V. Создание бумажной полумаски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Создание бумажной полумаски



Итак, ваша карнавальная маска должна получиться либо цели­ком тканевой, либо комбинированной: верх - из бумаги, нижняя часть — из ткани.

Основой полумаски может стать вырезанная из бумаги фор­ма - конструкция, напоминающая вытянутые очки с прорезан­ными в них отверстиями для глаз. Основа может быть вырезана из бумаги любого цвета. Остальной внешний вид маски зависит от ее оформления. Посмотрите, как выглядит выкройка верхней части полумаски, зарисуйте ее в тетрадях.

Чтобы полумаска оказалась удобной для лица, ее размеры можно предварительно рассчитать. Для этого сначала измерьте ширину вашего лица на уровне глаз. Для этой цели можно вос­пользоваться сантиметровой лентой или просто отмерьте нужное расстояние от одного вашего виска до другого полоской ткани, а потом измерьте ее длину линейкой.

Ширину полумаски можно выполнить произвольно, только учтите, что ее нельзя делать слишком большой - в таком случае придется в ее нижней части делать высокий вырез для носа, и при ношении такой маски в ней будет не слишком комфортно. Так что желательно основу все-таки сделать узкой.

А для того чтобы владельца маски не узнали на карнавале, придется оформить ее дополнительными деталями, позволяю­щими скрывать черты лица. Но об этом вы подумаете немного позднее, а пока займитесь изготовлением верхней полумаски — основы всей маски.

Для вырезания основы сложите подготовленный кусочек бу­маги, из которого вы будете вырезать основу для маски, пополам, лицевой стороной внутрь, и положите перед собой. Надо придать будущей основе размеры по меркам, которые вы сняли для себя. На ее изнаночной стороне нанесите простым карандашом при­мерные контуры — овальные, вытянутые очертания с прорезями на месте глаз. Не забудьте на линии сгиба оставить место, в кото­ром две лицевые части маски будут соединяться.

Две части полумаски должны получиться равными между со­бой настолько, что их можно будет наложить друг на друга и они полностью совпадут. Перед тем как взяться за ножницы, сделай­те последнюю примерку - приложите кусочек бумаги с будущей основой на лицо и проверьте, достаточно ли длинной получится выкройка. Боковые стороны не обрезайте слишком точно по кон­турам - лучше их потом загнуть для прочности, когда вы будете прикреплять к ним резинку.

Вырезанную основу примерьте. Достаточно ли удобно она сидит на лице, на нужных ли местах находятся прорези для глаз.

Если прорези для глаз получились слишком узкими, их можно подкорректировать, осторожно подрезав ножницами.

Чтобы бумажная основа маски держалась на лице, к ней прикрепляется соединительная деталь — с боковых сторон прикреп­ив кусочек резинки. Как сделать эту работу, вы уже знаете по прошлому уроку. Загните один боковой край бумажной основы, ножницами проделайте в нем отверстие. На одном краю резинки завяжите узелок и проденьте второй кончик в оба отверстия. Потом завяжите узелок на втором конце.

Но если мы делаете полумаску из ткани, то тогда концы резинки можно пришить к ней с помощью иголки и нитки.

Вы получили готовую полумаску, которую можно надевать на лицо. Но, несмотря на то, что многие из вас делали свои заготовки разноцветными, такая полумаска - лишь узенькая полоска бумаги на лице, и на карнавале легко узнать того, кто за ней спрятался. Значит, понадобятся дополнительные детали для ее оформления.

VI. Обсуждение декоративных деталей оформления

Какие дополнительные детали могут присутствовать при оформлении такой полумаски? (Ответы школьников.) Может быть, кто-то из вас видел их на рисунках, посвященных карнавалу, или в кинофильмах. Например, богатые карнавальные маски показаны в финале телевизионной ленты «Гардемарины, вперед!», где мы попадаем на бал к императрице. Там маски совер­шенно закрывают голову человека, делая его неузнаваемым, из-за этого по сюжету даже происходит некоторая путаница: наказывают и опрокидывают в воду не тех, кого надо, доставляя удовольствие положительным героям. Более простые образцы карнавальных масок показаны в старых отечественных фильмах «Маскарад», «Карнавальная ночь», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В эпизоде телевизионной киноленты «Собака на сене», в самом начале 2-й серии, показан отрывок из карнавала. Действие этой картины происходит в Неаполе, а Италия считается родиной карнавалов.

