Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Принципы организацииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принцип (лат. principium — начало, основа) — это основное исходное положение теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Принципы организации весьма многочисленны и разнородны, что усложняет их обобщенную классификацию. Однако такие попытки неоднократно предпринимались учеными. В подтверждение приведем классификацию Э. А. Смирнова, который выделил четыре группы принципов организации: 1) общие принципы: а) соответствия (целей и ресурсов, распорядительства и подчинения, эффективности производства и экономичности); б) оптимальности (сочетания централизации и децентрализации, производства и управления, прямоточности, ритмичности, синхронизации); 2) «статические», или принципы статического состояния организации (наивысшего приоритета цели, приоритета функций над структурой и субъекта управления над объектом); 3) «динамические», или принципы динамического состояния организации (наивысшего приоритета персонала, приоритета структур над функциями, объекта управления над субъектом); 4) принципы рационализации (последовательного подключения, всесторонности входящей информации, всесторонности рекомендаций по рационализации компании, внутренней рационализации). Приступая к изучению такого научного «массива», студент, особенно если он имеет большой жизненный опыт, может воскликнуть: «Неужели на практике все это действительно важно?! Реальная жизнь весьма отличается от теории». В этой связи обозначим основные подходы к решению противоречий между теорией и практикой. Точка зрения. Изучать теорию необходимо, хотя бы для того, чтобы всякий раз не изобретать велосипед и идти в ногу со временем. Точка зрения. Изучать «голую» теорию нет необходимости, а деловому человеку на это просто не хватит времени, лучший учитель — повседневная жизнь, а не книги. Точка зрения. Вопрос соотношения теории и практики, подготовки и переподготовки кадров может решаться по-разному (в зависимости от конкретной ситуации, возможностей предприятия, должности работника и его личностных качеств).
Вопросы для обсуждения 1. Составьте «портрет» сторонников каждой из трёх точек зрения. Каким был их жизненный путь? Что способствовало формированию их мировоззрения? 2. Имеется ли у вас собственная точка зрения по данному вопросу? Поясните. 3. Раскройте принцип последовательного подключения. Каковы особенности сенсуального, иррационального и рационального типов мышления? Приведите примеры. Доклад 1. Условия проведения рационализации компании. Литература Основная 1. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004. С. 120-151. 2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 131-237. Дополнительная 3. Белый М., Приходько В. К вопросу о гибкости организационных структур // Проблемы теории и практики управления, 1998. — № 4. 4. Иванова Т. Ю., Жесткова О. В. Влияние управления изменениями на устойчивость организации // Менеджмент: теория и практика, 2001. – № 1-2. Тема 14. Основы проектирования организационных систем
Проектирование организационных систем (ОС) — исключительно важная для любого хозяйствующего субъекта задача, предполагающая создание и обеспечение эффективного взаимодействия двух подсистем: внутреннего функционирования и отношений с внешней средой. Механизм внутреннего функционирования включает элементы, необходимые для производственной и управленческой деятельности (определение и ранжирование целей, оптимизация состава подразделений, структуры управления и коммуникаций, распределение задач, функций, полномочий по всем звеньям, упорядочение информационных потоков и совершенствование документооборота). Механизм отношений с внешней средой включает элементы, необходимые для формирования и поддержания необходимых связей организации с поставщиками, клиентами, посредниками, а также учёта специфики конкурентной борьбы и действия факторов макросреды (политических, правовых, демографических, культурных). Практическое использование этих механизмов осуществляется двояко, в зависимости от исходных принципов: последовательности или параллельности. По мнению Э. А. Смирнова, принцип последовательности является оптимальным для действующих компаний, корректировка механизма внутреннего функционирования которых «должна осуществляться после определения тенденций изменения механизма отношений с внешней средой»; принцип параллельности наиболее подходит новым компаниям, которым целесообразно «проектировать механизм внутреннего функционирования и механизм отношений с внешней средой одновременно».
Вопросы для обсуждения 1. Согласны ли вы с таким дихотомическим подходом, а также со следующей рекомендацией: «В случае неустойчивого характера изменений параметров внешней среды необходимо либо подождать некоторое время, либо использовать экономико-математические методы для их анализа, например, методы аппроксимации, массового обслуживания и др.»? 2. Как решаются задачи организационного проектирования в фирмах, действующих по принципу «прибыль любой ценой» или «бизнес здесь и сейчас»? 3. Приведите конкретные примеры организаций, имеющих функциональные цели, цели-аналоги и цели развития. 4. Какова специфика формирования ОС компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью? Доклад 1. Механизм проектирования организационных систем. Литература Основная 1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 474-530. 2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 245-286. Дополнительная 3. Бабкин Ф. В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. -№ 1. 4. Приходъко В. И. Проблемы построения организационных структур в менеджменте. Сборник материалов V Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике». Часть II. — Пенза, 2000. Тема 15. Организационная культура
Попытки теоретически осмыслить культуру имеют сравнительно недолгую историю. Лишь в XVII в. понятие cultura стало употребляться в близком к современному значении, а в XVIII в. немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) начал исследовать своеобразие культуры различных эпох и народов. К настоящему времени насчитывается более 500 дефиниций культуры, не говоря уже о многочисленных нюансах в трактовке понятия «организационная культура». И все же многие ученые справедливо полагают, что «организационная культура — это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующих отношения между членами организации. Что касается типологии и классификации организационной культуры, здесь нет единого мнения. Точка зрения. Существует восемь типов организационной культуры: «оранжерея», «огород», «крупная плантация», «французский сад», «кочующая орхидея», «косяк рыб», «лиана», «отдельные колоски» (М. Бурке). Точка зрения. Существует три типа организационной культуры: рыночная, бюрократическая и клановая (У. Оучи). Точка зрения. Существует четыре основных типа организационной культуры: наиболее жизнеспособная, в основе которой сильная ориентация на личность и сильная — на экономическую эффективность; наименее жизнеспособная, в основе которой слабая ориентация на личность и слабая — на экономическую эффективность, промежуточные, соединяющие в себе сильную ориентацию на личность и слабую — на экономическую эффективность, и наоборот (Р. Блейки Дж. Моутон).
Вопросы для обсуждения /. Чем можно объяснить такое разнообразие оснований типологии организационной культуры предприятия? По мнению американского социолога Э. Шайна, организационная культура представляет собой «набор приёмов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные». Ряд авторов трактует культуру организации как сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), «бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива». 2. Действительно ли администрация организации всегда является «локомотивом», а персонал — «вагонами»? Аргументируйте свою точку зрения. Французский социолог Н. Деметр подчеркивал, что культура предприятия — это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами. 3. Согласны ли вы с данным утверждением? Быть может, большинство работников лишь играют определенные роли, искажая при этом свою сущность? Доклад 1. Организационная культура и организационное поведение. Литература Основная 1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 171-182. 2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 338-385. Дополнительная 3. Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Организационная культура: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2004. 4. Магура М. И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом, 2002. – № 1. 5. Николаев Н. Инновационное развитие и инновационная культура//ПТП У, 2001.-№ 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.011 с.) |