VII. Разнообразие домашних музеев, работа с учебником 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Разнообразие домашних музеев, работа с учебником



Откройте учебник на с. 108-109, прочитайте текст. Прочи­тайте задания на с. 109 учебника. Сегодня отдельные задания вы будете выполнять на уроке.

Мы хотим с прекрасным встречи,

Будь то утро или вечер.

Соберем подруг, друзей

И пойдем в большой музей!

И. Агапова

Хочу рассказать вам немного подробнее об истории возник­новения Третьяковской галереи. Павел Михайлович Третьяков происходил из семьи потомственных московских купцов. В ро­дительском доме детей окружала довольно простая обстановка. Но было очень много книг. Именно они стали самой ранней привязанностью Павла. Взрослея, он все больше интересовал­ся искусством. Он полюбил живопись, стал посещать выставки и мастерские художников и покупать понравившиеся картины. В 1851 г. Третьяковы приобрели просторный дом в Лаврушинском переулке, именно этому старинному особняку суждено было стать знаменитой галереей. В этом доме все стены сверху донизу были увешаны картинами, а крышу сделали стеклянной для лучшего освещения. Такие дома для картин называются галереями. Эту галерею Павел Михайлович подарил своему родному городу Мо­скве. Как вы уже знаете, в память о нем - главном московском собирателе картин - галерею на шали Третьяковской. Третьяков­ская галерея - один из самых замечательных музеев мира. Он ин­тересен тем, что в нем большинство картин вы полнено русскими художниками.

Знаменитый Третьяков в детстве начинал свои познания в живописи с того, что собирал открытки, простенькие рисун­ки-лубки. Кто знает, может быть, услышав эту историю, вы тоже увлечетесь собиранием картин - сначала, конечно, открыток или репродукций.

Такие репродукции часто печатают в журналах, поэтому после того, как журнал прочитан, его не надо выбрасывать. Вырежьте репродукцию и аккуратно уберите в специальную папочку. По­том, долгими зимними вечерами, эти картины так интересно рас­сматривать! А еще интереснее — пофантазировать: что за человек здесь нарисован, кем он работает, есть ли у него семья и дети, что происходило на этой картине за минуту до того, как ее нарисовал художник, и что произойдет часом позже.

VIII. Задание для самостоятельного выполнения

Сегодня вы будете рисовать на тему «Мой музей». Вообразите, что вы - художник музея.

- Какова будет главная тема вашего музея?

- Что в вашем музее будет выставлено для обозрения посети­телям?

- Как вы разместите экспонаты в вашем музее?

Вы можете сначала сделать эскиз будущего рисунка в тетрадях. После того как эскиз будет готов, можно делать рисунок в аль­боме.

IX. Физкультминутка

Чтобы ваши руки немного отдохнули, выполним веселое уп­ражнение.

(Педагог читает потешку «Солим капусту» с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним по­вторяют школьники. Автор стихов - Т. Ткаченко с добавлениями М. Давыдовой.)

Мы капусту рубим,

Рубим, рубим, рубим.

(Выполняют поочередные взмахи выпрямленными кистями рук вверх и вниз.)

Мы капусту трем,

Трем, трем, трем.

(Трут кулачками рук друг о друга.)

Мы капусту солим,

Солим, солим, солим.

(Потирают пальцами, собранными в щепотку.)

Мы капусту, жмем,

Жмем, жмем, жмем. (Энергично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их обратно.)

Пе-ре-ме-ши-ва ем!

(Имитируют движения больших ложек.)

В бочки плотно набиваем

(Кладут одну ладошку поверх другой и как бы

уминают капусту, сгибая и разгибая локти.)

И в подвалы выставляем.

(Вытянутыми вперед руками катят бочку.)

Ох, и вкусная капуста!

(Ладонями поглаживают по животу.)

X. Самостоятельная работа

(Школьники продолжают и завершают самостоятельную ра­боту.)

XI. Рефлексия

— Что такое музей?

— Какой музей называется краеведческим?

— Почему краеведческих музеев создано больше всего?

— О чем ребята узнают, побывав в краеведческом музее?

— Какой музей создали бы вы?

— Какие музеи нашей страны вы знаете?

— Картины каких художников в них выставлены?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании музея?

— Что такое оригинал картины?

— Как называется картина, скопированная с оригинала? А теперь сочиним синквейн на тему «Музей».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите карандаши, краски или фло­мастеры. Прошу к следующему уроку выполнить такое задание: поговорите с вашими близкими — пусть они расскажут, в каких музеях им проходилось бывать и что они там видели.

Урок 2 8. Картина - особый мир. Картина-пейзаж

Цели: повторить знании о крупнейших музеях; знакомство с жанром «пейзаж»; поиск композиции пейзажа; решение коло­ристических задач, повторить термин «колорит»; познакомить с терминами «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».

Вид деятельности: рисование пейзажа.

Планируемые результаты: школьники научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников; научатся рисовать пейзаж.

Оборудование: репродукции пейзажей разных видов, принад­лежности для рисования.

Ключевые слова и понятия: жанр, шедевр, интенсивность, теплота.

Примечание. Для пояснения темы «Пейзаж» можно подгото­вить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- О чем вы узнали на прошлом уроке?

- Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете?

- Картины каких художников в них можно увидеть?

- Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях?

- Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?

- Что такое оригинал?

- Что такое репродукция?

- Что находится в музеях - оригиналы картин или их репро­дукции?

Давайте вспомним, о каких музеях шла речь на прошлом уро­ке. Откройте учебник на с. 112-113, прочитайте текст и рассмо­трите фотографии.

Повторите названия самых знаменитых музеев.

III. Беседа по теме урока

- Как называется человек, который рисует картины? (Художник.)

- Что может быть изображено на картинах художников? Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте ее. В конце стихотворения скажите все вместе хором, что нарисовал художник. Взял ты кисти и тетрадь,

Начинаешь рисовать.

Лес, березу, подорожник —

Нарисует все художник.

Море, луг и виноград,

И фруктовый школьный сад.

Или маму за столом,

Или свой родимый дом,

Или в сказке Буратино.

И получится... (картина).

М. Давыдова

Но вы сами сказали, что на картинах могут быть нарисованы самые разные изображения. На одних картинах нарисованы дере­вья и речка, на других — красавица или полководец, а на третьих -вообще ваза с ананасом. Такие картины и называются по-разному. Все картины в зависимости от того, что на них изображено, под­разделяются на особые направления - жанры.

Сегодня вы начнете знакомство с разными жанрами изобра­зительного искусства.

IV. Работа а тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картина-пей­заж». Запишите также определение слова «жанры».

Жанры - это особые направления в изобразительном искус­стве, они зависят от того, что изображено на картине. Иначе го­воря, жанр — это тема картины, на которую она создана, ее сюжет.

Посмотрите на знакомые вам картины, расскажите, что на них изображено, что является их темой, сюжетом.

(Демонстрация репродукций известных картин, которые школьники обсуждают.)

Сегодня урок будет посвящен картинам с изображениями раз­ных видов природы.

Познакомьтесь с первым жанром изобразительного искусства, который называется «пейзаж». Запишите определение пейзажа.

Пейзаж - это изображение на картине природы.

Пейзажем называется картина, которая изображает при­родные ландшафты — лес, поле, деревья, речку, озеро. Бывают и городские пейзажи, на которых нарисованы городские дома, фонтаны, скверы и парки. Бывают пейзажи фантастические, где нарисована природа невиданных стран или планет, скажем, мар­сианские пейзажи.

А на немецкий язык слово «пейзаж» переводится словом «ландшафт». Повторите его. Этот термин тоже часто используется при описании пейзажных картин.

В разговорах о картинах, сделанных известными художника­ми, будет часто встречаться слово «шедевр». Повторите его все вместе. Запишите, что означает это слово.

Шедевр — художественное произведение, которое стало выс­шим достижением художника.

Откройте учебник на с. 116, там размещена репродукция кар­тины художника А. Саврасова «Грачи прилетели». Это настоящий шедевр. Потому что никто до этого художника не мог так точно, так трогательно передать первое дыхание весны. Вероятнее всего, на картине изображен март. Кругом еще лежит снег, но уже появились первые перелетные птицы, и от этого в душах людей возникает надежда на жизнь, на будущее. В нижней части картины еще наполовину бело, а наполовину раскрылась черная земля, еще сумрачно, тяжело. Валяются обломанные с берез ветки, остав­шиеся с зимы. Зато вверху, кажется, мы слышим веселые крики грачей, которые прилетели на свою родину и принимаются вить гнезда. И ветви берез - живые, не обломанные — раздвигают небо, где уже видна природная синева. Вот за это - изображение радо­сти жизни, утешение, вселение надежды - мы и любим картины великих художников, которые оставили в дар всему человечеству свои шедевры.

- Что такое шедевр?

V. Пояснение темы урока

Откройте учебник на с. 114-117, рассмотрите репродукции картин, прочитайте текст. Здесь есть шедевры, оригиналы ко­торых находятся в Третьяковской галерее. И вы, ребята, сейчас познакомитесь с репродукциями картин, которые уже несколько веков не перестают пленять зрителей.

(Демонстрация репродукций известных пейзажей.)

— Что объединяет все эти картины? (На них изображена при­рода.)

- Как называются картины, на которых изображена природа?

- Какая из картин вам понравилась больше остальных и по­чему?

Давайте познакомимся с тем, как может выглядеть самый простой пейзаж. Вот у меня в руках две полоски разных цветов -синяя и коричневая. Я совмещаю эти две полоски, прикладываю их друг к другу длинной стороной. Можно себе представить, что перед вами - пейзаж, где его верхняя часть обозначена синей по­лоской, а нижняя - коричневой.

— Что может передавать такой элементарный пейзаж? (Небо и землю.)

Как еще можно скомпоновать пейзаж всего с помощью двух красок? (Голубая и синяянебо и море; голубая и белая — небо и снег; голубая и зеленаянебо и луг; голубая и желтаянебо и солнце; голубая и фиолетоваянебо и туча.)

Вот, оказывается, как мало красок надо для создания самого простейшего пейзажа. Но вы, конечно же, постарайтесь в работе использовать более богатую гамму цветов. Так рисунок получится значительно интереснее и выразительнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.111 (0.018 с.)