Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е практическое занятие по теме «Возбудимые ткани».

Поиск

СИНАПСЫ, РЕЦЕПТОРЫ, ВОЛОКНА.

1.Нарисуйте и обозначьте структурно-функциональные элементы синапса.

2. Чем обусловлен возбуждающий или тормозной характер действия медиатора?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Выделяется ли медиатор в синаптическую щель в состоянии покоя?

_____________________________________________________________________________

4. Каковы особенности проведения возбуждения в синапсах?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Какие изменения мембранного потенциала могут происходить на постсинаптических

мембранах возбуждающих и тормозных синапсов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Какие рецепторы относятся к первичночувствующим? ____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Какие рецепторы относятся к вторичночувствующим?_____________________________

_____________________________________________________________________________

 

8. Что такое рецепторный потенциал?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Что такое генераторный потенциал?____________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

10. Какая зависимость обнаруживается между силой раздражения рецептора и амплитудой

рецепторного потенциала?

_____________________________________________________________________________

 

11. Какая зависимость обнаруживается между амплитудой рецепторного потенциала и частотой потенциалов действия в афферентном волокне?

_____________________________________________________________________________

 

10. Где возникают потенциалы действия в афферентных нейронах?

_____________________________________________________________________________

 

11. Где возникают потенциалы действия в эфферентных нейронах?

_____________________________________________________________________________

 

12. От каких факторов зависит скорость проведения возбуждения по нервным волокнам?

_____________________________________________________________________________

 

13. Заполните таблицу. Классификация Эрлангера и Гассера.

 

Тип волокна Диаметр Волокна Наличие миелина Скорость Проведения Возбуждения Функциональная локализация Данного типа волокон в организме
А-альфа        
А-бета        
А-гамма        
А-дельта        
В        
С        

 

14. Перечислите особенности проведения возбуждения по нервным волокнам.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические работы.

Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.

ЦЕЛЬ: показать роль синапса в процессе проведения возбуждения от нерва к мышце.

ОСНАЩЕНИЕ: электростимулятор, миограф, кимограф, вата, раствор Рингера, раствор с ионами кобальта (Со2+) в концентрации 5 ммоль/л, нервно-мышечный препарат.

ХОД РАБОТЫ: на нерв нервно-мышечного препарата подают стимулы длительностью 0,5 мс амплитудой 5 В и регистрируют мышечные сокращения. После этого нервно-мышечный препарат опускается в раствор с ионами кобальта на несколько минут. Вынув препарат из раствора, вновь повторяют электростимуляцию нерва.

Ответьте на вопрос

Почему повторная стимуляция нерва (после раствора кобальта) не вызывает сокращения мышцы?

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.

ЦЕЛЬ: ознакомиться с методом Г.Гельмгольца определения скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.

ОСНАЩЕНИЕ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, электростимулятор, электробезопасный стимулирующий электрод (с катодом и анодом), электроды для регистрации ЭМГ, электродная паста, вата, линейка для измерения расстояния между участками стимуляции.

ХОД РАБОТЫ (см. пособие для практических занятий):

Безопасный стимулирующий электрод приложите в области двигательной точки локтевого нерва на запястье, нанесите раздражение. На графиках отметьте латентный период - от момента раздражения до начала сокращения. Приложите стимулирующий электрод к двигательной точке срединного нерва в области локтевой ямки, нанесите раздражение. Определите латентный период второго сокращения. Линейкой измерьте расстояние между двумя точками стимуляции.

Скорость проведения возбуждения:

V = S / t,

S – расстояние между точками стимуляции, м; t – разница латентных периодов, с.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)

Е практическое занятие по теме ЦНС.

Общая физиология ЦНС.

 

Ответьте на вопросы

1. Нервный центр – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Перечислите особенности распространения возбуждения в нервных центрах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

3. Перечислите функции глиальных клеток в нервной системе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

4. Какова основная роль процесса торможения в ЦНС?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Что характерно для первичного торможения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Что характерно для вторичного торможения?____________________________________

_____________________________________________________________________________

 

7. Что характерно для постсинаптического торможения_____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

8. Что характерно для пресинаптического торможения?______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Какой вид торможения в ЦНС наиболее избирателен? ____________________________

 

10. Какой процесс развивается на постсинаптической мембране в нервных окончаниях клеток Реншоу?_______________________________________________________________

 

 

10. Чем характерен современный этап развития рефлекторной теории?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Функциональная система – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Что является главным системообразующим фактором функциональной системы по концепции П.К.Анохина?

