Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное искусство РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Перестройка и изменение идеологии с 1980-х годов. Раскалывание культуры на противостояние различных художественных систем ценностей, на «архаический официоз» и «модернизированный официоз». И.Орлов, М.Аветисян, Н.Нестерова, Дж.Скулме, С.Тюленев, О.Булгакова, Л.Кесккюла, Т.Огобаев в живописи, А.Баранов, Н.Попов, А.Костин в скульптуре и графике. Вторая волна авангарда, Бульдозерная выставка. Третья волна авангарда. Появление антиискусства с 70-х годов. Дифференциация внутри авангарда на метафизическое крыло (М.Шварцман, Э.Штейнберг, В.Янкилевский; социальное (О.Рабин, В.Калинин), конструктивистское (Ф.Инфанте и группа «Движение») и абстрактный экспрессионизм (группа Белютина). Соцарт как ностальгический реализм, «лагерное искусство», социальная неомифология. Утопии классического авангарда (Соостер, Янкилевский, Плавинская), антиутопии концептуалистов, коллективных акционистов, творцов перфоманса и инсталляций. Соц-арт как цитирование и пародирование идеологических символов. Перфоменс как публичный жест, провокационное массовое действо. Саморазрушение и насилие, разрушающее мотивы унижения. основная История искусств /под ред. Г.В.Драча, Т.С.Паниотовой/.- М.,2012 основная, электронный ресурс Пигулевский В.О. История искусств XIX-XX веков. ЮРГИ – Ростов-на-Дону, 2010 CD Петкова С М - Справочник по мировой культуре и искусству - 2007.djvu дополнительная Бусальи М. Понимать архитектуру.- М.,2003 Борев Ю. Социалистический реализм.- М.,2008 электронный ресурс Памятники мирового искусства. Русское искусство 19-нач 20 в.djvu Будур Н. Православные иконы.djvu Гнедич П. История искусств.pdf Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890-1954.pdf История искусств. Отечественное искусство.doc авторские работы преподавателей ЮРГИ Пигулевский В.О. Искусство и арт-практика.- Ростов-на-Дону, 2010 Петкова С.М. Справочник по эстетике.- Ростов-на-Дону, 2012 Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству.- Ростов-на-Дону, 2007
Тема 7 История культуры и искусства современности Эпоха РОМАНТИЗМА Истоки романтизма: французская буржуазная революция,1789-92. Наукоучение Фихте, Мейстер Гете, теория иронии Фр.Шлегеля, Жан-Поля, теория воображения Кольриджа. Проблема идеала, озабоченность культурой и признание самоценности личности. Возвышение творчески всемогущей личности над миром утилитаризма с помощью иронии и игры воображения. Культ чувства в противовес Разуму. «Жизнь сердца» и произвол воображения. Вымысел. Романтическое двоемирие. Универсум духа (мир мечты) и обыгрывание ценностей культуры. Уильям Тернер. Неистовость, неустойчивость, интерес к страшным событиям и грандиозным потрясениям души. Мистическая трактовка света. Иоганн Генрих Фюсли (1770-1820). Фантастика. Тревожные видения и кошмары. Франсиско Гойя-и-Лусьентес (1746-1828) Интерес к потрясающему и ужасающему, «черная живопись». Шутки и забавы «Капричос». Парадная живопись. Влияние Веласкеса, «Маха». Эжен Делакруа (1798-1863). Пафос свободы. Обращение к ориентальным мотивам. Динамические композиции и бурные чувства. Портреты. Теодор Жерико (1791-1824). Концентрическая композиция картины «Плот Медузы», надежда и пляска смерти. Портреты душевнобольных, интерес к маньякальным состояниям души. Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Изумление и трепет в пейзажной живописи. Пейзаж руин. Созерцательность. Интерес к сумеркам. Эпоха ДЕКАДАНСА Разложение романтического идеала. Декаданс как умонастроение упадка, духовного кризиса в условиях бурного экономического роста, развития утилитаризма. Пессимизм и нигилизм в отношении социального прогресса, позиция неприятия жизни. Переоценка ценностей в философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Сумерки кумиров, утрата вечных ценностей и трагедия эстетизма, наслаждение страданием и меланхолия. Ощущение упадка fin de siècle. Противопоставление всеобщему упадку силы воображения, творческого всемогущества. Образы декадента: Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда. Прерафаэлиты. Викторианская эпоха (1848-1898).