Культура Италии в XVI - первой половине XVII в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Италии в XVI - первой половине XVII в.



Ренессанс = наивысший расцвет в 1 ¼ XVI в. Высокое возрождение.
К концу столетия – угасание, хотя некоторые традиции видны и в 1 ½ XVII в.
К 30 XVI в. в искусстве и литературе сложилась придворно-аристократическая линия маньеризма, отмеченная стремлением к формализации достижений мастеров ренессансной культуры. Изощренность, грация, виртуозность.
Во 2 ½ XVI в. одновременно с Ренессансом и маньеризмом, усиление воздействия на общество официальной церковной литературы и культуры (католическая реакция).
1 ½ XVII в. – период, когда клерикальная и придворно-аристократическая культура сближаются в рамках нового стиля – культура барокко.
XVI в. – важнейший эволюционный этап возрождения.
Не только гуманитарные знания, но и натурфилософия, естествознание, музыка, театр охвачены им.

Политическая мысль
Николо Макиавелли (1469-1527 )
Секретарь одной из канцелярий в Севильи. После реставрации Медичи отстранен от работы, 1513-1520 в изгнании. В это время пишет “Государь” (“Князь”), “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “Историю Флоренции”. Идея “сильного государя”, способного решить задачу централизованного государства в Италии. Для достижения этой цели считал допустимыми любые средства, лишь бы на благо отечества. Единственная мораль – с позиции общегосударственных интересов. На него влиял гражданский гуманизм с принципами патриотизма и общественного долга.
Заложил основы полит. теории, основывающейся на осмыслении действительности, на конкретном государственном опыте без идеализации. Создал последовательно светское учение о государстве. Как историк дал новый импульс секуляризации исторической мысли: в “Истории Флоренции” связывал гражданские свободы с активностью народа; беды – от своекорыстия знати.
Подчеркивал роль сильной личности. Творцом “нового принципата” может стать только подлинный герой. Воля, ум, решительность и т.д. Качества нужны каждому, чтобы противоборствовать Фортуне.
Антиклерикализм. Беда Италии в том, что церковь в течение столетий рвется к светской власти. Поддерживает суеверия и глупости. Комедия “Мандрагора” - антиобраз монаха.

Франческо Гвиччардини (1483-1540).
“История Италии”, “История Флоренции”. Идея сплочения для отпора внешним врагам.
“Заметки о делах политических и гражданских”. Гуманистическая этика, моральные максимы поведения (учиться, извлекать выгоду из знания, быть реалистом).
Реализм, рационализм, индивидуализм.

Бальдасаре Кастильони
“Придворный” = нравы двора герцога Урбино. Достоинство человека, внутренняя независимость, прекрасная внешность, благородная душа.
Вводит понятие “грация” для всего – для суждений, для манер, облика.

Антон Франческо Дони
Писатель. Пытался понять причины социальных язв Италии. Анализ военных поражений Италии.
Нужна ли ЧС? Проект идеального об-ва без нее (собственность коллективная; труд обязательный).

Томмазо Кампанелла
33 года в тюрьме по обвинениям в заговоре и ересях. Сочинил там “Город Солнца”.
“Город Солнца” - тип итальянского города-респбулики.
ЧС нет. Имущество коллективное. Труд обязательный. В ходе образования выясняются склонности и после школы человек работает там, к чему его больше влечет.
Руководят страной самые мудрые и знающие. Все развиваются духовно и физически.
Семьи нет, свободы в личной жизни нет. Проявлять индивидуальность трудно, жизненный уклад дисциплинирован и унифицирован.

ЛИТЕРАТУРА.
Прочные позиции завоевывает итальянский язык в литературе и драматургии.
Данте, Петрарка, Бокаччо писали еще на флорентийском диалекте, но в XVI в. он обретает статус общенационального языка культура.
1582 первый большой словарь итальянского языка.
Развитие ренессансной культуры стимулировалось книгопечатанием, особенно в Венеции. Типография Альдо Мануция. Также Падуя, Рим, Флоренция.
Церковь = “Индекс запрещенных книг”. Много сделала, чтобы ренессансная культура угасла.
К концу столетия на смену возрождению пришло барокко с тягой к пышности.

Самый известный – Людовико Ариосто. Поэма “Неистовый Орландо”. Также много комедий. Приключения героев поэмы – воспевания свободного, благородного человека возрождения. Орландо = Роланд. Беззаветно сражается за справедливость. Светская поэма. Радость земной жизни, полнота чувств и наслаждений, пародирование загробного рая.

“Аркадия” (1502 ) Саннадзаро – пасторальный жанр. Идеализированное представление о гармонии человека и природы.

