Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спинной мозг: морфофизиология↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
CПИННОЙ МОЗГ. СТВОЛ МОЗГА.
Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов по дисциплине «Нервные болезни»
Ярославль, 2012 УДК 616.833 ББК 56.1
Составители: Спирин Н.Н., заведующий кафедрой нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, профессор, доктор медицинских наук Касаткин Д.С., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук
Спинной мозг. Ствол мозга. Черепные нервы. [Текст]: учебно-методическое пособие для стyдентoв 4 курса лечебного и педиатрического факультетов / Спирин Н.Н., Касаткин Д.С. - Ярославль:, 2012. – 34 с.
Рецензенты:
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов к практическому занятию по теме «Спинной мозг. Ствол мозга» по дисциплине «Неврология, медицинская генетика». В пособии предложен опорный конспект учебного материала, приведены рисунки по теме, алгоритм диагностики, даны вопросы для самоконтроля, примерные тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.
Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО ЯГМА МЗСР РФ, протокол №
Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией по терапевтическим дисциплинам, протокол №
© ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ Вводная часть 1. Цель занятия: – формирование способности и готовности анализировать закономерности функционирования и освоение основных методик обследования и оценки функционального состояния спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов; – формирование способности и готовности выявлять у пациентов основные патологические симптомы поражения спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов, использовать алгоритм постановки синдромального диагноза при патологии спинного мозга и ствола. 2. Студент должен знать: – строение спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов; – синдромы дисфункции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов; – алгоритм постановки синдромального диагноза и дифференциально-диагностический ряд при поражении спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов. 3. Студент должен уметь: – определять уровень поражения спинного мозга; – исследовать функцию черепных нервов; – определять уровень поражения ствола мозга. 4. Студент должен иметь представление: – об основных нозологических формах, проявляющихся расстройствами функции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов. 5. Примерная структура занятия (4 академических часа): – введение в изучаемую тему – 5 мин; – проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль) – 15 мин; – устный опрос, обсуждение вопросов – 30 мин; – разбор и отработка практических навыков на муляжах – 30 мин; – разбор алгоритма решения клинических задач – 20 мин; – решение клинических задач – 20 мин; – курация тематических больных – 30 мин; – обсуждение результатов курации с применением алгоритма – 20 мин; – оценка итогового уровня знаний (решение клинических задач) – 15 мин; – оценка итогового уровня умений (практические навыки) – 10 мин; – подведение итогов, задание на дом – 5 мин. Теоретическая часть Спинной мозг: морфофизиология Серое вещество спинного мозга – задние рога (колонны) спинного мозга (первичная сенсорная область): 1) маргинальная зона (I пластина по Б.Рекседу) – тела II нейронов путей поверхностной (болевой и температурной) чувствительности, 2) желатинозная субстанция (II-III пластина по Б.Рекседу) – тела нейронов, обеспечивающих «воротный контроль» болевой чувствительности, 3) собственные ядра задних рогов (IV пластина по Б.Рекседу) – тела II нейронов путей поверхностной (тактильной и давления) чувствительности, 4) основание задних рогов спинного мозга (V-VI пластина по Б.