Если вас заинтересовала эта тема, то постарайтесь обратить внимание на карнавальные атрибуты при просмотре этих кинолент. Возможно, вы сможете использовать увиденное в фильмах для последующих самостоятельных работ по устройству карнавала. Конечно, к вашей скромной полумаске невозможно приделать голову и крылья лебедя, как в фильме про гардемаринов, но все же некоторые детали ее заметно украсят. Например, к прорезям для глаз можно приклеить нарезанные полосками и завитые ножница­ми ресницы. Причем, приклеивать деталь ресниц надо к нижней части прорези. А к верхней части прорези приклеивать такую де­таль бессмысленно — ресницы будут непременно опускаться вниз, загораживая вам осмотр всего происходящего. Согласитесь, это уже довольно занимательная деталь, не так ли?

Снизу к такой бумажной заготовке можно приделать кусочек кружева или другой прозрачной ткани, чтобы эта деталь загора­живала нижнюю часть лица.

Подумайте над декором нижней части вашей полумаски, мо­жете даже нарисовать эскиз ее оформления.

VII. Физкультминутка

Чтобы вы отдохнули, сыграем в интересную подвижную игру, которая называется «Братцы-огурцы». Она напомнит о теплом лете. Представим себе, что мы попали на огород, где созревают хорошо известные овощи — огурцы. И мы на время превратимся в них.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Эй, ребята-молодцы,

Превращайтесь в огурцы.

(Присаживаются на корточки.)

День за днем мы растем

Под ветрами и дождем.

(Поднимают руки вверх.)

К солнцу тянемся, растем

В одиночку и вдвоем.

(Постепенно поднимаются, разгибая колени.)

Солнышко нас нарядило,

Как солдатиков, в мундиры.

Раз, два, три, раз, два, три,

Мы шагаем, посмотри.

(Маршируют на месте, размахивая в такт руками.)

Лишь созреем мы в низинке,

То уложат нас в корзинки.

(Присаживаются, подкладывают

под щеку сложенные вместе ладони.)

Сразу всех, кто вырос тут,

С огорода унесут.

(Поднимаются и потягиваются.)

VIII. Сочетание разных материалов в работе

- Из каких материалов можно выполнить декоративные до­полнения к основе масок? (Из тканей, пластмассы и стекла.)

Кружевную занавеску для нижней части можно выполнить не только из тюля или капрона, но и из тонкой, гофрированной бумаги, собранной в сборку. Ее можно оформить, вырезав нож­ницами по нижнему краю бумаги фестоны — зубчики, воланы.

- Как и чем ее можно украсить? (Пришитыми бусинками, звездочками и шариками, выполненными из фольги и прикле­енными.)

- Какие материалы при этом используются? (Легкая и про­зрачная ткань, недорогая бижутерия, фурнитура, фольга.)

Очертания вырезанных отверстий для глаз можно оформить, приклеив по их контурам кружочки конфетти, блестящие, вырезанные из фольги кружочки.

Верхнюю часть маски также можно разнообразить приклеенными деталями. По бокам полумаски можно прикрепить полоски бумаги, накрученные на карандаш. Образуются своеобразные «локоны». Еще такие локоны можно вырезать из полосок поролона, окрашенного акварельными красками. Можно изготовить из фольги шарики, нанизать их на нитку, как бусы, и такими гирляндами украсить полумаску по бокам.

Придумайте свой вариант украшения маски и выполните его.

IX. Задания для самостоятельного выполнения

Представьте, что вы даете о ваших масках интервью на радио. Разбейтесь на пары. Пусть каждый из вас придумает 5—6 вопросов к своему собеседнику и задаст их. Вопросы должны касаться сегодняшней работы.

X. Рефлексия

Сегодня вы познакомились с правилами изготовления простейших карнавальных масок и их оформлением.

- Что такое карнавал?

- Чем бывает интересным проведение карнавалов?

- Что является непременными атрибутами карнавалов?

- Какие детали для проведения карнавалов вы можете сма­стерить собственными руками?

- Какие материалы вы использовали для изготовления кар­навальной маски?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании карнавалов и карнавальных масок?

(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свои рабочие места. На следующий урок принесите альбомы и принадлежности для рисования и аппли­кации.