Обращение к простому и непосредственному стилю до Рафаэля, ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Обращение к кватроченто и маньеризму, стремление выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Декоративность, эротика, гротеск и странные фантазии. Иллюзионизм. Живое начало, верность Природе (Д.Рескин). Идеализация модели – создание королевы из продавщицы, идеала из дочери конюха, богини из проститутки у Россетти. Эротизм и чувственность. Эстетизм – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения. Самоценность красоты, ее отделение от полезного, морального, логического. Утонченное наслаждение как принцип жизни, переживание ради переживания. Отношение к жизни как к спектаклю, восприятие себя как зрителя: О.Бердсли, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Элитарная теория «искусства для искусства» О.Уайлда. Стиль модерн: art nouveau, во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-стиль в Германии, либерти в Италии, Мир искусства в России. Группа Наби, стиль синтетизм,1889-1899: Одилон Редон, Пьер Боннар, Морис Дени, Поль Серюзье. Импрессионизм как чистая перцепция без мыслительных конструктов. Стремление к «невинности глаза», как если бы Я не играло роли. Разрыв с традицией, нежелание опираться на «костыль разумного опыта». Утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. Потеря внутренней опоры и мироощущение неприкаянности. Мятущаяся натура художника. Эдуард Мане (1832-1883). Нарушение классических канонов высокого искусства, свобода выбора сюжета. Скандальные произведения. Клод Моне (1840-1926). Выражение зрительных впечатлений. Приоритет цвета и света по отношению к рисунку. Новаторская техника живописи. Картина как фрагмент грандиозного мира; отображение движения, воздуха, состояний природы. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Портреты девушек и детей в световой и воздушной среде. Естественные, чувственные и безмятежные образы. Праздничная жизнь Парижа. Винсент Ван Гог (1853-1890). Одиночество и неприкаянность. Сострадание людям труда. Радость жизни, Монмартр. Автопортреты. Конфликт с Гогеном. Звонкий колорит юга. Цветы. Альпийские пейзажи. Обострение психического состояния. Выражение неистовых человеческих страстей. Экзальтация и выразительность. Поль Гоген (1848-1903). Стремление к естественной жизни на Таити в противовес условностям светской. Письмо локальным цветом в желто-зеленой гамме. Поль Сезанн (1885-1904). Композиция на основе геометрических объемов. Тенденция к упрощению форм. Символизм. Исток – поэзия Ш.Бодлера. Манифест Жана Мореаса (1886). Позиция неприятия жизни, значимость всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку они могут быть намеком на миры иные, духовные. Сумерки кумиров и уединение. Ментальная драма как выражение трагедии рока и демонической чувственности. Образы Манфреда, Мальдорора, Демона - восстание против человеческого начала. Переоценка красоты, эстетизация безобразного. Красота как выражение тоски, страдания, меланхолии, отвращения, поэзия смерти, шокирующая эротика. Символ - образ, несущий глубинный смысл. Символ как рефлексия внутреннего состояния, трагического мироощущения сквозь призму мифологем. Символы демонизма: Огненный ангел У.Тернера, Саломея Г.Моро, Юдифь Г.