Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спинной мозг: морфофизиология

Поиск

CПИННОЙ МОЗГ. СТВОЛ МОЗГА.

 

Учебно-методическое пособие

для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов

по дисциплине «Нервные болезни»

 

 

Ярославль, 2012


УДК 616.833 ББК 56.1

 

Составители:

Спирин Н.Н., заведующий кафедрой нервных болезней с медицинской гене­тикой и нейрохирургией, профессор, доктор медицинских наук

Касаткин Д.С., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской гене­тикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук

 

 

Спинной мозг. Ствол мозга. Черепные нервы. [Текст]: учебно-методическое пособие для стyдентoв 4 курса лечебного и педиатрического факультетов / Спирин Н.Н., Касаткин Д.С. - Ярославль:, 2012. – 34 с.

 

 

Рецензенты:

 

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подго­товки студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов к практическому занятию по теме «Спинной мозг. Ствол мозга» по дисциплине «Неврология, медицинская генетика». В пособии предложен опорный конспект учебного материала, приведены рисунки по теме, алгоритм диагностики, даны вопросы для самоконтроля, примерные тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.

 

Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО ЯГМА МЗСР РФ, протокол №

 

Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией по терапев­тическим дисциплинам, протокол №

 

 

© ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ


Вводная часть

1. Цель занятия:

– формирование способности и готовности анализировать закономерности функционирования и освоение основных методик обследования и оценки функционального состояния спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов;

– формирование способности и готовности выявлять у пациентов основные патологические симптомы поражения спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов, использовать алгоритм постановки синдромального диагноза при патологии спинного мозга и ствола.

2. Студент должен знать:

– строение спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов;

– синдромы дисфункции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов;

– алгоритм постановки синдромального диагноза и дифференциально-диагностический ряд при поражении спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов.

3. Студент должен уметь:

– определять уровень поражения спинного мозга;

– исследовать функцию черепных нервов;

– определять уровень поражения ствола мозга.

4. Студент должен иметь представление:

– об основных нозологических формах, проявляющихся расстройствами функции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов.

5. Примерная структура занятия (4 академических часа):

– введение в изучаемую тему – 5 мин;

– проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль) – 15 мин;

– устный опрос, обсуждение вопросов – 30 мин;

– разбор и отработка практических навыков на муляжах – 30 мин;

– разбор алгоритма решения клинических задач – 20 мин;

– решение клинических задач – 20 мин;

– курация тематических больных – 30 мин;

– обсуждение результатов курации с применением алгоритма – 20 мин;

– оценка итогового уровня знаний (решение клинических задач) – 15 мин;

– оценка итогового уровня умений (практические навыки) – 10 мин;

– подведение итогов, задание на дом – 5 мин.

Теоретическая часть

Спинной мозг: морфофизиология

Серое вещество спинного мозга

задние рога (колонны) спинного мозга (первичная сенсорная область):

1) маргинальная зона (I пластина по Б.Рекседу) – тела II нейронов путей поверхностной (болевой и температурной) чувствительности,

2) желатинозная субстанция (II-III пластина по Б.Рекседу) – тела нейронов, обеспечивающих «воротный контроль» болевой чувствительности,

3) собственные ядра задних рогов (IV пластина по Б.Рекседу) – тела II нейронов путей поверхностной (тактильной и давления) чувствительности,

4) основание задних рогов спинного мозга (V-VI пластина по Б.Рекседу) – тела II нейронов системы мозжечковой проприорецепции (ядра Кларка);

боковые рога (колонны) спинного мозга:

1) на уровне C8-L2 – тела II нейронов эфферентного пути симпатической системы,

2) на уровне S2-S4 – тела II нейронов эфферентного пути парасимпатической системы – центр регуляции органов таза;

передние рога (колонны) спинного мозга (первичная двигательная область):

1) моторные ядра (IX пластина по Б.Рекседу) – тела II (периферических) нейронов пути произвольного движения (альфа-большие мотонейроны), расположенные в соматотопическом порядке – чем дальше от центра мышца, тем латеральнее нейроны,

2) немоторные ядра (IX пластина по Б.Рекседу) – тела нейронов экстрапирамидной системы (альфа-малые мотонейроны, гамма-нейроны);

центральное вещество:

1) промежуточные ядра (VII-VIII пластина по Б.Рекседу) – тела вставочных нейронов, реализующих сегментарные реакции и рефлексы,

2) собственно центральное вещество (X пластина по Б.Рекседу) – комиссуральные связи внутри сегмента, в том числе и передняя спайка (перекрест аксонов II нейронов пути поверхностной чувствительности).

