Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 10. Парки, скверы, бульвары

Поиск

Цели; познакомить школьников с вариантами оформления го­родских зеленых зон; рассмотреть образцы ландшафтной архитектуры; научить составлять проекты детских парков; познакомить с понятием «садово-парковое искусство».

Вид деятельности: работа в смешанной технике — рисование, аппликация,

Планируемые результаты: школьники получат представление о назначении зеленых зон в городах; узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране; создадут парковые проекты.

Оборудование: фотографии с образцами парковой архитектуры разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, цветная бумага, ножницы; клей.

Ключевые слова и понятия: парки, скверы, заслоняемость, са­дово-парковое искусство.

Примечание. Для пояснения темы «Садово-парковое искус­ство» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

— Какое задание вы выполняли?

— Что еще, кроме зданий, можно видеть на улицах города? (Ответы школьников.)

Буквально каждый город, по которому ходит автомобильный транспорт, страдает от загазованности, жители его испытывают дискомфорт от недостатка кислорода. Поэтому на выходные дни многие стремятся уехать из города в так называемые «зеленые зоны» — на природу: в лес, на дачу, на речку или на озеро. Можно ли в городах устраивать свои «зеленые зоны»?

III. Беседа по теме урока

— Как называются зеленые зоны в городах? {Парки, скверы.)

Что такое сквер? (Место отдыха и прогулок людей в городских районах, где находится много зеленых насаждений.)

— Что такое парк? (Место в городе, где наряду с большим ко­личеством зеленых насаждений имеются развлекательные учреждения — карусели, качели, другие виды аттракционов, объекты питания.)

Парки, как правило, более богато оформлены: в них есть фон­таны, большие клумбы, театры под открытым небом, павильоны для выставок, аттракционы. По площади парки намного больше, чем скверы.

Еще к зеленым зонам можно отнести бульвары. Это улицы, у которых полоса зеленых насаждений проходит посередине. В центре бульвара — аллея с посаженными деревьями, и между ними устроена широкая дорога для прогулок людей. А автомо­бильные дороги проложены по боковым сторонам этой централь­ной аллеи.

В Москве существует даже целая цепочка таких зеленых буль­варов, которая объединена в огромную улицу-дугу - Бульварное кольцо. В состав этого кольца входят Тверской бульвар, Чистопрудный бульвар, Сретенский бульвар, Гоголевский бульвар и др. Бульвары переходят один в другой и обычно они носят названия улиц, которые пересекают.

У поэтессы А. Барто есть стихотворение «Веревочка», где го­ворится о том, как весной в зеленеющие бульвары, сады и парки Москвы гурьбой выбегали сотни девочек, которые учились пры­гать через веревочку. Стихотворение заканчивается строчками, в которых перечисляются особенности Москвы.

Шумная, веселая,

Весенняя Москва,

Еще не запыленная

Зеленая листва.

Полны веселья шумного

Бульвары и сады,

И сколько хочешь радуйся,

Скачи на все лады!

Если на прошлом уроке вы работали как зодчие — строите­ли зданий, то сегодня вы станете архитекторами парков, скверов и бульваров, т. е. будете заниматься садово-парковым искусством.

IV. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите в них тему сегодняшнего урока: «Парки, скверы, бульвары».

Основой любого парка, сквера и бульвара является природа, зеленые насаждения. С этой целью и создаются зеленые зоны.

Запишите определение понятия «садово-парковое искусство».

Садово-парковое искусство — это искусство создания садов и других зеленых территорий, куда входят планировка, подбор растений и их размещение в сочетании с архитектурой.

V. Беседа по теме урока

Прежде чем придумывать оформление сквера или парка, ар­хитектор внимательно изучает природу того места, на котором ему предстоит устроить зеленую зону. Ведь на этом участке земли уже существует своя растительность, есть какие-то холмы или ов­раги, имеются свои водоемы - пруды, озера, роднички. Все это необходимо тщательным образом сберечь, новые постройки или новые зеленые насаждения не должны уничтожать того, что уже создано самой природой.

Подумайте и ответьте, как можно оформить сквер, если на отведенной для него территории уже имеются:

• небольшая река;

• возвышенность в виде холма; • каменная скала;

• плоская поляна;

• множество высоких кустов.