Климта. Гюстав Моро (1826-1898). Увлечение итальянским ренессансом, влияние Бодлера, Делакруа и прерафаэлитов. Литературные реминисценции, мистицизм и экзотические детали. Образ роковой женщины, выражение атмосферы вожделения и порочности. Обращение к мифам, легендам, историческим образам. Густав Климт (1862-1918). Инициатор Венского Сецессиона в 1898г. Арабески, золотой колорит, декоративность. Замена пространственных построений декоративными. Символизация страсти и приватная мифология. Меланхолия. Эгон Шиле (1890-1918). Шокирующий эротизм, экспрессивная стилизация, эстетизация безобразного. Виртуозный рисунок. Наигранность жестов, изломанность фигур как театр измученного «Я». Нагота тела как радикальная форма самовыражения. Оскорбление официальной морали. Юные модели и судебное обвинение в совращении,1912. Эротические рисунки Валли Нейцл. Яркие видения омраченного сознания. Влияние танца Лои Фулер и Айседоры Дункан, контактов с душевнобольными на экспрессию поз и мимику образов. Мистическое состояние духа и символизм. Тревожная тема Материнства. Ландшафты души: одинокие деревья, увядшие цветы, мертвые города. РЕАЛИЗМ Критический реализм XIX века: отражение типических характеров в типичных обстоятельствах, социальный конфликт и нравственные переспективы. Реализм ХХ века, политическая направленность против государственных режимов: Давид Альваро Сикейрос, Диего Рибера. Неореализм Ренато Гуттузо, Рокуэла Кента. Феномен итальянского неореализма в кино. Фантастический реализм Р.Хауснера, Э.Бауэра, Ф.Яншка, В.Хутгера, А.Лемдена. Американский реализм Эдварда Хоппера. Новая фигуративность в живописи Англии и США: игра контрастирующих предметов, заострение их экспрессивных и конструктивных элементов.Латиноамериканский магический реализм в литературе: А.Карпентер, Г.Маркес, Х.Кортасар. Абстрактные основы. Стремление «заклясть» действительность, придать ей особый смысл. МОДЕРНИЗМ Культурный элитизм и аристократический скепсис. Учителя подозрительности Маркс, Фрейд, Ницше. Разрыв модернизма с классической художественной традицией. Ирония к социальной действительности и абстракция. Субъективное самоуглубление и приватная мифология. Дегуманизация искусства. Основные направления искусства модернизма. Творческие объединения и группы. Мюнхенская группа Синий всадник,1911-1914: Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Алексей фон Явленский, Пауль Клее, Дерен. Своеобычные модернисты: Матисс, Модильяни, Руссо. Дада ( 1915-1922). Нигилизм и агрессивность движения, анти-шедевры. Творческий акт, выходящий за субъективно-эмоциональные рамки. Новая предметность: коллаж, ассамбляж, фотомонтаж из материалов действительности. Коллаж как творчество жизни; произвольное объединение мусора, газетных вырезок, пучков волос, трамвайных билетов, кусков ткани, игрушек и пр. Ready-made, «предметы обихода, доведенные до уровня произведения искусства одним лишь фактом выбора художника» (М.Дюшан). Импровизации и экспромты. Симультанность – случайное сочетание звуков, тонов, вещей и слов. Эстетический террор и диктатура отрицания. Новый дизайн и реклама журналов. Журнал 391 Ф.Пикабиа, Манифест Дада Т.Тцара, Альманах Дада Р.Хюльзенбека. Скандальные ярмарки и трансментальные балы. Футуризм (1910-30-е). Воспитание новой расы людей посредством синема, аэро, авто. Использование динамизма, электричества, машины, сращенной с человеком. “Новый кентавр” или человек на мотоцикле. Экстраполяция динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу. Желание вымести все прежние сюжеты ради выражения вихревой жизни силы, стали, скорости, лихорадки. Взгляд на процесс движения социальной мегамашины, несущий обновление. “Без агрессии нет шедевра” (Маринетти). Вортисизм и воспевание динамизма в век машин. Кубизм. Разложение формы на плоскости. Аналитический (разложение объекта) и синтетический (симультанность точек зрения) кубизм. Тезис Сезанна: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, конуса и шара». Введение в живопись наклеек, газет, обрывков ткани и пр. Творчество Ж.Брака, П.Пикассо, Х.Гриса, Ф.Леже. Анри Матисс (1869-1954). Стремление чувствовать объем осязанием, влияние Сезанна. Фовизм, дикий стиль: яркий свет и усиленный цвет, светлые тени, передающие сияние радости жизни (А.Матисс, А.Дерен, Ж.Руо, М.