Красное ядро,

Нижняя олива,

Черная субстанция (A9).

4. Крыша (tectum) занимает дорсальную часть ствола мозга и включает в себя специфические образования:

- четверохолмие (на уровне среднего мозга):верхние холмики – III нейрон подкоркового пути зрительного анализатора, и нижние холмики – III нейрон пути слухового анализатора – формируют нисходящий тектоспинальный путь,

- передний и задний мозговые паруса – формирующие крышу IV желудочка,

- тонкое и клиновидное ядра (на уровне продолговатого мозга) – тела II нейронов пути глубокой чувствительности.

Кортикоспинальный путь,

2) кортикобульбарный путь – к двигательным ядрам III-VII, IX-XII черепных нервов,

3) кортикопонтинные пути – лобномостовой и затылочно-височно-теменно-мостовой;

- покрышка среднего мозга:

1) ядра черепных нервов:

- ядра общей соматической чувствительности (GSA)среднемозговое ядро тройничного нерва (nucleus mesencephalicus nn.V) – тела I нейронов пути глубокой чувствительности для лица,

- ядра вегетативной (парасимпатической) нервной системы (GVE) – добавочное ядро (nucleus accessorius nn.III) – тела II парасимпатического пути (III нерв – внутренние мышцы глаза – цилиарная и сфинктер зрачка), функция – установка фокуса на ближнюю точку ясного видения и сужение зрачка,

- собственно двигательные ядра (GSE):

А) ядро глазодвигательного нерва (nucleus nn.III) – аксоны II нейронов пути произвольного движения (III нерв – наружные мышцы глаза – верхняя, нижняя, медиальная прямые и нижняя косая, поднимающая верхнее веко), движения глазного яблока, опускание верхнего века,

Б) ядро блокового нерва (nucleus nn.IV) – аксоны II нейронов пути произвольного движения (IV нерв – верхняя косая), движения глазного яблока кнаружи и вниз;

2) восходящие пути:

- путь глубокой чувствительности (медиальная петля),

- спиноталамический и спиноретикулярный пути,

- тригеминоталамический путь,

- латеральная петля,

-центральный путь покрышки;

3) нисходящие экстрапирамидные пути;

4) ретикулярная формация:

- центр поддержания уровня бодрствования,

- центр регуляции уровня внимания,

- центр REM-сна;

5) специфические образования:

- красное ядро – центр регуляции мышечного тонуса,

- черная субстанция – центр регуляции мышечного тонуса, участвует в регуляции активности базальных ганглиев,

- крыша продолговатого мозга:

1) верхние холмики – тела IV нейронов подкоркового пути зрительного анализатора,

2) нижние холмики – тела III нейронов пути слухового анализатора,

Иннервация взора

1. Взор – способность удерживать изображение на аналогичных местах сетчатки обоих глаз:

- взгляд вверх – m. obliquus inferior (III) и m. rectus superior (III) – центр вертикального взора, расположен на уровне верхних холмиков четверохолмия,

- взгляд вниз – m. obliquus superior (IV) и m. rectus inferior (III),

- взгляд в сторону – m. rectus lateralis (VI) и m. rectus medialis (III) – центр горизонтального взора расположен на уровне моста,

- конвергенция – m. rectus medialis (III) обоих глаз.

2. Структурные элементы системы взора:

- Медиальный продольный пучок – обеспечивает согласованные движения глазных яблок и головы при изменении положения головы, включает в себя волокна от следующих структур:

1) ядро Даркшевича и ядра Рамон-и-Кахаля - в покрышке среднего мозга выше ядра III черепного нерва,

2) ядра глазодвигательного и блокового нервов, центр вертикального взора в среднем мозге

3) ядро отводящего нерва и центр горизонтального взора в мосту,

4) вестибулярные ядра,

5) ядра задних рогов спинного мозга на уровне С2-С4.

- Мостовой центр взора (горизонтальный взор) обеспечивает поворот головы и глаз в свою сторону за счет активации ядра VI нерва своей стороны (латеральная прямая мышца) и ядра III нерва противоположной (медиальная прямая мышца).

