Русский классицизм и романтизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский классицизм и романтизм



Федор Степанович Рокотов (1736-1808). Законченная характеристика модели, создание портрета-типа, соответствующего гуманистическим представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве. Камерный портрет с меняющимся обликом модели. Одухотворенность образов, простая композиция.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.). Создатель парадного и камерного портрета. Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Переход от рокайльных мотивов к классицистским. Портреты просветителей. Большие парадные портреты 80-х г.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Сентиментальные мотивы. Стремление к определенности, строгой пластичности, почти скульптурности форм, к усилению объемности, к исчезновению мягкой живописи.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Интерес к интимному миру героев, отвлечение от аксессуаров, смелые цветовые эффекты. Карандашные портреты. «Автопортрет с кистями за ухом»,1810-1815, - время расцвета портретного искусства

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Черты сентиментализма и романтизма в творчестве. Простота, искренность выражения, правдивость характеров, точность бытовой детали. Применение лессировок. Придание естественности, ясности, уравновешенности композициям погрудного портретного изображения. Жанровая портрет-картина. Конкретность, разносторонность, психологизм.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Римский период и академический классицизм. «Итальянский жанр». Жизнеутверждающая красота человека, парадные портреты, их классическая четкость объемной формы, романтическая приподнятость образов. «Последний день Помпеи»,1830-1833 – образец классицизма. Романтический классицизм

РЕАЛИЗМ и КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Развитие реализма в России ХIХв. Критическое осмысление социальной жизни. Религиозная окрашенность реалистического творчества. Связь живописи и русской литературы. Исторический жанр и критическое осмысление современности. Роль Академии художеств в формировании исторической живописи. Товарищество передвижных выставок (1870-1922) и художественная критика. Типизация. Лирика русского пейзажа. Парковые пейзажи Ф.Щедрина, морские виды И.Айвазовского, лес И.Шишкина, виды Ф.Васильева, А.Саврасова, поэтические полотна В.Поленова, северные леса А.Васильева, М.Нестерова, импрессионистские этюды К.Коровина, Э.Грабаря, стилизованные виды В.Борисова-Мусатова.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Основание бытового жанра, обращение к жизни крестьян. Создание пленэра. Теоретическое осмысление перспективы.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Живописец домашних сцен. Ранние рисунки. Сепии. Мир фальшивых страстей и манерных жестов. Игра теней на картине, сон и явь. Поздние работы.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) Страстная вера в нравственную роль искусства в преображении людей. Идея мессианства, явления Христа народу. Толкование священной истории в цикле библейско-евангельских росписей.

Николай Николаевич Ге (1831-1894). Римские сюжеты. Евангельские сюжеты в творчестве. Картина Тайная вечеря, обнаженность конфликта, идейный раскол сторонников двух разных мировоззрений. Влияние учения Л.Толстого. Эмоциональный, драматический портрет. Нарушение академических канонов, фрагментарные композиции, резкие световые и цветовые контрасты.

Илья Ефимович Репин (1844-1930). Основные темы творчества: критика эксплуатации и политического преследования. Жанр исторической драмы. Типические образы и портреты, сохраняющие индивидуальность. Картины на историко-революционную тему.

Василий Иванович Суриков (1848-1916). Историческая широкомасштабная живопись. Интерес к переломным моментам истории, стремление прочитать современность через прошлое, обозначив рубеж между московской и петровской Русью. Исторические баталии.

Иван Николаевич Крамской (1837-1837). Бунт против академических требований. Стратегические идеи развития русской культуры. Участие в движении передвижников. Портреты русских писателей.

Василий Григорьевич Перов (1833-1887). Критическое направление в русской бытовой живописи. Сочувствие униженным и оскобленным. Гневный пафос сатирического обличения власть имущих.

Владимир Александрович Серов (1865-1911).Влияние импрессионизма. Портреты актеров, писателей, художников. Философия портретного жанра: лицо и маска, лик и личина, человек и роль, амплуа. Заказные портреты знати, их эффектный шик. Декоративность и условность отдельных работ.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Выражение гражданских чувств любви к родине средствами пейзажа. Пейзаж настроения.

Серебряный век

Особенности периода 1900-1910г. необычайная интенсивность и динамика художественных поисков, стремительность смены поколений мастеров и направлений, изобилие художественных объединений «Серебряный век» как период, следующий за «золотым веком» русской поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Тютчева, К.Баратынского. Расцвет русской поэзии серебряного века. Журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон». Декаденство и эстетизм русского искусства.