_____________________________________________________________________________

 

13. Какова функциональная роль акцептора результата действия в любой функциональной системе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическая работа на комплексе BIOPAC.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

Дайте определение:

Рефлекс – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время реакции – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научение – это

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средняя (арифметическая) – отношение суммы всех значений к их количеству.

 

Xср. = ∑Xi ∕ n

Размах вариации – разность между наибольшим и наименьшим значениями признака.

Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признаков ряда от их средней (σ2).

 

σ2 = ∑(Xi-Xср.)2 ∕ (n-1)

Стандартное (среднее квадратическое) отклонение – квадратный корень от дисперсии (σ).

 

ЦЕЛИ РАБОТЫ:

1. Пронаблюдать влияние научения и физиологических процессов на время реакции.

2. Сравнить время реакции в двух случаях: сигналы производятся с постоянными интервалами и с псевдослучайными интервалами.

3. Вычислить статистические показатели: среднюю, дисперсию, стандартное отклонение.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, кнопка-переключатель дистанционная SS10L, наушники OUT1.

 

ХОД РАБОТЫ: Смотри пособие для практических занятий.

 

ЗАПОЛНИТЕ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ Дата:

 

Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя        

Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя        

 

Сведения о испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя        

 

Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя        

Сведения об испытуемом: Имя- Возраст- Рост- Вес- Пол: М / Ж

  Номер стимула ВРЕМЯ РЕАКЦИИ (мс)
Псевдослучайный Постоянный интервал
Сегмент 1 (1-й опыт) Сегмент 2 (2-й опыт) Сегмент 3 (1-й опыт) Сегмент 4 (2-й опыт)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Средняя        

Сравнение величин времени реакции по мере научения (по ходу эксперимента)

Имя студента Данные опыта 1 с псевдослучайной схемой (Сегмент 1)   Данные опыта 1 с постоянной схемой (Сегмент 3)
Стимул 1 Стимул 5 Стимул 10 Стимул 1 Стимул 5 Стимул 10
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
Средние:            

 

Групповые значения

Данные группы Средние для студентов Опыты с псевдослучайной схемой Опыты с постоянной схемой  
Первый Второй Первый Второй
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
средние группы:        

 

Ответьте на вопросы:

1.Как изменилось среднее время реакции между первым и десятым стимулами:

Для Сегмента 1: Для Сегмента 2:

_____________________________________________________________________________

 

2. В каком Сегменте наблюдалось большее изменение средней величины времени реакции?

_____________________________________________________________________________

 

3. Определите минимальное время реакции (когда оно становится постоянным):

_____________________________________________________________________________

 

4. Какие физиологические процессы происходят между подачей стимула и ответом (нажатием кнопки-переключателя)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. При какой схеме подачи сигналов средняя для группы оказалась ниже?

____________________________________________________________________________

 

 

 

Е и 3-е практические занятия.

Частная физиология ЦНС.

 

Ответьте на вопросы

1. Какие функции регулируют нервные центры спинного мозга?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какова роль альфа - и гамма-мотонейронов, тела которых расположены в передних рогах

серого вещества спинного мозга?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Центры каких рефлексов находятся в продолговатом мозге?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На каком уровне ЦНС находятся центры позно-тонических рефлексов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Какие рефлексы осуществляются на уровне среднего мозга?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Какие рецепторные образования принимают участие в выпрямительных (установочных)

рефлексах среднего мозга?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Какова роль красных ядер среднего мозга?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Какова роль чёрной субстанции среднего мозга?_________________________________

_____________________________________________________________________________

 

9. Какова роль передних и задних бугров четверохолмия среднего мозга?______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

10. Какова роль ядра глазодвигательного нерва в среднем мозге?______________________

_____________________________________________________________________________

 

8. Какова роль таламуса промежуточного мозга?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Какие функции осуществляются при участии гипоталамуса?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Каковы функции подкорковых ядер стриопаллидарной системы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Какие образования относятся к лимбической системе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Перечислите основные функции лимбической системы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.185 (0.007 с.)