Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 2. Гражданско-правовая ответственность медицинских организаций и медицинских работниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Двухлетний опыт работы Исследовательского центра «Независимая медико-юридическая экспертиза» подтверждает положение о значительном преобладании в структуре ответственности медицинских работников гражданско-правовой составляющей. Гражданское право определяет, что для наступления обязательств по возмещению вреда (ГК РФ, ст. 1064) необходим полный состав правонарушения, который был рассмотрен в предыдущих разделах: вред, противоправность действий, причинная связь между противоправным действием\бездействием и результатом, вина причинителя вреда.
СТРУКТУРА ПРАВОНАРУШЕНИЙ при обращении в Исследовательский центр «НЕЗАВИСИМАЯ МЕДИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
Материалы таблицы наглядно демонстрируют абсолютное преобладание гражданско-правовой ответственности причинителей вреда. Причем, удельный вес количества правонарушений медицинских организаций составляет 52.1 % от общего количества всех правонарушений или 68.4 % гражданской ответственности. Иного, наверное, и не должно быть, в противном случае в медицине никто бы не работал, некому было бы. Все остальные случаи обращений граждан в Центр связаны с причинением вреда гражданам на производстве, в результате дорожно-транспортных происшествий, вреда на бытовом уровне и др. Субъект уголовного права совпадает с субъектом уголовной ответственности. Т.е. непосредственно лицо, совершившее виновное деяние, предусмотренное уголовным законодательством, подлежит уголовной ответственности. В гражданском праве такого совпадения нет. При наличии полного состава правонарушения ответственность может быть возложена или на юридическое лицо, или на физическое лицо, если оно исполняет обязанности работника медицинского юридического лица. Медицинская организация признается ответственной, если установлена вина его работников, выраженная в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей (ГК РФ, ст. 1068). Характерной особенностью обязательств по возмещению вреда является тот факт, юридические лица могут быть, как коммерческими, так и некоммерческими организациями (ГК РФ, ст. 50). Все организации, за исключением унитарных (ГК РФ, п. ст. 113) и учреждений (ГК РФ, ст. 120), обязаны возмещать вред в полном объеме только за счет своих средств, в том числе имущества. Характерным моментом ответственности коммерческих медицинских организаций является субсидиарная ответственность не только юридического лица, но также и собственника – учредителя организации. Если медицинский работник состоит в трудовых отношениях с юридическим лицом и при этом виновен в причинении вреда, то по общепринятым правилам, ответственность несет юридическое лицо (ГК РФ, ст. 402). Неважно, на каких условиях трудится медицинский работник: то ли по контракту, то ли по совместительству, то ли по договору гражданско-правового характера. Не имеет значения и то, в каком подразделении работает врач, медицинская сестра – основной базе, филиале, представительстве. Немаловажным для юридического лица является и то, что его ответственность по возмещению вреда возникает, как субъекта правоотношений лишь в том случае, если работник исполнял свои служебные, функциональные обязанности, на что указывает, как ГК РФ, ст. 1068, так и Постановление Пленума Верховного Суда РФ.[153] Определенные нюансы ответственности при причинении вреда пациенту возникают для коммерческих медицинских организаций при исполнении им договорных обязательств. Правовые нормы взаимоотношений пациента с коммерческой медицинской организацией регулируются законом «О защите прав потребителей».[154] В этом законе содержатся очень интересные определения, над которыми исполнителю (производителю) медицинских услуг стоит серьезно задуматься. Например, #G0недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги); #G0существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Причинителями вреда, соответственно, являются медицинские организации, работники, которые оказали медицинскую помощь, отдельную услугу некачественно или несоответствующую обычно предъявляемым требованиям к качеству работы, услуги. Вопрос об информированном добровольном согласии пациента на медицинское вмешательство, право пациента на получение полной информации о состоянии своего здоровья обсуждался достаточно полно. В законе «О защите прав потребителей» с данным положением корреспондирует обязанность #G0изготовителя (исполнителя, продавца) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. #G0Информация о медицинской помощи, услуге в обязательном порядке должна содержать: · Обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать работы, услуги;
