Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Тема «трагической вины» в литературе Германии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Челябинск 2011 Утверждена на заседании кафедры литературы Протокол №1 от 25 сентября 2009 г.
Зав. кафедрой______________ Д. В. Харитонов
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 520300 (031000) – филология, утвержденного Министерством образования РФ 10. 03. 2000 г. по циклу общеобразовательных дисциплин (ОПД) федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: Дипломированного специалиста по специальности 021700 – филология, специальность 021700 – филология. Квалификация – филолог, преподаватель. Семестр 7. Общая трудоемкость дисциплины – 36 часов В том числе: Лекций – 36 Практических занятий – 0 Лабораторных – 0 Контрольные мероприятия: Рефераты 0 Коллоквиумы 0 Контрольные работы 0
Составитель – Полушкин Александр Сергеевич, канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры литературы ЧелГУ
I. Введение: 1. Цель дисциплины – сформировать целостное представление о процессе развития зарубежных литератур во второй половине ХХ в. (1945–1989 гг.) – в период кардинальных изменений в социальной, экономической, политической, культурной и мировоззренческой парадигме человечества, во многом повлиявший на формирование основных тенденций новейшей литературы. В силу того, что в учебном плане подготовки выпускников Романо-германского отделения данный период истории зарубежной литературы не является итоговым, как в программах филологов-русистов, а предшествует этапу новейшей литературы, курс ограничен хронологическими рамками 1945–1989 гг., что позволяет локализовать понятие «второй половины ХХ в.» и более подробно охарактеризовать тенденции литературного процесса данного этапа в тесной связи предшествующими и последующим периодами развития мировой литературы. 2. Задачи дисциплины: – Выявить особенности становления и развития зарубежной литературы во второй половине ХХ в., показать основные тенденции, этапы и явления в эволюции ведущих литератур зарубежья, как «старых» (английской, французской, немецкой, американской), так и «новых» (польской, чешской, японской, латиноамериканских литератур и др.) и их взаимосвязи на фоне мирового культурного пространства; выявить соотношение с предшествующими этапами развития культуры и литературы; определить экстралитературные факторы, обуславливающие специфические признаки литературного процесса на данном этапе («поляризация» мира, Вторая мировая и «холодная» войны, локальные конфликты в Суэце, Корее, Вьетнаме и распад колониальной системы, курс на построение «государства благоденствия» в странах Западной Европы и США, становление «общества потребления» и др.). – Дать общую характеристику важнейших литературных течений, направлений и стилей (модернизм, неореализм, неоклассиизм, необарокко, постмодернизм), школ и объединений («школа черного юмора», «литература дня ноль», «группа 47», «магический реализм» и др.); показать зарождение новых жанров («нового романа», «нового нового романа», «антидрамы», документального романа и драмы и др.) и трансформацию «старых» (роман-антиутопия, философский, социально-психологический роман, роман-исповедь, интеллектуальный роман, роман-миф и др.). – Познакомить с творчеством ведущих прозаиков, поэтов и драматургов стран Европы, США, Латинской Америки и Японии. – Проанализировать наиболее значительные произведения в рамках типологического и историко-генетического подходов; показать их жанровую специфику и определить их место в мировой литературе, выявить комплекс узловых эстетических и социально-политических проблем, которые они отражают. – Формировать профессиональные навыки компетентного литературоведческого анализа и интерпретации художественного произведения на основе современных методологических подходов, сопутствующих развитию литературы в ХХ веке (мифокритика, семиотика, структурализм и постструктурализм, макрсистская критика и др.).
