Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Разбор пластилиновой детали

Поиск

Посмотрите на рисунок с изображением старинной кресть­янской избы.

- Каких персонажей русских народных сказок вы знаете?

— У кого была костяная нога и ступа? Верно, это Баба-яга. Про нее есть загадка.

В облаках, не по земле, Летит баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая?

— В каких сказках встречается Баба-яга? («Василиса Прекрас­ная», «Царевна-лягушка», «ФинистЯсный сокол».)

Какой у нее характер? (Она могла быть доброй, моглазлой, в одних сказках она герою помогала, в другихвредила.)

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфиль­мах смешную Бабу-ягу? Вот, например, в мультфильме «Летучий корабль» есть не одна, а целая многоэтажная избушка, в которой живут веселые лесные старушки. Они даже называются смешно — Бабки-ёжки. И поют они забавные частушки под гармошку, в ко­торых вспоминают своих знакомых — лешего, черта, сказочника.

- А где жила эта обитательница сказок? Ведь у нее был со­вершенно необычный домик. Как он назывался и как вы­глядел? (Избушка на курьих ножках, которая могла повора­чиваться вокруг своей оси.) Давайте на минуту закроем глаза и представим себе, будто мы попали в тёмный дремучий лес. Шли мы, шли и вышли на поляну, на которой увидели домик — избушку на курьих ножках. Хотели мы подойти к этому домику да побоялись — и правильно сдела­ли. Выскочила из него Баба-яга, забралась в свою ступу и взмыла в небо. Помните, как об этом говорится в народных сказках: «Ба­ба-яга в ступе летит, помелом след заметает».

А мы с вами остались около ее удивительного домика. Подой­дем поближе, рассмотрим его и ответим на несколько вопросов.

— Из каких материалов могла быть возведена такая избушка на курьих ножках? (Из деревянных бревен, спиленных деревьев.)

Вот такую избушку попытайтесь изобразить в технике пла­стилиновой лепки. Ранее вам уже приходилось работать с пла­стилином. Игрушки, вылепленные из него, были объемные, это и нужно для вашей театральной декорации.

Но перед началом работы давайте разберем внешний вид раз­ных частей избушки Бабы-яги. Ведь ее домик очень напомина­ет обычную крестьянскую избу. Строили такую избу из дерева, точнее сказать, из бревен. Для этого дерево спиливалось, с него обрубались ветви и из целых стволов возводились такие жилища.

Но посмотрите, бревна, из которых строили избу, расположе­ны в разных ее местах неодинаково. Давайте разберем детально их расположение. Вот, например, на передней стене избушки бревна положены одно на другое.

— Если изобразить такое расположение из пластилина, то ка­кие детали мы должны будем вылепить? (Тонкие колбаски.)

На углах бревна повернуты к нам боковой стороной.

— Какими деталями можно передать их внешний вид в лепке? (Приплюснутыми кружками.)

— Какой формы крыша домика? (По своей форме эта деталь напоминает треугольник.)

Чем покрыта крыша домика? (Соломой.)

А как можно передать внешний облик соломенной крыши? (Целым кусочком пластилина в форме треугольника, на кото­рый нанесены полоски-штрихи.)

— Каким специальным предметом, предназначенным для леп­ки, наносятся такие штрихи? (Стеком.)

Что такое стек? (Это деревянная палочка, заостренная с одно­го конца специально для нанесения на поверхность пластилина нужных штрихов и полосок.)

Теперь обратим внимание на окна домика. Они прикрыты с боков специальными заслонками, которые называются ставнями.

- Из чего они выполнены? (Из цельных досок.)

Значит, и наши пластилиновые ставни будут выполнены из цельных прямоугольных кусочков пластилина.

- Какие-то еще детали на этих ставнях имеются? (Ставни украшены узорами, на них нарисованы цветы.)

- Эти узоры и цветы лучше выполнить с помощью стека или как-нибудь иначе? (Лучше эти украшения сделать с помощью специально вылепленных пластилиновых деталей, потому что от стека остаются узкие полоски, которые не будут замет­ны на ставнях так, как накладной рисунок.)

Видите, как много деталей предстоит нам выполнить из пла­стилина, познакомиться с формами разных деталей поделки — пластилиновых полосок, кругов, прямоугольников.

На Руси было принято украшать избы. Для росписи ставен использовали природные компоненты: рисовали грибы, листья, истки рябины. Вы тоже все это можете использовать при изготов­лении избушки. Конечно, все эти украшения будут стилизованы мод настоящие, только похожие, условные, упрощенные, но все равно — узнаваемые.

