III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония»



Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пла­стилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза.

— Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.)

Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по ка­ким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплек­та, почему их нельзя спутать с другими сервизами.

- Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.)

Сервизы могут объединяться формой ручек, подставками под предметы. Бывают даже сервизы, где все предметы стоят на столе не донышками, а специально сделанными лапками-подставками в виде маленьких ножек.

- Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни рас­крашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.)

Форма посуды согласована с оформлением. Если чашеч­ки сервиза напоминают цветы с волнистыми краями, то и в его оформлении присутствуют цветочные детали. Такая согласован­ность формы посуды и ее декоративных украшений называется словом «гармония». Запомните, слово «гармония» означает «со­гласованность», «согласие». Когда какие-то предметы хорошо подходят друг к другу, то про них можно сказать, что они друг с другом гармонируют.

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему урока: «Посуда у тебя дома». Запишите также определение слова «гармония».

Гармония — это согласованность, согласие разных компонен­тов в едином стиле.

В сервиз входит достаточно много видов разной посуды. По­вторите предметы, которые входят в чайный сервиз. (Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.)

— Как вы думаете, является ли чайная ложка предметом чай­ного сервиза? Ведь она тоже часто используется во время чаепития. (Если такая ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.)

Но бывают ложки, изготовленные из того же материала, что и все остальные предметы сервиза, например, из фарфора. Да еще ее и расписывают, как все остальные предметы, тем же узором. Тогда такую ложку можно считать частью сервиза.

V. Изготовление формового задела. Подготовка к практической работе

Вы уже убедились в том, как много предметов входит в состав чайного сервиза. Поэтому договоримся сначала сделать лишь не­сколько вещей. Зато в них вы должны сразу же четко обозначить две самых важных особенности — общую форму всех предметов, их цве­товое решение. А когда первые предметы будут вылеплены, то надо будет придумать и общие детали для их декоративного оформления.

Заданием на начало урока станет лепка самого крупного предмета — чайника и чашки с блюдцем. Обычно чашек в сер­визе бывает много - от 6 до 12. Но вы слепите сегодня образец, на который сами впоследствии будете равняться, изготавливая псе остальные чашки.

Первая задача - выбор формы изделий. При этом можно ру­ководствоваться образцами, представленными в учебнике. А еще лучше, если вы придумаете свою форму для сервиза. Подумайте и решите этот вопрос каждый самостоятельно.

Все предметы придется лепить из пластилина одного цвета. Поэтому посмотрите на ваши запасы и определите, пластилина какого цвета у вас больше всего. Хватит ли этого цвета для все­го сервиза? Если одного какого-то цвета мало, то вам придется лепить посуду, скомбинированную из двух цветов. Допустим, нижняя часть каждой вещи будет одного цвета, а верхняя - дру­гого. Важно, чтобы цвета сочетались между собой и находились и гармонии.

VI. Начало практической работы. «Чайная пара»

С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки.

- Как вы думаете, почему? (Ответы школьников.)

А потом уже вносят и расставляют на столе все остальные принадлежности для чаепития. Поэтому и нашу лепку мы начнем с изготовления чашки.

Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета. Возьмите кусочек пластилина, подходящий но объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку.

Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку мож­но поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. По­сле этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края. Какой будет ручка у вашей чашки? Подумайте, ведь ее мож­но сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза.

Будет ли у вашей чашки блюдечко? Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших ча­шек блюдца были. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепеш­ку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми.

Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Зна­чит, первую такую чайную пару вы уже изготовили. Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой по­делкой, а потом вернемся к чайной паре вновь.

VII. Продолжение практической работы

Вторая поделка из сервиза - командир всех блюдец и чашек, про него так и говорят — «над чашками начальник». Кто же это? Верно, это чайник.

По сравнению с чашкой этот предмет крупнее. Поэтому и пла­стилина для него потребуется больше. А технология изготовления чайника похожа на ту, которую вы уже освоили, выполняя чашку.

Сначала лепится его основная внешняя форма — круглая, ко­нусовидная или просто в виде цилиндра. Потом в форме делается углубление, и будущий чайник подравнивается с боков и сверху. Какие детали мы должны сделать для него? Первая деталь — это ручка. Обратите внимание на то, что она должна иметь сходство с ручкой чашки. А можно ее вылепить и интереснее, богаче укра­шенной. Ведь чайник - центр чайного стола, поэтому ему разреше­но выглядеть наряднее. Прикрепите ручку с одного бока чайника. Обратите внимание на то, что ручка не должна быть тонкой. Ведь она должна выдерживать вес чайника, за нее чайник поднимают.

Какие еще детали следует вылепить для чайника? Это носик и крышечка. Носик прикрепляется с противоположной стороны от ручки. Эта деталь тоже не должна получиться узкой, ведь под­разумевается, что через носик из чайника наливают чай.

Последняя деталь - крышка. Тот, кто делает сервиз из пластилина разных цветов, может выбрать для нее любой цвет. Крышку лепят из шарика, слегка приплюснув его в лепешечку. Завершить крышку надо сверху маленьким шариком.

После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получи­лись ли они похожими между собой по своей форме? На следую­щем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоратив­ных деталей оформления.

VIII. Физкультминутка

Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит празд­ничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный кра­сивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка.

(Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или пе­редвигаясь вперед маленькими шагами.)

1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом.

2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогну­тыми ладонями выпрямлены в стороны.

3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством.

IX. Понятие о колорите

Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «коло­рит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, ко­торыми пользуется художник.

- Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.)

Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.)

Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный.

Подумайте, какой колорит понадобится для оформления ва­шего сервиза.

X. Декоративное оформление

Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумай­те, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть ор­наменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.

Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.

При выполнении отделки можно воспользоваться специ­альными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пла­стилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавлива­ниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похо­жую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.

Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, за­тем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.

(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.013 с.)