(Школьники предлагают свои варианты использования каж­дого объекта.)

Давайте рассмотрим примеры, как специалисты используют природные особенности при создании парков, скверов и бульва­ров в городе.

VI. Работа с учебником

Откройте учебник на с. 52 и рассмотрите варианты современ­ной архитектуры для садов и парков. Прочитайте текст на с. 52—53. На этом развороте показаны парки, предназначенные для прогу­лок и приятного отдыха.

— Какие детали для отдыха мы видим? (Подобранные зеленые насаждения, фонтаны, оформленные водоемы и др.)

— Как оформлены уже ранее существовавшие на этих местах водоемы?

Но бывает так, что парк создают с особым смыслом и пред­назначением. Пример такого оформления - военный мемориал Мамаев курган на берегу реки Волги, изображение которого при­ведено в учебнике на с. 54.

— Кто знает, какую роль сыграл Мамаев курган в Великой Оте­чественной войне? (На этом месте были остановлены войска фашистов, напавших на нас, начался коренной перелом в ходе всей войны, которая закончилась победой нашей страны.)

Битва за Мамаев курган была ожесточенной, на берегах Волги полегло немало наших солдат. В память об их бессмертном по­двиге было решено спустя 20 лет после Великой Отечественной войны создать на Мамаевом кургане мемориал, где этот подвиг был бы увековечен. Под руководством скульптора Е. Вучетича воздвигли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». От под­ножия кургана до его вершины ведут 200 ступеней - по числу дней Сталинградской битвы. Мемориал открывается постепенно, по мере того как человек все выше и выше поднимается по лестнице.

Площадки между лестницами оформлены зелеными наса­ждениями и скульптурами. А на фотографии вы видите водоем, который называется «Озеро скорби». Так много наших воинов полегло, защищая свою страну, что слезы по ним никогда не ис­сякнут. Родина-мать - это образ женщины с мечом в руке, которая поднимает солдат на сражение, на подвиг, на защиту нашей страны.

Прочитайте абзац на с. 54, где приведено описание парка Победы в мемориальном комплексе Мамаев курган. Создание этого комплекса — пример работы художников, скульпторов, работников садово-паркового искусства. Здесь царит красота, но красота эта — сдержанная, четкая, даже строгая.

VII. Задание для самостоятельной работы

Теперь послушайте, какая задача стоит на сегодняшнем уро­ке перед вами, мастерами садово-паркового искусства. Вам надо придумать проект детского парка развлечений. Наверняка мно­гие из вас сами бывали в таких парках со своими родителями или друзьями, что-то вам там особенно запомнилось и понравилось. Используйте эти впечатления для ваших рисунков.

- Что может войти в проект такого парка? (Ответы школьников.) Вы можете изобразить ваш проект в смешанной технике — нарисовать его карандашами, красками, а вдобавок использовать летали аппликации.

Подумайте, может быть, вам сначала следует сделать неслож­ный набросок на бумаге, а потом перенести его на альбомный лист.

Вам надо решить несколько вопросов.

- Будут ли на вашем рисунке изображения деревьев и других зеленых насаждений?

- Будут ли на вашем рисунке изображения аттракционов?

- Будут ли на вашем рисунке изображения людей?

- В каких моментах можно использовать аппликацию?

Чтобы работа не получилась примитивной, я советую исполь­зовать в ней два плана — ближний, тот, который будет действи­тельно ближе всего к зрителю, и второй, который будет находить­ся за первым. Тогда ваш проект парка получится более богатым, динамичным. Для этого необходимо соблюдать такое правило изобразительного искусства, как заслоняемость одних предме­тов другими.

Еще подумайте над тем, как заполнить верхнюю и нижнюю масти вашего листа. Допустим, в нижней части вы разместите предметы невысокие — кусты, скамейки, людей, кафе. Что можно разместить в верней части? Может быть, аттракционы или плака­ты, афиши, парковую ограду, деревья. Подумайте над проектом не спеша, чтобы он получился разноплановым.

(Школьники создают эскиз детского парка развлечений и начинают переносить его на основной лист бумаги.)

VIII. Физкультминутка

Давайте разучим несколько упражнений с гимнастической палкой. Но у нас ее роль будет выполнить обычный карандаш. Возьмите карандаш двумя руками.

