Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Американцы в поисках америки: парадоксы развития литературы США во Второй пол. ХХ В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Судьбы «американской мечты» во второй половине ХХ века. Прогрессирующее развитие американской экономики и культуры после Второй мировой войны. Превращение страны в центр западного мира. Роль в «холодной войне» и в создании НАТО. Курс на построение государства всеобщего благоденствия по американской модели. Краткий экскурс в историю «американской мечты»: 1. эпоха Войны за Независимость и становления демократии – мечта о свободе (труды «отцов демократии» Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна и др.). 2. война Севера и Юга – мечта о демократии и освобождение от рабства (творчество У. Уитмена); 3. в ХХ веке – мечта о благосостоянии, курс на повышение материального уровня жизни и строительство общества массового потребления. У. Фолкнер об «американской мечте». Критика массовой культуры и консюмеризма. Д. рисмен о потере идентичности индивидом. Э. Фромм об автоматизации человека и превращении общества в «мегамашину». «Бесцветные» 1950-е гг. как «сытое», «самодовольное» десятилетие. Рост семейного благосостояния, «бейби-бум», строительство «одноэтажной Америки», развитие «нуклеарных семей». Вездесущесть и навязчивость рынка масскульта, бессознательный конформизм, подозрительность и доборовольно-принудительная сплоченность, вызванная страхами «холодной войны». Писки альтернативы дискредитировавшей себя «американской мечте»: литература протеста и молодежной контркультуры (битники и хиппи), интеллектуальная проза, литература «черного юмора», новый мифологизм и поиски национальных корней в ситуации мультикультурализма. «Разбитое поколение» и культовый роман 1960-х «Над пропастью во ржи». Протестная контркультура битников. Этимология слова «битник» и словосочетания «beat generation» (разбитое поколение), его неоднозначность: «усталый», «разбитый» (beaten), «благодать» (beatitude), «ритм» (beаt). Корни битничества: разрыв между поколением отцов и детей, между системой, престижем, потреблением и маргинализацией, свободой, сексуальной и наркотической революцией. Битнический бунт как выпадение из системы (dropping out). Бегство от реальности к природе и самому себе. Роль трансцендентализма и восточной философии. Дзен и джаз как факторы миросозерцания битников. Идеолгия и быт битников: преодоление буржуазных табу (брак, постоянная работа, благосостояние, престиж) и эксперимент в жизни и искусстве, культ «новой чувствительности», эмоциональности, непосредственности, естественности, поикски природы, попытки соединить выразительные возможности слова, звука, визуального образа и изменить художественное видение реальности с помощью наркотиков, галлюциногенов. Битники как предтечи контркультуры хиппи в 1960-е гг. Крупнейшие фигуры среди битников – прозаики Джек Керуак, Уильям Берроуз и поэт Аллен Гинзберг. Поэма А. Гинзберга «Вопль» как манифест «разбитого поколения». Группы битников: нью-йоркская (Керуак, Берроуз, Гинзберг) и калифорнийская (Лоуренс Фарлингетти, Грегори Корсо, Гэри Снайдер). Дж. Керуак – идеолог движения и родоначальник битнической прозы («Бродяги Дхармы», «На дороге», «Биг Сур», «Подземные» и др.). Путешествие и бродяжнисчество как стихия жизни в «романах большой дороги» Керуака. Герой-хиппстер Керуака святой, юродивый, пророк – и его прототип (Дин Кессиди). Философия дзен-буддизмак в романах Керуака. Автобиографическое и документальное начала. Лиризм прозы Керуака. Перенесение на литературу законов джазовой музыки. Разрушение приципов традиционного языка (отказ от знаков препинания) и свобода импровизации. Продолжение традиции Керуака в романах поколения 1960-х гг. Критика потребительской цивилизации и современной Америки в романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Сумасшедший дом как метафора окружающей действительности. Повествователь – индеец Бромден – естественный человек «в застенках» цивилизации. Метафоры Кизи и их социально-политическое значение: «дурка», «овощи», «промывка мозгов», санитары и т.