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Курс истории зарубежной литературы второй половины ХХ века (1945 – 1989) является предпоследним в ряду дисциплин, посвященных изучению истории зарубежной литературы студентами романо-германского отделения филологического факультета и составляет единое целое с курсами «История зарубежной литературы первой половины ХХ в. (1910–1940-х. гг.) и «Современная литература Европы и Америки», апеллируя к единому полю знаний и используя единый исследовательский аппарат. Хронология курса определяется важнейшими вехами мировой истории второй половины ХХ века: окончанием Второй мировой войны и распадом биполярной политической системы, ознаменованным крушением Берлинской стены в 1989. По своим ключевым параметрам он пересекается с курсами ИЗЛ предшествующих периодов, а также с такими спецдисциплинами, как «История литературы страны изучаемого языка», «Современное зарубежное литературоведение», с базовыми курсами теории литературы, философии, культурологи, истории зарубежных стран, истории русской литературы ХХ в. и др., которые составляют основу общегуманитарной подготовки специалиста. Требования к уровню освоения содержания курса По окончании изучения курса студент должен: – знать характерные особенности мирового литературного процесса во второй половине ХХ в., ознакомиться с важнейшими научными трудами зарубежных и отечественных специалистов по проблемам изучения данного периода; – иметь представление об основных этапах и тенденциях развития зарубежной литературы второй половины ХХ в., знать эстетические программы и художественные особенности основных литературных направлений и школ магистральных национальных литератур, имена крупнейших представителей того или иного направления, ключевые художественные произведения эпохи, жанры; – уметь работать с научной, учебной и справочной литературой, грамотно конспектировать или реферировать источники, ориентироваться в спектре литературоведческих интерпретаций наиболее значимых произведений. – уметь использовать теоретические знания, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы, на практических занятиях и в процессе написания курсовой работы; развивать навыки речевой деятельности, творческого мышления и грамотной научной дискуссии в ходе семинарских занятий. – обладать навыками компетентного литературоведческого анализа, уметь работать с текстом перевода и оригинала (если текст принадлежит к литературе изучаемого языка). Методическая новизна курса состоит в актуализации междисциплинарных связей, подкрепляемых визуальным рядом с использованием мультимедийных технологий (презентации, демонстрация фрагментов экранизаций литературных произведений, театральных постановок, инсталляций, перфомансов и т.п.), а также в составлении списка текстов для обязательного чтения по блоковому принципу в соответствии с определенной тематикой (литература о Второй мировой войне и Сопротивлении, литература об Освенциме, литература об обществе потребления и т.п.) или национальной спецификой, что допускает возможность варьирования набора текстов в соответствии с вкусовыми пристрастиями студента и отражает индивидуальный подход к учебному процессу. В курс включены различные формы активизации творческой деятельности студентов (написание рецензий, аннотаций, «нобелевских лекций», подготовка вопросов для воображаемого интервью с писателем, написание манифестов различных направлений и т.п.).
Темы лекций: · Введение Зарубежная литература после Освенцима · Зарубежная литература о Второй мировой войне и фашизме · Тема «трагической вины» в литературе Германии · Художественная проза французского экзистенциализма · Западноевропейский и американский театр во второй половине ХХ в. · «Общество потребления» и отчужденная личность во французской литературе 2-й половины XX в. · На обломках империи: Судьбы литературы Великобритании во второй половине ХХ в. · Американцы в поисках Америки: парадоксы развития литературы США во второй пол. ХХ в. · «Малые» европейские литературы в поисках национальной идентичности (Австрия, Швейцария, Скандинавия, Испания, Италия и др.) · Расширение мирового литературного пространства: Новый латиноамериканский роман · Расширение мирового литературного пространства: Литература Японии после 1945 г. · Постмодернизм в зарубежной литературе 2-й половины XX века. · Зарубежная литература в XXI веке