#G0Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) или же вследствие недостоверной или недостаточной информации о работе, услуге подлежит возмещению в полном объеме. #G0Исполнитель медицинских услуг (ч. 4 ст. 14) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. Итак, когда же, в каких случаях наступает гражданско-правовая ответственность медицинских организаций или медицинских работников? Прежде попытаемся разобраться в таком немаловажном вопросе: кто должен нести отвественность за причинение вреда – медицинская организация или медицинский работник? Т.е. кому выгоднее с точки зрения потерпешего пациента предъявить гражданский иск? Следующий вопрос – каковы и в чем заключаются интересы истца в зависимости от выбора ответчика? Возложение ответственности на непосредственного причинителя вреда – медицинского работника безусловно противоречит интересам потерпевшего. Прежде всего, с точки зрения различных финансовых возможностей юридического и физического лица. Понятно, что сравнение потенциальных возможностей ответчика по этому критерию у медицинской организации, даже учреждения государственной или муниципальной собственности несоизмеримо выше, нежели возможности физического лица – медицинского работника, имеющего мизерные зарплаты. Поэтому, для более полной защиты интересов потерпевших пациентов, существуют абсолютные показания для предъявления исковых требований к организации, тем более что действия медицинских работников, которые #G0повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, считаются действиями медицинской организации (ГК РФ, ст. 402). Ст. 1068 ГК РФ гласит, что #G0юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Более того, в соответствии с требованиями, действующими в гражданском праве, #G0иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (ГПК РСФСР, ст. 35). Из этого следует, что в системе ОМС соответчиком может быть и страховая медицинская организация, которая #G0котораянесет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования (ст. 27).[155] В любом случае гражданско-правовая ответственность юридических и физических лиц наступает при причинении вреда: 1. имущественных убытки иного вреда[156] (убытки = расходы, которые истец\пациент понес или должен будет понести для восстановления его нарушенного права + неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушенным (упущенная выгода); 2. морального – иной вред; 3. физического (вред здоровью не менее среднего). У практикующих врачей, руководителей медицинских организаций очень часто возникает вопрос, особенно работающих в системе ОМС: возникает ли ответственность и почему, т.к. по причинам скудного финансирования медицинских организаций и, как следствие, организации испытывают затруднений в приобретении медицинской аппаратуры, нехватке лекарственных средств? Ответ находится в ГК РФ, ст. 401: «#G0Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)... Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства». Таким образом, если на своем участке служебных обязанностей врач (медицинская сестра) выполнил весь надлежащий комплекс медицинских мероприятий с той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и, тем не менее, больному требовалась выполнение еще каких-либо мероприятий медицинского характера, осуществление которых для лечащего врача, заведующего отделением, начмеда, главного врача организации оказались невыполнимыми, то это еще не значит, что ответственность не наступит. В системе ОМС, при невозможности оказать качественную медицинскую помощь застрахованному, учреждение обязано за свой счет обеспечить пациенту требуемую помощь в другом учреждении с уведомлением об этом страховой медицинской организации.[157] Следовательно, ссылки медицинского лечебно-профилактического учреждения на отсутствие, нехватку лекарственных средств, предметов ухода, оснащения, являются несостоятельными. Должную меру заботливости и осмотрительности обязаны проявлять не только специалисты, участвующие непосредственно в лечебно-диагностическом процессе, но врачи, обладающие властно-распорядительными функциями – руководители ЛПУ. Если причиной возникновения обязательств вследствие причинения вреда, выясняется, является отсутствие или несовершенство собственно организации медицинской помощи, то ответственность возлагается на конкретных руководителей медицинских организаций. И все же в обычных условиях профессиональной медицинской деятельности гражданско-правовая ответственность медицинских организаций возникает в любом из рассмотренных случаев причинения вреда пациенту. Задача потерпевшего – доказать, что вред причинен неправомерными действиями\бездействием медицинского персонала. Т.