ТОП 10:

Тема 13. Принципы организации



Принцип (лат. principium — начало, основа) — это основное исход­ное положение теории, учения, науки; внутреннее убеждение челове­ка, определяющее его отношение к действительности, нормы поведе­ния и деятельности. Принципы организации весьма многочисленны и разнородны, что усложняет их обобщенную классификацию. Однако такие попытки неоднократно предпринимались учеными. В подтвер­ждение приведем классификацию Э. А. Смирнова, который выделил четыре группы принципов организации:

1) общие принципы:

а) соответствия (целей и ресурсов, распорядительства и подчине­ния, эффективности производства и экономичности);

б) оптимальности (сочетания централизации и децентрализации, про­изводства и управления, прямоточности, ритмичности, синхронизации);

2) «статические», или принципы статического состояния органи­зации (наивысшего приоритета цели, приоритета функций над струк­турой и субъекта управления над объектом);

3) «динамические», или принципы динамического состояния орга­низации (наивысшего приоритета персонала, приоритета структур над функциями, объекта управления над субъектом);

4) принципы рационализации (последовательного подключения, всесторонности входящей информации, всесторонности рекоменда­ций по рационализации компании, внутренней рационализации).

Приступая к изучению такого научного «массива», студент, осо­бенно если он имеет большой жизненный опыт, может воскликнуть: «Неужели на практике все это действительно важно?! Реальная жизнь весьма отличается от теории». В этой связи обозначим основные под­ходы к решению противоречий между теорией и практикой.

Точка зрения. Изучать теорию необходимо, хотя бы для того, что­бы всякий раз не изобретать велосипед и идти в ногу со временем.

Точка зрения. Изучать «голую» теорию нет необходимости, а дело­вому человеку на это просто не хватит времени, лучший учитель — по­вседневная жизнь, а не книги.

Точка зрения. Вопрос соотношения теории и практики, подготов­ки и переподготовки кадров может решаться по-разному (в зависимо­сти от конкретной ситуации, возможностей предприятия, должности работника и его личностных качеств).

 

Вопросы для обсуждения

1. Составьте «портрет» сторонников каждой из трёх точек зрения. Каким был их жизненный путь? Что способствовало формированию их мировоззрения?

2. Имеется ли у вас собственная точка зрения по данному вопросу? Поясните.

3. Раскройте принцип последовательного подключения. Каковы осо­бенности сенсуального, иррационального и рационального типов мышле­ния? Приведите примеры.

Доклад

1. Условия проведения рационализации компании.

Литература

Основная

1. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004. С. 120-151.

2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 131-237.

Дополнительная

3. Белый М., Приходько В. К вопросу о гибкости организационных структур // Проблемы теории и практики управления, 1998. — № 4.

4. Иванова Т. Ю., Жесткова О. В. Влияние управления изменения­ми на устойчивость организации // Менеджмент: теория и прак­тика, 2001. –

№ 1-2.

Тема 14. Основы проектирования организационных систем

 

Проектирование организационных систем (ОС) — исключительно важная для любого хозяйствующего субъекта задача, предполагающая создание и обеспечение эффективного взаимодействия двух подсис­тем: внутреннего функционирования и отношений с внешней средой. Механизм внутреннего функционирования включает элементы, необ­ходимые для производственной и управленческой деятельности (опре­деление и ранжирование целей, оптимизация состава подразделений, структуры управления и коммуникаций, распределение задач, функ­ций, полномочий по всем звеньям, упорядочение информационных потоков и совершенствование документооборота). Механизм отноше­ний с внешней средой включает элементы, необходимые для форми­рования и поддержания необходимых связей организации с поставщи­ками, клиентами, посредниками, а также учёта специфики конкурент­ной борьбы и действия факторов макросреды (политических, право­вых, демографических, культурных).