II. Содержание курса 1. Разделы курса, темы, их краткое содержание Введение Хронологические рамки процесса развития мировой литературы в ХХ веке. Вторая мировая война как важнейший исторический и культурный рубеж. Итоги войны в цифрах. Трагическое крушение мирового гуманизма (Холокост, ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, массовые репрессии в СССР и Камбодже, военные хунты в Латинской Америке и т.п.). Этический конфликт: «Писать после Освенцима стихи – это варварство, оно подтачивает и понимание того, почему сегодня нельзя писать стихи…» (Т. Адорно); «невозможность поэзии» (Г. Адамович). Трагические судьбы писателей и мыслителей в ХХ в. (С. Цвейг, В. Борхерт, В. Беньямин и др.). Периодизация: 1. 1940-е – 1950-е – идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште, Корейская война; 2. 1960-е –– триумф нонконформизма, явление «шестидесятничества» в СССР и за рубежом; молодежные контркультуры и революции (рок-революция, сексуальная революция, ЛСД-революция, «сытые бунты»). Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация. 3. 1970-е – «похолодание» политического климата, неоконсерватизм в США и Британии, Уотергейт, Пражская весна и застой в СССР, культурная революция в Китае, социальная критика и дессидентское движение; 3. 1980-е – 1990-е – конец холодной войны, Перестройка, чернобыльская трагедия и обострение экологической проблематики; крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антиглобализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира. Образ мира после Второй мировой войны: «холодная война»; поляризация мира (Запад и Восток; страны соцлагеря и страны «загнивающего капитализма»; НАТО и СЭВ и т.п.); распад колониальной системы; локальные конфликты в Корее, Вьетнаме, Ливане, «Суэцкая авантюра» и др.; революция на Кубе; диктатуры в Латинской Америке (режим А. Пиночета, диктатура Х. Перрона, инцидент в Гондурасе и т.п.); «Культурная революция» в Китае; режим Пол Пота в Камбодже и др. Парадоксы социализма: ХХ съезд КПСС и «Оттепель», события в Венгрии в 1956 г., «Пражская весна» 1968 г., политика авторитаризма в СССР и странах соцлагеря. Курс на построение государства всеобщего благоденствия в странах Запада («кейнсианство» в Великобритании, шведский социализм, демократические реформы в США); «экономическое чудо» в Германии, Италии, Японии. Становление цивилизации массового потребления и ее противоречия: «сытые бунты», засилие массовой культуры и т.п. 1960-е гг. – эпоха революционных потрясений: волнения в Латинском квартале Парижа в 1968 г., гибель Э. Че Гевары в Боливии, молодежные культуры и субкультуры, «новые левые», молодежный экстремизм, сексуальные, рок- и психоделические революции. 1970 -80-е гг. как эра неоконсерватизма (политика Р. Рейгана, Л. Брежнева, М. Тэтчер и др.). Постиндустриальное общество. Развитие аудиовизуальных коммуникаций (телевидение, радио, компьютер). Усиливающееся размежевание элитарной и массовой культуры. Экологическая проблема в свете Чернобыльской катастрофы. Апокалиптические настроения в культуре и искусстве. Кризис биполярной системы: крушение Берлинской стены в 1989 и распад СССР в 1991 г. как знаки новой эпохи. Литературный процесс во второй половине ХХ века. Кризис миметизма как философско-этическая проблема и варианты его преодоления: документализм и «магический реализм». Роль мифопоэтики в ХХ в. «Реализм без берегов» Р. Гароди – манифест нового реализма. Проблема кризиса литературы и «смерти романа» (конференция в Ленинграде в 1959 г.). Поливариантность художественного поиска 1960-х гг.: эстетические эксперименты, «вторая волна» авангарда и кризис модернизма, «антироман» и «антидрама» как кризисные явления поэтики абсурда. Зарождение поэтики постмодернизма в литературе и искусстве в 1960–1970-е гг. (поп-арт, концептуализм, постструктуралисты и др.). Влияние аудивовизуальных технологий на развитие литературы: жанры, отражающие развитие НТР, расцвет синкретических форм искусства (инсталляция, перфоманс, хепенинг и др.). Литература в условиях «общества потребления». Роль массовой культуры, ее основные жанры. Расширение мирового литературного пространства: «латиноамериканский бум» в 1960-х гг., расцвет японской литературы, включение в мировой литературный процесс стран «третьего мира» (страны Африки, Азии, Австралия и т.