Вламинк). Танец жизни. Илл. к Гомеру, Малларме, Джойсу. Росписи капеллы Четок в Вансе. Керамика, рисунки, гравюры, декупажи. Анри Руссо. Самодеятельное творчество, наивность и оригинальность. Амедео Модильяни (1884-1920). Меланхолия и изящество. Одиночество. Портреты и Ню. Любовь к Жанне Эбютерн и творчество. Франц Кафка (1883-1924). Отчуждение и гротеск. Обостренное чувство вины. Усилия человека и враждебность мира. Пабло Руис Пикассо (1881-1973). Влияние испанской живописи. «Голубой» и «розовый» периоды творчества. Провокация и скандал, влияние масок Африки. Расщепление форм на геометрические фигуры. Пикассо и Брак, рождение кубизма (1908-1915). Коллажи, контррельефы и иллюзионизм. Гравюры и офорты Сюита Воллара. Трагедия Герники. Антивоенный пафос. Голубь - символ борьбы за мир,1949. Кубистская интерпретация Менин Веласкеса, Алжирских женщин Делакруа, Завтрака на траве Мане.
Экспрессионизм Угнетающая социально-психологическая атмосфера, активизм А.Бергсона, готическая традиция “тайн и ужасов”, гротески Босха, Грюневальда, отчужденность мира и обезличенность человека как предпосылки экспрессионизма. Экспрессия - выражение трагического конфликта личности с миром, где шок отделен от его социальных причин. Самостоятельная ценность выразительности, а не того, что выражается. Эффективность и интенсивность воздействия формальной структуры произведения. Состояние подавленности, страха и ужаса, возникшее в результате развязанных мировых войн, общественных конфликтов. Активное отношение личности к миру. Экспрессия - результат столкновения агрессивного Эго с враждебным миром, угрожающим человеку или его ценностям. Энергия, взрыв, мятеж, ярость как жизненный тонус, воплощенный в темах огня, шторма, войны. Трагический гротеск как причудливый, пугающий образ, возникающий в результате стремления вызвать и покорить демонические силы реальности. Группа Мост, 1905-1913, ее экспрессивные мотивы: К.Шмит-Ротлуф, Э.Нольде, Э.Хеккель, Э.Кирхнер, М.Пехштейн. Галерея и журнал Штурм: М.Бекман, Г.Грос, О.Кокошка. Искаженный образ, образованный сгущенным переживанием у Новых диких. Неоэкспрессионизм: Г.Базелиц, А.Кифер, Д.Криг. Группа Кобра,1949: Аппель, Алешински, Дотреамон, Констан, Якобсен, Педерсен. Вернер Герцог (Herzog),1942-, кинорежиссер. Внимание к проблемам затравленных, несчастных людей, обреченных на изоляцию и гибель. Каждый за себя, а Бог против всех,1974 – трагедия человеческого одиночества. Апокалипсис буржуазной цивилизации, завороженность человечества смертью. Ноосферату – призрак ночи, 1978 – аллюзии фильма Мурнау. Сердце из стекла, 1976 – актерская игра под гипнозом, атмосфера визионерства и коллективного помешательства.
Абстракционизм Спиритуальный романтизм У.Тернера, О.Рунге, К.Д.Фридриха как исток абстрактного творчества. Абстракция – отвлечение от предметной действительности. Чистая живопись в себе, которая выражает духовное посредством беспредметной формы. Лирическая и геометрическая абстракция. Группа Де Стейл,1917: стиль трех измерений. Абстракция как создание первоэлементов художественного языка – точки и линии, геометрических фигур и других изобразительных элементов. Тема «точки и линии на плоскости» В.Кандинского и П.Клее. Группа Синий всадник (1910-1916), творчество Ф.Марка, А.Макке, А.фон Явленского, А.Матисса. Стили автоматического письма и инстинктивного творчества: ташизм (пятно), art brut (фр.: сырой, необработанный), art informel (фр.: бесформенный), action painting (живопись действия), графитти. Абстрактный экспрессионизм после второй мировой войны. Живопись цветового поля или бедное искусство как реакция на абстрактный экспрессионизм. Пауль Клее (1879-1940). Использование графической линии как чистой кантилены. Работа в Баухаузе (1921-30). Кредо: «искусство не передает видимое, но делает видимым». Интерес к прафеноменам в детском творчестве, работах первобытных и душевнобольных людей. Свободная фантазия и власть иррационального. Абстрактные элементы: стрелки, буквы, кресты, круги, глаза, решетки, рыбки, зверюшки и древние примитивы. Юмористические циклы людей, животных, растений. Серия Ангелов. Цикл сетей и волшебных квадратов. Джексон Поллок (1912-1956). Абстрактный экспрессионизм, использование техники дриппинг. Основатель информель, сплошной живописи и живописи действия. Интуиция и автоматическое письмо.
