Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 2. Реальность и абсурд во французской «антидраме» 1950 – 1960-х гг.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Категория абсурда в мировой культуре и литературе ХХ в.: определение и история; 2. Философские и художественные истоки «театра абсурда» ХХ в.: средневековые фарсы и площадной театр, традиция дадаистско-сюрреалистического театра, кафкианство, экзистенциализм и др. 3. Эстетика «театра абсурда» и ее принципы (отсутствие действия, «безгеройность», условность времени и пространства, словесные игры и т.п.), манифесты «антитеатра» Э. Ионеско и С. Беккета; 4. Гротеск, сатира и абсурд в пьесах Э. Ионеско: – развитие гротескно-сатирической традиции в социальных фарсах Ионеско, пародия на стереотипы и общество потребления; – пародия на тоталитаризм и массовую культуру в пьесе «Носороги», многозначность заглавного образа, социальная мифология и ее разрушение; – проблема невозможности коммуникации в пьесе «Лысая певица», образы обывателей в пьесе; 5. Абсурд как небытие в пьесах С. Беккета: – философская основа пьесы «В ожидании Годо»: образ небытия, проблема одиночества; – многозначность образа Годо и его интерпретации, образ «бездействующего лица»; – традиции средневековых соти, фарсов и ренессансной «комедии масок» в структуре и системе образов; – «словесные игры» и их функции в пьесе, эстетика «безмолвия», недоверие к слову; – человек и вещи в пьесах Беккета и Ионеско; 6. Традиции театра абсурда в современной литературе Тексты: Ионеско, Э. Носороги; Лысая певица; Беккет, С. В ожидании Годо; Беккет, С. Три диалога // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.118-127. Ионеско, Э. Как всегда – об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.128-139.* * По желанию группа может инсценировать наиболее показательный отрывок из любой вышеуказанной пьесы (не более 10-15 мин.) Литература: 1. Андреев, Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы. – М., 1977. – С.20-28. 2. Андреева, Е. Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е. Андреева. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. – 512 с. 3. Бреннер, Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994. 4. Дюшен, И. Театр парадокса (предисловие) // Театр парадокса. – М., 1991. 5. Елистратова, А. Трагикомедия Беккета «В ожидании Годо» // Современная литература за рубежом. – М., 1971. 6. Исаев, С. Предисловие // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. – М., 1992. 7. Никитин, В. А. Человек, не пожелавший стать носорогом // Ионеско, Э. Противоядия. – М., 1992. – С.3-8. 8. Проскурникова, Т. Б. Театр Франции: Судьбы и образы. – Спб., 2002. 9. Проскурникова, Т. Б. Французская антидрама 50-60-х годов. – М., 1968. 10. Токарев, Д. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета / Д. Токарев. – М.: Новое лит. обозр., 2002. – 336 с. 11. Французская литература 1945-1990. – М., 1995. Тема № 3. Самобытность и парадоксы классики японской прозы ХХ в. (на материале произведений Ю. Мисима и Я. Кавабата) 1. «Бум» японской культуры и литературы в ХХ – ХХI в. и его истоки: – влияние «политики открытых дверей» на японскую культуру, традиции и модернизация; – открытие европейской и русской литературы и ее влияние на японскую литературную традицию; – религиозная и мировоззренческая основа японской литературы (буддизм, синтоизм, атомная катастрофа и ее влияние на культуру, экологическая тематика и т.п.); – специфика японской литературы в ХХ в. (синтез традиций и новаторства), ее истоки (Акутогава Рюноскэ, Эдогава Рампо и др.) 2. Кавабата Ясунари как выразитель сути японского мышления: – парадоксы мировосприятия и этапы творческого пути; – проблематика и композиция романа «Тысячекрылый журавль»; – отражение японских обычаев, традиций, быта и психологии: реальность и мифы; эстетика дзен в романе; – изображение природы и функции пейзажа в романе; – орнаментальность стиля как художественный принцип, отражение поэтической традиции; 3. «Последний самурай» Юкио Мисима: – личность Мисимы: факты и мифы; – мировоззрение Мисимы: национализм, экстремизм, ницшеанство, рецепция традиционной культуры; – культ сильной личности в романе «Золотой храм», философия насилия и эстетика бунта; – проблематика романа и специфика образа главного героя, перестройка тела и духа; – особенности стиля Мисимы: традиции классической японской прозы и Томаса Манна, влияние Достоевского; 4. Кавабата и Мисима как два диаметрально противоположных начала современной японской прозы, их влияние на последующую национальную и мировую литературу; Тексты: Мисима Юкио Золотой храм; Кавабата Ясунари Тысячекрылый журавль Литература: 1. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры: пер. с англ. / Р. Бенедикт. – СПб.: Наука, 2004. – 360 с. 2. Григорьева, Т. Человек общество // Григорьева, Т. Японская литература XX в. – М., 1983. – С.184-248. 3. Григорьева. Т. Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре. –М., 1985. – С.135-165. 4. Мещеряков, А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. – М., 1988. 5. Натан, Д. Мисима: биография: пер. с англ. / Д. Натан. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 352 с. 6. Очерки творчества писателей XX века / отв. ред. В. Б. Земсков, А. Ф. Кофман. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 687 с. 7. Рехо, К. Современный японский роман. – М., 1977. 8. Ролен, О. Пейзажи детства: Хемингуэй. Набоков. Борхес. Мишо. Кавабата: эссе: пер. с фр. / О. Ролен. – М.: Изд-во Независимая газета, 2001. – 208 с. 9. Сто лет русской культуры в Японии. – М., 1989. 10. Чхартишвили, Г. Ш. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм // Мисима, Ю. Золотой Храм. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. 11. Тема № 4. Постмодернистская эстетика в романе У. Эко «Имя розы» 1. Постмодернизм в философии, науке, культуре: а) Место постмодерна в теории стилей и истории литературы: - философская база постмодерна и постструктуралистские теории текста: Ж.Деррида, Ж.Ф.Лиотар, Р. Барт, М. Фуко и др. - История развития постмодерна в литературе и искусстве. Основные имена. б) Постмодерн в терминах и понятиях: - интертекст - эпистемологическая неуверенность - «смерть автора» - «постмодерная ирония» - дивид - гипертекст. 2. Роман У. Эко в интерьере постмодерна: а) У. Эко: семиолог, медиавист, романист. История замысла и публикации, русская судьба романа. Эффект «потерянной рукописи». «Записки на полях» - обнажение приема или постмодерная мистификация? б) проблема жанра: - детективный сюжет и его каноны: время и пространство, традиционная система образов (частный сыщик, его помощник и официальный следователь), аллюзии классики детектива, дедуктивный метод Вильгельма как способ организации повествования. - исторический колорит и его роль: время и место действия, реальные исторические лица и их роль в романе, специфика средневекового сознания и его сочетание с сознанием ХХ века. (Адсон, Вильгельм, Хорхе). в) Средневековая культура как источник одного из «текстов» романа: - концепция карнавальной культуры М.М. Бахтина и ее роль в тексте («Вечеря Киприана» и сны Адсона, шутовство и образ Сальватора). - Проблема смехового начала: аристотелевская концепция комического концепция «комического», ее связь с сюжетом и противостояние схоластическим концепциям смеха (оппозиция: Вильгельм и Хорхе). - Семиотическая «изнанка» официальной средневековой культуры: интерпретация символов и библейских мотивов в романе. Смысл заглавия. г) Спектр интертекстов в составе романа. Борхесовские мотивы и полемика с ними (библиотека, лабиринт и т.п.). Образ Хорхе Бургосского и его прототип как один из ключей к роману. Смысл финала. Литература. 1. Андреев Д.А. У.Эко: взгляд в ХХI век// Общественные науки современность. – 1997. - №5. – С.135-148. 2. Андреева, Е. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 488 с. 3. Беседа с У. Эко// Книжное обозрение. – 1998. – 2 июня (№22). – С.13-19. 4. Бутов М. Отчуждение славой// Нов. мир. – 2000. - №2. – С.188-209. 5. Вдовин А. К портрету слепого библиотекаря.// Урал. – Екатеринбург.,2000. - №5. – С. 173-177. 6. Зенкин С. В скриптории холодно (рецензия на книгу У.Эко «Имя розы»)// Лит. обозр. – 1991. №6.- 71-73. 7. Иванов Вяч. В. Огонь и роза// И. Л. 1998. - №8. 8. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации / А. И. Извеков. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2008. -244 с. 9. Ильин И.П. Постмодернизм – М., 2001. – 384 С. 10. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. -- М., 1998, С. 155-168. 11. Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб. комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. - М.: Флинта: Наука, 2004. -214с. 12. Лексикон нон-классики: Художественно-эстетическая культура XX столетия / под общ. ред. В. В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2004. - 607 с. 13. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.,2000. 14. Олива Р. Спасет ли нас Интернет? Заметки о современной итальянской прозе.// Звезда. -–2000.- №3. – С.185-190. 15. Рейнгольд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У.Эко// И.Л. – 1994. - №4. – С. 269-274. 16. Современное зарубежное литературоведение / Дранов А.В., Козлов А.С., Ильин И.П и др. – М., 1999. 318 с. 17. Соколов В. Снова в Средневековье? (рец. На кн. У. Эко «Ср. века…»).// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - №2 – 121-128. 18. Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы» /предисл. Лотмана Ю.М. – М., 1989. 19. Эко У. Средние века уже начались (эссе)// Иностранная литература 1994.-№4.-259-268. 2. Творческие задания (обязательные) 1. Написать эссе на тему «Современная зарубежная литература в кинематографе» (сопоставить любое произведение по списку и его экранизацию из списка фильмов) – 2 стр.; 2. Написать рецензию на любую новую книгу зарубежного писателя (по списку) – 1-2 стр. 3. Творческие задания (по выбору) 1. Составить макет статьи для русской Википедии по творчеству одного из современных зарубежных писателей; 2. Подготовить презентацию в программе Powerpoint по случаю юбилея одного из современных зарубежных писателей; 3. Определить возможного лауреата Нобелевской премии из числа современных зарубежных авторов и написать Нобелевскую лекцию от его лица согласно законам жанра, а также подготовить вопросы для воображаемого интервью с этим писателем; 4. Обзор одного номера журнала «Иностранная литература» за последние два–три года (подготовить к экзамену) План: – Кратко об истории журнала. Редколлегии (особенно современной, посмотреть на сайте Журнального зала и в выходных данных на обложке журнала) – Тематика номера (если номер тематический) или концепция (некая единая идея, объединяющая все разделы номера) – Обложка (иллюстрация), ее связь с содержанием номера – Основные разделы: постоянные рубрики (просмотреть еще несколько номеров, чтобы узнать, какие являются постоянными), сменные – Краткий обзор содержания художественных публикаций по рубрикам: анализ романа, лирики и т.п. (тема, проблематика, художественные особенности) – Критико-библиографические разделы (Литературный гид, Литературное наследие, Трибуна переводчика, Среди книг, Классика ХХ века и др.) – Анонсы книг (Библиофил) – Авторы номера (см. сведения об авторах и переводчиках). Для ознакомления с историей журнала и его современным состоянием рекомендуются следующие источники: «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1891–1894 // Иностр. лит. – 2002. – № 6. –С. 215–250. «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1895–1900 // Иностр. лит. – 2002. – № 12. –С. 276–310. «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1901–1908 // Иностр. лит. – 2003. – № 5. –С. 234–273. «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1910–1916 // Иностр. лит. – 2004. – № 1. –С. 228–256. Нам 50 лет // Иностр. лит. – 2005. – № 10. «Иностранная литература» в Интернете [Электронный ресурс] //http: //magazines/russ.ru/inostran Указания по выполнению: 1. В качестве допуска до экзамена студент обязан сдать 2 задания: 1. Творческое задание № 1– до 1 ноября; 2. Творческое задание № 2 – до 1 декабря; 2. В качестве 3 вопроса на экзамен выносится анализ 1 номера журнала «Иностранная литература» (номер иметь при себе обязательно)