Рекседу) – тела II нейронов системы мозжечковой проприорецепции (ядра Кларка); – боковые рога (колонны) спинного мозга: 1) на уровне C8-L2 – тела II нейронов эфферентного пути симпатической системы, 2) на уровне S2-S4 – тела II нейронов эфферентного пути парасимпатической системы – центр регуляции органов таза; – передние рога (колонны) спинного мозга (первичная двигательная область): 1) моторные ядра (IX пластина по Б.Рекседу) – тела II (периферических) нейронов пути произвольного движения (альфа-большие мотонейроны), расположенные в соматотопическом порядке – чем дальше от центра мышца, тем латеральнее нейроны, 2) немоторные ядра (IX пластина по Б.Рекседу) – тела нейронов экстрапирамидной системы (альфа-малые мотонейроны, гамма-нейроны); – центральное вещество: 1) промежуточные ядра (VII-VIII пластина по Б.Рекседу) – тела вставочных нейронов, реализующих сегментарные реакции и рефлексы, 2) собственно центральное вещество (X пластина по Б.Рекседу) – комиссуральные связи внутри сегмента, в том числе и передняя спайка (перекрест аксонов II нейронов пути поверхностной чувствительности). Красное ядро, Нижняя олива, Черная субстанция (A9). 4. Крыша (tectum) занимает дорсальную часть ствола мозга и включает в себя специфические образования: - четверохолмие (на уровне среднего мозга):верхние холмики – III нейрон подкоркового пути зрительного анализатора, и нижние холмики – III нейрон пути слухового анализатора – формируют нисходящий тектоспинальный путь, - передний и задний мозговые паруса – формирующие крышу IV желудочка, - тонкое и клиновидное ядра (на уровне продолговатого мозга) – тела II нейронов пути глубокой чувствительности. Кортикоспинальный путь, 2) кортикобульбарный путь – к двигательным ядрам III-VII, IX-XII черепных нервов, 3) кортикопонтинные пути – лобномостовой и затылочно-височно-теменно-мостовой; - покрышка среднего мозга: 1) ядра черепных нервов: - ядра общей соматической чувствительности (GSA) – среднемозговое ядро тройничного нерва (nucleus mesencephalicus nn.V) – тела I нейронов пути глубокой чувствительности для лица, - ядра вегетативной (парасимпатической) нервной системы (GVE) – добавочное ядро (nucleus accessorius nn.III) – тела II парасимпатического пути (III нерв – внутренние мышцы глаза – цилиарная и сфинктер зрачка), функция – установка фокуса на ближнюю точку ясного видения и сужение зрачка, - собственно двигательные ядра (GSE): А) ядро глазодвигательного нерва (nucleus nn.III) – аксоны II нейронов пути произвольного движения (III нерв – наружные мышцы глаза – верхняя, нижняя, медиальная прямые и нижняя косая, поднимающая верхнее веко), движения глазного яблока, опускание верхнего века, Б) ядро блокового нерва (nucleus nn.IV) – аксоны II нейронов пути произвольного движения (IV нерв – верхняя косая), движения глазного яблока кнаружи и вниз; 2) восходящие пути: - путь глубокой чувствительности (медиальная петля), - спиноталамический и спиноретикулярный пути, - тригеминоталамический путь, - латеральная петля, -центральный путь покрышки;
3) нисходящие экстрапирамидные пути; 4) ретикулярная формация: - центр поддержания уровня бодрствования, - центр регуляции уровня внимания, - центр REM-сна; 5) специфические образования: - красное ядро – центр регуляции мышечного тонуса, - черная субстанция – центр регуляции мышечного тонуса, участвует в регуляции активности базальных ганглиев, - крыша продолговатого мозга: 1) верхние холмики – тела IV нейронов подкоркового пути зрительного анализатора, 2) нижние холмики – тела III нейронов пути слухового анализатора, Иннервация взора 1. Взор – способность удерживать изображение на аналогичных местах сетчатки обоих глаз: - взгляд вверх – m. obliquus inferior (III) и m. rectus superior (III) – центр вертикального взора, расположен на уровне верхних холмиков четверохолмия, - взгляд вниз – m. obliquus superior (IV) и m. rectus inferior (III), - взгляд в сторону – m. rectus lateralis (VI) и m. rectus medialis (III) – центр горизонтального взора расположен на уровне моста, - конвергенция – m. rectus medialis (III) обоих глаз.