- Лобный центр взора (переднее адверсивное поле 8) обеспечивает содружественный поворот головы и глаз в противоположную сторону за счет активации контрлатерального мостового центра.

Эталоны ответов на тесты

1. а 2. в 3. а 4. а 5. г 6. б 7. в 8. г 9. а 10. г 11. а 12. в 13. в 14. в 15. г

Основной

Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб: Политехника, 2007. 320 с.

 

Дополнительный

Дуус П. Топический диагноз в неврологии. Москва: ИПЦ "ВАЗАР-ФЕРРО", 1996. 386 с.

Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы / под редакцией В.И. Скворцовой. Москва: Литтерра, 2006. 272 с.

Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии: атлас, под ред.: Н. С. Мисюка; А.М Гурлени. - 2-е изд., перераб и доп. - Мн.: Выш. шк., 1988. - 320 с.

Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Крат. руководство. 14-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2007. 302 с.

 


[1] Подробнее в теме Системы регуляции баланса и мышечного тонуса

[2] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор

[3] Подробнее в теме Афферентные системы: Анализатор общей чувствительности

[4] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор

[5] Подробнее в теме Афферентные системы: Анализатор общей чувствительности

[6] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор

 

[7] Подробнее в теме Афферентные системы: вкусовой, слуховой, зрительный и обонятельный анализатор

[8] Подробнее в теме Афферентные системы: Анализатор общей чувствительности

CПИННОЙ МОЗГ. СТВОЛ МОЗГА.

 

Учебно-методическое пособие

для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов

по дисциплине «Нервные болезни»

 

 

Ярославль, 2012


УДК 616.833 ББК 56.1

 

Составители:

Спирин Н.Н., заведующий кафедрой нервных болезней с медицинской гене­тикой и нейрохирургией, профессор, доктор медицинских наук

Касаткин Д.С., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской гене­тикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук

 

 

Спинной мозг. Ствол мозга. Черепные нервы. [Текст]: учебно-методическое пособие для стyдентoв 4 курса лечебного и педиатрического факультетов / Спирин Н.Н., Касаткин Д.С. - Ярославль:, 2012. – 34 с.

 

 

Рецензенты:

 

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подго­товки студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов к практическому занятию по теме «Спинной мозг. Ствол мозга» по дисциплине «Неврология, медицинская генетика». В пособии предложен опорный конспект учебного материала, приведены рисунки по теме, алгоритм диагностики, даны вопросы для самоконтроля, примерные тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.

 

Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО ЯГМА МЗСР РФ, протокол №

 

Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией по терапев­тическим дисциплинам, протокол №

 

 

© ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ


Вводная часть

1. Цель занятия:

– формирование способности и готовности анализировать закономерности функционирования и освоение основных методик обследования и оценки функционального состояния спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов;

– формирование способности и готовности выявлять у пациентов основные патологические симптомы поражения спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов, использовать алгоритм постановки синдромального диагноза при патологии спинного мозга и ствола.

2. Студент должен знать:

– строение спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов;

– синдромы дисфункции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов;

– алгоритм постановки синдромального диагноза и дифференциально-диагностический ряд при поражении спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов.

3. Студент должен уметь:

– определять уровень поражения спинного мозга;

– исследовать функцию черепных нервов;

– определять уровень поражения ствола мозга.

4. Студент должен иметь представление:

– об основных нозологических формах, проявляющихся расстройствами функции спинного мозга, ствола мозга и черепных нервов.

5. Примерная структура занятия (4 академических часа):

– введение в изучаемую тему – 5 мин;

– проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль) – 15 мин;

– устный опрос, обсуждение вопросов – 30 мин;

– разбор и отработка практических навыков на муляжах – 30 мин;

– разбор алгоритма решения клинических задач – 20 мин;

– решение клинических задач – 20 мин;

– курация тематических больных – 30 мин;

– обсуждение результатов курации с применением алгоритма – 20 мин;

– оценка итогового уровня знаний (решение клинических задач) – 15 мин;

– оценка итогового уровня умений (практические навыки) – 10 мин;

– подведение итогов, задание на дом – 5 мин.

Теоретическая часть

Спинной мозг: морфофизиология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.008 с.)