е., как минимум, медицинская помощь была некачественной. И совсем уже не принципиальное значение имеет тот факт, что для пациента не наступили нежелательные, неблагоприятные последствия в отношении здоровья. Достаточно того, что ненадлежащего качества медицинская помощь привела к убыткам, повышенным затратам последнего на медикаменты, консультации, дополнительные исследования, упущенной выгоде и т.д. Физические страдания, которые испытывает больной при медицинских манипуляциях, вследствие болезненных проявлений заболевания, переживания, связанные с этим, всегда составляют ту необходимую меру ответственности для медицинской организации, которая именуется компенсация морального вреда. Разумеется, что степень возмещения вреда, причиненного пациенту, как правило, коррелирует с выраженностью неблагоприятных последствий, возникших у пациента вследствие некачественного лечения. Судьи, если смотреть на них не с точки зрения процессуального процесса, тоже люди и эмоции им совершенно не чужды. Как только человек, обличенный в мантию, осознает, что и с ним или его родными и близкими могут произойти при обращении за медицинской помощью подобного рода неприятности, да еще получает доказательства этого, да еще и знает, что медицинским работникам обычно удавалось уйти от ответственности, что творится у него в душе? Существуют некоторые особенности в ответственности медицинских организаций и медицинских работников по возмещению вреда, причиненного здоровью пациента вследствие преступления. При этом имеется в виду преступление, которое непосредственно связано с физическим вредом, вредом здоровью. В таких случаях наблюдается, если так можно выразиться двойная ответственность: 1) уголовная для непосредственных исполнителей – медицинского персонала виновного в правонарушении и наступлении последствий, сопровождающихся вредом здоровью для пациента и 2) гражданско-правовая для медицинской организации. Предполагается, что вред, причиненный жизни и здоровью пациента, что понимается в соответствии с действующим Уголовным Кодексом, как преступление, преследуется угрозой уголовного наказания в отношении лица, его причинившего. Этим лицом может быть только конкретный медицинский работник – врач, медицинская сестра. Вместе с уголовной ответственностью, которую несет конкретное физическое лицо, юридическое лицо – медицинская организация обязано возместить в полном объеме имущественный ущерб и компенсировать моральный вред пациенту вне зависимости от уголовной ответственности, которой подвергся непосредственный причинитель вреда. Таким образом, истец восстанавливает свои попранные преступлением права. Кстати, срок давности на обязательства вследствие возмещения #G0 вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, не распространяется (ГК РФ, ст. 208). Истец – пациент – потребитель медицинских услуг в случае причинения вреда его здоровью или жизни (тогда уже его родственники) в результате действий ненадлежащего характера со стороны медицинских работников имеет право выбора способов возмещения причиненного ему вреда. Это может быть:
На данный способ возмещения вреда медицинским работникам стоит обратить пристальное внимание, не смотря на то, что он подлежит, скорее, рассмотрению при возникновении уголовной ответственности. Дело в том, что медицинские работники, десятилетиями развращенные безответственностью за свои действия практически во всех случаях при предъявлении исковых требований со стороны пациентов, не подвергая анализу сущность и последствия этих требований, что называется с порога, отвергают их. Уголовный Кодекс РФ в ст. 61 и 75 говорит о том, что если #G0лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от ответственности при #G0возмещении причиненного ущерба или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления. Этот способ получил широкое применение на практике.[158] К формам добровольного возмещения вреда относится следующие: a) Внесение денежных сумм на депозитный счет суда, который будет рассматривать дело; b) Вручение денег потерпевшему под расписку или на его расчетный счет. Понятно, во избежание недоразумений, рекомендуется приглашение свидетелей совершения сделки, хотя процессуально этот момент не нашел своего отражения в законодательстве. На этот свет процессуалистами высказываются различные точки зрения.