(Педагог показывает упражнения, школьники повторяют. Каждое упражнение выполняется по 4 раза).

1. Взять карандаш за края двумя руками, согнуть руки в лок­тях, чтобы карандаш оказался на уровне груди.

2. Поднять карандаш вверх па вытянутых руках, затем снова опустить на уровень груди. Можно упражнение выполнять с поочередным отставлением каждой ноги назад.

3. Вытянуть руки вперед, снова вернуть их на грудь. Это упраж­нение также можно выполнять с добавлением движений ног.

4. С вытянутыми вперед руками сделать по 4 поворота в обе сто­роны, одновременно с руками надо поворачивать и голову.

5. Поднять карандаш вверх на вытянутых руках, сделать по 4 наклона в каждую сторону с отставлением ноги в сто­рону.

6. Карандаш опустить вниз на вытянутых руках, сделать по 4 широких маха руками вправо и влево.

Оказывается, что и простой карандаш может стать предме­том для спортивных тренировок. Помните об этом, когда гуляе­те влесу или сквере. А если вы найдете там подходящую палку, то сможете самостоятельно провести спортивную тренировку.

Палка гимнастическая –

Вещь просто удивительная.

Делай с нею упражнения

И расстанешься ты с ленью.

В стороны ее качай,

Силу мышц приобретай.

Палка вверх - и палка вниз,

Ты получишь первый приз.

IX. Завершение самостоятельной работы

(Школьники продолжают работу над заданием.) Может не хватить времени для завершения работы. Тогда не надо торопиться, лучше доделайте работу дома.

X. Рефлексия

— Как называются места для отдыха в городе?

— Какое время года для проекта выбрали вы?

— Почему вам показалось это время года интересным?

— В какое время суток вы изображаете детский парк отдыха?

- Что такое «садово-парковое искусство»?

- В чем заключается работа братьев-Мастеров при создании детского парка отдыха?

- Какие виды изобразительной деятельности вы использова­ли в своих работах?

А теперь сочиним синквейн на тему «Парк».

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свое рабочее место - если вы использо­вали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то собери­те и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.

На следующий урок принесите принадлежности для рисова­ния, а для бумажного конструирования — ножницы и клей.

Урок 11. Ажурные ограды

Цели: познакомить с разнообразием художественных уличных оград; выяснить назначение оград на улицах; сравнить природные аналоги и варианты, созданные человеком; создать вариант ажур­ной ограды; познакомить с понятиями «ажур», «дизайн».

Вид деятельности: работа в смешанной технике — объемная аппликация, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут срав­нение природных и авторских объектов; придумают свой вариант декоративного ажура.

Оборудование: фотографии с образцами ажурных решеток разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, ножницы, клей.

Ключевые слова и понятия: ограды, декор, кружево, дизайн.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Какими видами работ вы занимались на прошлом уроке?

- Что такое «садово-парковое искусство»?

— При создании какого проекта вы выступали в качестве ма­стеров садово-паркового искусства?

Сегодня будем создавать работу в смешанной технике, по­этому вам понадобятся принадлежности для рисования и для ап­пликации.

III. Беседа по теме урока

Человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. Людям важно, например, чтобы у них дома стояли не грубо вырубленные из куска дерева пеньки, которые служат столами и стульями, а нарядные, мягкие диванчики. Чтобы все это окружали красивые светильники. Ведь нарядные детали не только украшают жизнь, но и создают у че­ловека хорошее настроение. Слово «украшать» в переводе на ла­тинский язык звучит как «декор».

— С каким видом декора вы уже встречались на уроке в этом году? (Декор головного платка.)

Верно, но декор может присутствовать не только в одежде, а также при оформлении здания, архитектурного ансамбля, од­ной комнаты или большого зала. К декоративным украшениям относятся особые ковры для стен — гобелены; мозаика — картины из кусочков камней; витражи — картины из кусочков стекла.

Одной из деталей для украшения разных предметов являются кружева.

— Вам приходилось видеть кружева? Что это такое? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Кружево - это ажурный рисунок, созданный при переплете­нии нитей, проволоки, металла, дерева.

Вот образцы разнообразных кружев.

(Демонстрация образцов кружевных изделий или их изобра­жений на слайдах.)

Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей. В Средневековье было модно богато украшать кружевами одежду и мебель, вплоть до царских тронов.

В России всегда было распространено кружево. Даже в глухих деревнях умелые женские руки стремились украсить самую про­стую, неприхотливую повседневную деталь, например, полотенце для утирания. Отдельно вязали или плели кружевную каемку, по­том ее пришивали к ткани, из которой шилось полотенце. Конеч­но, для такой работы нужно время и огромное терпение.

— Что еще можно украсить кружевами? (Занавески, постельное белье, одежду для детей и взрослых.)

Мастерицы вязали кружевные полоски, которые в виде коври­ков натягивали на стены при помощи маленьких гвоздей. Мамы вывязывали дочкам кукол из ниток и кружевную одежду.

Даже была такая женская профессия — кружевница. Одну такую мастерицу изобразил на своей картине художник В. Тропинин.

(Демонстрация картины «Кружевница» В. Тропинина.)

- Какие детали на картине подтверждают то, что девушка за­нимается изготовлением кружев? (Нитки, особый столик для вязания, кусочек кружевного полотна.)

А еще это специальные предметы — палочки под названием «коклюшки», с помощью которых вязались кружева.

Позже в России получило большую популярность золотое кру­жево. Золото — очень пластичный металл, из одного его грамма можно вытянуть нитку длиной почти в километр. И вот из капель­ки расплавленного золота вытягивали тончайшую нитку и из нее плели кружево или расшивали ею материю. И возникли новые профессии — золотых дела мастер, золотошвейка. Во многих музе­ях России можно увидеть образцы роскошной одежды, на которой кружевные узоры вышиты не нитками, а золотом.

- Можно ли увидеть кружево на улице? Приведите примеры кружевных деталей, вырезанных из дерева.

(Педагог обобщает ответы школьников.)

В Древней Руси при постройке дома вырезали кружева для оформления окон - наличники, подоконники, ставни. Эти де­тали выполняли из дерева. Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соеди­няли и получали нарядные узорные ограды.

- Кто занимается изготовлением металлического ажура? (Кузнец.) Откройте учебник на с. 58, расскажите о приведенных там примерах кружевных украшений.

(Школьники рассматривают фотографии и рассказывают об увиденном.)

- Для чего нужны ограды на улицах? (Для того чтобы огра­дить пространство — двор возле дома или школы, строитель­ную площадку, территорию завода или другого промышленного предприятия, рынка и др.)

- Какими бывают ограды вокруг стройки или завода? (Цель­ные бетонные плиты, деревянные заборы.) — А какими бывают ограждения в парках, местах отдыха, у кафе? (Нарядными, декоративными, ажурными.)

Вот об ажурных оградах и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

IV. Работа в тетради

Запишите тему урока: «Ажурные ограды».

— Где можно увидеть ажурные ограды? (В парках, скверах, на набережной и т. п.)

Ажурные ограды обычно делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловес­ными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными.

— За счет чего достигается такое впечатление? (За счет того, что они сделаны из тонких деталей и специально переплетены так, чтобы напоминать кружева.)

Люди, которые заботятся об оформлении внешнего вида улиц, называются дизайнерами. Повторите этот новый для вас термин. Слово «дизайн» переводится с английского языка как «проект» или «замысел» и обозначает работу, направленную на художе­ственное конструирование разных предметов. Допустим, все вы пишете шариковыми ручками, но у одного ручка простая, у дру­гого — более нарядная. Такой внешний вид придумал дизайнер, чтобы было удобнее и приятнее пользоваться этим предметом. Дизайнеры придумывают самые разные проекты - от оберток для конфет и внешнего вида пригласительных билетов до оформления выставок и гигантских реклам. А еще дизайнеры трудятся в таких областях, как создание проектов мебели и посуды, образцов ткани и оформления ювелирных украшений.

Запишите в тетрадях новый термин и его определение.

Дизайн — это проект или замысел, направленный на художе­ственное конструирование разных предметов.

Сегодня вам предстоит заняться дизайном городских оград.— Как переводится на русский язык слово «дизайн»?

— В чем заключается смысл профессии художника-дизайнера?

— В каких областях жизни художники-дизайнеры находят применение своих знаний?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.009 с.)