Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Жизненный цикл организации

Поиск

При анализе основных характеристик организации важно рас­смотреть жизненный цикл организации, который играет большую роль в системе факторов внутренней среды организации, хотя и ред­ко выделяется в силу того, что воспринимается не как ситуацион­ная переменная, а как общесистемное свойство организации, от­ражающееся на других её составных частях. Но, тем не менее, многие трудности и проблемы организации определяются её уровнем зре­лости, поэтому целесообразно не забывать об этой важной характеристике организации.

Жизненный цикл организации — совокупность стадий, кото­рые проходит организация в период своей жизни: рождение, дет­ство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового клиента, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работо­способность. Характерным для стадии рождения является неболь­шое количество компаньонов. Особое значение на этом этапе долж­но придаваться всему новому и необычному.

Детство — стадия опасная, так как именно в этот период про­исходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленчес­кого потенциала рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности своих менеджеров. Основной задачей предпри­ятия здесь является укрепление своих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению конкурентоспособности. Глав­ная цель организации на этой стадии — кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность— это период перехода от комплексного менеджмен­та, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период — обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват своей части рынка. Стадия юно­сти характерна тем, что интуитивная оценка риска руководством организации уже не является достаточной, что заставляет менед­жеров прибегать к математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска. В данный период организация нуж­дается в появлении специалистов в узких областях знаний.

Зрелость — развитие организации на этой стадии ведется в инте­ресах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и чет­кого управления. Руководитель организации, как правило, удовлет­ворён логичностью и стройностью системы управления, что замедляет его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Таким образом, стадия зрелости связана с проникновением организации в новые сферы деятельности, расши­рением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в системе управления.

Выделяются три стадии зрелости организации: ранняя, проме­жуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется систематическим ростом организации, в период промежуточной зре­лости происходит сбалансированный рост, а стадия окончательной зрелости — это период формирования индивидуальности и имиджа организации. Этап зрелости опасен возможностью появления у руко­водства организации сознания завершенности движения вперед.

Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких струк­турах управления. Главная задача организации в данный период — борьба за выживание и стабильность.

В период возрождения в организацию приходит новая коман­да менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуще­ствить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный встряхнуть всю структуру управления. Главная цель в этот период — оживление организации.

Менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организа­ции для эффективного управления ею.

Ситуация для анализа. Почти 15 лет Анастасия работала на крупном предприятии, одном из лучших предприятий оборонной отрасли, но в связи с трудностями переходного периода была уволена. Анастасии пришлось искать себе другую работу. Она случайно натолкнулась на объявление в газете о возможности подстричь газоны в частных хозяйствах. Вскоре Анастасия уже подстрига­ла газоны в нескольких хозяйствах и дела у неё шли хорошо. Однажды она окончательно решила основать собственное дело — заняться уходом за газонами и лужайками. Она испыты­вала облегчение от мысли, что больше не придётся нервничать в поисках работы, и радовалась, что станет сама себе хозяйкой и начальником. Правда, её немного пугала полная самосто­ятельность, тем не менее Анастасия хотела добиться успеха. Поначалу дело шло медленно, но постепенно всё больше людей узнавали об Анастасии и просили заняться их хозяйствами. Неко­торые просто были рады переложить на неё всю работу, другие «переметнулись» к ней от профессиональных фирм по уходу за садом. Уже к концу первого года самостоятельной работы Ана­стасия знала: этим способом она сможет зарабатывать себе на жизнь. Она стала заниматься и другой работой: прополкой и подкормкой газонов и садиков, а также стрижкой кустарника. Дело пошло настолько хорошо, что Анастасия наняла двух помощников. Через некоторое время ей удалось расширить дело так, что каждый из нанятых работников стал специализировать­ся на определенной группе клиентов, привлекая при необходи­мости в помощь своих родственников (в основном пенсионеров). Но при этом несколько ухудшилось качество работы и часть кли­ентов снова вернулась к профессиональным фирмам.

 

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте этапы жизненного цикла, которые прошло дело Анастасии.

2. Учла ли Анастасия сложности периода роста?

3. На какой стадии жизненного цикла в данный момент нахо­дится организация Анастасии? Как преодолеть кризис этого периода? Может ли помочь составление рабочего графика в повышении и гарантии качества работ?

Доклад

2. Анализ взглядов на жизненный цикл организации.

Литература

Основная

1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 75-84.

Дополнительная

2. Белый М., Приходько В. К вопросу о гибкости организационных структур // Проблемы теории и практики управления, 1998. — № 4.

3. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. Ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С.

 

Тема 4. Организация и управление

 

Проблема статуса теории организации и её взаимосвязи с наукой об управлении решается в современных условиях неоднозначно.

Точка зрения. Теория организации является составной частью тео­рии управления.

Точка зрения. Теория организации является самостоятельной об­ластью знания, отвечающей на главный вопрос «чем управлять?», а теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект?».

Точка зрения. Разграничение теоретических основ организации и управления не имеет особого смысла ввиду их неразрывной взаимо­связи.

 

Вопросы для обсуждения

/. Какой из перечисленных точек зрения вы отдаете предпочтение и почему?

2. Систематизируйте известные вам управленческие науки и пред­ставьте их в виде общей схемы.

3. Что такое «система управления компанией»? Каковы её основные подсистемы и элементы?

Доклад

1. Система управления организацией.

Литература

Основная

1. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 208-251.

2. Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; под общ. ред. В.Г. Алиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 17-23.

Дополнительная

3. Иванова Т. Ю., Жесткова О. В. Влияние управления изменения­ми на устойчивость организации // Менеджмент: теория и прак­тика, 2001. –

№ 1-2.

4. Ляпунов С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // ПТПУ, 2001. - № 6.

5. Токарев В. Гипотеза о новой парадигме управления // ПТПУ, 2001.-№3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.01 с.)