[159], [160] В настоящее время основным способом возмещения причиненного преступлением вреда остается гражданский иск. Однако, имеются достаточно существенные различия гражданского иска в уголовном и гражданских процессах.6 o В уголовном процессе преступник может быть не установлен, поэтому гражданский истец не обязан указывать ответчика в исковом заявлении; o В гражданском процессе каждая из сторон сама должна доказать наличие фактов, которые положены в основу иска (ГПК РФ, ч. 1 ст. 50). В уголовном процессе обязанность устанавливать размер вреда, выявлять лиц, несущих за него ответственность, возложена на орган дознания, следователя, прокурора, суд, а не на гражданского истца. При кажущихся на первый взгляд преимуществах в использовании государственных органов для получения доказательной базы исковых требований, истцу следует поразмышлять над тем, смогут ли эти органы проявить ту степень активности, на которую он вправе рассчитывать. Итак, в любом случае причинения вреда, в том числе преступлением, медицинская организация несет имущественную обязанность по его возмещению. В этой связи, казалось бы, медицинский персонал, может чувствовать себя уверенно и спокойно – ответственность возлагается, кроме случаев причинения вреда здоровью преступными действиями\бездействием, на организацию. Ну, наложит главный врач в последующем дисциплинарное взыскание на провинившегося товарища(щей). На самом деле, успокаиваться медицинским работникам, причинившим вред пациенту, который был возмещен медицинской организацией, уж совсем полностью не следует. Лицо (медицинская организация), совершившая платеж другому лицу (потерпевшему), может предъявить к третьему лицу (медицинскому работнику), по вине которого был совершен платеж, #G0#M12291 820002270обратное требование#S о возврате денежной суммы, которая была уплачена третьему лицу по вине. Другой вопрос, который не соответствует интересам юридического лица, так по общепринятому правилу, работник, виновный в причинении вреда, несет ответственность, как правило, определенной частью заработка, которая не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.[161] #G0За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, рабочие и служащие, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере #G0 не более одной трети своего среднего месячного заработка, за исключением тех случаев, для которых актами законодательства установлены иные пределы материальной ответственности. #G0Судебному рассмотрению подлежат иски администрации предприятия, учреждения, организации к рабочим и служащим, а также иски вышестоящих в порядке подчиненности органов к руководителям предприятий, учреждений, организаций и их заместителям о возмещении прямого действительного ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка.[162] #G0 Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию, учреждению, организации. Законодательство предусматривает повышенную материальную ответственность #G0рабочих и служащих ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации, когда ущерб причинен действиями работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке (вред жизни и здоровью пациента).9 #G0Если в процессе трудовой деятельности работник причинил ущерб третьим лицам и этот ущерб согласно действующему законодательству возмещен предприятием, учреждением, организаций, то по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию, учреждению, организации в пределах, предусмотренных законом. Право регрессного требования к работнику возникает со времени выплаты предприятием, учреждением, организацией сумм третьему лицу, и с этого же времени исчисляется срок на предъявление регрессного иска. Подлежащий возмещению ущерб по регрессному требованию предприятия, учреждения, организации определяется на общих основаниях, т.е. в ограниченном или полном размере причиненного работником ущерба.10 Стоит обратить внимание, как медицинских работников, так и руководителей медицинских организаций на недопустимость незаконного удержания денежных средств из заработной платы. Кроме того, подлежит удовлетворению требование работника о возврате излишне выплаченной в возмещение ущерба суммы, если работник добровольно возместил ущерб, но в большем размере, чем это предусмотрено законом (в ред. постановления Пленума № 12 от 1 декабря 1983 г.). Подводя итоги гражданско-правовой ответственности медицинских организаций и медицинских работников, думается, есть необходимость акцентировать внимание на процессуальных особенностях ответственности коммерческих медицинских организаций, руководители которых в силу сложившегося у медицинской общественности менталитета подвержены влиянию двух полярных мнений. Первое. Распространенное в среде медицинских организаций с частной формой собственности заблуждение, о том, что не все законодательные акты применимы