Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Американцы в поисках америки: парадоксы развития литературы США во Второй пол. ХХ В.

Поиск

Судьбы «американской мечты» во второй половине ХХ века. Прогрессирующее развитие американской экономики и культуры после Второй мировой войны. Превращение страны в центр западного мира. Роль в «холодной войне» и в создании НАТО. Курс на построение государства всеобщего благоденствия по американской модели. Краткий экскурс в историю «американской мечты»: 1. эпоха Войны за Независимость и становления демократии – мечта о свободе (труды «отцов демократии» Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна и др.). 2. война Севера и Юга – мечта о демократии и освобождение от рабства (творчество У. Уитмена); 3. в ХХ веке – мечта о благосостоянии, курс на повышение материального уровня жизни и строительство общества массового потребления. У. Фолкнер об «американской мечте». Критика массовой культуры и консюмеризма. Д. рисмен о потере идентичности индивидом. Э. Фромм об автоматизации человека и превращении общества в «мегамашину». «Бесцветные» 1950-е гг. как «сытое», «самодовольное» десятилетие. Рост семейного благосостояния, «бейби-бум», строительство «одноэтажной Америки», развитие «нуклеарных семей». Вездесущесть и навязчивость рынка масскульта, бессознательный конформизм, подозрительность и доборовольно-принудительная сплоченность, вызванная страхами «холодной войны». Писки альтернативы дискредитировавшей себя «американской мечте»: литература протеста и молодежной контркультуры (битники и хиппи), интеллектуальная проза, литература «черного юмора», новый мифологизм и поиски национальных корней в ситуации мультикультурализма.

«Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи». Протестная контркультура битников. Этимология слова «битник» и словосочетания «beat generation» (разбитое поколение), его неоднозначность: «усталый», «разбитый» (beaten), «благодать» (beatitude), «ритм» (beаt). Корни битничества: разрыв между поколением отцов и детей, между системой, престижем, потреблением и маргинализацией, свободой, сексуальной и наркотической революцией. Битнический бунт как выпадение из системы (dropping out). Бегство от реальности к природе и самому себе. Роль трансцендентализма и восточной философии. Дзен и джаз как факторы миросозерцания битников. Идеолгия и быт битников: преодоление буржуазных табу (брак, постоянная работа, благосостояние, престиж) и эксперимент в жизни и искусстве, культ «новой чувствительности», эмоциональности, непосредственности, естественности, поикски природы, попытки соединить выразительные возможности слова, звука, визуального образа и изменить художественное видение реальности с помощью наркотиков, галлюциногенов. Битники как предтечи контркультуры хиппи в 1960-е гг. Крупнейшие фигуры среди битников – прозаики Джек Керуак, Уильям Берроуз и поэт Аллен Гинзберг. Поэма А. Гинзберга «Вопль» как манифест «разбитого поколения». Группы битников: нью-йоркская (Керуак, Берроуз, Гинзберг) и калифорнийская (Лоуренс Фарлингетти, Грегори Корсо, Гэри Снайдер). Дж. Керуак – идеолог движения и родоначальник битнической прозы («Бродяги Дхармы», «На дороге», «Биг Сур», «Подземные» и др.). Путешествие и бродяжнисчество как стихия жизни в «романах большой дороги» Керуака. Герой-хиппстер Керуака святой, юродивый, пророк – и его прототип (Дин Кессиди). Философия дзен-буддизмак в романах Керуака. Автобиографическое и документальное начала. Лиризм прозы Керуака. Перенесение на литературу законов джазовой музыки. Разрушение приципов традиционного языка (отказ от знаков препинания) и свобода импровизации.

Продолжение традиции Керуака в романах поколения 1960-х гг. Критика потребительской цивилизации и современной Америки в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Сумасшедший дом как метафора окружающей действительности. Повествователь – индеец Бромден – естественный человек «в застенках» цивилизации. Метафоры Кизи и их социально-политическое значение: «дурка», «овощи», «промывка мозгов», санитары и т.п. Диктат мисс нусен как символ политической несвободы и засилия массовой культуры. Герой-трикстер Макмёрфи – шут и бунтарь. Смеховой бунт героя и его маргинальный статус (карточный шулер в сумасшедшем доме). Этапы бунта: история с телевизором, рыбалка и т.п. Поражение Макмёрфи, его причины и уроки. Бегство Бромдена и смысл финала. Утопия и антиутопия.