Сюрреализм Основание направления Андре Бретоном в 1921 году. Манифесты сюрреализма. Романтические грезы, иррациональная жизнь души. Концепции бессознательного З.Фрейда и К.Г.Юнга. Две стороны реальности: иррациональная, ночная, бессознательная и рациональная, дневная, сознательная. Объективный случай. Le Rêve - мечта, греза, сон как модальности бессознательного. Сюрреализм - поэзия сновидения. Погружение в глубины прошлого, к архетипам и основным инстинктам - Эросу и Танатосу. Воспарение в мечте к астральной реальности. Материализация снов, греза наяву. Основные черты сна - алогичность, смещение, инверсия, сгущение, спутанность. Сомнамбулический транс: смешение эротики, мечты, кошмара. Черный юмор и конвульсивная красота (эротически чудесное). Способы выражения фантасмагории: автоматическое письмо, коллаж, обман зрения, клише, фротаж, декалькомания, дрипинг-медитация. Фантасмагория как гротеск. Луис Бунюэль ( 1900-1983), кинорежиссер. Жестокость, эротизм и эпатаж фильма Андалузский пес (1928). Выражение неврозов и комплексов в Золотом веке (1930). Кинематограф как общественное сновидение. Деградация реальности в фильме Скромное обаяние буржуазии (1972). Сальвадор Дали (1904-1989). Сны и галлюцинации. Выражение основных инстинктов и архетипов. Прием «обмана зрения». Мифологемы и художественные прототипы. Религиозно-философский цикл. Макс Эрнст. Выявление чудесного, скрытого в повседневном. Фротаж. Фантастические миры: душные леса, грандиозные солнца, необычные растения. Чудесное как коллаж фрагментов действительности. Хоан Миро (1893-1983). Равнозначность предметов и метаморфоза каталонского ландшафта. Персонажи мифического мира. Отказ от элементов действительности. Минимализация деталей. Необузданность, легкость и свобода. Наброски видений, случайности, свободные ассоциации поэтических образов. Карнавал причудливых созданий. Абстрактность работ. Интерпретации классических произведений. Бумажные коллажи и зернистые «холсты». Фигуры, юмористические портреты, птицы. Искусство абсурда Истощение модернистской традиции погружения в субъект и крушение реальности. Понимание абсурда дадаизмом и метафизическая живопись де Кирико. Термин «абсурд» - нелепость, несуразность, неуместность. Нечто алогичное и невероятное, заводящее человека в тупик как абсурдное. Абсурдный в значении смехотворный. Абсурд и парадокс. Суть искусства абсурда - подрыв общественных стереотипов и разрушение предрассудков. Обращение всех вопросов к зрителю, а не к картине. Гротеск как особый вид беспорядка. Опрокидывание логики и рациональных проектов. Пародирование человека клише и лозунгов. Опровержение уверенности в том, что, владея словами, мы ‘касаемся’ реальности. Реальность как продукт перцептивной веры. «Видеть как». ‘Черный юмор’ как опрокидывание коллективных представлений. Особенность направления: отнесение вопросов к зрителю, а не к картине. Беспокойство, насилие над здравым смыслом, навязчивость взгляда. Антонен Арто ( 1896-1948). Драматург и сценарист, создатель театра жестокости. Страдания человека, мучимого небытием и эрозия мысли. Жестокость детерминизма. Спектакли Сожженная утроба, или безумная мать (1927) Тайны любви (1928). Идея чистого театра без различения между актером и публикой, словом и жестом, театром и жизнью. Игра как магический ритуал, дионисийство, обнажающая скелет жизни. Джоржио де Кирико (1898-1978). Загадочные сочетания объектов и манекенов. Метафизическая живопись (1917-1930). Безмолвные города. Рене Магритт. Осознание различия между визуальным образом и словом, между видеть и говорить. Разрушение европейской привычки не видеть, но читать реальность. Фрески «Очарованное царство» интерьера казино в Кнокке-ле-Зоуте,1953. Черный юмор как сведение мысли к нелепости и подрыв условностей культуры.