V. Повторение пройденного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Повторение пройденного материала



- Какие вы знаете цвета радуги?

- Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

- Какому цвету соответствует первая буква каждого слова? (Ответы школьников.)

Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр». Повторите это словосочетание и запомните его.

Перед тем как вы займетесь выбором цвета для создания плат­ков, вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы — холодные и теплые.

- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)

- Какие тона относятся к теплой гамме? (Красный, оранже­вый, желтый, розовый, малиновый.)

Чтобы проверить, не путаете ли вы, к какой группе относится тот или иной цвет, предлагаю выполнить игровое задание. У меня есть две вазочки и цветы разных оттенков. Необходимо разложить эти цветы в вазочки. В одну вазу надо положить цветы теплых оттенков, в другую - холодных. Пусть каждый из вас подойдет к столу, выберет свой цветок и поставит его в нужную вазочку. А все остальные будут анализировать, правильно ли выполнено задание. Прошу тех, кто будет раскладывать цветы, вслух назы­вать название тона и комментировать, какой он - теплый или холодный.

(Школьники по очереди выходят к столу и выполняют задание.) Раскраска головного платка, выбор цвета для нее должны пе­редавать облик хозяйки платка, ее характер и даже внешность. Давайте подумаем, какие тона - холодные или теплые — понадо­бятся для следующих знакомых нам образов.

— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для Снегурочки?

— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для русской матрешки?

VI. Актуализация понятия

Сегодня вы будете работать красками - создавать с их помо­щью орнамент, который можно было бы нанести на настоящий платок.

Какие краски вы для этого принесли? Вижу, что большинство из вас принесло сегодня акварельные краски.

— Что обозначает слово «аква» в составе названия этих кра­сок? (Ответы школьников.)

Слово «аква» в переводе с латинского языка означает «вода». Акварель — это водяные краски, которыми рисуют, разводя их водой. Но словом «акварель» обозначают и сами рисунки, вы­полненные акварельными красками. Их рисуют обычно на бе­лой бумаге мягкими волосяными кисточками с закругленными концами. Главное свойство акварельных рисунков - их прозрач­ность, мягкость, нежность, потому что акварель ложится на бумагу тончайшим слоем. Даже белила в акварели не используются, их заменяет белизна самого листа бумаги. Но при этом у художника, который рисует акварелью, есть свои сложности. Например, при создании такого рисунка нежелательно пользоваться карандашом для наброска - карандашный след будет просвечивать сквозь ак­варельную краску. Кроме того, надо стараться сразу накладывать нужный мазок кистью так, чтобы потом не исправлять его, потому что это порой бывает невозможно сделать.

В старину акварельные краски часто использовали для ри­сования пейзажей с изображением тумана, влаги, дымки. Так, например, работали английские художники, которые запечатлели затянутые туманами пейзажи Англии.

(Демонстрация репродукций.)

В XIX в. в России славились акварельные портреты художника А. Соколова.

(Демонстрация репродукций.)

В картинных галереях, где хранятся акварельные работы, с ними надо обращаться очень бережно. Даже и выставочных за­лах они лежат в специальных закрытых стеклом столах, а сверху их накрывают темными покрывалами. У акварелей есть одна особенность: они быстро выгорают, если находятся под светом. Поэтому и Третьяковской галерее картины маслом десятилетиями висят на стенах, а чтобы посмотреть акварели, надо поднять покрывало над столом, в котором они хранятся.

В Москве есть школа художника Сергея Андрияки, где учат рисовать акварелью. А сам руководитель школы часто проводит выставки своих работ, и всегда туда приходит много посетителей, чтобы полюбоваться его мастерством.

Занятия рисованием помогут вам познать мир изобрази­тельного искусства, где существует много разных направлений, и каждое имеет свой собственный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающей сре­ды, предметов быта, поможет сделать жизнь более интересной и праздничной.

Роспись головных платков также имеет свой образный язык. Кому свойственна некоторая нереальность — например, цветы, ко­торые изображают на платках, существуют только как вымысел художника, плод его фантазии. В этом языке используются такие художественные средства, как цвет, линия, ритм.

Важным моментом является то, что здесь присутствует де­коративное рисование, главная задача которого — украшение. Изображение декоративного рисования может быть приближено к реальному или включать в себя элементы стилизации.

VII. Создание эскиза

Когда вы рисуете карандашом, то в самом начале работы не­обходимо сначала распланировать размещение объектов на листе бумаги, обозначить, где будет находиться центр узора или орна­мента, определить оформление каймы платка, его углов.