п.). Литература и власть. Ключевые проблемы развития литературы в ХХ веке. Тема 1. Послевоенная зарубежная литература о Второй мировой войне и фашизме Тема войны и Холокоста в польской литературе. Судьбы Восточной и Юго-Восточной Европы в эпоху Второй мировой войны. Исторический контекст– ключевые события: Мюнхенское соглашение и раздел Чехословакии; договор Молотова–Риббентропа и раздел Польши; Катынь; Сентябрьская катастрофа; концлагеря в Польше и Восточной Пруссии; восстания в Варшаве и Праге; разгром нацистской Германии и освобождение Восточной Европы советскими войсками; послевоенная судьба стран Восточной Европы. Осмысление национальной судьбы в польской литературе: антивоенная, антифашистская тема; документальная литература. Книги Е. Анджеевского. «Культовый» роман "Пепел и алмаз" и проблема отображения действительности. Трагедия «поколения 20-летних»: судьбы поэтов объединения "Искусство и нация" (Гайца, Строинский, Тшебинский, Боярский и др.). «Поколение Колумбов» в польской литературе (Р. Братный «Колумбы, год рождения 20-й»). «Лагерная литература»: книги Т. Боровского и его «персональная» трагедия, «Медальоны» З. Налковской – книга-расследование. Стилистика лагерной прозы: отстраненность стиля, объективизм, фактографичность, натурализм, документализм. Темы сентябрьской катастрофы, злодеяний фашизма, антифашистского подполья, восстания в варшавском гетто, восстания в Варшаве. Взгляд на прошлое из сегодняшнего дня: книги С. Хвина, Х. Краль, А. Щиперского и др. Переосмысление исторической действительности и психологии «маленького» человека, оказавшегося жертвой или свидетелем военных событий. Французская литература о войне и Сопротивлении. Франция в годы Второй мировой войны: оккупация и Вишистская диктатура генерала Петена, роль французского Сопротивления в антифашистской борьбе и противостоянии нацизму; высадка союзников в Нормандии, освобождение Парижа; фигура Ш. де Голля. Значение опыта Второй мировой войны и антифашистского Сопротивления для послевоенного развития французской литературы. Судьбы французских писателей в годы войны: коллаборационисты (Р. Бразийяк, Л.-Ф. Селин), эмигранты (А. Бретон, С-Ж Перс, А. Жид), участники Сопротивления (А. Мальро, Р. Шар, Л. Арагон, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Конфронтация в писательской среде в первые послевоенные годы. Деятельность писателей-коммунистов. Ангажированность как литературно-эстетическая программа. Необходимость временной дистанции для актуализации темы войны и Сопротивления в литературе Франции (1950-е гг.). Трилогия А. Лану: «майор Ватрен», «свидание в Брюгге», «Когда море отступает» и проблема необходимости борьбы против насилия с помощью насилия, тема непреодоленного прошлого и его влияния на послевоенные судьбы людей. Нравственный императив в художественной системе А. Лану. Сопоставление современности и эпохи Сопротивления в романе Ж.-П. Шаброля «Последний патрон». «Чистая» и «грязная» война. проблема воинского долга. Проблема невозможности «дезангажированности» в условиях гуманистической катастрофы в романах Ф. Саган «Поневоле» и «Рыбья кровь». Проблема выбора: Сопротивление или суицид. Место человека искусства в катастрофической реальности. Поиски природы человека в романе Веркора (псевд. Брюллера) о Сопротивлении «Молчание моря. Философско-этическая интерпретация мотива молчания. Тема Сопротивления в романах «Плот Медузы» и «Следы на воде». Исследование формирования психологии фашизма в романе Р. Мерля «Смерть – мое ремесло». Репортажная эстетеика и исповедальное начало. Традиции романа воспитания. Рудольф Ланг и его прототип. Проблема обезличивания человека в условиях господства фашистской идеологии.
Тема 9. Постмодернизм История и интерпретация термина «постмодернизм». Философское обоснование постмодернизма. Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар о «децентрировании», «различии». Постмодернистское сознание как антидогматическое сознание, движимое сомнениями. Ироничность взгляда. Эстетический плюрализм на всех уровнях (сюжетном, композиционном, образных рядов, хронотопа, культурологического прочтения). Преодоление элитарности путем расширения языка культуры, принципиальное многоязычие. Ироническое переосмысление уже сказанного. И. Хасан о чертах постмодернизма. Установка на многозначность. «Интертекстуальность». Пристрастие авторов к игре. X. Л. Борхес, Г. Гессе как предтечи постмодернизма. Постмодернизм 60-90-х гг. (У. Эко, И. Кальвино, А. Мердок, Дж. Фаулз, Дж. Барнс, П. Акройд, А. С. Байетт, М. Брэдбери, Д. Лодж, Т. Стоппард, Т. Пинчон, Т. Бойл, П. Остер, М. Павич, Кундера, А. Поссе).