2. Структурные элементы системы взора: - Медиальный продольный пучок – обеспечивает согласованные движения глазных яблок и головы при изменении положения головы, включает в себя волокна от следующих структур: 1) ядро Даркшевича и ядра Рамон-и-Кахаля - в покрышке среднего мозга выше ядра III черепного нерва, 2) ядра глазодвигательного и блокового нервов, центр вертикального взора в среднем мозге 3) ядро отводящего нерва и центр горизонтального взора в мосту, 4) вестибулярные ядра, 5) ядра задних рогов спинного мозга на уровне С2-С4. - Мостовой центр взора (горизонтальный взор) обеспечивает поворот головы и глаз в свою сторону за счет активации ядра VI нерва своей стороны (латеральная прямая мышца) и ядра III нерва противоположной (медиальная прямая мышца). - Лобный центр взора (переднее адверсивное поле 8) обеспечивает содружественный поворот головы и глаз в противоположную сторону за счет активации контрлатерального мостового центра. Эталоны ответов на тесты
Основной Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб: Политехника, 2007. 320 с.
Дополнительный Дуус П. Топический диагноз в неврологии. Москва: ИПЦ "ВАЗАР-ФЕРРО", 1996. 386 с. Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы / под редакцией В.И. Скворцовой. Москва: Литтерра, 2006. 272 с. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии: атлас, под ред.: Н. С. Мисюка; А.М Гурлени. - 2-е изд., перераб и доп. - Мн.: Выш. шк., 1988. - 320 с. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Крат. руководство. 14-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2007. 302 с.
[1] Подробнее в теме Системы регуляции баланса и мышечного тонуса [2] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор [3] Подробнее в теме Афферентные системы: Анализатор общей чувствительности [4] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор [5] Подробнее в теме Афферентные системы: Анализатор общей чувствительности [6] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор
[7] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор [8] Подробнее в теме Афферентные системы: Анализатор общей чувствительности CПИННОЙ МОЗГ. СТВОЛ МОЗГА.
Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов по дисциплине «Нервные болезни»
Ярославль, 2012 УДК 616.833 ББК 56.1
Составители: Спирин Н.Н., заведующий кафедрой нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, профессор, доктор медицинских наук Касаткин Д.С., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук
Спинной мозг. Ствол мозга. Черепные нервы. [Текст]: учебно-методическое пособие для стyдентoв 4 курса лечебного и педиатрического факультетов / Спирин Н.Н., Касаткин Д.С. - Ярославль:, 2012. – 34 с.
Рецензенты:
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов к практическому занятию по теме «Спинной мозг. Ствол мозга» по дисциплине «Неврология, медицинская генетика». В пособии предложен опорный конспект учебного материала, приведены рисунки по теме, алгоритм диагностики, даны вопросы для самоконтроля, примерные тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.
Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО ЯГМА МЗСР РФ, протокол №
Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией по терапевтическим дисциплинам, протокол №
© ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ Вводная часть 1. Цель занятия: – формирование способности и готовности анализировать закономерности функционирования и освоение основных методик обследования и оценки функционального состояния спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов; – формирование способности и готовности выявлять у пациентов основные патологические симптомы поражения спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов, использовать алгоритм постановки синдромального диагноза при патологии спинного мозга и ствола. 2. Студент должен знать: – строение спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов; – синдромы дисфункции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов; – алгоритм постановки синдромального диагноза и дифференциально-диагностический ряд при поражении спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов. 3. Студент должен уметь: – определять уровень поражения спинного мозга; – исследовать функцию черепных нервов; – определять уровень поражения ствола мозга. 4. Студент должен иметь представление: – об основных нозологических формах, проявляющихся расстройствами функции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов. 5. Примерная структура занятия (4 академических часа): – введение в изучаемую тему – 5 мин; – проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль) – 15 мин; – устный опрос, обсуждение вопросов – 30 мин; – разбор и отработка практических навыков на муляжах – 30 мин; – разбор алгоритма решения клинических задач – 20 мин; – решение клинических задач – 20 мин; – курация тематических больных – 30 мин; – обсуждение результатов курации с применением алгоритма – 20 мин; – оценка итогового уровня знаний (решение клинических задач) – 15 мин; – оценка итогового уровня умений (практические навыки) – 10 мин; – подведение итогов, задание на дом – 5 мин. Теоретическая часть Спинной мозг: морфофизиология
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.008 с.) |