Кроме того, на следующем уроке вы можете начать защиту своих творческих проектов. Кто из вас готовит такой творческий проект? Кто готов на следующем уроке рассказать о нем?

Урок 24. Афиша и плакат

Цели: познакомить с назначением афиши и плаката; продемон­стрировать образцы плакатов; научить приемам создания театраль­ных афиш; провести защиту самостоятельных творческих работ.

Вид деятельности: работа с бумагой - рисование, аппликация.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания о новых составных частях мира театра; применят творческие приемы в работе.

Оборудование: образцы театральных афиш и плакатов разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски и принадлежно­сти для работы с аппликацией.

Ключевые слова и понятия: афиша, плакат, лаконизм.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке?

— В каких известных вам фильмах показываются карнавалы? Посмотрите: вот фотография, на которой изображена сцена из театрального спектакля - оперы. Спектакли любого театра идут в специальных помещениях — зрительных залах.

— А кто такие зрители? (Зрители — те, кто пришел в театр, чтобы посмотреть спектакль.)

Где обычно сидят зрители в зрительных рядах? (В удобных креслах.)

На возвышении перед зрителями идет спектакль.

— Как называется такое возвышение для показа спектакля? (Сцена.)

Видите, по краям сцены развешен занавес: когда в спектакле объявляют перерыв или когда спектакль окончен, занавес закрывается — он сдвигается, загораживая сцену.

Повторите вслед за мной эти слова — сцена, занавес, зритель­ный зал.

(Школьники повторяют слова, педагог может указкой пока­пывать по иллюстрации отдельные элементы атрибутики театра.)

А чтобы зрители знали, какой спектакль будет показан в теа­тре, вывешивают специальные объявления — нарядные, красочные. На них пишут название спектакля, рисуют его героев, перечисляют фамилии актеров, которые будут участвовать в постановке.

- Каким словом называется такое театральное объявление? (Афиша.)

(Педагог демонстрирует образец театральной афиши.) Представьте себе, что вы пришли к театру, чтобы узнать, какой сегодня в репертуаре спектакль.

- Как вы узнаете о том, что за спектакль будет сегодня в теа­тре? (Об этом расскажет афиша перед входом в театр.)

Верно, а еще в театрах принято покупать специальную про­граммку, где также написано о спектакле, который будет показан, и о том, кто исполняет роли в спектакле.

(Педагог демонстрирует образцы программок.)

- Как принято вести себя в театре, в зрительном зале во вре­мя просмотра постановки? (Тихо, не ерзая на своем месте и внимательно слушая исполнителей.)

- Как зрители могут показать, что им понравился спектакль? (После его окончания похлопать в ладоши.)

А еще актерам можно сделать приятный подарок — преподнести цветы.

- Что такое афиша? (Объявление о театральном спектакле.)

III. Беседа по теме урока

Афиша появилась в мире очень давно. Например, еще в древ­ности, когда еще не существовало бумаги, но надо было оповестить людей о каком-то важном указе или законе, их текст вы­резался на каменных, деревянных или металлических досках, а потом эти доски-афиши вывешивали в местах, которые посе­щало много народа. Позднее афиши писали на пергаменте. Театральные афиши были найдены при раскопках в Древней Греции, когда только зарождалось театральное искусство. На русских масленичных праздниках обязательными были выступления артистов - фокусников, гимнастов, певцов. Об их приездах в разные города заранее сообщали афиши, а еще - веселые зазывалы, ко­торые приглашали всех зайти в балаганы, где шло представление. В афишах описывалось, какие артисты приехали, какие номера они будут показывать, какие у них костюмы. Обычно афиша за­канчивалась обращением: «Почтенная публика, спешите купить билеты и занять свои места в театре».

Позднее афиши стали отличаться качеством и цветом бума­ги, на них нужно было указывать авторов и состав исполнителей. Для размещения афиш начали расставлять специальные тумбы, на которых афиши расклеивали по утрам.

- Что, кроме названия спектакля и фамилий актеров, можно разместить на театральной афише? {Портреты героев, фо­тографии сцен из спектакля.)

- Вы знаете слова, которыми начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила»? (У лукоморья дуб зеленый...)

Что такое лукоморье? (Морской залив.)

