Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3 История культуры и искусства Древнего мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 4 История культуры и искусства Востока Тема 5 История культуры и искусства Западной Европы Тема 6 История русского искусства Тема 7 История культуры и искусства современности Теория дизайна
Природа дизайна. Индустриальное и постиндустриальное общество и особенности материальной культуры. Культурные и производственные предпосылки дизайна. Традиционная ремесленная и нетрадиционная проектная материальная культура. Генезис дизайна. Его отношение к духовной культуре и технической цивилизации. Роль эстетических качеств изделия в урбанистических условиях. Сущность дизайна. Дизайн (design - проектировать, конструировать) - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами. Дизайн - англ.: design 1)вымысел, план 2)намерение, цель; 3) проект; план; чертеж; конструкция, расчет; 4)рисунок, эскиз, узор; 5)композиция; 6) (злой) умысел. Дизайн - нем.: gestaltung - связь проектирования формы с гештальтпсихологией. Дизайнер - означает 1)конструктор, проектировщик, 2)чертежник, 3)рисовальщик, 4)модельер, конструктор одежды, 5)интриган; designing. Проект от лат. projectus – двигать что-либо вперед. «Промышленное искусство» как термин аналогичный «дизайну». Дизайн по определению «творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека» (ИКСИД, 1969). «Техническая эстетика» (П.Тучны) - как основа теории дизайна. Анализ и осмысление социальных, эстетических, функциональных, эргономических, экологических и индустриальных аспектов формирования предметно пространственной среды в технической эстетике. Существенные черты дизайна - проектирование, серийное промышленное производство, типовые изделия. Дизайн - разделение проектирования и производства. Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и декоративное искусство: их особенности и различие. Искусство как художественный образ, выражающий творческую индивидуальность. Дизайн как проектирование и конструирование материальных объектов, знаков и знаковых систем. Различие между «проектированием вещи» и «художественным образом», презентация вещи и репрезентация искусства. Сущностное качество дизайна - единство функции, формы, качества. Функция, форма, качество вещи. Конструкция и форма. Технология серийного производства и формообразование. Форма и структурные связи предметной среды. Форма и коммуникация. Понятие комбинаторики. Понятие модуля и стандарта. Эргономика вещей и техники. Форма как сочетание красоты и пользы. Эстетические аспекты формы - композиция, пропорциональность, соразмерность, ритм, и пр. Социальные, технологические, утилитарные, эргономические, экологические и эстетические требования к промышленным изделиям. Стадии проектирования - техническое задание, художественно-конструкторский анализ, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации, технологическая карта, опытный образец. Специфика дизайна. Дизайн и ремесло. Ремесло как искусность, ручной труд, индивидуальное изготовление; дизайн как проект, технология массового производства. Ремесленная вещь как воплощение индивидуальности мастера; дизайн вещи как превращенная (отчужденная) форма общественного производства. Виды дизайна. Индустриальный дизайн- охватывает широчайший круг объектов. Проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих технико-экономический потенциал общества. Это продукция машиностроения и станкостроения, транспорт, вооружение. Дизайн техники. Массовый характер изделий группы «Б» т.е. предметов потребления: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь, предметы повседневного обихода и пр. Особое место оборудования интерьеров - мебели, освещения, сервиса, в т.ч. посуды, столовых приборов. Особенности дизайна медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей, проектирование игрушек и изделий для детей.ИКСИД - международный совет организаций индустриального дизайна (1957), призванный способствовать развитию дизайна во всем мире, содействовать повышению уровня художественного конструирования и профессиональной подготовки художников-конструкторов. Графический дизайн. Традиционные формы графического дизайна: книжная графика и плакат, упаковка, этикетки, фирменные знаки и фирменный стиль, шрифты и т.д. Появление новых аспектов графического дизайна - коммуникативного (в интерьерах административных зданий, в пространстве населенных пунктов, у дорог), рекламного (теле и радиоролики, щитовая реклама, плакат, рекламные буклеты), Web -дизайн и др. Компьютерная графикакак разновидность графического дизайна. Web-site и виртуальные объекты в Интернете. Своеобразие построения графических изображений и системы информации в сети. Дизайн среды- охватывает интерьеры, техносреду, архитектуру малых форм, урбанистическую среду в целом. Проектирование интерьера и оборудования. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительским требованиям оборудования площадей и улиц с середины 60-х годов. Понятие «ландшафтный дизайн», его своеобразие по отношению к традиционному садово-парковому искусству и ландшафтной архитектуре. Особенности дизайна выставочных экспозиций- праздничного оформления среды жизнедеятельности. Дизайн одежды - проектирование и серийное производство швейных изделий и аксессуаров. Дизайн костюма и мода. Уникальные коллекции haute couture и массовая, уличная мода prêt-a-porter. Теоретические предпосылки дизайна. Джон Рескин, его тезис «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности». Стремление применить искусство для оказания действенной пользы в обыденной жизни и улучшения условий труда на производстве. Уильям Моррис - понимание упадка в культуре в зависимости от технико-экономических причин, требование возврата к ручному труду. Значение эстетического в предметной среде. Готфрид Земпер - автор здания Дрезденской галереи, театра, павильонов Первой Всемирной выставки (1851). Труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (1860-1863). Идея о подчинении формы вещи ее назначению (функции), материалу, технологии производства, а также религиозным установкам, социально-политическим порядкам (идеологии); личности художника (архитектора). Поиск новой «эстетики» в изделиях производства. Франц Рело -первая формулировка вопросов кинематики механизмов (1875), увязывание теории с проблемами конструирования, попытка решить проблему эстетичности машин. Тезис о возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Герберт Риди его книга «Искусство и промышленность» (1934). Дизайн есть «абстрактное искусство» и «в границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике». Функционализм. Формула функционализма – «форма следует за функцией». Красота как результат функции и отсутствия избыточных декоративных элементов. Прекрасное как целесообразное - элегантное. Вопрос не в том, какими аспектами формы можно поступиться ради функции, а в том какие аспекты дизайна являются решающими для его успеха (назначения вещи). хорошая форма: - способ эстетической выразительности в дизайне, основанный на гештальт-психологии; - рациональное использования типовых полиграфических элементов; - понятность пользования (промышленная графика); - модульная сетка как основа верстки, проектирования книги, газеты или плаката; - баланс visual & copy; «визуальная книга» в противовес чисто «читательской»; - функциональный шрифт (удобочитаемость, различимость, заметность); хороший дизайн: - полезность, надежность, долговечность - требование качества, простота пластики и отсутствие декора - экономичность, технологические и психологические стандарты - рационализм и функционализм, принцип «меньше есть больше» (Мис ван дер Роэ). - эргономика, безопасность, экологичность Стайлинг. Дизайн с позиции продаж, а не производства. Великая депрессия и рождение формы как стимула продаж. Формула стайлинга - «функция и форма едины» (Ханнес Майер, Фрэнк Ллойд Райт). Погоня за новизной. Творчество Реймонда Лоуи. Вещь как предмет обладания, ее значения – экономическое (стоимость), юридическое (собственность), техническое (средство) и коммуникативное (знак), статусное и пр. Символическое присвоение и сегментация потребления. Аэростиль, streamline, органический дизайн, биодизайн, биоморфизм, биоморфный стайлинг. Bel Designo - стиль Оливетти. Стайлинг как инструмент конкурентной борьбы, коммерческий смысл формообразования. Современные тренды проектирования. Ситуация постмодерна и формула«форма поглощает функцию» (Ф.Байер). Назначение вещи не в техническом, а в эргономическом и семантическом смысле (Ф.Старк); «форма следует эмоции». Поп-дизайн, космический стиль, футурдизайн; арт-дизайн, радикальный дизайн, анти-дизайн; стиль Мемфис, и студии Алхимия, Новый дизайн, ре-дизайн; постиндустриализм, деконструктивизм, эмоциональный дизайн, plug&play, rouge&ready. основная Михайлов С., Михайлова А. Основы дизайна.- Казань, 2008 электронный ресурс Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013 Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD дополнительная Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2008 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007 авторские работы преподавателей ЮРГИ Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011 Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.155 (0.01 с.) |