Символизм. Сказочные и мифопоэтические образы. Демоническая чувственность. Сочетание романтизма и академической техники рисунка. Былинные сюжеты. Иллюстрации и театральные декорации. Выставка Голубая роза, Москва,1907. Противопоставление романтически одухотворенных образов стилизаторству и эстетству мирискусников. Символизм на пластической основе.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Монументальные композиции Кирилловской церкви в Киеве с 1884г. Обращение к поэме М.Лермонтова «Демон». Сказочно-былинные темы и древняя мифология. Декорации для спектаклей мамонтовской оперы в Москве 1890-х г. Выражение декадентства и участие в группе «Мир искусства». Сочетание романтической чувственности и мечты с академическим рисунком.

Группа Мир искусства, Петербург (1898-1904, 1910-1924). Объединение художественной элиты России: Бенуа, Сомов, Головин, Врубель, Серов, Нестеров, Рерих, Малявин. Оценка английского и немецкого искусства с позиции теории «искусства для искусства». Галантный жанр. Сказочные образы. Эстетизация и идеализация русского прошлого. Значение выставочной деятельности и журнальной деятельности А.Бенуа и С.Дягилева в объединении. Синтетизм и ретроспективность Лансере, Добужинского, Сомова, Остроумовой-Лебедевой, Рериха. Дягилевские сезоны в Париже.

Объединение Бубновый валет (1911-1917): М.Ларионов, Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Лентулов, И.Машков, Р.Фальк. Увлечение русскими примитивами, лубком и новейшими тенденциями европейского искусства. Плутовство, балаганная грубость в отношении к зрителю. Влияние постимпрессионизма.

Формирование авангарда. Отличие русского художественного авангарда от западного. Обособление отдельных художников. Основные стили: примитивизм, неоклассицизм, лучизм, экспрессионизм, супрематизм, кубофутуризм.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). Отвлечение от социальной действительности пронизанной «ядовитым хлебом» социальных отношений. Теософские представления о мире как градации плотных и тонких материй. Переход к чисто-и-вечно-художественному в «Композиции У11». Композиции, импрессии, импровизации. Деятельность в группе «Синий всадник»(1911). Теоретические работы «О духовном в искусстве»(1910), «Точка и линия на плоскости»(1926). Геометрические опыты в Баухаузе.

Марк Захарович Шагал (1887-1985). Влияние кубистов, фовистов, Ван-Гога в живописи 1910-х г. Связь творчества с библейской традицией. Приоритет воображения над реальностью. Парижский период, мифологизм. Работа в Витебске. Второй французский период. Офорты к произведениям Гоголя, Лафонтена. Работа в США. Библейское послание для музея в Ницце.

 

Советский период

Социалистическая революция 1917 года и левое искусство. Авангард как революция формы и отказ от аристократического, музейного искусства.

Конструктивизм (1919-1930). “Музыка машин”, предполагающая утрирование каркаса, несущей структуры вещи. Концепция жизнестроения. Супрематизм и конструктивизм. Печать и революция. Школы ИНХУК, ВХУТЕМАС. Художественное проектирование – выведение технической структуры на уровень стилевой формы. Использование фотомонтажа, зрительное выделение технических деталей, игровой монтаж в кино.

Футуризм (1910-1914, 1917-1920). Буделяне или будущники. Задача насильственного преображения мира, «психической эволюции». Увлечение примитивом и заумью. Отказ от техники и ориентация на природный вариант культуры. Группа Гилея (1909): Д.Бурлюк, В.Хлебников, Е.Гуро, А.Крученых, Б.Лифшиц, В.Маяковский. Манифест «Пощечина общественному вкусу»,1912. Выставки в Тифлисе после революции. Синдикат футуристов: Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, П.Филонов, Л.Попова, А.Экстер, Крученых, Зданевич, Чернявский.

Тема революции в искусстве 20-х годов. Агитационно–массовое искусство. Героический реализм и отображение революционной патетики дня. Художественные объединения Рост, ОСТ, АХРР, ФОСХ, и др. Пролеткульт и производственное искусство. Журнал ЛЕФ и группа «Октябрь». Формирование героического реализма.

Социалистический реализм (1932-1985). Постановление ЦК ВКПб 1932г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и его роль в создании Союзов художников, композиторов, писателей. Идейная платформа Союзов – социалистический реализм. Опора на критический реализм. Принципы коммунистической партийности, народности, художественной правды. Правдивость деталей, типические характеры в типичных обстоятельствах. Идеология социального оптимизма и метод осмысления лучшего из всех культур для создания героических образов. Карикатура времени Великой Отечественной войны, «Кукрыниксы». Тематическая картина и ее дидактика. Индустриальный пейзаж. Нравоучительные картины. Национальные стили живописи периода оттепели. Суровый стиль 1960-х годов. Нетиражная графика. Монументальное творчество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.39.205 (0.007 с.)