Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Субъекты организаторской деятельности

Поиск

 

Взависимости от возложенных на них функциональных обязанно­стей отдельные сотрудники организации или подразделения могут вы­ступать как субъектами, так и объектами управления. Субъект — это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее реше­ние. Объект — управляемая подсистема, исполнитель распоряжений (человек или машина). Любой индивид является одновременно и субъ­ектом, и объектом управления...

 

Вопросы для обсуждения

1. Аргументируйте данный тезис по отношению к таким должност­ным лицам, как президент страны, председатель правительства, ми­нистр, директор крупного предприятия.

Принимаемые менеджерами различных уровней управленческие решения весьма разнообразны, и все же их обобщенная классифика­ция не только возможна (например, по таким основаниям, как функ­циональная направленность, форма и механизм принятия, масштабы, характер разработки и реализации, глубина воздействия, характер ожидаемых результатов, способ фиксации, объект воздействия, новиз­на и др.), но и практически значима.

2. Выберите 8—10 наиболее важных, на ваш взгляд, критериев класси­фикации управленческих решений. Свой выбор аргументируйте.

3. Каким образом регламентируется деятельность субъектов управ­ленческой деятельности в организации? Приведите примеры.

Доклад

1. Организаторская деятельность: процессы и явления.

Литература

Основная

1. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 391-410.

Дополнительная

2. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. Т. 1—2. М.: Экономика, 1989.

3. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008.

Тема 17. Перспективы развития организационно-управленческой мысли и современных организаций

 

Вступление человечества в информационно-технологическую эру ознаменовалось новыми направлениями исследований в области тео­рии организации. Приоритетными среди них являются: реинжини­ринг, концепция внутренних рынков корпораций, теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления), концепция «эколо­гически осознанного руководства» предприятием. Эти теоретические разработки находят широкое применение в новых типах организаций. В их числе: организации с «внутренними рынками», сетевые, вирту­альные, многомерные, круговые, интеллектуальные и обучающиеся организации. И все-таки, несмотря на многообразие организацион­ных и организационно-правовых форм современных предприятий, нередко от зарубежных и отечественных бизнесменов и предпринима­телей можно безапелляционно услышать: «Новое — это хорошо забы­тое старое».

 

Вопросы для обсуждения

/. Разделяете ли вы эту точку зрения? К каким мировоззренческим и методологическим выводам в этой связи вы приходите?

2. Каковы, на ваш взгляд, основные направления деятельности руково­дителя, являющегося приверженцем пяти принципов управления (преем­ственности, инновации, системности, верификации и амбивалентности, или двойственности)?

В современной учебной литературе можно встретить описание эволюции организационных структур управления. Так, Б. 3. Мильнер выделил три этапа развития теории организации и организаций в XX в.:

1) классическая промышленная фаза, иерархическая структура (1900-1950 гг.);

2) неоклассическая промышленная фаза, матричная структура (1950-1980 гг.);

3) информационная фаза, «внутренний рынок» — автономные союзы, внутреннее предпринимательство, сети, виртуальные структу­ры (с 1980 г.).

3. Каким видится вам будущее теории организации? Какие организа­ционно-управленческие ноу-хау будут, на ваш взгляд, предложены и реа­лизованы в XXI в.?

Доклад

1. Функциональный аудит компаний – направление развития организационно-управленческой деятельности.

Литература

Основная

1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 531-613.

2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 291-333.

Дополнительная

3. Антонов В. Г. Эволюция организационных структур // Менедж­мент в России и за рубежом, 2000. — № 1.

4. Теория организации / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – СПб.: Питер, 2004.

Примерная тематика эссе

1. Возникновение теории организации.

2. Роль методологии в организационной деятельности.

3. «Тектология» А.А. Богданова и теория организации.

4. Исходные понятия теории организации: система, организация, самоорганизация, структура.

5. Процессы структурного преобразования систем.

6. Закон относительных сопротивлений (закон наименьших), Принцип концентрического действия.

7. Принципы управления и принципы организации.

8. Методы управления: кибернетический подход.

9. Организация как функция управления.

10. Самоорганизация: синергетический подход.

11. Организация как социум.

12. Организационные теории.

13. Основные модели организаций.

14. Производственно-хозяйственная система (ПХС) и её системные признаки.

15. Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации.

16. Условия и законы формирования структуры ПХС.

17. Принципы построения организационных структур и системы управления.

18. Теории Гласиер.