Культовый писатель 1950-х и 1960-х гг. – Джером Дейвид Селинджер (1919 – 2010). Культовый роман «Над пропастью во ржи» (Тhe catcher in the raw, 1951) и его роль в молодежной культуре ХХ в. Герои Селинджера – святые, безумцы, уродцы: пророки любви к человечеству. Цикл книг о семействе Глассов. Герой-подросток Холден Колфилд и традиции жанра «исповеди подростка» (Аксаков, Достоевский, Марк Твен и др.). Травестия романа воспитания. Отказ взрослеть как проявление нонконформизма. Видения Холдена и символика названия. «Лажа» как символ фальши потребительской цивилизации и мира взрослых. Скитания Холдена в поисках выхода. Метафора «уток в замерзающем пруду». Нравственные ориентиры: Али (аскеза) и Фиби (любовь). Трикстерское начало в образе Холдена. «Непричесанность» стиля, исповедальные интонации, роль молодежного сленга, автокомментарии, лирические отступления. Христианство и буддизм. Аллюзии к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского. В этой связи возникает аллюзия к «Братьям Карамазовым» Достоевского. Нравственный итог романа.

Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр». Поиски героя в мире заурядных людей в романах Джона Апдайка. Интеллектуально-игровое пространство современного мифа в романе «Кентавр» (1963). Традиции Дж. Джойса («Улисс»). Роль мифологических параллелей в пространстве (Олинджер – Олимп) и системе образов романа (Питер – Прометей, учитель Колдуэлл – кентавр Хирон, Вера Гаммел – Венера, доктор Зиммерман – Зевс, механик Гаммел – Гефест и т.п.). Изображение американской школы в романе: параллели к роману Бэлл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Символика образа кентавра и ее многоплановость. Трагедия учителя в современном мире, потерявшем ориентиры. Уроки нравственности Колдуэлла – Хирона. Жертвенное начало. Организация художественного времени в романе, его дискретность. Новаторство в повествовательной организации романа. Тема бессмертия и его цены. Преемственность поколений как лекарство от отчуждения. Гуманизм Апдайка. Любовь как альтернатива бездушной реальности.

Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер) в американской литературе второй половины ХХ в. Актуализация интеллектуальной прозы в 1970-х гг. в контексте неоконсерватизма и «похолодания» культурного климата. Бегство от действительности как знак безысходности в книге Трумена Капоте «Хлоднокровие», основанной на реальных событиях. Мотив бегства в романе Дж. Апдайка «Кролик, беги» и в полемическом романе Честера Хайли «Беги, человек. Беги». Безысходность и глухая изоляция как среда обитания интеллектуала в романе Сола Беллоу «Герцог» (1964). Образ профессора Герцога и стереотип интеллигента. Неотправленные письма (политикам, философам, жене, президенту, психиатрам, знакомым, живым и мертвым, Господу Богу) как способ коммуникации с равнодушным внешним миром. Миссия интеллигента –писать «историю катаклизмов и революций ХХ века». Философский итог романа – компромисс и смирение, внутренняя эмиграция как способ сохранить личность в мире абсурда, насилия, лжи. Уязвимость позиции героя и авторская ирония.

Проблема интеллигентского бездействия и ответственности за кошмар окружающей реальности в романе У. Стайрона «Выбор Софи» (1979). Сюжет романа как ситуация инициации. Время и пространство. Тема войны и холокоста. Трагизм образа Софии Завистовски и синдром Освенцима. Комплекс вины за чужие преступления и стыд за бездействие. Позиция главного героя – писателя Стинго: миссия художника – повествовать об ужасах мира, чтобы не дать забыть, несмотря на несостоятельность в роли спасителя.

