Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17 . Конституционный статус Российской Федерации

Поиск

Дайте ответы на контрольные вопросы

1.Вправе ли федерация в сфере совместного ведения не только принимать законодательные основы, но и детально, исчерпывающим образом регулировать соответствующие общественные отношения?

2. Россия - федерация договорная или конституционная?

3. Какие договоры о разграничении ведения и полномочий между РФ и её субъектами вам известны?

4.Какие субъекты по Конституции РФ 1993 г. Считаются государствами, а какие государственно-подобными образованиями?

5.В какой статье Конституции перечислены все виды субъектов РФ? определите порядок их перечисления. С чем это связано?

6.Какие признаки присущи России как федерации?

7.Назвоите предмет ведения находящийся в исключительном ведении РФ.

Вариант 17.

1. Конституционная характеристика России как федеративного государства.

2. Международная правосубъектность Российской Федерации.

3.Дайте комментарий решениям и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ (в ред. 31.10.2005) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 (часть I). Ст. 4916.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ (в ред. 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 26. Ст. 3125.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998г. № 191-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Ст. 6732.

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998г. № 155-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Ст. 6732

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ (с изм. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 50. Ст. 7351.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6732.

Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. № 4730-1 (в ред. 08.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7356.

 

Литература

Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. № 10*.

Безруков А.В. Проблемы правовой природы Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 2*

Безруков А.В. Совершенствование института совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2003. № 5*

Васильева Л.Н. К вопросу о правовом регулировании использования государственного языка // Журнал российского права. 2002. 2010*.

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. № 8*.

Кутафин О.Е Российская автономия. – М., 2006*.

Некрасов С.И. Федеральные округа — новое звено в вертикали российской власти // Журнал российского права. 2001. № 11.*

Дайте правовую оценку

Задача 1.

Письменно проанализируйтевидение Конституционным Судом РФ вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами в следующих решениях Суда :1 вариант: постановление от 17 сентября 1993 г. по «североосетинскому делу» (ВКС. 1994. № 6; 2 вариант: постановление от 4 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ «О рекламе» (СЗ РФ. 1997. № 11.Ст. 1372; ВКС. 1997. № 1); 3 вариант: постановление от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ (СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429;ВКС. 1998. № 2).

Задача 2.

Часть 6 ст. 76 Конституции РФ устанавливает, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах собственного ведения субъекта РФ, действует акт субъекта РФ.

Соответствует ли данное положение ст. 4 Конституции РФ?

Тема 18. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1. Пункт «о» ст. 72 Конституции РФ говорит о праве субъектов федерации на установление международных и внешнеэкономических связей. Как содержательно соотносится это право с правовыми возможностями на международной арене Российской Федерации в целом?

2. Что означает конституционная характеристика республик в составе России как государств (ч. 2 ст. 5)?

3. Что отличает статус субъекта федерации от статуса иных внутренних для государства территорий?

4. Что объединяет и что различает автономную область и автономные округа?

5. Современные республики в составе России ранее именовались автономными республиками. Изменился ли их сущностный статус в связи с утратой ими признака автономности?

6. Как вы понимаете термины «бюджетный федерализм», «экономический федерализм»?

7. Одинаково ли правовое положение краев и областей?

8. Перечислите все сложноустроенные субъекты Российской Федерации.

9. Вправе ли муниципальное образование одного субъекта федерации принять решение о переходе в состав другого субъекта федерации? Вправе ли Российская Федерация вывести закрытое административно-территориальное образование из состава территории конкретного субъекта федерации?

Вариант 18.

1. Особенности правового статуса республик Российской Федерации.

2. Полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией.

3. Решения и правовые положения Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционных (Уставных) Судов субъектов Российской Федерации по вопросам статуса субъектов.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» от 12 июля 2006г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.

Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края. Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и «Эвенкийского автономного округа» от 14 октября 2005г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2006. № 16. Ст. 1644.

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть Г). Ст.4916; 2005. № 45. Ст. 4581.

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

Федеральный такой «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965; 2005 №49. Ст. 5124.

Закон Российской Федерации «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992г. № 3056-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 28. Ст. 1618.

 

Литература

Бродский М.Н., Ливеровскии А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъектов Российской Федерации. – СПб., 2000.

Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей — феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» Конституционно-правовое исследование. - М., 2002*.

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Кутафин О.Е. Российская автономия. - М., 2006*.

Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 2001.

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. - М., 2003*.

Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 10.*

Дайте правовые оценки

Задача 1.

На состоявшейся в Биробиджане сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о повышении государственно-правового статуса Еврейской автономной области и превращении ее в республику. Акт провозглашения республики был неоднозначно воспринят жителями области. Сессии представительных органов двух крупнейших районов ‑ Ленинского и Смидовичского ‑ приняли решение категорически воспрепятствовать претворению декларации в жизнь.

Оцените вышеуказанное решение и раскройте конституционный порядок преобразования субъектов федерации.

Задача 2.

Разработайте собственный вариант структуры федерального закона о вхождении в состав Российской Федерации новых территорий. Дайте в рамках указанной структуры наименования глав и статей законопроекта. Приложите к структуре законопроекта необходимую пояснительную записку



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.009 с.)