Практическое использование этих механизмов осуществляется двояко, в зависимости от исходных принципов: последовательности или параллельности. По мнению Э. А. Смирнова, принцип последова­тельности является оптимальным для действующих компаний, кор­ректировка механизма внутреннего функционирования которых «должна осуществляться после определения тенденций изменения ме­ханизма отношений с внешней средой»; принцип параллельности наиболее подходит новым компаниям, которым целесообразно «про­ектировать механизм внутреннего функционирования и механизм от­ношений с внешней средой одновременно».

 

Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с таким дихотомическим подходом, а также со сле­дующей рекомендацией: «В случае неустойчивого характера изменений параметров внешней среды необходимо либо подождать некоторое время, либо использовать экономико-математические методы для их анализа, например, методы аппроксимации, массового обслуживания и др.»?

2. Как решаются задачи организационного проектирования в фирмах, действующих по принципу «прибыль любой ценой» или «бизнес здесь и сейчас»?

3. Приведите конкретные примеры организаций, имеющих функцио­нальные цели, цели-аналоги и цели развития.

4. Какова специфика формирования ОС компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью?

Доклад

1. Механизм проектирования организационных систем.

Литература

Основная

1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 474-530.

2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 245-286.

Дополнительная

3. Бабкин Ф. В. Электронная коммерция и новые организацион­ные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. -№ 1.

4. Приходъко В. И. Проблемы построения организационных струк­тур в менеджменте. Сборник материалов V Международной науч­но-технической конференции «Математические методы и ин­формационные технологии в экономике». Часть II. — Пенза, 2000.

Тема 15. Организационная культура

 

Попытки теоретически осмыслить культуру имеют сравнительно недолгую историю. Лишь в XVII в. понятие cultura стало употребляться в близком к современному значении, а в XVIII в. немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) начал исследовать своеобразие культуры различных эпох и народов. К настоящему вре­мени насчитывается более 500 дефиниций культуры, не говоря уже о многочисленных нюансах в трактовке понятия «организационная культура». И все же многие ученые справедливо полагают, что «орга­низационная культура — это система норм, правил и моральных цен­ностей, регламентирующих отношения между членами организации. Что касается типологии и классификации организационной культуры, здесь нет единого мнения.

Точка зрения. Существует восемь типов организационной культу­ры: «оранжерея», «огород», «крупная плантация», «французский сад», «кочующая орхидея», «косяк рыб», «лиана», «отдельные колоски» (М. Бурке).

Точка зрения. Существует три типа организационной культуры: рыночная, бюрократическая и клановая (У. Оучи).

Точка зрения. Существует четыре основных типа организационной культуры: наиболее жизнеспособная, в основе которой сильная ориен­тация на личность и сильная — на экономическую эффективность; наи­менее жизнеспособная, в основе которой слабая ориентация на лич­ность и слабая — на экономическую эффективность, промежуточные, соединяющие в себе сильную ориентацию на личность и слабую — на экономическую эффективность, и наоборот (Р. Блейки Дж. Моутон).

 

Вопросы для обсуждения

/. Чем можно объяснить такое разнообразие оснований типологии ор­ганизационной культуры предприятия?

По мнению американского социолога Э. Шайна, организационная культура представляет собой «набор приёмов и правил решения про­блемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, пра­вил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, ана­лиза и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные». Ряд авторов трактует культуру организации как сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), «бездока­зательно принимаемых и разделяемых членами коллектива».

2. Действительно ли администрация организации всегда является «локомотивом», а персонал «вагонами»? Аргументируйте свою точку

зрения.

Французский социолог Н. Деметр подчеркивал, что культура пред­приятия — это система представлений, символов, ценностей и образ­цов поведения, разделяемая всеми его членами.

3. Согласны ли вы с данным утверждением? Быть может, большин­ство работников лишь играют определенные роли, искажая при этом свою сущность?

Доклад

1. Организационная культура и организационное поведение.

Литература

Основная

1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 171-182.

2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 338-385.

Дополнительная

3. Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Организационная культура: учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ, 2004.

4. Магура М. И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персо­налом, 2002. –

№ 1.

5. Николаев Н. Инновационное развитие и инновационная культу­ра//ПТП У, 2001.-№ 5.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.006 с.)