Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. На обломках империи: Судьбы литературы Великобритании во Второй половине ХХ В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Парадоксы английской истории в середине ХХ столетия. Итоги Второй мировой войны для Великобритании. Распад крупнейшей в мире колониальной империи (отделение Индии и Пакистана в 1947 г., Бирмы и Цейлона в 1948). Политика протекционизма (лозунг «Уходить, чтобы оставаться»), освобождение Египта и Суэцкая авантюра (1956). Образование Содружества наций. Периодизация истории Британии послевоенного периода: период «послевоенного урегулирования» (время правления лейбористов во главе с Дж. М. Кейнсом); период консерватизма (приход к власти М. Тэтчер в 1979 году). Построение «государства всеобщего благоденствия» в годы «кейсианства»: увеличение налогов на богатых, национализация промышленности, демократизация университетского образования, расшатывание классовой структуры и т.п. Отставание в развитии экономики по сравнению с США, Японией и Германией. Политика консерватизма как общемировая тенденция и как чисто британское явление. Реформы М. Тэтчер: разгром профсоюзов, сворачивание социальных программ в образовании и здравоохранении, политика денационализации промышленности, возрождение предпринимательства, рост безработицы, социальной поляризации. Развитие идей «железной леди» в политике Дж. Мейджора и Т. Блэра. Социальный протест в литературе «рассерженных молодых людей» (К. Эмис, Дж. Уэйн, Дж. Брейн). Пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе» как манифест «рассерженной молодежи». Трансформация культуры, ее омассовление и усреднение, расшатывание традиционных норм и принципов, молодежные революции 1960-х гг. («битломания» в 1960-х, рок-культура, сексуальные и ЛСД-революции и т.п.), «викторианское возрождение» как реакция на дезориентацию молодежи, поиск нравственных идеалов в прошлом. Стирание границ между элитарной и массовой культурой к 1980-м гг. Необходимость адаптации серьезной литературы к новым условиям. «Гринландия» – координаты художественного мира Грэма Грина. Грэм Грин (1904—1991) – ключевая фигура английской романистики второй половины ХХ века. Становление Грина-романиста в 1930-е годы. Основные этапы творческой биографии. Писатель-католик: сочетание религиозного и реалистического взгляда в творческой манере писателя. Ключевые темы: грех и добродетель, проклятие и искупление. Так происходит в романах «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Конец любовной связи» (1951). Типология романного творчества Г. Грина и его противоречивость: «занимательный» роман (enterteinment) и его признаки – детективный сюжет, приключенческая фабула, включающая убийства, благополучная развязка: «Продается ружье» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Вечеринка с бомбой» и др. «Серьезные» романы (novel): «Это поле боя» (1934), «Меня создала Англия» (1935) и др. Условность типологии. Сочетание психологизма и детективно-авантюрного сюжета, «психологические детективы». Трансформация жанров приключенческого и детективного романов в социально-политический роман, сатирический роман, роман идей. Философско-психологические и социально-политические романы «Сила и слава», «Суть дела», «Комедианты», «Стамбульский экспресс», «Тихий американец» и др. Признаки «классических» романов Г. Грина: трагикомические ситуации, наличие динамичных диалогов и драматических сцен, острота психологических конфликтов, этический пафос, проблемы счастья, долга, совести, доброты, достоинства, ответственности. Диалог как основной структурный элемент текста. Сочетание глубоких нравственно-психологических проблем с криминальным сюжетом. Драматические элементы в романах «Сила и слава», «Суть дела». Координаты художественного мира Г. Грина. Центральные мотивы и их вариации: мотив преследование и поиска, преступления и наказания, свободы выбора и моральной ответственности. Осуждение колониализма в романах «Тихий американец» и «Наш человек в Гаване». Сатирические и философские аспекты творчества Г. Грина. Его парадоксы и любимые герои. Гуманизм Г. Грина. Традиции классического реализма в монументальных эпических циклах Ч. Сноу (1905-1980). Исследование общественной жизни Англии в цикле романов «Чужие и братья». Жанровая типология романов: биографический, психологический, роман воспитания («Пора надежд», «Возвращение домой», «Свет и тьма»), социально-исторический («Новые люди»), политический («Коридоры власти»), семейно-бытовой («Новые люди»). Система перекликающихся мотивов. Образ рассказчика. Изображение технократической интеллигенции. Тема сущности власти и борьбы за власть в романе «Совесть богачей». Социальная проблематика. Критическое изображение высших правительственных кругов в романе «Коридоры власти». Роман об академической среде – «Наставники». Аналитический, рационалистический характер прозы, отсутствие метафоричности, сдержанность тона, лаконичность и простота изложения. Сатирические романы И. Во (1903-1966). Традиции реалистического сатирического романа., влияние Т. Смоллетта. Г. Филдинга, У. Теккерея. И. Во – писатель католик, отражение религиозных представлений в романе «Пригоршня праха». Образ Тони Ласта – «последнего из могикан». Семантика эпиграфа и названия романа. Образ поместья Хэттон как олицетворение патриархальности и старины. Поиски нравственного идеала в романе «Возвращение в Брайдсхед». Чарлз Райдер и его обращение в католичество: нравственно-эстетический смысл. Сатирическое изображение общества потребления в романе «Незабвенная». Превращение смерти в товар. Гротеск и сатира в романе. Концерн смерти «Шелестящий дол» как отражение стереотипов массового сознания. «Шелестящий дол» как изнанка жизни Голливуда. Сочетание трагического и комического, вечного