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОДЕРНИЗМ Литература «потока сознания» Интуитивизм А.Бергсона и внутренний монолог Л.Толстого, Ф.Достоевского как исток нового направления. «Новая орфическая чувственность» - осознание и просветление тонких душевных состояний. Письмо, выражающее живой поток становления, «жизнь» как витальность, дух, биос в противовес большим идеям разума и социальной действительности. Поток ассоциаций и образов - извечный поток видимостей (М.Пруст), неизвестный, меняющийся и неуловимый дух (В.Вулф), анонимная субстанция (Н.Саррот). Индетерминированность, неопределенность и изменчивость жизни, непроизвольное кипение различных множеств и состояний длительности, образование бесконечно нового. Непостижимость для интеллекта. Интуитивные акты «схватывания» целого, бескорыстный взгляд - епифании Д.Джойса, тропизмы Н.Саррот, бесстрастие М.Пруста. Переживание и осознание текущего времени. Текущее настоящее: мечта - впечатление - память. Ассоциативная связь с прошлым в текущем мгновении - аллюзии Д.Джойса, реминисценции М.Пруста. Дискретность и психологизм потока образов в отличие от чистой длительности (А.Бергсон), которая не имеет ни субстанции, ни мгновений. Аксиологический релятивизм. Зыбкость, неустойчивость жизни, делающая преходящими ценности, значимость всего настолько, насколько нечто приносит сиюминутное наслаждение. Антироман: не персонаж, но профиль, очерк, силуэт, Homo Fictus; наслаждение текстом, сиюминутностью и отказ от истории, сюжета, интриги; текущее настоящее, прошедшее в настоящем; проблема non-finito как способ выражения непрерывного течения жизни. Джеймс Джойс (1882-1941). Странствие в глубинах культуры в романе Улисс, 1922. Один день жизни человека сквозь призму мифа. Миф как способ упорядочить тысячи мелочей и многооразие истории. Поток сознания и различные формы повествования в эпизодах. Смешение языков, ассоциации, аллюзии, епифании. Экзистенциализм Кризис идентичности. Критика отчужденного сознания. Неподлинное бытие: нивелирование человека до социально-ролевой функции в тисках бюрократической машины. Отчуждение и механистическая общественная жизнь. Социальная сущность индивида = всеобщее = неподлинное бытие. Подлинное бытие - верность себе, индивидуальная свобода, субъективность: «Существование предшествует сущности или надо начинать с субъективности» (Ж.-П.Сартр). Неповторимость субъективности, уникальность личности, укорененная в теле. Ситуация и выбор. Пограничная или критическая ситуация как толчок для прояснения сознания, понимания опустошенности, нелепости повседневной жизни. Ситуация вины (К.Ясперс), смертельной опасности (М.Хайдеггер), страха (Ж.-П.Сартр), скуки (А.Камю), агонии (М.Унамуно), любви (Ф.Мориак). Ситуация выбора: продолжать находится в состоянии прозябания, ориентируясь на иллюзорные возможности социальной действительности, или стать приверженцем своей страсти. Выбор себя, своей боли, своей надежды, жизни собственным смыслом. Отказ от универсального, внешнего и раскол сознания на социально-ролевое и индивидуально-личностное. Субъективность как полагание своего закона вопреки социальной необходимости. Выход за пределы общественной жизни, будь то ценности или повседневная рутина, экзистирование. Экзистенция - страсть, нигилирующая универсальное и укорененная в теле; существование, выходящее за пределы обыденной жизни. Ее негативность, нигилирование объективного и обращенность в субъект. Постановка под сомнение мира и самое себя, постоянное ускользание. Состояние постоянного отрицания и самоотрицания субъекта, приверженного собственной страсти. Негативность или сознание, по Сартру, не есть то, что есть [оно не предметно] и есть то, что не есть [небытие]. Сознание как Небытие или Ничто; страсть как направленность от бессмысленной повседневности к Ничто. Личностный смысл. Обнаружение