Благодаря поэме Пушкина мы теперь представляем себе лу­коморье в виде удивительной страны, где проживают герои всех самых известных русских народных сказок: ученый кот, русалка, грозные цари, отважные королевичи, а также злые волшебники -царь Кащей и Баба-яга.

(Педагог демонстрирует иллюстрацию к прологу поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».)

Представьте себе, что вы на время превратились в художни­ков, и вам надо создать афишу для постановки оперы «Руслан и Людмила». Что бы вы хотели изобразить на этой афише? (От­веты школьников.)

— Будет ли отличаться оформление афиши о сказочной поста­новке от афиши, в которой говорится о военном спектакле?

(Педагог обобщает ответы школьников.)

Сказочная афиша будет более яркой, радостной, цветной. Даже название спектакля-сказки можно нарисовать веселым цветным шрифтом. Афиша о военном спектакле должна быть сдержанной, строгой, в приглушенных тонах.

Значит, внешний вид афиши должен соответствовать характе­ру и содержанию того спектакля, о котором она сообщает.

Для особых событий жизни люди придумали такой вид изо­бразительного искусства, который называется словом «плакат». Повторите это слово все вместе и запомните его. Это вид объяв­ления, подобный афише, который сообщает о каком-то явлении или событии.

- Вам приходилось видеть плакаты? О чем они сообщали? (Ответы школьников.)

В страшные годы Великой Отечественной войны плакаты по­могали людям нашей страны бороться за свою Родину, отстаивать it и тяжелых боях. Одним из самых знаменитых плакатов военного измени является плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

(Демонстрация плаката «Родина-мать зовет».)

- Расскажите, что вы видите на этом плакате?

- К чему призывает этот плакат?

А вот второе направление действия военных плакатов - поднимать настроение бойцов, воспитывать в них отвагу и смелость. (Демонстрация плаката со стихами С. Маршака.)

Бьемся мы здорово, Рубим отчаянно, Внуки Суворова, Дети Чапаева!

- В чем заключается главный смысл этого плаката? (Напо­минание о героях-полководцах Суворове и Чапаеве, с которых солдатам надо брать пример в годы войны.)

Вам уже знакомо слово «лаконизм».

- Что оно означает? (Использование небольшого количества выразительных средств и деталей.)

Этот прием часто используется при создании плакатов.

IV. Работа с учебником

Откройте учебники на с. 98-99 и прочитайте текст. Рассмотрите образцы афиш. Понятно ли вам по их оформлению, на какие представления они приглашают? Рассмотрите примеры афиш, выполненные школьниками, размещенные на с. 101 учебника. Они могут подсказать вам идеи для создания собственных афиш.

V. Работа в тетради

Откройте тетради, запишите тему урока: «Афиша и плакат». Запишите также определения этих слов.

Афиша - это объявление о театральном спектакле.

Плакат — это броское, но лаконичное изображение, рассчитаноe на всеобщее внимание.

Сегодня вам предстоит самостоятельно придумать и изгото­вить афишу к театральному спектаклю. Подумайте сначала над выбором самого спектакля. Каково его содержание, кто является «го главными героями?

Второй этап работы - выбор средств выразительности для нашей афиши. Вам предстоит ответить на следующие вопросы. - Какой афиша будет по композиции?

- Что вы разместите в ее центре - название спектакля или какой-то рисунок?

- Будет ли у нее дополнительное оформление?

- Каким шрифтом вы напишете название спектакля? Нарисуйте сначала простой эскиз вашей будущей афиши в те­традях, который вам потом поможет при ее создании.

(Школьники выполняют эскиз афиши.)

Вы не зря принесли сегодня принадлежности для апплика­ции этот вид работы также можно использовать при создании афиши,

VI. Самостоятельная работа на афишей

(Школьники выполняют самостоятельную работу по созда­нию театральной афиши.)

VII. Физкультминутка

Чтобы сбросить усталость, проведем разминку, во время ко­торой вы подвигаетесь и согреетесь. Послушайте стихотворение о том, как грелся на пригорке зимой зайчик, и повторяйте все его движения.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Начальные четыре строчки текста - народные, автор остальных -М. Давыдова.)

В поле на пригорке

Заинька сидит.

{Прижимают кисти рук к груди.)

Свои ушки греет,

Ими шевелит

{Приставляют ладони к голове и шевелят ими.)

Заинька подпрыгнул,

Но невысоко,

Поскакал по полю

Он легко.