к регулированию частной сферы здравоохранения. Подчас можно услышать их удивленные вопросы о том, на каком основании в их повседневную деятельность вмешиваются органы управления государственным здравоохранением различного уровня подчиненности? Здесь уместно напомнить, что Основы в ст. 3[163] прямо указывают, что регулирование отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан подпадает под их действие. А ст. 4 Основ вносит уточнения о том, правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения находится в компетенции Российской Федерации. Кроме всего прочего, на оборотной стороне любой лицензии, которую получают медицинские предприятия, в обязательном порядке установлены требования об исполнении распоряжений государственных органов управления здравоохранения и лицензионной комиссии в частности. Отсюда, следует, что, допустим, требования Федерального Фонда обязательного медицинского страхования к государственным и муниципальным медицинским учреждениям в части проведения государственной политики государства по медицинскому страхованию, например, в вопросах определения критериев некачественной медицинской помощи, являются документами прямого действия и к коммерческим медицинским организациям. Второе. Так же, как их коллеги, работающие в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, руководители медицинских организаций с частной формой собственности, склонны не принимать претензии от пациентов в отношении качества оказываемых ими медицинской помощи. Законодатель, тем не менее, предусмотрел вполне совершенную защиту прав потребителей и медицинских услуг, в том числе. Так, последствия при ненадлежащем качестве медицинской помощи, которые наступают для государственного ЛПУ лишь при оказании платных медицинских услуг, для коммерческой медицинской организации являются облигатными. На практике это приводит к востребованности вступления в действие ст. 18 закона «О защите прав потребителей».2 Она гласит: «#G0 Потребитель …вправе по своему выбору потребовать: Ø безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; Ø соразмерного уменьшения покупной цены; Ø замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); Ø замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; Ø расторжения договора купли-продажи. При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя. #G0При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Т.е. медицинская экспертиза, а судьи хорошо знают положения ст. 18, оплачивается причинителем вреда. Кроме того, потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Медицинская экспертиза – стоит денег. #G0За нарушение предусмотренных статьями 20 (устранение недостатков товара изготовителем), 21 (замена товара ненадлежащего качества) и 22 (сроки удовлетворения отдельных требований потребителя) настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона. Более того, медицинские организации, заключая с потребителями своих услуг договора, часто не указывают сроки выполнения своих услуг. Частично, подчеркиваем частично, они правы – медицинская деятельность, исход заболевания прогнозировать достаточно сложно, но… (ссылка на ориентировочные сроки продолжительности заболеваний). И, последнее. Для того, чтобы стимулировать производителя услуг (медицинские коммерческие организации) на досудебное удовлетворение претензий потребителей (медицинских услуг) законодатель предусмотрел #G0следующую новациюследующую новацию: при удовлетворении судом требований потребителя, установленных настоящим Законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (ст. 13). Весь вышеизложенный материал, касающийся ответственности медицинских организаций и работников преследует одну цель: обратить внимание и производителей и потребителей медицинских услуг к вопросам правового регулирования взаимоотношений. Существование проблемы между двумя сторонами единого процесса очевидны. Медико-юридические вопросы можно не замечать, делать вид, что они не существуют. Ситуация от этого не изменится, не приблизится к разрешению. Медицинская общественность вольно или невольно обязана осознать: времена безответственности безвозвратно ушли в прошлое. До бесконечности можно сетовать о том, что пациенты желают «заработать» на медиках, прятаться от ответственности, прикрываясь высокими целями, присущих идеалам гуманизма, основам медицинской науки. Наше общество несовершенное и не сформировавшееся, как цивилизованное общество медленно, очень медленно, но идет к идеалам, которые в большей или меньшей степени соответствуют общепризнанным. Чуть позже или чуть раньше и государство, и чиновники от медицины, рядовые медицинские работники признают примат