Для рисования красками этот момент еще более важен. Но вы уже знаете, что карандашные линии будут проступать сквозь ак­варель. Поэтому перед тем, как начать работать красками, попы­тайтесь выстроить будущий рисунок «в уме». Можно в этом случае использовать такой прием: наметить места для каждой изображае­мой детали очень легкой карандашной линией. А профессиональ­ные художники применяют также и другой прием. Они делают карандашный рисунок на отдельном листе, а потом используют его в качестве эскиза и по его основе создают картину красками.

- Вам уже приходилось использовать такой прием? (Да, при оформлении юбки глиняной дымковской куклы.)

Вот и создавая узор для платка, предварительно сделайте его эскиз. А потом уже переносите его на подготовленную бумагу. С помощью эскиза создавать рисунок красками удобнее. Сначала подумайте, каков будет основной мотив нашей композиции и где вы расположите ее акценты.

(Школьники создают эскизы платков.)

VIII. Знакомство с новым материалом

Для усиления нарядности и содержательности рисунков в де­коративном рисовании большое внимание уделяют линии.

Линия - одно из средств художественной выразительности рисования. Она используется как в набросках, черновых эски­зах, так и в живописи, в декоративном рисовании. Линия слу­жит границей, определяющей изображаемую форму. Это одно из самых древних средств выразительности, позднее к линии стали прибавлять тон, цвет. Художник использует линию для обозначения контура предметов, показа его объема и простран­ства вокруг. Линия имеет свои художественно-выразительные особенности.

— Какой может быть линия? (Плавной, спокойной, вертикаль­ной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и вол­нистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой.)

Вот как много определений у линии! Используя разные виды линий, вы можете придумать свой рисунок, а линия поможет вам передать его особенности.

— Как в линии может проявиться контраст? (Сочетание широ­ких линий при изображении цветка и тонких линий для показа его лепестков, прожилок листиков.)

Умело используя контраст, вы сможете решить нужные зада­чи. Вот еще несколько правил использования линий.

1. Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создают впечат­ление массивности.

2. Вертикальные линии создают ощущение устойчивости.

3. Горизонтальные линии передают ощущение покоя.

4. Диагональные линии создают ощущение динамики.

5. Кривые линии передают ощущение замкнутости или пе­вучести.

(Педагог сопровождает каждый тезис иллюстрациями.) Внимательно рассмотрите свой эскиз и усовершенствуйте его. Может быть, в каких-то местах вы сделаете более разнообразными линии, которыми он нарисован. Попробуйте создать уравнове­шенную по цвету и линиям композицию из нескольких крупных элементов, чтобы развить свое умение с помощью пиний создавать нужный декор.

IX. Самостоятельная работа

Ваши эскизы готовы, можно переносить их основу на лист бумаги, приготовленный для рисунка акварельными красками. Не надо стараться воспроизводить эскиз очень точно, скрупулёзно. Возможно, что-то получится мельче, что-то - наоборот, крупнее, какие-то детали изменятся.

Для рисования узора платка можно использовать две кисточ­ки - большую и маленькую. Начинайте рисовать крупной кистью, позволяющей быстро положить основной цветовой фон. Лучше сначала изобразить все то, что требует использования большой кисти, а затем, когда фон несколько подсохнет, заменить ее маленькой для проработки деталей. Не набирайте на кисточку мно­го воды, так рисунок будет дольше сохнуть. Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.

Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким. На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Кроме того, надо, чтобы он успел подсохнуть.

(Школьники выполняют работу.)

X. Физкультминутка

Я вижу, уже многие успели сделать фон для будущего нанесе­ния на него узора. Теперь он должен немного подсохнуть, чтобы второй слой красок не растекался по нему. Поэтому давайте про­ведем физкультминутку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу — всем выполнять. (Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

Руки кверху поднимите, (Поднимают вверх руки.)

Все вдохните — выдохните, (Делают вдох и выдох, руки на поясе.)

Наклонитесь — разогнитесь, (Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь — улыбнитесь, (Выпрямляются и улыбаются.)

На «раз-два» — быстро присядьте, (Делают полуприседание,)

«Три-четыре» — снова встаньте. (Выпрямляются.)

Влево-вправо наклонитесь (Делают наклоны вправо-влево.)

И еще раз потянитесь. (Поднимают руки вверх и потягиваются.)

А теперь за парты сядьте (Усаживаются на столы.)

И узор к платку приладьте. (Завершают работу.)

XI. Завершение самостоятельной работы

Вам осталось изобразить на подсохшем фоне нужный ри­сунок. Для рисования мелких фрагментов, например, деталей цветочных узоров, удобнее будет работать маленькой кисточкой. Имейте в виду еще одну особенность акварельных красок: при высыхании они становятся светлее, бледнеют.