- Какая еще деталь есть на крыше домика? (Труба, сделанная из кирпичей.)

Для их изображения надо будет нанести стеком на цельный прямоугольный кусочек пластилина нужные черточки. Но все детали, о которых мы с вами говорили, были у настоящей кре­стьянской избы, в которой жили люди.

- А что необычного, волшебного было в домике сказочной Бабы-яги? (Курья ножка, на которой стоит избушка.)

Верно. Вот эту ножку тоже надо будет выполнить из пластили­на. Она состоит из основы, которая подпирает избу снизу, и трех пальцев с коготками, расходящихся в разные стороны. Для изо­бражения коготков край каждого пальца надо немного вытянуть и заострить.

V. Практическое выполнение работы

Теперь, когда мы разобрались с деталями будущей лепки, можно приниматься за дело. основная часть из­бушки. Крышу ей можно сделать зеленой, словно она крыта травой или соломой. На крыше не забудьте сделать трубу, через которую вылетает на своей метле Баба-яга. Для трубы можно взять пластилин красного или оранжевого цвета, чтобы создалось впечатление, что труба сделана из кирпичей. А курья ножка пусть будет желтой. Начать вылеплять избушку Бабы-яги следует с крупной ча­сти — ее основы.

Когда вы выложите вытянутыми деталями стены домика, можно заняться оформлением боковых деталей — круглых.

Старайтесь выполнять круглые детали так, чтобы по своим размерам они соответствовали ширине деталей-бревен.

Каждая стена избушки должен иметь форму квадрата. Про­следите, чтобы его длина и ширина были примерно одинаковыми.

VI. Художественное оформление поделки

Заключительный момент изготовления лепки пластилиновой части декорации - украшение избушки. Подумайте над деталями для оформления ставен домика. Что вы на них изобразите - цве­ты, листья, ягоды рябины? Какие для этого понадобятся расцвет­ки пластилина - решите и подберите сами.

(Школьники проводят оформление вылепленной детали.)

VII. Физкультминутка

Повторение упражнений «Клен» и «Лесорубы».

VIII. Завершение работы

(Школьники завершают работу.)

Изготовление макетов декораций — авторская работа. Каждая такая модель существует в единственном экземпляре. Поэтому и ваши работы надо подписать, чтобы узнать, кто их автор. Возь­мите по кусочку бумаги, напишите на них красиво следующий текст. На первой строчке - имя и фамилию. На второй строчке: «Декорация к постановке». Далее - название пьесы, для которой вы создавали вашу работу. Если вы делали декорацию по книж­ке известного писателя, то можно так и подписать: «по книге», далее — фамилия писателя и название книги. А если вы делали декорацию по сюжету народной сказки, то можно дописать так: «по сказке» и далее — название самой сказки.

(Школьники подписывают работы.)

Так при первом же взгляде на макет декорации станет ясно, кто ее изготовил.

IX. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроках о мире театра?

— Какими бывают профессии художников в театре?

— Какими бывают декорации в театре?

— Какие материалы вы использовали для создания своей работы?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании театральной декорации?

Как вы сами можете использовать выполненную вами декорацию? Конечно, с ее помощью можно играть в постановку театральных спектаклей. Ведь вы сделали свой собственный ма­ленький домашний театр - «театр на столе». И с помощью этого театра попробуйте дома показать представления своим близким - мамам, папам, бабушкам и дедушкам, младшим братьям и сест­рам. А если к вам придут гости, то устройте для них маленький театральный праздник.

- Вам понравилось быть театральными художниками?

В конце этой четверти мы устроим выставку ваших театральных работ, так что отнеситесь к своим декорациям бережно, хра­ните их аккуратно, чтобы они не потеряли своего внешнего вида.

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)

X. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свои рабочие места, вытрите руки о тря­почки, а когда придете домой, то непременно вымойте их теплой модой с мылом и потрите мягкой щеткой, чтобы смыть остатки пластилина.

На следующем уроке вы продолжите свое знакомство с миром театра. Только это будет другой вид театра — кукольный. На следующем занятии вам придется мастерить основу кукол из тка­ни, так что принесите все принадлежности для работы: большой текут ткани, цветной или даже узорчатый, ножницы, иголку и нитки, декоративные детали — обрезки тканей, тесьмы, кружев, пуговицы для оформления. Для выкройки кукольной перчатки принесите простой лист газеты. Еще вам понадобится кусочек мела.

