Гуманизм XVI в. в Германии и его особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизм XVI в. в Германии и его особенности.



Гуманизм – направление общественной мысли, характеризующееся защитой человеческого достоинства и свободы личности, борьбой за человечность общественных отношений. В литературе – узкое понимание гуманизма как светского своемыслия, связанного с изучением античного наследия в европейских странах XV-XVI
Гуманизм – 100 лет позже, чем в Италии. Связь с СВ сильнее, чем там. Увлеченность античным наследием + рели -политич. проблемы. Нац-патриотич. гуманизм. Интерес к математике, естествознанию, реже – иск-во, эстетика. Экспрессия вместо гармонии, назидательность.
1430 – складывание
1490 – расцвет - до первых лет Реформации (1517).
Книгопечатание и литература 50 центров к началу 16 века. Вокруг – гуманистические кружки. Большинство гуманистов – из бюргерства. Но есть и другие. Гуманизм тесно связан с воспитанием и образованием, универами и школой.
Рудольф Агрикола 1444-1485, Якоб Вимпфелинг 1450-1528 = новые культурные ценности + церковная ортодоксия. Агрикола – учение об общих логических и этических понятиях, научный метод познания с учетом гуманистического опыта.
Вимпфелинг - преобразование не должны трогать догму. Разоблачал клир, особенно монашество. Сближение воспитания и образования. Популярен.
Конрад Цельтис (1459-1508), = Цельтис – расцвет любовной лирики. Программа коллек. научной работы гуманистов – призывал собирать, издавать, изучать источники по истории Германии, этноисторию, культурные достижения, создал подробное описание Нюрнберга – в стихах!
Себастиан Бранд (1456-1521) = “Корабль дураков” (1494), сатирик, поэт – вереница дураков разных сословий, обличение невежества, своекорыстия, мир торжества денег, критика попов, монахов, юристов. Исток целой ветви лит-ры 16 в. – лит-ры о дураках.
Критика империи сменяется апологией ее, так как она противостояла папству. Внимание – древние германцы, Карл Великий, Оттоны, б-ба с папством, происхождение и развитие регионов.
Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530) + Дюрер = дружба. Переводы с греч. на латынь. Философия, лит-ра, география, патристика, математика, астрономия. “Краткое описание Германии”. Свод сведений античных авторов о древних германцах. История Швейцарской войны. Издал сочинения монахини 16 в. Хросвиты Гандерсгеймской (волновала тема достоинства женщин).
Конрад Пейтингер (1465-1547) - собиратель монет, статуй, рукописей. Эпиграфику публикует. Историю готов Иордана издал и историю лонгобардов Диакона. Экономис (идея свободы торговли, новые принципы хоз. этики).
Иоганн Авентин – Баварская хроника
Беат Ренан – комментарий к Тациту и 3 книги германской истории. Ист-филоло критика.
Эразм Роттердамский – космпополит. Критика текстов. Применил в издании “Компендиума” (сокращенное изложение основ науки) античные мудрости. 3000 пословиц с комментариями. “Наставление христианскому воину” - “подражание Христу”. Свою позиция назвал “философией Христа”, христианское – все то, что истинно. Можно искать мудрость и добродетель вне церковных рамок, у других народов и людей.
Языческая основа будущего развития культуры. Синтез язычества и хр-ва. Надеялся исправить недостатки общества созданием новой культуры и образования (“мирная победа”). Против междоусобных войн. Просвещение = панацея. Педагогика + просвещение = панацея. Популярны – “Похвала глупости” (сатира)= “Разговоры запросто” (дикл диалогов педг, этич, идейных).
Рейхлин Иоганн “Письма темных людей”. Рейхлин + Эразм = 2 ока Германии. Пропагандировал изучение древнееврейского языка. В понимании хр-ва опирался на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорейство и каббалу. “Человек = микрокосм”, получает откровение божьих истин через знаки и символы. Выступил против сожжения всех еврейских религиозных книг – полемика! Рейхлинисты vs кёльнские теологи, инквизиторы.
“Письма темных людей” - 1515 (ч.1) и 1517 (ч. 2) = пародия на переписку невежественных, морально убогих монахов и теологов. Противники Рейхлина – “темные люди”, письма сначала приняли за “нормальную” переписку, противники стали их пропагандировать и тем сами себя высмеяли. Издание было анонимно, а написала это - группа гуманистов – Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан.
Развитие культуры в условиях Реформации. Раскол. Обе церкви хотят исп-ть гуманистов как эрудитов для преподавания. Гуманизм из-за этого затухает (кто куда идет). Согласование гуманизма и новых конфессий – Филипп Меланхтон 1497-1560. Систематизировал Лютера. “Общие понятия теологии”. Принимал участие в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530. Но – гуманист. Античник, философ, филолог, историк. географ. Педаго Теоретик и организатор педагогики. По его планам основан ряд латинских школ и 8 универов. “Наставник Германии”. Шел на компромисс с кальвинистами Þ конфликты с лютеранами.
От первой трети 16 в. 5000 летучих листков. Памфлеты, диалоги. Многие – на немецком, но преобладает латынь. За 5 лет 1520-1525 – 4-кратный рост книгопечатания.
Лютер 1483-1546. Основные работы по-немецки. Перевод Нового завета (“Сентябрьская Библия” - 1522), Ветхого Завета (1534). Общий тираж – 100.000 экземпляров! Заложил основы письменного немецкого литературного языка.
Воздействие Реформации противоречиво. ¯ интереса к образованию (зачем посылать детей в школу, если монахом уже не стать?). Для перемен нужны годы и выступления в защиту образования. Новая система до-университетского образования. Гимназия в Страсбурге (Яштрум, 1538) = 10 классов, единая программа, латинский, греческий, грамматика, риторика, диалектика.