Литература. 1. Андреев Д.А. У.Эко: взгляд в ХХI век// Общественные науки современность. – 1997. - №5. – С.135-148. 2. Андреева, Е. Постмодернизм: Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Андреева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 488 с. 3. Беседа с У. Эко// Книжное обозрение. – 1998. – 2 июня (№22). – С.13-19. 4. Бутов М. Отчуждение славой// Нов. мир. – 2000. - №2. – С.188-209. 5. Вдовин А. К портрету слепого библиотекаря.// Урал. – Екатеринбург.,2000. - №5. – С. 173-177. 6. Зенкин С. В скриптории холодно (рецензия на книгу У.Эко «Имя розы»)// Лит. обозр. – 1991. №6.- 71-73. 7. Иванов Вяч. В. Огонь и роза// И. Л. 1998. - №8. 8. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации / А. И. Извеков. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2008. -244 с. 9. Ильин И.П. Постмодернизм – М., 2001. – 384 С. 10. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. -- М., 1998, С. 155-168. 11. Киреева, Н. В. Постмодернизм в зарубежной литературе: учеб. комплекс для студентов-филологов / Н. В. Киреева. - М.: Флинта: Наука, 2004. -214с. 12. Лексикон нон-классики: Художественно-эстетическая культура XX столетия / под общ. ред. В. В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2004. - 607 с. 13. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб.,2000. 14. Олива Р. Спасет ли нас Интернет? Заметки о современной итальянской прозе.// Звезда. -–2000.- №3. – С.185-190. 15. Рейнгольд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У.Эко// И.Л. – 1994. - №4. – С. 269-274. 16. Современное зарубежное литературоведение / Дранов А.В., Козлов А.С., Ильин И.П и др. – М., 1999. 318 с. 17. Соколов В. Снова в Средневековье? (рец. На кн. У. Эко «Ср. века…»).// Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - №2 – 121-128. 18. Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы» /предисл. Лотмана Ю.М. – М., 1989. 19. Эко У. Средние века уже начались (эссе)// Иностранная литература 1994.-№4.-259-268. 2. Творческие задания (обязательные) 1. Написать эссе на тему «Современная зарубежная литература в кинематографе» (сопоставить любое произведение по списку и его экранизацию из списка фильмов) – 2 стр.; 2. Написать рецензию на любую новую книгу зарубежного писателя (по списку) – 1-2 стр. 3. Творческие задания (по выбору) 1. Составить макет статьи для русской Википедии по творчеству одного из современных зарубежных писателей; 2. Подготовить презентацию в программе Powerpoint по случаю юбилея одного из современных зарубежных писателей; 3. Определить возможного лауреата Нобелевской премии из числа современных зарубежных авторов и написать Нобелевскую лекцию от его лица согласно законам жанра, а также подготовить вопросы для воображаемого интервью с этим писателем; 4. Обзор одного номера журнала «Иностранная литература» за последние два–три года (подготовить к экзамену) План: – Кратко об истории журнала. Редколлегии (особенно современной, посмотреть на сайте Журнального зала и в выходных данных на обложке журнала) – Тематика номера (если номер тематический) или концепция (некая единая идея, объединяющая все разделы номера) – Обложка (иллюстрация), ее связь с содержанием номера – Основные разделы: постоянные рубрики (просмотреть еще несколько номеров, чтобы узнать, какие являются постоянными), сменные – Краткий обзор содержания художественных публикаций по рубрикам: анализ романа, лирики и т.п. (тема, проблематика, художественные особенности) – Критико-библиографические разделы (Литературный гид, Литературное наследие, Трибуна переводчика, Среди книг, Классика ХХ века и др.) – Анонсы книг (Библиофил) – Авторы номера (см. сведения об авторах и переводчиках). Для ознакомления с историей журнала и его современным состоянием рекомендуются следующие источники: «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1891–1894 // Иностр. лит. – 2002. – № 6. –С. 215–250. «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1895–1900 // Иностр. лит. – 2002. – № 12. –С. 276–310. «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1901–1908 // Иностр. лит. – 2003. – № 5. –С. 234–273. «ИЛ»: истоки и история: Вестник иностранной литературы, 1910–1916 // Иностр. лит. – 2004. – № 1. –С. 228–256. Нам 50 лет // Иностр. лит. – 2005. – № 10. «Иностранная литература» в Интернете [Электронный ресурс] //http: //magazines/russ.ru/inostran Указания по выполнению: 1. В качестве допуска до экзамена студент обязан сдать 2 задания: 1. Творческое задание № 1– до 1 ноября; 2. Творческое задание № 2 – до 1 декабря; 2. В качестве 3 вопроса на экзамен выносится анализ 1 номера журнала «Иностранная литература» (номер иметь при себе обязательно)
3. Вопросы к экзамену: 1. Литература ХХ века – специфические черты. 2. Жанровое и тематическое своеобразие романа У. Голдинга «Повелитель мух». 3. Жанровое и тематическое своеобразие романа Г. Грина «Сила и слава». 4. Британский роман ХХ в. (Фаулз, Бёрджесс, Таусенд, Во, Уотерхауз, Льюис и др.). 5. Современный британский роман (анализ 1 произведения) 6. Французский роман ХХ в. (Ажар, Турнье, Пий, Мёрль и др.). 7. Антироман во французской литературе ХХ в. (Н. Саррот, П. Модиано, М. Бютор, А. Роб-Грийе) 8. Сатира в литературе ХХ в.: основные приемы и формы 9. Французская литература о войне и Сопротивлении. 10. Современный американский роман (анализ одного произведения). 11. Особенности развития литературы Восточной Германии в ХХ в. 12. Американская мозаика: мультикультурализм в литературе США второй половины XX века. Творчество писателей-афроамериканцев. 13. Польская литература о Второй мировой войне и Освенциме. 14. Традиция исповеди подростка в американской литературе и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 15. Х. Л. Борхес – новеллист. 16. «Гринландия» – «развлекательные» и «серьезные» романы Г. Грина. 17. Тема «трагической вины», «расчет с прошлым, счет настоящему» в литературе Западной Германии (этапы, типология, жанровые модификации). 18. Повесть – притча Э.Хемингуэя «Старик и море». 19. Жанровое и тематическое своеобразие романа Т. Манна «Доктор Фаустус». 20. Жанровое и тематическое своеобразие романа британских постмодернистов (Фаулз, Барнс, акройд, Байетт и др.). 21. Образ Адриана Леверкюна – доктора Фаустуса – в романе Т. Манна, его фольклорные и литературные предшественники. 22. Америка и американцы в литературе США ХХ века. 23. Г. Белль – романист. 24. Японская национальная традиция и традиции Г. Мелвилла и Ф. Достоевского в романе Оэ Кэндзабуро «Объяли меня воды до души моей…». 25. Специфика содержания и поэтики романа Г. Бёлля «Бильярд в половине десятого». 26. Реальность и миф в романе Дж. Апдайка «Кентавр». 27. Тема войны и непреодоленного прошлого в немецкой драме 1940-70-х годов. 28. Роман-антиутопия Дж. Оруэлла «1984»: содержание и поэтика 29. Античный миф в экзистенциалистской французской драме 1940-х годов («Антигона» Ж.Ануя, «Мухи» Ж.-П. Сартра). 30. Личность и «общество потребления» в творчестве американских писателей-битников. 31. Экзистенциализм в литературе Франции. Проза Ж.-П. Сартра. 32. Постмодернизм в зарубежной литературе ХХ в.: теория и практика 33. Повесть А. Камю «Посторонний» в контексте литературной традиции. 34. Роман – миф в зарубежной литературе второй половины XX века (анализ одного произведения). 35. «Цикл бунта» в творчестве А. Камю. Роман «Чума». 36. Японский роман второй половины XX века. Традиции и современность: Ю. Мисима, Я. Кавабата, А. Кобо 37. Сатирическая модель «общества потребления» в зарубежной литературе 1950-70-х годов. 38. Английский философский роман (на примере творчества А. Мердок). 39. Общество потребления в литературе Франции ХХ в. 40. Английская и американская драма абсурда (Т. Стоппард, Э. Олби). 41. Французская «антидрама» (С. Беккет, Э. Ионеско). 42. «Новый латиноамериканский роман» и «магический реализм» в литературе ХХ в. 43. «Пластический театр» Т. Уильямса. 44. Жанровая поливалентность постмодернистского романа У. Эко «Имя розы». 45. Роман-парабола Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»: своеобразие содержания и поэтики. 