“Азоланские беседы” (много раз переиздавалось; 1-е изд. – 1505) Пьетро Бембо. Диалоги на итальянском в прозе и поэзии. Неоплатонические идеи любви и красоты. Божественное происхождение красоты, постепенная трансформация чувственной красоты в духовную. Один из теоретиков итальянского языка (тосканский диалект). Призывал обращаться к Петрарке и Бокаччо. В стиле Петрарки – многие лирические стихи Бембо. Начало петраркизма.

Маттео Банделло. Продолжает традиции реалистической новеллы Бокаччо. Заимствовал историю Ромео и Джульетты у Шекспира. Образы сеньоров и слуг, ироничные портреты клириков.

Торквато Тассо. Придворный поэт Феррары. “Освобожденный Иерусалим” (1580). Отразил кризис гуманистического возрождения в условиях католической реакции. Добро и зло – воюющие отряды христиан и сарацин. Идея христианского долга. Человек всецело подчинен божественному промыслу. НО рыцари-герои поэмы любят сарацинских девушек = элемент Возрождения. Аскетизм христианского войска vs любовь героев.

Бенвенуто Челлини. “Жизнеописание”. Жизнь, подчиненная свободному творчеству. Ремесленник, ставший знаменитым ювелиром и скульптором. Выразительно и эмоционально.

Философия
Ренессансный неоплатонизм.
Учение о любви и красоте приземлялось. Подчеркивалась роль человеческих переживаний. Любовная философия доступна для любого читателя благодаря книгопечатанию. В университетах – аристотелизм.

Пьетро Помпонации
Преподавал философию Аристотеля в университетах Падуи и Болоньи.
Считал истину результатом рационального знания. Независимость философии от религии.
“Трактат о бессмертии души” = вывод о смертности души (не страх перед загробным воздаянием, а добродетель при жизни должны служить ориентиром). Осужден инквизицией, еле спасся. Спас лично папа Лев X.

Ренессансная натурфилософия
Джироламо Кордано. Бернардино Тилезио. Франческо Патрици. Джордано Бруно.
Пантеизм. Поиски нового метода познания. У природы свои законы. Надо ее изучать без оглядок на теологию.
Трактат Тилезио “О природе вещей согласно ее собственным началам”. Бог вынесен за пределы картины мира. Создал и самоустранился.
Патрици. “Новая философия Вселенной”. Пантеизм. Спорит с Аристотелем. Вселенная = слияние Бога и мира (Вселенная = Бог). Попал в “Индекс запрещенных книг”. Еле спасся.
Бруно. Критикует схоластику. Институты католической церкви. В 1576 покинул монастырь. Странствовал по городам Италии. Читал лекции в Сорбонне и Оксфорде. Университеты Германии. “Пир на пепле”. О бесконечности вселенной и мирах. “Изгнание торжествующего зверя”. Ниспровергатель устоев.
1591 арестован в Италии, куда ненадолго вернулся. Допросы и пытки – 9 лет.
1600 приговорен к сожжению.
Единство и бесконечность вселенной. Множественность миров. Гелиоцентризм. Материя активна, движется. У природы есть душа, которая и заставляет материю двигаться. Части материи – “монады”. Цель – постижение природы. Атеист.
Джулио Чезаре Ванини. Монах. Доктор права. Читал лекции в европейских университетах “О чудесных тайнах природы” и “Амфитеатр вечного провидения”. Усомнился в вечности души, божественности Иисуса. Бог = природа. Мир един и вечен. Религия – удобное средство держать в страхе народ. 1617 Сорбонна его осудила и вынесла решение о предании книг огню. Бежал в Тулузу, но там пойман инквизицией и сожжен.

