Тема 4. Западноевропейский и американский Театр во Второй половине ХХ В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Западноевропейский и американский Театр во Второй половине ХХ В.



Судьбы театра во второй половине ХХ века. Изменение статуса театра со времен «новой драмы». Карнавализация мира во время мировых войн и революций и влияние кинематографа как факторы трансформации западноевропейской и американской драматургии. Направления трансформации театра: изнутри (новые темы, мотивы, новая образность и переосмысление традиции); по линии изменений во взаимодействии сцены и зрителя; по линии обогащения театрального искусства за счет средств других искусств (кинематографа и фотографии). Диктат режиссера как признак театра ХХ в.: увеличение дистанции между драматургом и сценической постановкой его пьесы. Писатели-режиссеры (Б. Брехт, Л. Пиранделло, Ф. Гарсиа Лорка, Т. Уайлдер, Ж. Ануй, С. Бекетт). Театральные системы первой половины ХХ века и их трансформация в послевоенном театре (система Станиславского, «эпически театр» Б. Брехта, «театр жестокости» А. Арто и др.). Направления модернизации театра: условно-аллегорическая, метафорическая традиция (драмы-мифа Ж. Ануя, Ж. Жироду, Ж.-П. Сартра, Б. Брехта, «антидрама» Э. Ионеско и С. Беккета и др.), натуралистическая, документальная эстетика (пьесы «рассерженных молодых людей», немецкая документальная драма 1950–60-х гг. и др.); «театр действия» (сюрреалистические и дадаистские представления) и «театр слова» (интеллектуальные пьесы-дискуссии в духе Х. Ибсена, А. Чехова, Б. Шоу – П. Хандке, Х. Мюллер, Ж.-П. Венцель, Б. –М. Кольтес и др.). Обращение к мифу и античному театру как способ обогащения театральных техник («Траур — участь Электры» (1931) Ю. О'Нила, «Мухи» (1943) Ж.-П. Сартра, «Антигона» (1943) Ж. Ануя, «Орфей спускается в ад» (1957) Т. Уильямса, «Медея-Материал» (1981) Х. Мюллера, «Итака» (1996) Б. Штрауса и др.). Обращение к истории в поисках ответа на вопросы современности («Книга Христофора Колумба» (пост. 1953) П. Клоделя, «Жизнь Галилея» (1953) Б. Брехта, «Бекет, или Честь Божья» (1959) Ж.Ануя, «Лютер» (1961) Дж. Осборна и др.). Переосмысление опыта великих драматургов прошлого. Шекспир как культовая фигура театра ХХ в. («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (первая ред. — 1966; вторая ред. — 1967) Т. Стоппарда, «Гамлет-машина» (1977; пост. 1990) и «Макбет» (1971; пост. 1972) Х. Мюллера, «Макбетт» (1972) Э. Ионеско, «Купец» (1977) А. Уэскера и др. Стирание границы между сценой и зрительным залом в современных формах театрального действия (перфоманс, хепенинг и др.).

Драматургия экзистенциалистов (пьесы Ж.-П. Сартра и Ж. Ануя): философия на сцене. Экзистенциальная драматургия как драма идей: традиции Х. Ибсена, Б. Шоу, А. Чехова и др. Политическая направленность «ангажированного» театра экзистенциалистов. «Мухи» (1943) Ж.-П. Сартра и «Антигона» (1943) Ж. Ануя как манифесты Сопротивления. Обращение к античности как признак экзистенциалистской драматургии («Мухи» Сартра, «Электра» и «Антигона» Ануя, «Калигула» Камю). «Антигона» Ж. Ануя – переосмысление античного мифа в политическом контексте 1940-х гг. Антигона как типично экз0истенциалистская героиня в ситуации абсурдного выбора. Героика самопожертвования. Антифашистский пафос пьесы. Переосмысление «Орестеи» Эсхила в «Мухах» Сартра. Программная статья Сартра «Театр ситуаций». Героий в исключительных обстоятельствах. Заданность ситуаций. Орест в ситуации выбора: убийство Эгисфа и Клитемнестры как манифестация экзистенциальной свободы. Проблема свободы и ответственности: Орест и Электра. Роль и символическое наполнение образа богов в пьесе Сартра. Юпитер как символ тоталитаризма. Многозначность образа мух: совесть, вина, власть стереотипов, догмы и т.п. Этапы прозрения Ореста и его самопожертвование (ср. миссия Христа). Смысл экзистенциального подвига Ореста. Послевоенная драматургия и отражение в ней нового мировоззрения Сартра («Мертвые без погребения», Morts sans sepulture, 1946; «Дьявол и Господь Бог», Le Diable et le Bon Dieu, 1951; «Затворники Альтоны», Les sequestres d'Altone, 1959).