46. «Писатель XXI в.» Милорад Павич и его «гиперроманы». 47. Литература XXI в.: тенденции развития 48. Проблематика и поэтика романа К. Оэ «Объяли меня воды до души моей» 49. Литература Восточной Европы в ХХ в. (обзор, анализ 1-2 произведений) 50. Интертекстуальность в литературе ХХ в., основные формы и приемы (на примере 2-3 произведений) 51. Философские романы М. Фриша: содержание и поэтика 52. Постколониальный роман в современной литературе 53. Проблемы молодого поколения в современной литературе 54. Роман-антиутопия Исигуро К. «Не отпускай меня»: проблематика и поэтика 55. Постмодернизм в современной итальянской литературе 56. Постапокалиптический роман К. Маккарти «Дорога» как предостережение и пессимистическое пророчество 57. Мультикультурализм в американской литературе. Болдуин. Т. Моррисон 58. Современная массовая литература за рубежом 59. Мой любимый писатель в современной зарубежной литературе 60. Мое любимое произведение в современной зарубежной литературе
III РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Рекомендуемая литература (основная) Учебники, учебные пособия
Зарубежная литература XX в. /Под ред. Л.Г.Андреева. - 2-е изд.. испр., доп.- М.: Высш. шк., Academia, 2000.- 559с. История зарубежной литературы (1945 – 1980) / Под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., перераб. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 416 с. Французская литература: 1945 – 1990 / Отв. ред. Н.И. Балашов.- М.: Наследие, 1995.-928с. Зарубежная литература XX в. (1945 – 1980): Хрестоматия / Сост. Н.П. Михальская, Г.Н.Храповицкая, В.А. Луков и др.; Под ред. Б.И. Пуришева, Н.П. Михальской.- М.: Просвещение, 1986.- Т3.-400с. Гребенникова, Н. С. Зарубежная литература. XX в.: Учеб. пособие по курсу «История зарубежной литературы XX в.».- М.: ВЛАДОС, 1999.- 128с. Монографии Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм / Пер. с ит.- СПб.: Алетейя, 1998.- 506 с. Адорно, Т. Проблемы философии морали / Пер. с нем.- М.: Республика, 2000.- 239с. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура.- М.: Искусство, 1990. – 399с. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-511с. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XXв.- М.: Прогресс, 1986.-638с. Самосознание европейской культуры XX в.: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.- М.: Политиздат, 1991.-366с. Сартр, Ж.-П. Ситуации: Антология литер.-эстетич. мысли/ Пер. с фр.- М.: Ладомир, 1997.- 432с. Судьбы романа.- М.: Прогресс, 1975.- 373с. Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1990.- 398с. Художественные произведения:
Павич М. Хазарский словарь: роман - лексикон в 100 000 слов // Иностр. лит. - 1991. -№ 3. + 1 по выбору (Звездная мантия; Пейзаж, нарисованный чаем; Последняя любовь в Константинополе; Внутренняя сторона ветра) Манн Т. Доктор Фаустус.
Белль Г. Бильярд в половине десятого. + 1 роман по выбору: Где ты был, Адам? Дом без хозяина. Глазами клоуна. Групповой портрет с дамой. Женщины у берега Рейна // Нов. мир.- 1987.-№11, 12. Под конвоем заботы // Иностр. лит.- 1988.-№ 11, 12.
Фриш М. Homo Фабер. Штиллер. Назову себя Гантенбайн. (1 по выбору.)
Ануй Ж. Антигона. Сартр Ж.-П. Тошнота// Иностр. лит. –1989.- № 7. Мухи. Камю А. Посторонний. Чума. (По выбору.)
Ионеско Э. Носорог//Иностр. лит.- 1965.-№ 9. Лысая певица Беккет С. В ожидании Годо// Иностр. лит.- 1966.- № 10. Пьесы разных лет// Иностр. лит.- 1996.- № 6.
Оруэлл Дж. 1984 Грин Г. Сила и слава // Иностр. лит.- 1987.- № 1, 2. + Последнее слово // Иностр. лит.- 1991.- № 5. + По выбору: Суть дела. Тихий американец. Комедианты. Монсеньор Кихот // Иностр. лит. – 1989.- № 1, 2. Наш человек в Гаване Голдинг У. Повелитель мух Мердок А. Черный принц // Иностр. лит.- 1974.-№8-11. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы // Иностр. лит.- 1990.- № 4. Аркадия // Иностр. лит.- 1996.- № 2. (По выбору.)
Хемингуэй Э. Старик и море. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи.
Познавательные статьи:
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.023 с.) |