Тема 6. Конституционная ответственность как средство защиты Конституции Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Конституционная ответственность как средство защиты Конституции Российской Федерации



Дайте ответы на контрольные вопросы

1.Можно ли наряду с другими видами юридической ответственности выделять конституционно-правовую ответственность? Если да, то в чем ее особая природа?

2. Перечислите письменно все конституционно-правовые санкции, содержащиеся в Конституции РФ 1993 г.

3. Раскройте смысл конституционного правового механизма возмещения вреда гражданам со стороны государства на основе постановлений Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1550; ВКС. 1996. № 2) и от 1 декабря1997 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5711; ВКС. 1997. № 6).

4.Назвоите функции конституционной ответственности

5.Какие субъекты конституционной ответственности относятся к индивидуальным, а какие к коллективным?

6. Что служит основанием возникновения конституционной ответственности?

Вариант 6.

1. Виды и меры конституционной ответственности.

2.Порядок и основания досрочного отрешения от исполнения полномочий Президента РФ.

3. Составить схему (таблицу) мер конституционной ответственности по различным основаниям согласно Конституции Российской Федерации.

Литература

Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. - М., 2005.*

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. - М., 2000.

Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С А Авакьяна. – М,, 2001.

Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики - Екатеринбург.,2004.

Сучилин А.С. Конституционная (уставная) ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственно-правовые вопросы - М., 2003.

 

Дайте правовую оценку

Задача 1.

Постановлением Конституционного суда РФ от 4 апреля 1996 года был признан не соответствующим Конституции РФ пункт 1 Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 октября 1994 года N 922. Гражданин Куцылло В.И., по жалобе которого рассматривалось дело, обратился в Московский областной суд, который оказал ему в регистрации на основании указанного Постановления Правительства Москвы с требованием пересмотреть вынесенное решение. Суд отказал ему, ссылаясь на то, что акт, признанный неконституционным, утрачивает силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда. Следовательно, процессуальных правил и оснований для пересмотра ранее вынесенного решения не имеется, а повторно суд не может рассматривать то же самое дело, так как это запрещает ГПК.

С какого момента акты, признанным неконституционными, утрачивают силу? Каковы последствия в отношении судебных решений, принятых на основе неконституционного акта, должны ли они пересматриваться и если да, то в какой форме?

Задача 2.

ОАО “Псковский синдикат” обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о защите деловой репутации к газете “КоммерсантЪ”, которая опубликовала в разделе “Петербург” материалы о причинении значительного ущерба окружающей среде в результате хозяйственной деятельности общества. Отказывая в приеме искового заявления, суд указал, что данное дело ему неподведомственно, так как речь идет о споре не экономического характера, а также неподсудно по территориальному признаку.

Что такое подведомственность и подсудность? Опишите разграничение компетенции между судами Российской Федерации? В каком суде надлежит рассматривать указанное дело?

Тема 7. Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1.Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ1993 г.: корпус избирателей, население страны, граждан России или что-то еще?

2.Что отличает верховную государственную власть от иных видов социальной власти? Каковы свойства верховной государственной власти?

3.Каково, на ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета?

4.Каково соотношение принципа народовластия и права народов на самоопределение (ст. 3, ч. 3 ст. 5 Конституции РФ)?

5.Дайте системное толкование связки ч.ч. 1, 4 ст. 3, ст. 12 Конституции РФ.

6.Предполагает ли народовластие деятельность профессионального государственного аппарата? Совместима ли с принципом народовластия президентская республика? А конституционная монархия?

7.Конституция РФ говорит об осуществлении государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). К какой из этих трех ветвей власти относятся: Президент РФ, Банк России, Прокуратура, Центризбирком?

8.Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения власти (ст. 10) и единства государственной власти (ч. 3 ст. 5)?Что означают данные принципы при их системном истолковании?

9. Прежняя российская Конституция говорила о «социалистическом выборе», а ст. 7 действующей Конституции определяет Россию как «социальное государство». Тождественны или нет данные понятия? Как соотносятся между собой ч.1 и 2 ст. 7 Конституции РФ?

10. Статья 1 Конституции РФ характеризует Российскую Федерацию ‑ Россию как государство с республиканской формой правления. Каковы сущность и отличительные признаки республики? Назовите виды республик.

Вариант 7.

1.Понятие и соотношение гражданского общества и правового государства.

2.Институты основ конституционного строя Российской Федерации.

3.Точки зрения отечественных ученных на соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004г. N-5 ФКЗ (в ред. 24.04.2008) // Собрание законодательства РФ 2008. № 27. Ст. 2710.

Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04. 2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 6.12. 2011 г.) // СЗ РФ. 2011. №50. Ст.7353.

Федеральный закон «Об принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131 (в ред. от 07.12.2011 г.) // СЗ. РФ. 2011 №50. Ст.7359; Российская газета. 14.12.2011 г.

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001г. № 95-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г. // СЗ РФ.2011. №50. Ст. 7363; Российская газета. 10.12. 2011 г.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. N 125-ФЗ (в ред. 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ 2011. № 27. Ст. 3880.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. N 74-ФЗ (в ред. 09.02. 2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 782.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. N 10-ФЗ (в ред. 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ 2010. №1. Ст. 16.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08. 1995 г. №147 –ФЗ (в ред. от 06.12.2011г.) // СЗ РФ. 2011. №50. Ст.7343; Российская газета. 09.12.2011 г.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 25.07.2002 г. №82-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2011 №27. Ст.3880.

Федеративный договор (Москва 31 марта 1992г.) // Федеративный договор: Документы. Комментарий. М. 1994.

Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990г. II Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1990 №2. Ст. 22.

 

Литература

Варенбойм П.Д.. Гаджиев Г.А.. Лафитский В.И. и др. Конституционная экономика. - М., 2006.*

Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России - М., 2003*.

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма.: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Левин И.Д. Суверенитет. (СПб., 2003)*.

Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. №7.*

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Нудненко Л.А. Теория демократии. - М., 2001*.

Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления России: теоретические основы - М., 2004.*

Задача 1.

Гражданин К.В. Ансумов оспаривает принятое Муниципальным Советом Муниципального образования “Всеволожский район” решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К.В. Ансумов считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать общеобязательные решения, поскольку они по Конституции не являются государственными органами, а значит и органами власти. Право на осуществление местного самоуправления - это право тех граждан, кто желает решать свои проблемы местного значения, однако поскольку подавляющее большинство избирателей (более 80%) даже не принимает участия в выборах органов местного самоуправления, то и права выступать от имени всех жителей у этих органов нет.

Какова правовая природа органов местного самоуправления и каковы особенности права граждан на осуществление местного самоуправления?

Обоснована ли позиция К.В. Ансумова? Приведите аргументы.

Задача 2.

Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей.

Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.053 с.)