права человека не только на достойную жизнь, но и право человека на здоровье, на получение безопасной, оптимальной, вызывающей чувство удовлетворенности у пациента медицинской помощи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимоотношения пациентов – потребителей медицинских услуг и медицинских работников – сложная, деликатная тема, в одинаковой мере не безразличная обеим сторонам. Сейчас ситуацию между производителями медицинских услуг и их потребителями можно сравнить, как «ни мира, ни войны». Заинтересованные стороны внимательно наблюдают друг за другом, оценивают достоинства и слабости друг друга. И врачи, и пациенты понимают, что проблема взаимоотношений должна решаться в пределах правового регулирования, цивилизованными способами. Однако общее стратегическое осознание стоящей проблемы не всегда с обязательной необходимостью ведет к законодательному разрешению конкретных вопросов. Казалось бы, медицинская общественность Санкт-Петербурга, находясь на передовых правовых позициях в области профессиональной деятельности во всей Российской Федерации будет и в дальнейшем руководствоваться если не интересами пациента, то, по крайней мере, буквой закона. К сожалению, как прямо было сказано одним главным врачом ЛПУ автору, на одном из своих совещаний главных врачей города обсуждался вопрос о предоставлении копий медицинских документов по требованию пациентов. Увы, правильно понимая требования ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» о неотъемлемом праве пациентов иметь полную информацию о состоянии своего здоровья, высокое собрание приняло прямо противоположное решение – копии медицинских документов не выдавать. Более интересное решение высказал главный врач одного из городских родильных домов. При обращении пациентов с требованием выдачи копий медицинских документов ему вначале решительно в этом отказывают. И только после того, как главный врач убеждается в том, что пациент настроен серьезно, оформил свое заявление должным образом (зарегистрировал) пациенту выдаются заверенные копии документов. По признаниям главных врачей, действуя подобным образом, часто удается лишить желания даже достаточно настойчивых пациентов реализовать свое первоначальное желание. Каким же должен быть примерный алгоритм действий пациента при подозрении на то, что ему причинен вред, т.е. оказана ненадлежащего качества медицинская помощь? В обычных условиях пациенты обращаются в две инстанции – комитет по здравоохранению, реже прокуратуру. Результат практически всегда один – ответ дает специалист комитета по здравоохранению, так как в прокуратуре нет медицинских специалистов. Естественно, что заключение специалиста комитета в итоге сводится к тому, что «… имеющиеся недостатки не повлияли на исход заболевания». Т.е. задачей специалиста, проводящего ведомственную экспертизу качества медицинской помощи, является демонстрация неспециалистам того, что отдельные недостатки, как правило, в оформлении медицинской карты, истории болезни имеются. При этом специалист, выражаясь фигурально, должен подумать о прикрытии не только коллег, но и своем собственном. Таким образом, специалист – эксперт, вынужден поработать с фактурой серьезно. Ведь задача непростая: мягко и поверхностно проскользнуть мимо серьезных нарушений, допущенных коллегами, имея при этом в виду, что просто отмахнуться от них нежелательно. Тем не менее, редко в каком-либо заключении, в том числе в системе ведомственного контроля, не указывается на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи. Даже, на первый взгляд, малозначительные выявленные недостатки, являются серьезными аргументами в руках пациентов. Таким образом, можно составить ориентировочный алгоритм (порядок и последовательность действий) пациентов в случае отсутствия важнейшей функции медицинской услуги – ее способности удовлетворять потребности потребителя. 1) При подозрении на некачественность медицинской помощи, обычно нет оснований, обращаться в так называемые компетентные органы – милицию, прокуратуру. Вначале предъявляются претензии (заявление в обязательно письменном виде, в двух экземплярах, регистрируется) главному врачу медицинской организации. В заявлении кратко излагается суть вопроса и просьба разобрать случай клинико-экспертной комиссией. Протокол и заключение КЭК выслать по указанному адресу или выдать на руки заявителю. 2) В случае отказа выдачи заключения КЭК, игнорировании законных требований можно обращаться: a. Прокуратуру с заявлением о нарушении прав пациента в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» и приложением копии поданного
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.017 с.) |