1976 год – 200 лет со Дня Независимости – это время подведения итогов. «Истинно американский», итоговый роман Джона Гарднера «Осенний свет» (1976). Многослойность романа и игра с предшествующими текстами. Бытовой пласт романа: изображение судьбы двух стариков-американцев как символ безысходности и крушения американской мечты. Структура «вложенного текста»: «книжонка», которую читает Салли как пародия на массовое чтиво и комикс. Стереотипность авантюрных характеров и их функции в повествовании. Критическое осмысление массвоой культуры, демарш Джеймса против телевидения. Аллюзии к «Моби Дику» Мелвилла. Судьба корабля по имени «Америка» и судьба демократии. Переосмысление идейотцовоснователей (Джефферсона. Франклина. Вашитнгтона). Роман-притча, антироман, роман-предупреждение. Типологические черты американской интеллектуальной прозы ХХ в.

Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. ХХ века. Сатирическое изображение общества потребления в литературе «черных юмористов». Абсурд как основа мироощущения героев книг Дж. Барта, Т. Пинчона, Дж. Хоукса, Д. Бартелми и др. истоки школы «черного юмора»: жанр небылиц в традиционном американском фольклоре (истории о Поле Баньяне), сатира Марка Твена, дадаизм и сюрреализм. Предшественники школы «черного юмора» – Курт Воннегут и Джозеф Хеллер. Романы К. Воннегута – «мастера современной американской сатиры» («Колыбель для кошки», «Сирены Титана», «Бойня № 5, или Крестовый поход детей» и др.). Трагикомедия и трагифарс как жанровая стихия Воннегута. Роль гротеска в сатирическом осмеянии американской действительности. Реальность и фантастика. Вселенские масштабы абсурда. Смех – единственная реакция на ужас настоящего. «Шутовство – моя реакция на беды, которым я не в силах помочь» (К. Воннегут).

Абсурд как основа мироощущения «среднестатистического» американца в романах Дж. Хеллера. Абсурд армейской жизни в романе «Поправка № 22». Замещение человека цифрой и параграфом устава, бесчеловечность бюрократической машины. Дезертирство как единственный выход из абсурдной ситуации. Путь спасения капитана Иоссариана. Абсурдная картина мира глазами маленького человека в романе «Что-то случилось». Боб Слокум и его мир. Паранойя как социальный диагноз. Трагедия и фарс как судьба Америки в ХХ в.

Мультикультурализм и литература афроамериканцев. Традиции американского мультикультурализма: от войны за Независимость до ХХ века. Америка как многонациональная страна. Проблема национальной идентичности «американца». Концепция «плавильного котла» (melting pot) и ее несостоятельность. Современная концепция «американского салата»: сохранение культурной идентичности ври гармоничном сосуществовании этносов. «Американская мозаика» в литературе: писатели-евреи (Сол Беллоу, Белл Кауфман, Ицхак Башевис Зингер), русские (Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов), чиканос и индейцы, афроамериканцы. Статус афроамериканской культуры в современной Америке: проблемы преодоления расовых стереотипов и издержки политкорректности. Борьба афроамериканцев за свои права в середине ХХ в.: убийство Мартина Лютера Кинга, «черные пантеры» и т.п. публицистика Джеймса Болдуина и ее вклад в создание литературы афроамериканцев. Феномен Тони Моррисон. Нобелевская лекция Т. Моррисон как манифест афроамериканской прозы. Программа возвращения к истокам и поиска собственной национально-культурной идентичности. Мифологизм прозы Т. Моррисон и его истоки (фольклор, мифология и история чернокожих американцев). Проблема поиска собственной идентичности в романе «Песнь Соломона» (Song of Solomon, 1977). Поиск корней как обретение смысла жизни. Архетипические образы в романе. Символика образа Пилат. Эстетика черного блюза и афроамериканская мифология поиска земли обетованной в Африке. Летающий негр Соломон как символ свободы и самоидентификации. Реальность и фантастика в романах «Возлюбленная», «Джаз», «Любовь»: история США сквозь призму межрасовых отношений. Путешествие в глубины собственной памяти навстречу коллективному бессознательному. Героини женщины как хранительницы коллективного опыта. Многожанровость прозы Т. Моррисон: история и миф, традиции литературной «готики» и сказочный фольклор (как европейского, так и африканского происхождения, элементы «магического реализма». Исповедь как путь к самому себе и способ преодоления отчуждения и социальных комплексов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.012 с.)