Наука.
Леонардо да Винчи – 1452-1519 – анатомия, ботаника, физика, математика, гидравлика, инженерное дело. Основы аналитического метода – разложения сложного на простые единицы, разложение природных явлений на простые единицы в ходе эксперимента. Огромность возможностей разума, разумность принципов природы. Принципы отражают свойственные действительности численные отношения – ключ к их пониманию математика. Нет науки вне математики (Леонардо). Хотел применить математику к изучению человеческого тела. Дружил с математиком Паччоли. Подготовил рисунки к его труду о божественной пропорции.
Паччоли – математик – изучение всех явлений действительности через математику. Учение о пропорциях. Принципы построения правильных многоугольников и многогранников.
Джироламо Кардано – медик, математик, “Комментарии к Гиппократу”. Новые идеи в алгебре. Открыл способ решения уравнений 3 и 4 степени.
Джироламо Фракасторо - учение об инфекциях (ввел термин). Оспа, чума, малярия.
Галилео Галилей – 1564-1642 – преподавал математику в ун-тах Пизы и Падуи. Изобрел телескоп и наблюдал светила. Открыл фазы Венеры, спутники Юпитера, кольца Сатурна, горы на Луне, пятна на Солнце, описал “Учение о небесных телах” - гелиоцентрист. “Звездный вестник” и “Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковой”. 1616 – запрещен церковью. 1633 – суд инквизиции. Признал убеждения ошибочными, но сохранил свои взгляды, последние годы жизни изучал механику, сопротивление материалов. Создал новую методологию науки, подчеркивал роль эксперимента.
Театр и музыка.
Возрождение комедии, трагедии. Трагедии – “Розамунда” Джованни Ручиллаи и “Софонисба” Джанджорджо Триссино. Розамунда – легеда о любви лангобардского короля Альбоино к королеве Розамунде. Сцены ужаса… Софонисба – спокойнее.
“Орбекко” Джиральди Чинтио и “Гораци” Пьетро Аретино – композиционное совершенство, психологическая правдивость. Влияние римских комедиографов.
“Каландро” кардинал Биббионо – заимствование из Плафта + наблюдения над действительностью + открытое воспевание чувственной любви
“Белора” Анджело Беолько – крестьянская тема, мотивы фольклора.
Джованни Мария Чекки и Джанбаттисто делла Порта = маньеристические традиции
Традицию старизма, начатую комедией “Мандрогора” Маккиавелли, продолжил
“Подсвечник” Джордано Бруно
Вторая половина 16 века = пасторали, мелодрамы. Придворный театр и народная комедия “дель арте”. пастушеские драмы, “Аминта” Торквато Тассо и “Верный пастух” Джовани Батисто Гварини.
Комедия “дель арте” - с. 16 в. – автора заменяют актеры-импровизаторы, представляющие традиционные типы маски - Арлекин , Коломбина, Пульчинелла, Панталлоне, Бригелло.
Музыка Первые оперы – “Эвридика” Пери и “Ариадна” Монтеверди. “Орфей” - на текст Ручиллаи его же. Заслуга его – новый, экспрессивный стиль, драматичность в музыке.
Палестрино – капельмейстер в соборе св.Петра в Риме. Мастер Полифонии, праздничного пения “а капелла”, обновил мадригал, новые формы церковного пения. 100 месс, Несколько сот матетов и мадригалов.
2 светских вокальных жанра – близкий к народной песне и связанный с полифонией, мадригалом. В создании мадригалов большую роль сыграл Бембо.

Искусство Леонардо да Винчи – основоположник высокого Возрождения. Знания – потребность человека, считал он. Созидательные способности человека безграничны. Наивысшее проявление сил творчества – художник. Живопись и наука. Терия живописи (о перспективе, о пропорциях, о строении челов. тела). Воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного
“Мадонна в скалах”, “Тайная вечеря”, “Мона Лиза”.
Рафаэль – 1483-1520- стремление к синтезу, худ. обобщениям, радость земного бытия, совершенство композиции, соразмерность частей и целого, гармония мира и человека, “Сикстинская мадонна”, портреты современников, фрески в Ватикане.
Микеланджело Буанаротти – 1475-1564 - эмоциональность, драматизм, мощное тело и дух против вражеских сил, трагизм “Давид”, потолок “Сикстинской капеллы”. “Моисей”, статуи рабов, капелла Медичи во Флоренции , “Страшный суд”.

16 век – центры худ. жизни – Рим, Флоренция, Венеция
Джорджоне – 1477-1510 - единство человека и природы, поэтически созерцательные образы. “Гроза”, “Три философа,” “Сельский к.рт”, “Спящая Венера”.
Тициан – 1480-1576 – станковая живопись. Портреты, пейзажи, мифология Реформатор иск-ва. Цветовая лепка формы, мастер колорита. “Даная”, “Венера с зеркалом”.
Веронезе – монументальная живопись, пиры, торжества, празднества, образ жизни патрициата.
и Тинторетто – массовые драматические сцены, образ народа – страдающего, борющегося.
Маньеризм – новое направление – 20-40-е 16 века. Живопись – Понтормо, Пармиджанино, Баранзино, скульптур – Бенвенуто Челини. Рубеж 16-17 вв. – барокко. Два течения –
братья Караччи, Рени. Идеализированные образы, декоративность .
Караваджо и последователи – героизация образов, монументальность быта.
Скульптура барокко –Бернини.

Архитектура. Барокко. Общеитальянский стиль. Монументальность, синтез, гармония. Леонардо, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Микеланджело, Палладио. Палаццо, виллы, храмы, общественные здания. Ордерная система – выступающие пилястры, полуколонны. У Палладио ордер – гл. архит. принцип. Виллы вписаны в ландшафт.
Барокко – грандиозность, декоративность, вычурность. Ордер – только средство для подчеркивания ритма и пластики.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.007 с.)