭЭГ Стандартное отклонение [stddev]
Частота (Герц) ритмов
Ответьте на вопросы: 1. Происходит ли десинхронизацияальфа-ритма, когда глаза открыты? _____________________________________________________________________________
2. Становится ли бета-ритм более ярко выраженным при открытых глазах? _____________________________________________________________________________
3. Почему значения бета амплитуд не отражают действительного количества умственной активности, происходящей при открытых глазах? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Происходит ли возрастание дельта- и тета- активности, когда глаза открыты? _____________________________________________________________________________
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ 2 ЦЕЛИ РАБОТЫ: 1) Зарегистрировать ЭЭГ бодрствующего человека в состоянии покоя при следующих условиях: а) расслаблен, с закрытыми глазами; б) при устном счёте с закрытыми глазами; в) после гипервентиляции с закрытыми глазами; г) расслаблен, с открытыми глазами. 2) Исследовать разницу в уровнях активности альфа-ритма во время устного счёта и гипервентиляции по сравнению с состоянием расслабления с закрытыми глазами. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, 3 электрода, электродный гель, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи, шапочка для прижимания электродов к голове, кушетка. ХОД РАБОТЫ: (смотри пособие для практических занятий)
ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата: Имя испытуемого - Возраст- Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
Заполняя следующую таблицу, отметьте, в каком случае экспериментальное значение было больше (+), меньше (-), или такое же (=) как Контрольное.
Ответьте на вопросы: 1.Какова частота альфа-ритма по данным сегмента 1? _____________________________________________________________________________
2.Когда общая амплитуда ЭЭГ была наивысшей? _____________________________________________________________________________
3.Когда были н
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.125.85 (0.012 с.) |