Драма абсурда во французском театре 1950-х гг. Э. Ионеско, С. Беккет и А. Адамов – родоначальники «тетра абсурда». Пьесы-манифесты «Пародия» (La Parodie, пост. 1952) Адамова, «В ожидании Годо» (En attendant Godot, 1952, пост. 1953) Беккета, «Лысая певица» (La Cantatrice chauve, 1954) Ионеско. Парадоксальность связи с философией экзистенциализма (ее пародийное осмысление). Возвращение к традициям площадного театра Средневековья: эффекты цирковых представлений (фокусы, акробатика, клоунада), парадоксальное соединение фарса, черного юмора и философских размышлений. Традиции дадаистского сюрреалистического театра. Обращение к константам бытия (страх, жизнь, смерть, любовь) в примитивистской форме. Арсенал абсурдистской антидрамы: игра, грубый фарс, бессмысленные ситуации, алогичное поведение персонажей, бессвязный язык, разрыв между означающим и означаемым, эпатаж и т.п. Абсурдизм и нарушение постулатов нормальной коммуникации в пьесах Э. Ионеско, («Лысая певица»), развитие сатирических тенденций, проблема тоталитаризма («Носороги»). Многозначность заглавного образа (носорог). Пародия на обывательское сознание, клишированность языка и его стереотипизация. Слова, манипулирующие людьми. Пародия на массовое сознание и массовую культуру. Признаки антидрамы в творчестве Ионеско: иррациональность бытия, отсутствие причинно-следственных связей, ассоциативный характер восприятия мира, отказ от индивидуализации персонажей.Нонсенс и десегментизация речи как средство создания образов в пьесе «Лысая певица». Использование приема «театр в театре», его функции. «Хепенинг» как средство разрушения сценической иллюзии. Драматургия С. Беккета. Этапы творческого пути. Влияние Дж. Джойса на поэтику прозы и драматургии Беккета. Образ небытия, «бездействующего лица» в пьесе «В ожидании Годо». Отсутствие действия как эстетическая программа. Клоунское начало в образах Владимира и Эстрагона, их архетипичность. Мотив дороги. Абсурд и гротеск. Техника абсурдистского диалога. Годо как символ небытия. Скрытое действие в пьесе, природный цикл (образ дерева). Метафоричность абсурдистского театра. Драма абсурда как признак кризиса модернизма в 1950-х гг.

Английский театр во второй половине ХХ в. Литература «рассерженной молодежи» (К. Эмис, Дж. Уэйп, Дж. Брейн). Пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе». Бунт Джимми Портера. Программный характер пьесы, социально-политическая риторика. Реалистическая направленность драматургии «сердитых». Утопическая идея прямого воздействия театра на социум. «Театр – оружие времени» (Дж. Осборн). Драматургия«новой волны» (А. Уэскер, Ш. Делении, Дж. Арденн, Р. Болт и др.). Проблемный характер пьес, обличительный пафос, демократизация языка. Историческая пьеса Р. Болта «Человек на все времена» о Т. море и ее актуальная проблематика. Английский театр абсурда (Г. Пинтер, Н. Ф. Симпсон, Э. Бонд, П. Николз, Т. Стоппард), его своеобразие. Театр жестокости Э. Бонда и П. Николза, его преемственность по отношению к театру А. Арто. Насилие как неизбежное следствие социальных противоречий. Игра со временем и пространством. Драматургия Г. Пинтера. Влияние Чехова на психологические пьесы. Эволюция творчества Т. Стоппарда. Шекспировский интертекст в пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Аллюзии к пьесе Беккета «В ожидании Годо». Притча о наказании без вины и страхе перед «не быть». Метатекст: театр в театре. Отношение между автором и его персонажами (ср. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора»). Маска как защита от абсурда существования и ее нефункциональность. Посики абсолюта как средство противостояния абсурду в поздних пьесах «Настоящий инспектор Хаунд», «Ночь и день», «Аркадия», Берег Утопии».

Американская драма второй половины XX в. Драматургия А. Миллера. Особенности метода. Программная статья «Трагедия и обыкновенный человек». «Абстрактный реализм» – театр идей или драма сознания. Влияние Х. Ибсена на формирование творческого метода драматурга. Социально-политическая проблематика пьес. Тема среднего американца в драме «Смерть коммивояжера». Специфика сценографии и композиции – соединение прошлого и настоящего, реального времени и воспоминаний. Образ Вилли Ломена. Психологизм в изображении семейной проблематики. Тема жертвенного деяния как истинный вид трагизма в пьесах «Вид с моста», «Случай в Виши». «Тяжкое испытание». Столкновение мировоззрений в пьесе «Цена». «Пластический театр» Т. Уильямса. Предисловие к пьесе «Стеклянный зверинец», Расширенное представление о реалистичности театра. Условность как средство реалистического изображения. Использование внелитературных средств: музыка, лейтмотив, освещение, экран с проекциями надписей и изображений и т.п.Столкновение мечты и грубой реальности как главная тема пьес Т. Уильимса. Ключевые образы-символы. Трагическое и комическое в драмах. Изображение американской действительности в пьесах «Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание». Актуализация мифа в пьесе «Орфей спускается в ад». Тема греха и искупления. Натуралистические тенденции в пьесах «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше». Своеобразие абсурдизма в драматургии Э. Олби («Кто боится Вирджинии Вулф?»). Заповедь нового театра: «Невероятное. Необычное. Неожиданное». Сочетание гротеска с абсурдом и черным юмором. Человек, замкнутый в совеем одиночестве – главная тема пьес Олби. Зоологическая аллегория обществу потребления в пьесе «Случай в зоопарке». Семейные страсти в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?». Изысканность и жестокость словесно-психологических игр. Бесплодие жизни – главная тема пьесы. Интертекстуальность. Итоги эволюции театра Европы и Америки в ХХ веке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.005 с.)