п. Диктат мисс нусен как символ политической несвободы и засилия массовой культуры. Герой-трикстер Макмёрфи – шут и бунтарь. Смеховой бунт героя и его маргинальный статус (карточный шулер в сумасшедшем доме). Этапы бунта: история с телевизором, рыбалка и т.п. Поражение Макмёрфи, его причины и уроки. Бегство Бромдена и смысл финала. Утопия и антиутопия. Культовый писатель 1950-х и 1960-х гг. – Джером Дейвид Селинджер (1919 – 2010). Культовый роман «Над пропастью во ржи» (Тhe catcher in the raw, 1951) и его роль в молодежной культуре ХХ в. Герои Селинджера – святые, безумцы, уродцы: пророки любви к человечеству. Цикл книг о семействе Глассов. Герой-подросток Холден Колфилд и традиции жанра «исповеди подростка» (Аксаков, Достоевский, Марк Твен и др.). Травестия романа воспитания. Отказ взрослеть как проявление нонконформизма. Видения Холдена и символика названия. «Лажа» как символ фальши потребительской цивилизации и мира взрослых. Скитания Холдена в поисках выхода. Метафора «уток в замерзающем пруду». Нравственные ориентиры: Али (аскеза) и Фиби (любовь). Трикстерское начало в образе Холдена. «Непричесанность» стиля, исповедальные интонации, роль молодежного сленга, автокомментарии, лирические отступления. Христианство и буддизм. Аллюзии к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского. В этой связи возникает аллюзия к «Братьям Карамазовым» Достоевского. Нравственный итог романа. Метафора современной Америки в романе-мифе Дж. Апдайка «Кентавр». Поиски героя в мире заурядных людей в романах Джона Апдайка. Интеллектуально-игровое пространство современного мифа в романе «Кентавр» (1963). Традиции Дж. Джойса («Улисс»). Роль мифологических параллелей в пространстве (Олинджер – Олимп) и системе образов романа (Питер – Прометей, учитель Колдуэлл – кентавр Хирон, Вера Гаммел – Венера, доктор Зиммерман – Зевс, механик Гаммел – Гефест и т.п.). Изображение американской школы в романе: параллели к роману Бэлл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Символика образа кентавра и ее многоплановость. Трагедия учителя в современном мире, потерявшем ориентиры. Уроки нравственности Колдуэлла – Хирона. Жертвенное начало. Организация художественного времени в романе, его дискретность. Новаторство в повествовательной организации романа. Тема бессмертия и его цены. Преемственность поколений как лекарство от отчуждения. Гуманизм Апдайка. Любовь как альтернатива бездушной реальности. Интеллектуальная проза (Беллоу, Стайрон, Гарднер) в американской литературе второй половины ХХ в. Актуализация интеллектуальной прозы в 1970-х гг. в контексте неоконсерватизма и «похолодания» культурного климата. Бегство от действительности как знак безысходности в книге Трумена Капоте «Хлоднокровие», основанной на реальных событиях. Мотив бегства в романе Дж. Апдайка «Кролик, беги» и в полемическом романе Честера Хайли «Беги, человек. Беги». Безысходность и глухая изоляция как среда обитания интеллектуала в романе Сола Беллоу «Герцог» (1964). Образ профессора Герцога и стереотип интеллигента. Неотправленные письма (политикам, философам, жене, президенту, психиатрам, знакомым, живым и мертвым, Господу Богу) как способ коммуникации с равнодушным внешним миром. Миссия интеллигента –писать «историю катаклизмов и революций ХХ века». Философский итог романа – компромисс и смирение, внутренняя эмиграция как способ сохранить личность в мире абсурда, насилия, лжи. Уязвимость позиции героя и авторская ирония. Проблема интеллигентского бездействия и ответственности за кошмар окружающей реальности в романе У. Стайрона «Выбор Софи» (1979). Сюжет романа как ситуация инициации. Время и пространство. Тема войны и холокоста. Трагизм образа Софии Завистовски и синдром Освенцима. Комплекс вины за чужие преступления и стыд за бездействие. Позиция главного героя – писателя Стинго: миссия художника – повествовать об ужасах мира, чтобы не дать забыть, несмотря на несостоятельность в роли спасителя. 