{Легкие прыжки на месте двумя ногами.

Кисти рук прижаты к груди.)

Лапкою по лапке

Застучав.

Ключик, видно, не нашел,

{Стучат ладонями друг о друга, затем хлопают себя по плечамгреются)

После к себе в норку ускакать.

{Скачут на месте, потом приседают на корточки и закрывают голову руками.)

VIII. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают работу над театральными афишами.)

IX. Задание для самостоятельного выполнения

Кто завершил работу нал своей театральной афишей и хочет не только показать ее классу, но и рассказать о ней?

(Школьники демонстрируют изготовленные ими театральные афиши к разным спектаклям и рассказывают о них.)

X. Защита самостоятельных творческих работ

К сегодняшнему дню некоторые из вас подготовили рассказ о своих самостоятельных творческих работах - проектах. Кто готов рассказать о своей творческой работе?

(Защита творческих проектов.)

Кто будет рассказывать о своих творческих работах и проводить их защиту на следующем уроке?

XI. Рефлексия

- С какими новыми видами изобразительного искусства вы сегодня познакомились?

- Что такое афиша?

- Что может быть размещено на афише?

- Что такое плакат?

- Какова была роль плакатов, которые создавались в годы Великой Отечественной войны?

- Каковы отличительные черты плакатов?

- Было ли вам интересно придумывать и рисовать театраль­ную афишу?

- Какие еще детали, кроме нарисованных, вы использовали при создании афиши?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании театральной афиши?

А теперь сочиним синквейн на тему «Афиша». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.) Нам понравился наш сегодняшний урок? Тогда и вы поаплодируйте тем, кто на нем хорошо работал. Послушайте стихи про театральную афишу.

Мы в театре — тише, тише,

Не шумите никогда.

Театральная афиша

Привела нас всех сюда.

Из афиши мы узнали

Про спектакль — кто там герой,

И теперь сидим мы в зале —

Ты да я, да мы с тобой.

Всем знакомые моменты,

Дарим мы с тобой цветы,

И звучат аплодисменты,

И взлетают ввысь мечты.

М. Давыдова

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свои рабочие места. На следующий урок принесите принадлежности для рисования и аппликации.

Урок 2 5. Праздник в городе

Цели: научить созданию проекта оформления крупномасштаб­ного праздника (городского, сельского); обозначить места прове­дения праздников; придумать оформительские детали; повторить понятия «малая родина», «контраст», «сочетание»; защитить твор­ческие проекты.

Вид деятельности: рисование; аппликация.

Планируемые результаты: школьники приобретут навык оформления праздника в городе; научатся творчески использо­вать приобретенные умения.

Оборудование: фотографии с образцами проведения общего­родских праздников разных направлений и проведенных в раз­ных условиях, бумага, карандаши, краски, принадлежности для аппликации.

Ключевые слова и понятия: городской праздник, оформление праздника, тематика.

Примечание. Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

- Помните ли вы, что означает слово «Родина»? (Страна, в которой родился человек.)

- Как называется наша общая родина? (Россия.)

Россия - это могучая и великая страна, самая большая в мире.

- Но еще у каждого из нас есть город или село, в котором онродился. Как принято называть это место? (Малая родина.)

- Все ли из вас знают, где родились? (Ответы школьников.) Малая родина у каждого человека своя, и каждый город, каж­дый поселок неповторимы, имеют свой облик. Часто это связано со зданиями, которые в них выстроены, с людьми, которые в них живут. А еще - с праздниками, которые там отмечают. Потому что почти у каждого города, даже очень небольшого, есть свои традиции, свои памятные места, свои герои - люди, которые там родились, жили и то место прославили.

Сейчас почти в каждом городе принято отмечать его день ро­ждения - День города. Существуют праздники, которые любой город или село в наше стране обязательно отмечают, не оставляют без внимания.

- Какие праздники являются общемировыми, т. е. отмечают­ся почти во всех странах мира? (Новый год, Международный женский день.)

- Какие праздники отмечаются в нашей стране? (День России, День защитника Отечества, День Победы, День знаний.)

- Есть ли в нашем городе традиционные памятные даты, ко­торые отмечаются?

- Как меняется город или село в преддверии такого большого праздника?

Сегодня вы вообразите себя художниками, которым поручили украсить город к празднику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.089 с.)