Чтобы краски не растекались, набирайте на самый кончик кисти небольшое их количество. Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.

Обратите внимание на линии, о которых мы говорили. Чем сильнее вы будете нажимать на кисть, тем толще получится линия.

(Школьники продолжают самостоятельную работу.)

Не нужно торопиться выполнить всю работу полностью, вы можете доделать ее дома.

XII. Рефлексия

Сегодня вы учились выбирать определенную цветовую гамму, передавать в рисунке ритм цветовых фрагментов и разнообразных линий.

(Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки.)

— С каким видом изобразительной деятельности вы сегодня познакомились?

— В каких случаях надо использовать холодные тона в рисо­вании?

— В каких случаях надо использовать теплые тона в рисовании?

— Как вы использовали ритм в узоре платка?

— Какие виды линий вы использовали?

— В чем заключались задачи братьев-Мастеров при создании такой работы?

— Каковы особенности акварельных рисунков? А теперь сочиним синквейн на тему «Платок».

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

Аккуратно слейте воду для красок в общее ведро, которое де­журные потом выльют. Отложите рисунок в сторону, поскольку он еще влажный, и принимайтесь за приведение вашего рабочего места в порядок.

На следующий урок принесите бумагу, ножницы и принадлежности для рисования (карандаши или краски, по вашему же­ланию).

Урок 5. Твои книжки

Цели: познакомить школьников с разнообразием книг; на­учить приемам создания собственной книги; рассмотреть виды художественного оформления книг; выбрать проект конструк­ции книги и ее составные части — обложку, шрифт, эскизы иллюстраций; познакомить с понятиями «искусство книги», «переплет», «суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка».

Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания о технике создания книг; усовершенствуют навыки мелкой руч­ной моторики и иллюстративных умений.

Оборудование: книжная выставка, образцы книг разных ви­дов и назначений и иллюстрации к ним, карандаши, линейка, ножницы.

Ключевые слова и понятия: искусство книги, герои, иллюст­рации.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводная часть

Все вы хорошо знаете, что такое книга. Книга - источник знаний, без книг люди не смогут развиваться, остановится мировой прогресс. Поэтому в каждом доме есть разные кни­ги - детские и взрослые, учебные и развлекательные, веселые и грустные.

— У вас есть любимые книги? (Ответы школьников.) И конечно, большинство книг имеет иллюстрации, запоми­нающиеся обложки, по которым их можно различить. Над этим работает художник-иллюстратор. Сегодня каждому из вас пред­стоит побывать в роли создателя собственной книги и ее иллю­стратора.

III. Беседа по теме урока

Конечно, оформление книги зависит от ее содержания. Ху­дожник, создавая ее общее оформление и иллюстрации, сначала внимательно читает ее, представляет ее героев.

Книга начинается с обложки. Художник думает, будет ли на ее переплете орнамент, портреты героев. Посмотрите на обложки книг, которые выставлены перед вами.

(Рассматривание книжной выставки и анализ оформления книг.)

Когда не было изобретено книгопечатание, книги создавали вручную и каждая являлась настоящей драгоценностью. Перепле­ты тогда делали из кожи и расписывали золотом.

Теперь в магазинах продается огромное количество книг — в мягких обложках, в твердых переплетах. Страницы у них из раз­ной бумаги — простой, глянцевой и даже из картона. Картонные книжки можно ставить перед собой на стол, их создают специаль­но для самых маленьких читателей, которые еще не умеют читать, поэтому в них почти нет текста, а наибольшее место занимает ри­сунок.

Есть книги, у которых верхняя часть вырезана фигурно, в ре­зультате получают контуры ее героев — котиков, матрешек и т. д. В книгах, которые рассказывают о городах, бывают объемные иллюстрации. Откроешь страницу, а на ней встают искусно сде­ланный замок, памятник, часть знаменитой улицы или площади.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему урока: «Твои книжки». Во время ра­боты над книгой художник сталкивается с целым рядом проблем. Чтобы вам было легче трудиться, запишите в тетради новые слова и пояснения к ним.

Искусство книги — комплекс видов деятельности, в результате которого в печати появляется книга.

Переплет — твердая книжная обложка.

Суперобложка — мягкая цветная обложка, которой обертывают переплет.

Титульный лист — первый лист книги.

Шмуцтитул — лист, которым открывается каждый раздел книги.

Концовка — финальный рисунок на последней странице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.229 (0.126 с.)