Урок 2 О. Театр кукол

Цели: познакомить с миром и образами кукольного театра; научить изготовлению кукольных персонажей в разной техни­ке (кукла би-ба-бо, бумажная кукла); познакомить с понятиями «кукловождение», «утрированность».

Вид деятельности: работа с тканью - шитье, разные приемы и изготовления детали из материи.

Планируемые результаты: школьники узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России; познакомятся с техникой шитья из ткани; приобретут штыки работы с иглой и нитками.

Оборудование: образцы кукол из разных видов кукольных теа­тров или их фотографии, ткань, ножницы, нитки, иголка, мелок, бумажная выкройка-шаблон.

Ключевые слова и понятия: кукольный театр, виды кукольного театра, кукла би-ба-бо, кукловод.

Примечание. Педагог заранее вырезает из бумаги выкройки-шаблоны для демонстрации классу контуров тканевой основы куклы би-ба-бо. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

Сегодня вы продолжите ваше знакомство с миром театра.

- Какие виды театров вы знаете? {Драматический, музыкаль­ный, детский, кукольный.)

И каждый вид театра еще имеет несколько разных направле­ний, например, только кукольный театр бывает ручным, теневым. А куклы изготавливают из самых различных материалов.

В I четверти вы учились выполнять кукол из пластилина.

- Из каких еще материалов можно делать кукол? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Кукол можно делать не только из пластилина, такни, бумаги, пластмассы, дерева и металла, но также из конфетных оберток и пробок, крышек от бутылок и разнообразных коробочек, из боль­шого числа природных материалов - шишек, веточек, желудей.

Теперь мы попробуем заняться изготовлением одних из самых популярных видов кукол - таких кукол, которые умеют двигаться. Это куклы из кукольного театра.

III. Беседа по теме урока

Знаете ли вы, из чего делают кукол для кукольного театра? (Демонстрация кукол, выполненных в разной технике, или презентация.)

- Какие материалы были использованы при изготовлении этих кукол?

- Кому из вас приходилось видеть кукольный театр? (Ответы школьников.)

Искусство кукольного театра зародилось в мире очень дав­но. На Руси с самых древних времен ходили мастера, которые сами изготавливали кукол, сами сочиняли для них пьески и сами ними выступали. Они показывали представления па ярмарках, и специальных праздничных балаганах в дни народных гуляний и увеселений.

- Знаете ли вы, какой кукольный персонаж на Руси был са­мым популярным? (Петрушка.)

В гости к вам пришел Петрушка —

Всем известная игрушка,

Он речист, голосист,

Замечательный артист.

Этот артист всегда с радостью встречался зрителями, всех смешил, всех разыгрывал, и его выступления сопровождались аплодисментами.

У русского Петрушки есть много родственников в других странах, у них даже имена похожи. В Италии такого народного персонажа зовут Пульчинелла, во Франции - Полишинель, в Англии - Панч. Но только у нашего дорогого Петрушки есть полные фамилия, имя и отчество. Полностью его зовут Петр Иванович Уксусов. Видите, с каким уважением относился наш народ к своему любимому герою кукольного театра.

Существует достаточно много видов кукольного театра в мире. Вы уже знаете, что в Москве есть Государственный Академический Центральный театр кукол, созданный знаменитым куколь­ником Сергеем Образцовым, а в нем есть музей кукол, которые выступали во всех театрах мира. Это теневые куклы, которые Пыли популярны во Франции; куклы на тростях, которые при­шли из Индии и Китая; куклы-марионетки, управляют которыми с помощью привязанных к ним ниточек. Но, конечно, самыми популярными были и остаются куклы, сделанные на основе пер­чатки, как Петрушка. Итак, основой Петрушки является перчатка, надетая на руку. На нее, в свою очередь, надевается голова куклы, которую можно выполнить из разных материалов. Такой вид куклы носит еще одно, смешное название - кукла би-ба-бо.

IV. Работа в тетради

Изготовлением перчатки для куклы би-ба-бо вы займетесь на сегодняшнем уроке. Запишите в тетрадях тему двух ближайших уроков: «Театр кукол». Далее - тему сегодняшнего урока: «Создание перчатки для куклы би-ба-бо».

Это достаточно трудная работа, поэтому разделим ее на несколько этапов.

I Приготовить выкройку перчатки из бумаги.

2. Перевести выкройку на ткань.

3. Выкроить две детали перчатки и сшить ее.

Чтобы сделать выкройку перчатки, вы сначала изготовите ее бумажный шаблон из листа газеты, обведя собственную ладошку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.009 с.)