19. Теория организационного потенциала.

20. Современные тенденции организации управления ПХС.

21. Подходы к проектированию организационных структур.

22. Организационно-правовые формы межорганизационной интеграции.

23. Рациональная самоорганизация как новая парадигма менеджмента.

24. Оценка изменений организационной структуры.

25. Формы многомерных структур.

26. Адхократический тип организации.

27. Классификация организационной культуры.

28. Процесс формирования и условия изменения организационной культуры.

29. Феномен российской организационной культуры и её роль в развитии рыночной России.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, функции и специфика теории организации как науки.

2. Научный вклад Ф.У Тейлора в развитие организационно-управ­ленческой теории.

3. Научный вклад М. Вебера в развитие организационно-управлен­ческой теории.

4. Научный вклад А. Файоля в развитие организационно-управ­ленческой теории.

5. Научный вклад Э. Мэйо в развитие организационно-управлен­ческой теории.

6. Научный вклад А. Маслоу в развитие организационно-управлен­ческой теории.

7. Научный вклад Д. МакГрегора в развитие организационно-управленческой теории.

8. Научный вклад Ф. Герцберга в развитие организационно-управ­ленческой теории.

9. Научный вклад У. Оучи в развитие организационно-управленче­ской теории.

10. Научный вклад Д. Норта в развитие организационно-управлен­ческой теории.

11. Понятие системы. Специфика функционирования закрытых и открытых систем.

12. Понятие социальной системы. Специфика функционирования социальных систем.

13. Многообразие организационных форм современных предпри­ятий.

14. Многообразие организационно-правовых форм современных предприятий.

15. Система управления организацией: общая характеристика.

16. Основные модели организации финансово-трудовых отноше­ний в современной России.

17. Принципы организации.

18. Понятие закона. Общая характеристика законов организации.

19. Закон самосохранения: сущность, специфика, варианты реали­зации на внутрифирменном уровне.

20. Закон развития: сущность, специфика, варианты реализации на внутрифирменном уровне.

21. Закон синергии: сущность, специфика, варианты реализации на внутрифирменном уровне.

22. Закон единства анализа и синтеза: сущность, специфика, вари­анты реализации на внутрифирменном уровне.

23. Понятие информации. Основные свойства (характеристики) современной информации.

24. Закон информированности — упорядоченности: сущность, специфика, варианты реализации на внутрифирменном уровне.

25. Закон композиции и пропорциональности (гармонии): сущ­ность, специфика, варианты реализации на внутрифирменном уровне.

26. Методы управления персоналом: общая характеристика.

27. Методы обучения. Особенности их использования на внутри­фирменном уровне.

28. Методы воспитания. Особенности их использования на внут­рифирменном уровне.

29. Административно-правовые методы управления персоналом: общая характеристика.

30. Финансово-экономические методы управления персоналом: общая характеристика.

31. Социально-психологические методы управления персоналом: общая характеристика.

 

 

Темы контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)

1. Теория организации в системе современного научного знания.

2. Эволюция теории организации как науки: основные идеи, кон­цепции, школы.

3. Особенности развития организационно-управленческой мысли в России.

4. Концепция «научного управления» Ф. У. Тейлора: генезис, раз­витие и современное значение.

5. Концепция «бюрократической организации» М. Вебера: гене­зис, развитие и современное значение.

6. Концепция «административного управления» А. Файоля: гене­зис, развитие и современное значение.

7. Концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо: генезис, разви­тие и современное значение.

8. Научный вклад Н. Винера в развитие теории организации.

9. Научный вклад К. Левина в развитие организационно-управлен­ческой теории.

10. Научный вклад Д. МакГрегора в развитие организационно-управленческой теории.

11. Научный вклад Д. Норта в развитие организационно-управлен­ческой теории.

12. Понятие системы. Специфика организации и развития биоло­гических систем.

13. Понятие системы. Специфика организации и развития техни­ческих систем.

14. Понятие системы. Специфика организации и развития соци­альных систем.

15. Диалектика организационных форм современных предпри­ятий.

16. Диалектика организационно-правовых форм современных предприятий.

17. Современная фирма как система (на конкретном примере).

18. Система управления современной организацией (на конкрет­ном примере).

19. Основные модели организации финансово-трудовых отноше­ний в современной России: сравнительный анализ.

20. Законы организации: общая характеристика и практическое значение.

21. Закон самосохранения: сущность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.