1976 год – 200 лет со Дня Независимости – это время подведения итогов. «Истинно американский», итоговый роман Джона Гарднера «Осенний свет» (1976). Многослойность романа и игра с предшествующими текстами. Бытовой пласт романа: изображение судьбы двух стариков-американцев как символ безысходности и крушения американской мечты. Структура «вложенного текста»: «книжонка», которую читает Салли как пародия на массовое чтиво и комикс. Стереотипность авантюрных характеров и их функции в повествовании. Критическое осмысление массвоой культуры, демарш Джеймса против телевидения. Аллюзии к «Моби Дику» Мелвилла. Судьба корабля по имени «Америка» и судьба демократии. Переосмысление идейотцовоснователей (Джефферсона. Франклина. Вашитнгтона). Роман-притча, антироман, роман-предупреждение. Типологические черты американской интеллектуальной прозы ХХ в. Сатира и «черный юмор» в американской литературе 60-90-х гг. ХХ века. Сатирическое изображение общества потребления в литературе «черных юмористов». Абсурд как основа мироощущения героев книг Дж. Барта, Т. Пинчона, Дж. Хоукса, Д. Бартелми и др. истоки школы «черного юмора»: жанр небылиц в традиционном американском фольклоре (истории о Поле Баньяне), сатира Марка Твена, дадаизм и сюрреализм. Предшественники школы «черного юмора» – Курт Воннегут и Джозеф Хеллер. Романы К. Воннегута – «мастера современной американской сатиры» («Колыбель для кошки», «Сирены Титана», «Бойня № 5, или Крестовый поход детей» и др.). Трагикомедия и трагифарс как жанровая стихия Воннегута. Роль гротеска в сатирическом осмеянии американской действительности. Реальность и фантастика. Вселенские масштабы абсурда. Смех – единственная реакция на ужас настоящего. «Шутовство – моя реакция на беды, которым я не в силах помочь» (К. Воннегут). Абсурд как основа мироощущения «среднестатистического» американца в романах Дж. Хеллера. Абсурд армейской жизни в романе «Поправка № 22». Замещение человека цифрой и параграфом устава, бесчеловечность бюрократической машины. Дезертирство как единственный выход из абсурдной ситуации. Путь спасения капитана Иоссариана. Абсурдная картина мира глазами маленького человека в романе «Что-то случилось». Боб Слокум и его мир. Паранойя как социальный диагноз. Трагедия и фарс как судьба Америки в ХХ в. Мультикультурализм и литература афроамериканцев. Традиции американского мультикультурализма: от войны за Независимость до ХХ века. Америка как многонациональная страна. Проблема национальной идентичности «американца». Концепция «плавильного котла» (melting pot) и ее несостоятельность. Современная концепция «американского салата»: сохранение культурной идентичности ври гармоничном сосуществовании этносов. «Американская мозаика» в литературе: писатели-евреи (Сол Беллоу, Белл Кауфман, Ицхак Башевис Зингер), русские (Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов), чиканос и индейцы, афроамериканцы. Статус афроамериканской культуры в современной Америке: проблемы преодоления расовых стереотипов и издержки политкорректности. Борьба афроамериканцев за свои права в середине ХХ в.: убийство Мартина Лютера Кинга, «черные пантеры» и т.п. публицистика Джеймса Болдуина и ее вклад в создание литературы афроамериканцев. Феномен Тони Моррисон. Нобелевская лекция Т. Моррисон как манифест афроамериканской прозы. Программа возвращения к истокам и поиска собственной национально-культурной идентичности. Мифологизм прозы Т. Моррисон и его истоки (фольклор, мифология и история чернокожих американцев). Проблема поиска собственной идентичности в романе «Песнь Соломона» (Song of Solomon, 1977). Поиск корней как обретение смысла жизни. Архетипические образы в романе. Символика образа Пилат. Эстетика черного блюза и афроамериканская мифология поиска земли обетованной в Африке. Летающий негр Соломон как символ свободы и самоидентификации. Реальность и фантастика в романах «Возлюбленная», «Джаз», «Любовь»: история США сквозь призму межрасовых отношений. Путешествие в глубины собственной памяти навстречу коллективному бессознательному. Героини женщины как хранительницы коллективного опыта. Многожанровость прозы Т. Моррисон: история и миф, традиции литературной «готики» и сказочный фольклор (как европейского, так и африканского происхождения, элементы «магического реализма». Исповедь как путь к самому себе и способ преодоления отчуждения и социальных комплексов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.012 с.) |