48. Гуманизм в странах "Северного Возрождения".

XVI в. внес много нового в духовную жизнь Северной Европы.
Культуре Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии в начале XVI в. были присущи еще черты традиционализма, но под воздействием реформации, особенно Германии и Нидерландов, а с середины XVII в. – Франции, все меняется.
Самая передовая – Дания, с XVII в. – Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия.
Слабое развитие гуманизм. В Н., И., Ф. объясняет слабым развитием городской жизни и политической зависимостью. Живучесть всех видов средневековой культуры, устойчивость народной культуры, составила особенность гуманизма в этом регионе.
Большую роль сыграло распространение книгопечатания. Появляются скандинавские переводы Библии, первые буквари. Большую роль сыграло введение богослужения на национальных языках.

Дания
1478 университет в Копенгагене.
1482 книгопечатание в Дании.
1495 рифмованная датская хроника.
1480-1554 Педерсен = отец датской литературы, гуманист. Переводчик. Перевел с латыни на датский “Деяния датчан” Саксона Грамматика. Прокомментировал латинские пословицы. Перевел Новый завет, в 1550 всю Библию.
Ханс Таусен = датский Лютер.
1535 тоже перевел Новый Завет на датский.
Реформация утвердила в Дании массовое пение в церквах на музыку немецких композиторов.
Проникновение гуманистических идей в литературу связано с возникновением переводной сатирической литературы. Переводы немецких романов о Тиле Ойленшпигеле, докторе Фаусте.
Датские короли покровительствовали новому театру. Появляется школьная драма.
Датская культура осваивала гуманистическое наследие сквозь призму Реформации
Черты школьной драмы: дидактизм, аллегоричность, много песен. Много драм написано Ранхом, лютеранским пастором в Дании.
Гуманизм проникает в архитектуру вместе с интересом к удобной аранжировке интерьеров. Появляется мода на замки среди озер, на островах (дворцовый комплекс Фредериксборг, начало XVII в.).
ИЗО Дании также испытало влияние гуманизма. Особое внимание к анатомии человека (Бартолин Старший, 1616-1680). Художник и астроном Тихо Браге = гений наблюдений. Наблюдал звезды и составил громадный каталог – тысячи звезд. На основе достижений Браге Кеплер открыл свои знаменитые законы.

Швеция
Видную роль играли эмигранты. Многие из них перевели на шведский язык Новый завет, Библию. Благодаря им были распространены антикатолические произведения. Среди них – Шведская хроника Олауса Петри.
Прокатолические авторы подчас бежали в Рим, как Юханнес Магнус, автор “Истории Готии и Швеции”. Брат Магнуса, Олаус Магнус, написал “Историю северных народов” = много географии, первое картографическое изображение Скандинавии, Прибалтики и русского Севера. Шведский гуманизм развивался на фоне патриотического возвеличивания шведской истории, т.к. XVI-XVII вв. – эпоха превращения Швеции в великую державу.
Шведская литература XVI в. развивалась теми же путями, что и датская. Тоже распространена школьная драма. С библейскими сюжетами о Юдифе и Олоферме и др.
С 1610 светские мотивы и темы.
Профессор Упсальского университета Мессениус (1579-1636) собирает факты шведской истории и фольклора и пишет пьесы.
В философии проникновение гуманизма заключается в том, что появляются работы против схоластического метода. Особенно выделяется де ла Раме, шведский философ = за независимое от церкви развитие науки. “Рамисты” Беллиниус, Готус и др. пригласили Декарта в Швецию, и он приехал туда в 1649
Архитектура Швеции расцвела благодаря иноземным мастерам. Расцвет светской архитектуры Ваза-Ренессанс. Стилизация под древность. Ренессанс – декор интерьеров, внешне – старинная крепость.
Грипсхольм (1537) и Вадстен (1545). Появились порталы со скульптурной и декоративной каменной резьбой.
XVII в. – эклектика. Готика, ренессанс, барокко, классицизм. Мода на гобелены.

Норвегия
Патриотические настроение. Использование норвежских легенды в литературных сочинениях.

Исландия
Переводы Библии.

Финляндия

Агрикола = первый букварь на финском языке. Перевел Евангелие.
1640, Турку – основана Академия наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.007 с.)