22. Закон развития: сущность, содержание и специфика реализа­ции на внутрифирменном уровне.

23. Закон синергии: сущность, содержание и специфика реализа­ции на внутрифирменном уровне.

24. Закон единства анализа и синтеза: сущность, содержание и спе­цифика реализации на внутрифирменном уровне.

25. Закон информированности — упорядоченности: сущность, со­держание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.

26. Закон композиции и пропорциональности (гармонии): сущ­ность, содержание и специфика реализации на внутрифирменном уровне.

27. Законы социальной организации: сущность, содержание и спе­цифика реализации на внутрифирменном уровне.

28. Принципы организационно-управленческой деятельности: теория и практика реализации на внутрифирменном уровне (на кон­кретном примере).

29. Методы управления персоналом: общая характеристика и прак­тическое значение.

30. Современные методы и формы обучения персонала: проблемы эффективности.

31. Методы воспитания персонала организации: проблемы эффек­тивности.

32. Организационная культура современной фирмы (на конкрет­ном примере).

33. Административно-правовые методы управления: теория и практика реализации на внутрифирменном уровне.

34. Социально-психологические методы управления персоналом: теория и практика.

35. Актуальные проблемы и перспективы развития теории органи­зации.

36. Объект, предмет и метод теории организации.

37. Анализ определений понятия «система».

38. Классификация организаций по их общественным функциям.

39. Организация и управление.

40. Перспективы развития организационных структур.

 

Методические рекомендации по написанию и защите контрольных работ

 

В подготовке контрольной работы можно выделить несколько этапов:

1 – определение темы работы;

2 – составление плана;

3 – подбор и изучение литературы, нормативных актов по избранной теме;

4 – непосредственное написание контрольной работы;

5 – оформление работы и представление ее на кафедру для рецензирования;

6 – подготовка к собеседованию на основе полученной рецензии;

7 – собеседование по контрольной работе.

Тема контрольной работы определяется по указанию преподавателя.

Контрольная работа предполагает углублённое изучение проблем стратегического менеджмента, поэтому является обязательным условием профессиональной подготовки. В процессе написания работы студент должен проявить умение обобщать и анализировать изученный материал.

Примерные критерии оценки: качественное и полное раскрытие вопросов и использование только рекомендуемой литературы – «удовлетворительно» или «хорошо»; привлечение дополнительных источников (в зависимости от качества и количества использования – «хорошо» или «отлично»).

При составлении плана необходимо изложить вопросы так, чтобы достаточно полно раскрыть тему, как правило, это два-три вопроса. План должен включать также введение и заключение.

Написание контрольной работы можно подразделить на несколько этапов. Прежде всего, необходимо чётко представить содержание темы контрольной работы, определить её место и значение в изучаемом курсе. Для этого целесообразно начать работу с изучения подобранной литературы. Список литературы должен быть достаточно полным и включать имеющие отношение к теме: монографии, учебные пособия, учебники, статьи в журналах, действующие нормативно-правовые акты.

Во введении раскрывается важность темы, её актуальность, степень разработанности, цель и задачи работы.

В заключении формулируются выводы по всей работе.

Контрольная работа выполняется в печатной форме, при этом текст размещается на одной странице.

Объём работы должен составлять 15-20 страниц машинописного текста, включая список литературы.

На титульном листе указывается название образовательного учреждения, кафедры, темы, фамилия и инициалы студента, номер учебной группы, должность, учёная степень и звание, фамилия и инициалы преподавателя.

На второй странице размещается план контрольной работы. Далее следует текст, разбитый на вопросы. Освещение каждого вопроса должно начинаться с обозначения его порядкового номера и названия в соответствии с планом работы. Страницы работы нумеруются.

Писать работу необходимо разборчиво, грамотно, не допуская помарок и исправлений. Сокращения слов не допустимы, за исключением общепринятых. В тексте все цитаты должны быть взяты в кавычки сопровождаться цифровыми сносками, в которых указывается цитируемый источник (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, название издательства, страницы). Сноски делаются или внизу страницы под чертой, отделяющей их от текста, или в квадратных скобках в тексте работы, с указанием порядкового номера источника из списка литературы и страницы цитаты.

На последних страницах работы указывается список используемой литературы и нормативных актов, которые должны быть расположены в хронологической последовательности с указанием наименования и даты издания.

В конце контрольной работы проставляется дата и подпись автора (студента).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.011 с.)