и преходящего. Техника говорящих имен в романе (Джойбой и Танатогенос). Сатирические образы Гуру Брамина и Э. Бартоломью, способы манипуляции массовым сознанием. Антитеза как способ сюжетно-композиционной организации повествования, роль аллюзий в создании иронии. Средства сатирического изображения действительности в романе. Философско-психологический роман в литературе Великобритании второй половины ХХ в. Влияние экзистенциализма на английскую литературу. Творчество А, Мердок. Мировоззренческие и эстетические взгляды: Мердок. и Сартр, лингвистические концепции Витгенштейна, неоплатонизм. Типология романов А. Мердок: «novel», (реалистический роман) – «Под сетью», «Бегство от волшебника», «Замок на песке»; «romance» (романтический роман с авантюрно-приключенческой коллизией) — «Итальянская девушка», «Единорог» и др. Экзистенциалистская философия, роль философских постулатов и конструкций в творчестве Мердок 1960-70-х гг. Философско-эстетическая направленность ранних романов «Под сетью», «Колокол». Усиление социального звучания в романах «Человек случайностей» (1971), «Черный принц» (1972), «Машина святой и нечестивой любви» (1974), «Дитя слова» (1975), «Море, море» (1978).Размышления об судьбе Ирладии в историческом романе «Алое и зеленое» (1965). Ориентация на морально-этические нормы христианства. Проблема эгоцентризма, «разорванных коммуникаций», поиск своего «я» в философско-психологическом романе «Черный принц». Сочетание интеллектуально - психологического и философского начала, детективная канва повествования и ее сюжетно-композиционная роль. Проблема художника в мире пошлости: Пирсон – Баффин (истинный художник и ремесленник). Шекспировские аллюзии в романе. Образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла. Смысл заглавия. Концепция любви. Любовь как черный Эрос и как возвышающее начало. Брэдли Пирсон и Джулиан Баффин. Иррациональная природа любви. Тема духовной тирании. Образ Кристиан. Особенности жанра – синтез детективного, «готического», философского и психологического романа. Постмодернистский множественный финал и его роль в раскрытии образа Пирсона.. Особенности повествовательной техники. Отчужденность и способы ее преодоления.. Аллегоричность фабулы и реалистичность изображения. Культурологическая насыщенность романов А. Мёрдок. Философский роман У. Голдинга. Традиции философской повести (Дефо, Свифт, Вольтер). Экзистенциальные мотивы в творчестве писателя. Проблема «человек и цивилизация» как ключевая проблема прозы У. Голдинга. Роман «Повелитель мух» – парабола об исторических путях человечества. Черты антиутопии. «Робинзонада» как проверочная ситуация. Социальный вакуум и способы адаптации к жизни. Столкновение социального и биологического в человеке. Духовное и психологическое перерождение героев. Механизмы коллективной психологии в изображении Голдинга, роман как психологический эксперимент и философская притча. Мотив «тьмы». Особенности системы символов в романе и их полисемантичность (кабанья голова, белая раковина, костер). Соотнесенность романного и притчевого пространства и их роль в раскрытии основных идей романа. Портрет ребенка в романе (Джек, Ральф, Саймон, Хрюша). Концепция трагической диалектики истории. Акутализация темы насилия и тоталитаризма, военная тематика. Голдинг и Сартр, аллюзии к пьесе «Мухи». Проблема свободы выбора и нравственной ответственности в романах «Свободное падение», «Шпиль». Человек в контексте исторического времени. Особенности жанра. Сочетание двух планов – фабульного и аллегорического. Парадокс и ирония в романах. Мотивы свободы личности, свободы выбора в романе «Шпиль». Роман-антиутопия в английской литературе второй половины ХХ в. Традиции Е. Замятина, О. Хаксли, Г. Уэллса в романах Дж. Оруэлла и Э. Бёрджесса. Влияние романа Е. Замятина «Мы» на творчество Дж. Оруэлла. Терминологический спектр понятия «антиутопия», его неопределенность: «негативная утопия», «неутопия», «какатопия», «дистопия». Политическая, социальная и культурная действительность ХХ в. как объект антиутопии. Проецирование ситуации «холодной войны» на художественный мир в романе Дж. Оруэлла «1984»: структура общества в Океании. Конфликт между «естественной» личностью, не сумевшей приспособиться к «прекрасному новому миру», и Благодетелем (по терминологии Е. Замятина). Образ Старшего Брата как персонификация тоталитаризма. Насилие над историей, ее выпрямление («Министерство Правды» в романе «1984»). Способы подавления личности на уровне мышления, эмоций, языка. Книга как враг идеологи. «Новояз» – идеологическое оружие (сатира на язык СССР). Лингвистическая утопия и способы ее создания. Этапы «прозрения» Уинстона Смита. Дневник как способ отвоевания личного пространства. Концепция любви в романе – любовь земная и сакральная. Предрешенность конфликта. Сатира и ее объекты в повести-притче «Ферма» (или «Скотный двор»). Элементы антиутопии и пародии на антиутопию в романе «Заводной апельсин». Этическая и социальная проблематика в романе. Изображение молодого поколения. Роль «новояза» как социального маркера. Исследование природы зла в человеке. Иррационализм деструкции. Дендизм и насилие – эстетство и варварство в поведении лекса. Роль музки Бетховена в понимании внутренного мира героя. Красота и насилие. Тривиализация идей английского эстетизма. Теологические аспекты в романе. Человек и машина правосудия. Способы подавления человеческой личности. Проблема перевоспитания. Формальная свобода и безальтернативность выбора. Нравственный итог романа. Бёрджесс как писатель-парадоксалист. Перспктивы развития английской литературы в ХХ – ХXI вв. Постмодернизм и викторианство. Постколониализм. Литература бывшей империи: Ирландия, Шотландия, Уэльс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.011 с.) |