3. Вопросы к экзамену: 1. Литература ХХ века – специфические черты. 2. Жанровое и тематическое своеобразие романа У. Голдинга «Повелитель мух». 3. Жанровое и тематическое своеобразие романа Г. Грина «Сила и слава». 4. Британский роман ХХ в. (Фаулз, Бёрджесс, Таусенд, Во, Уотерхауз, Льюис и др.). 5. Современный британский роман (анализ 1 произведения) 6. Французский роман ХХ в. (Ажар, Турнье, Пий, Мёрль и др.). 7. Антироман во французской литературе ХХ в. (Н. Саррот, П. Модиано, М. Бютор, А. Роб-Грийе) 8. Сатира в литературе ХХ в.: основные приемы и формы 9. Французская литература о войне и Сопротивлении. 10. Современный американский роман (анализ одного произведения). 11. Особенности развития литературы Восточной Германии в ХХ в. 12. Американская мозаика: мультикультурализм в литературе США второй половины XX века. Творчество писателей-афроамериканцев. 13. Польская литература о Второй мировой войне и Освенциме. 14. Традиция исповеди подростка в американской литературе и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 15. Х. Л. Борхес – новеллист. 16. «Гринландия» – «развлекательные» и «серьезные» романы Г. Грина. 17. Тема «трагической вины», «расчет с прошлым, счет настоящему» в литературе Западной Германии (этапы, типология, жанровые модификации). 18. Повесть – притча Э.Хемингуэя «Старик и море». 19. Жанровое и тематическое своеобразие романа Т. Манна «Доктор Фаустус». 20. Жанровое и тематическое своеобразие романа британских постмодернистов (Фаулз, Барнс, акройд, Байетт и др.). 21. Образ Адриана Леверкюна – доктора Фаустуса – в романе Т. Манна, его фольклорные и литературные предшественники. 22. Америка и американцы в литературе США ХХ века. 23. Г. Белль – романист. 24. Японская национальная традиция и традиции Г. Мелвилла и Ф. Достоевского в романе Оэ Кэндзабуро «Объяли меня воды до души моей…». 25. Специфика содержания и поэтики романа Г. Бёлля «Бильярд в половине десятого». 26. Реальность и миф в романе Дж. Апдайка «Кентавр». 27. Тема войны и непреодоленного прошлого в немецкой драме 1940-70-х годов. 28. Роман-антиутопия Дж. Оруэлла «1984»: содержание и поэтика 29. Античный миф в экзистенциалистской французской драме 1940-х годов («Антигона» Ж.Ануя, «Мухи» Ж.-П. Сартра). 30. Личность и «общество потребления» в творчестве американских писателей-битников. 31. Экзистенциализм в литературе Франции. Проза Ж.-П. Сартра. 32. Постмодернизм в зарубежной литературе ХХ в.: теория и практика 33. Повесть А. Камю «Посторонний» в контексте литературной традиции. 34. Роман – миф в зарубежной литературе второй половины XX века (анализ одного произведения). 35. «Цикл бунта» в творчестве А. Камю. Роман «Чума». 36. Японский роман второй половины XX века. Традиции и современность: Ю. Мисима, Я. Кавабата, А. Кобо 37. Сатирическая модель «общества потребления» в зарубежной литературе 1950-70-х годов. 38. Английский философский роман (на примере творчества А. Мердок). 39. Общество потребления в литературе Франции ХХ в. 40. Английская и американская драма абсурда (Т. Стоппард, Э. Олби). 41. Французская «антидрама» (С. Беккет, Э. Ионеско). 42. «Новый латиноамериканский роман» и «магический реализм» в литературе ХХ в. 43. «Пластический театр» Т. Уильямса. 44. Жанровая поливалентность постмодернистского романа У. Эко «Имя розы». 45. Роман-парабола Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»: своеобразие содержания и поэтики. 46. «Писатель XXI в.» Милорад Павич и его «гиперроманы». 47. Литература XXI в.: тенденции развития 48. Проблематика и поэтика романа К. Оэ «Объяли меня воды до души моей» 49. Литература Восточной Европы в ХХ в. (обзор, анализ 1-2 произведений) 50. Интертекстуальность в литературе ХХ в., основные формы и приемы (на примере 2-3 произведений) 51. Философские романы М. Фриша: содержание и поэтика 52. Постколониальный роман в современной литературе 53. Проблемы молодого поколения в современной литературе 54. Роман-антиутопия Исигуро К. «Не отпускай меня»: проблематика и поэтика 55. Постмодернизм в современной итальянской литературе 56. Постапокалиптический роман К. Маккарти «Дорога» как предостережение и пессимистическое пророчество 57. Мультикультурализм в американской литературе. Болдуин. Т. Моррисон 58. Современная массовая литература за рубежом 59. Мой любимый писатель в современной зарубежной литературе 60. Мое любимое произведение в современной зарубежной литературе
III РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.009 с.) |