Ничто как осознание конечности индивидуального существования - той истины, что человек рожден, чтобы умереть, ибо конечность, смерть обессмысливает любую деятельность. Утрата рационального основания бытия, внешних и внутренних опор. Экзистенция - бытие направленное к Ничто и сознающее свою конечность (Хайдеггер, Сартр); временность, личностная устремленность в будущее, фундаментальный проект - движение к смерти, Ничто. Страх как воздействие Ничто (Кьеркегор). Утрата рационального значения и рождение эмоционального смысла - переживание страха, отчаяния, тревоги, тоски и пр. метафизических чувств. Недоступность личностного смысла, переживания своей конечности окружающим. Страсть как акт свободы, внутренний протест, отрицание рационального и социального порядка (Мориак, Ануй); как бунт против роковой неизбежности смерти (Камю, Мальро). Парадокс как истина человеческого существования. Онтологическая и логическая невозможность есть парадокс. Страсть, выходящая за пределы социальной действительности, логики, морали и здравого смысла алогична и личностна, а, значит, парадоксальна. Парадокс веры Кьеркегора, парадокс свободы и необходимости Камю, парадокс свободы и ответственности Сартра, парадокс любви Мориака. Социальный смысл экзистенциализма. Антиутопия и фэнтези Утопия (u-topos – место, которого нет, eu-topos – благое место) – идеализированное, совершенное общество как альтернатива настоящему социуму. Превалирование нравственного идеала в классической утопии. Описание устройства общества будущего, альтернативная современности социально-историческая гипотеза. Социальная и техническая антиутопия - отрицание мифа о будущем рае, проекта общества вечного блаженства. Роман-предупреждение и предчувствие техногенных катастроф. Отрицание триумфа порядка и контроля, машинного мироустройства, как апофеоза эффективности и рационализма. Техноутопии. Дистопия - образ разрушенного общества, не имеющего перспектив реконструкции, и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность» (Д.Оруэлл); сегодняшний ад, усиленный в будущем. Фэнтези - душевная утопия, «утопизирующее усилие самого себя» (Э.Блох). Жажда приключений, свободной жизни, новизны ощущений, живости восприятия мира. Душевная утопия - поиск земли обетованной. Фантастическое и выход за границы возможного; сверхестественное, паранормальное. Дневные мечты и ночные фантазии. Иерофании (явления священного). Погружение в мир чудесного: а)Невосприимчивость очарованного к действительности; избавление от рутины и суеты повседневности, от тяжести монотонного труда, регламентированной жизни, от бремени голода и несправедливости и смерти. б)Восстановление и обновление жизненных сил, свежести восприятия. в)Утешение, удовлетворение чаяний: избавление от смерти в череде жизней или перевоплощений; окончательная победа добра среди катастроф, скорби и поражений. г)Ощущение счастья, удивление, наслаждение приключениями. Оправдание вымысла как топика искусства: вымышленная география – лабиринт сил сопротивления на пути желания. Путь героя и карта препятствий, неожиданности и ловушки. Ошеломляющие и тревожные события. Экзотические условия вымышленного мира - фантастические существа, волшебные предметы, метаморфозы хронотопа. Погружение в мистерию Волшебной Страны. Модернизация волшебной сказки: арсенал «волшебных» предметов из научной фантастики; персонаж-рассказчик удостоверяющий нарратив. Значение языка культуры для обоснования вымысла. Аллюзии, мифологемы, лингвистические игры, фоноцентризм. Подоплека невозможного - реальность желания. Достоверность желаемого. Логика загаданного бытия - абсолютная свобода желания. Свершение надежд - путь желания в лабиринте препятствий к энигматическому знанию, к открытию тайны мира или человека. Чудесное как невиданный феномен, откровение души. Конечный пункт: благовестие, отблеск запредельной радости, evangelium.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.015 с.) |